Файл: Понятие и структура правовой основы оперативно розыскной деятельности.pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 162
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие и основания оперативно - розыскной деятельности
1.1 Понятие и основания оперативно - розыскной деятельности
1.2. Понятие принципов ОРД, их система и значение
Глава 2 Общая характеристика и структура действующего оперативно розыскного законодательства
2.1 Понятие оперативно розыскного законодательства
2.2 Толкование норм оперативно розыскного закона и его толкование
Под принципами данной работы понимаются руководящие идеи, главные начала выработанные оперативно-розыскной практикой, которые закреплены в нормах законодательных и иных нормативных актах, регулирующих общественные дела в области оперативно-розыскной работы, и которые отражают политические, денежные и публичные закономерности развития современного российского общества, а буквально еще нравственные и правовые представления россиян относительно сущности, цели, задач и процедур воплощения оперативно-розыскной работы.
По личной сути почвы ОРД надевают властолюбивый, властно - властолюбивый характер и содержат неотклонимые предписания, выполнение которых гарантируется всем арсеналом буквально незамедлительно - розыскных средств.
Всякий принцип отражает определенные закономерности общественной жизни, сочетает в для себя комплекс однородных свойств и признаков, совокупность которых, отличаясь однородным характером, приобретает очертания такового или же же иного исходного положения ОРД. В личную очередь, всякий принцип ОРД неизбежно должен влиять на систему её руководящих начал, а система в личной целостности в общем виде выражать сущность, социальную и юридическую природу. Под системой, понимается объединение некоторого контраста в единое и в одно и также время понятно расчлененное целое. В системе должно быть в наличии это количество почв, которое в безоговорочной мере поможет выполнению функций и решению задач, стоящих перед субъектами ОРД. Всякий принцип системы по содержанию должен быть относительно независим.
Почвы проделывают предпосылки к формированию концепции каждого положения или же всей системы в целом, обеспечивая собственно что более совершенствование различных направлений оперативно-розыскной работы.
В зависимости от характера и содержания выделяются правовые, организационные и морально-этические почвы.
Правовые почвы классифицируются на 2 группы:
- конституционные (общеправовые), находящие внедрение в ОРД;
- отраслевые, относящиеся только лишь только к ОРД;
Общеправовые почвы – это руководящие начала для всей правоохранительной системы, эти как законность, равенство людей перед законодательством, благоговение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина при претворении в жизнь оперативно-розыскной работы.
Меж особенных (отраслевых) почв называю эти как конспирация, сочетание гласных и внегласных методик и средств сотрудничества с населением и опора на его помощь.
Для оперативно-розыскного процесса принципно и то, именно собственно что при использовании в установленном законодательством порядке результатов оперативно-розыскной работы должностные лица оперативных подразделений обязаны управляться принципами, предусмотренными или же же выводимыми из общепринятых мерок Уголовного, Уголовно-процессуального, Таможенного, Уголовно-исполнительного кодексов, а ещё Кодекса об административных правонарушениях. Почвы, закрепленные в законодательстве и подзаконных нормативных актах, принято обозначать как нормы-принципы.
Подчеркну, именно собственно что все почвы ОРД самостоятельны, при данном меж их нет главных и второстепенных. Изнутри системы почв не содержит вероятность и не должно быть противопоставления 1-го принципа другому.
Вместе с собственно что ОРД как вид практической работы оперативных подразделений выделяет собой особую систему со личным особенным аппаратом и организацией работы, которые отвечают общепринятым в государстве правилам. В связи с сведениям выделяются организационные почвы.
Организационные почвы – это главные идеи, требования и аспекты, выработанные практически сразу – розыскной практикой. Меж организационных выделяют следующие почвы: оперативности, привлечения конфидентов, научности, плановости, связи с общественностью, внепартийности, подконтрольности, единоначалия и др.
В социальной области, к которой относится борьба с преступностью, особое значение имеет организация упорядочения и регулирования действий отдельных индивидов и социальных групп.
Морально – этические почвы числятся основой, на которой базируется правовое регулирование ОРД, для её счастливого воплощения в границах нравственности. Применительно к ОРД основными морально – этическими принципами числятся: гуманизм, коллективизм, преданность, сознательность, добросовестное отношение к труду. Морально – этические почвы легли в основание принятого в 2008 году Кодекса проф этики служащих ОВД РФ.
Подводя итог сказанному вполне вероятно сказать, именно собственно что почвы ОРД должны в личной совокупности:
- показывать публичный и правовой характер ОРД;
- помогать познанию ее сущности;
- помогать совершенствованию ее правового регулирования;
- искать закрепление и блик в инициативных нормативных актах;
- подчеркивать самостоятельный и оригинальный характер ОРД;
- показывать ее место и соотношение с другими видами правоохранительной деятельности;
- гарантировать соблюдение прав и свобод личности при проведении ОРД;
- трудиться базой при выявлении основных направлений совершенствования ОРД.
Глава 2 Общая характеристика и структура действующего оперативно розыскного законодательства
2.1 Понятие оперативно розыскного законодательства
Оперативно-розыскной закон – это собирательный термин, под которым понимают комплексный нормативный правовой акт России высшей юридической силы, предназначенный регулировать общественные отношения преимущественно в области оперативно-розыскной деятельности, а также в некоторых иных видах деятельности правоохранительных органов и спецслужб Российской Федерации, связанных с оперативно-розыскной деятельностью, в частности в контрразведывательной и уголовно-процессуальной деятельности.
Первый в современной истории России был Закон Российской Федерации от 12 марта 1992 года “Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации”. Его сменил и в настоящее время действует Федеральный Закон об ОРД, принятый 05 июля 1995 года, подписан Президентом Российской Федерации 12 августа 1995 года № 144 – ФЗ и вступил в силу со дня официального опубликования в “Российской газете” от 18 августа 1995 г.
В Федеральный Закон об ОРД четыре раза вносились изменения и дополнения: Федеральными Законами от 18 июля 1997 года № 101 –ФЗ “О внесение изменений и дополнений в Федеральный закон “О государственной охране” “и Федеральный закон “Об оперативно-розыскной деятельности, от 21 июля 1998 г. № 117 – ФЗ “О внесение изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы”, от 05 января 1999 г. № 6 – ФЗ “О внесение изменений в Федеральный закон “Об оперативно-розыскной деятельности”” и от 30 декабря 1999 года № 225 – ФЗ “О внесение изменения в Федеральный закон “Об оперативно-розыскной деятельности””.
Федеральный Закон об ОРД состоит из преамбулы и шести глав, включающих 23 статьи. Он содержит ряд бланкетных (отсылочных) юридических норм (ст. 4, ч. 3 и ч. 8 ст. 5, ч. 4, 7 и 8 ст. 6, п. 5 ч. 1 и ч. 8 ст. 8, ч. 2 ст. 9, ч. 1 и ч. 5 ст. 10, ч. 1 – 3 ст. 11, ч. 2 ст. 12, ч. 3 и ч. 4 ст. 13, п. 3 и п. 6 ст. 14, п. 5 ч. 1 ст. 15, ч. 1, 2, 4 – 6 ст. 16, ч. 3 – 9 ст. 18 , ст. 19, ст. 20, ч. 1ст. 21). Отдельные нормативные положения этого Закона декларативны (абз. 3 ст. 2, ч. 2 и ч. 9 ст. 5 п. 1 ст. 14, ч. 3 ст. 15, ст. 22).
Федеральный Закон об ОРД, в преамбуле, определяет содержание оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой на территории России, и закрепляет систему гарантий законности при проведении оперативно-розыскных мероприятий.
Федеральный Закон об ОРД является “ядром” оперативно-розыскного законодательства.
Кроме того, нормы Федерального Закона об ОРД образуют систематизирующий нормативно-правовой массив для дальнейшего кодификационного процесса в области сыскной деятельности, включая оперативно-розыскную и контрразведывательную, и разработки соответствующего кодекса.
В Федеральном Законе об ОРД имеются исключения из правил осуществления оперативно-розыскной деятельности, их насчитывается восемь: они содержатся в ч. 4, 5 и 8 ст.5, ч. 8 ст. 8, ч. 3 ст. 9, ч. 4 ст. 13, ч. 2 ст. 16 и ч. 3 ст. 21.
Кроме того, в Федеральном Законе об ОРД предусмотрены специальные “перечни”, т.е. перечисления определенных правил по порядку, а также списки с таким перечислением. Законодатель непосредственно называет шесть списков.
- Перечень оперативно-розыскных мероприятий, приведенный в ч. 1 ст. 6 Федерального Закона об ОРД, может быть изменен или дополнен только федеральным законом.
- Перечень видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности, согласно предписаний ч. 8 ст. 6 Федерального Закона об ОРД устанавливается Правительством РФ.
- Перечень категорий руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, которые полномочны утверждать мотивированное постановление о проведении оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающего конституционные права граждан, согласно правил ч. 2 ст. 9 “Основания и порядок судебного рассмотрения материалов об ограничении конституционных прав граждан при проведении оперативно-розыскных мероприятий” Федерального Закона об ОРД устанавливается ведомственными нормативными актами.
- Перечень дел оперативного учета и порядок их ведения в соответствии с ч. 5 ст.10 “Информационное обеспечение и документирование оперативно-розыскной деятельности” Федерального Закона об ОРД определяются нормативными актами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
- Перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, согласно предписаний ч. 3 ст. 13 “Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность” Федерального Закона об ОРД может изменяться или дополняться только федеральным законом.
- Перечень оперативных подразделений, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, их полномочия, структуру и организацию работы согласно правил ч. 3 ст. 13 Федерального Закона об ОРД
Действие оперативно–розыскного закона во времени
Ведущее правило воздействия оперативно-розыскного закона во времени надлежащее: нрав и оглавление проводимых в РФ оперативно-розыскных событий ориентируются общепризнанными мерками оперативно-розыскного закона, деятельного во время совершения определенных оперативно-розыскных событий и принятия надлежащих заключений субъектами оперативно-розыскной работы.
В одном ряду с данным идет по стопам управляться грядущим совокупным правилом:
для начала, общепризнанных мерок оперативно-розыскного закона, предписания коих сузивают район воплощения ОРД, имеют оборотную силу;
во-2-х, общепризнанных мерок оперативно-розыскного закона, расширяющие сферу оперативно-розыскной работы (например, преумножавшие круг субъектов, ее осуществляющих, или же объектов, по коим она имеет возможность осуществляться), оборотной силы не имеют.
Не считая такого, с учетом присутствия в Федеральном Законе об ОРД значимого количества бланкетных общепризнанных мерок правоприменителю в любом определенном случае нужно квалифицировать, функционирует или же нет конкретный нормативный действие (как законодательный, например и подзаконный), к содержанию которого отсылается та или же другая заметка Федерального Закона об ОРД.
Действие оперативно–розыскного закона в пространстве
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального Закона об ОРД общим условием проведения оперативно-розыскных мероприятий выступает возможность их осуществления на территории России, если иное не предусмотрено федеральным законом, т.е. принцип территориальности. Нормы Федерального Закона об ОРД полностью применяются на всей территории России, которая согласно Конституции Российской Федерации включает территорию ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство на них (ст. 67).
В соответствии с ч. 2 ст. 11 УК РФ преступления, совершенные в пределах территориальных вод и воздушного пространства России (согласно ч. 2 ст. 1 Воздушного кодекса РФ), признаются совершенными на территории России. Следовательно, для реализации целей оперативно–розыскной деятельности нормы Федерального Закона об ОРД применяются и в указанных средах. Исключения из действия оперативно-розыскного закона в пространстве:
- В ст. 12 УК РФ содержится предписание о действие уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступления вне пределов России. Предполагаем, что создание предпосылок для реализации этой нормы подразумевается вероятность совершения ОРД за рубежом.
- Исходит из предписаний Закона о международных договорах. Соответствующим международным соглашением может быть предусмотрена возможность осуществления ОРМ за пределами России.
- С учетом того, что в исключительных случаях уголовная юрисдикция России осуществляется на борту иностранного судна, проходящего через территориальное море (ст. 17 Федерального Закона “О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации”), оперативно-розыскная деятельность возможна для обеспечения производства расследования на борту иностранного судна во время его прохода в случаях, если: последствия преступления распространяются на территорию России; такие меры необходимы для пресечения незаконной торговли наркотическими средствами или психотропными веществами, а также для пресечения других преступлений международного характера, предусмотренные международными договорами России, и др.
- Федеральный закон применяется также в исключительной экономической зоне и на пространстве континентального шельфа России.
- Непосредственно в Федеральном Законе об ОРД установлено определенное изъятие из принципа его действия в пространстве. Согласно ч. 5 ст. 13 ОРМ в следственных изоляторах “чужие” оперативники вправе проводить совместно с работниками уголовно-исполнительной системы Минюста России. Таким образом, этим предписанием Федерального Закона об ОРД установлено ограничение на действие территориального принципа осуществления оперативно-розыскной деятельности.