Файл: Понятие и структура правовой основы оперативно розыскной деятельности.pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 156
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие и основания оперативно - розыскной деятельности
1.1 Понятие и основания оперативно - розыскной деятельности
1.2. Понятие принципов ОРД, их система и значение
Глава 2 Общая характеристика и структура действующего оперативно розыскного законодательства
2.1 Понятие оперативно розыскного законодательства
2.2 Толкование норм оперативно розыскного закона и его толкование
Введение
Одной из основных особенностей цивилизованного государства является его способность противодействовать негативным явлениям и, в первую очередь, преступности. Преступность представляет угрозу существованию самого государства. Для ее выживания и развития на сегодняшний день необходим ряд серьезных и последовательных мер, в первую очередь, антикриминального, в том числе, оперативно-розыскного, свойства. Одним из этих мер самое значимое место занимает законотворческая деятельность, так как демократическое государство невозможно представить без наличия и соблюдения законов, Поскольку действующее оперативно-розыскное законодательство не в полной мере отвечает современным потребностям практики борьбы с преступностью и нуждается в дальнейшем совершенствовании, тема исследования актуальна и заслуживает углубленного анализа Степень научной разработанности темы исследования. Различные аспекты, соприкасающиеся с темой исследования, нашли отражение в работах по проблемам совершенствования правового регулирования оперативно-розыскной деятельности (ОРД) таких авторов, как Я.В. Давыдов, О.Г. Ковалев, А.Г. Маркушин, М.В. Ремизов, В.А. Мартынов, А. Е. Чечетин, А. Ю. Шумилов и др. Однако в трудах данных исследователей рассматривались либо отдельные вопросы нормативного правового регулирования ОРД, либо это регулирование анализировалось до введения в действие ФЗ об ОРД. Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с законодательной регламентацией ОРД и практическим использованием законодательных норм в указанной сфере. Предметом исследования выступают закономерности создания законодательных норм и их использования в правоприменительной деятельности субъектов ОРД. Основной целью исследования выступает системный анализ законодательных положений в области ОРД. В соответствии с этим, предписанная задача имеет возможность быть достигнута методом заключения надлежащих задач - выучить главные положения правового регулировки оперативно-розыскной деятельности; - предоставить характеристику структуры деятельного оперативно-розыскного закона. Методологическую базу изучения оформляет диалектико-материалистический способ знания. В курсовой работе приноравливались общенаучные способы: юридический, историко-правовой, сравнительно-правовой, способ толкования, а еще особые - тест документов. Теоретической почвой изучения считаются научные труды передовых научных работников в области права, этих как Я.В. Давыдов, О.Г. Ковалев, Ю.Г Железняков. А.Г. Маркушин, М.В. Ремизов, В.А. Мартынов, К.В. Лиджаев, А. Е. Чечетин, А. Ю. Шумилов и иных. Нормативную основание изучения оформляют нормативные материалы и бумаги, дозволяющие купить представление о правовом регулировке ОРД в Русской Федерации – эти как Конституция Русской Федерации, законодательные акты федерального значения, иные нормативно-правовые акты, относящиеся к рассматриваемой задаче. Главные положения, выносимые на защиту: 1 Правовое регулировка ОРД - специфичная работа страны, его органов и должностных лиц по упорядочиванию оперативно-розыскных отношений в предоставленной сфере методом влияния на их слаженных и взаимодействующих юридических средств, поставленных нормативными правовыми актами разной юридической силы. 2. Правовую базу ОРД оформляет совокупа нормативных правовых актов (содержащихся в их правил, предписаний и т д.), регламентирующих ее компанию и стратегию. 3. Акты, элементы законодательную базу ОРД, возможно подразделить натри группы - законодательные акты, именно регулирующие ОРД, - законодательные акты, регулирующие другие сферы работы, но имеющие в собственном содержании общепризнанных мерок, напрямик относящиеся к ОРД, - законодательные акты, не имеющие общепризнанных мерок, напрямик регулирующих ОРД, но опосредованно действующие на ее воплощение Практическая значимость курсовой работы заключается в том, собственно что положения и выводы имеют все шансы быть применены в научно-исследовательской работы - для становления совместной доктрине ОРД и заключения на теоретическом уровне задач оперативно-розыскной способа, связанной с претворением в жизнь ОРД и внедрением ее итогов, в ходе правотворческой работы - по совершенствованию деятельного законодательства, в учебном процессе - при чтении лекций, проведении практических занятий по предметам «Оперативно-розыскная деятельность», «Основы оперативно-розыскной деятельности», а еще для подготовки пособий и программ по обозначенным дисциплинам.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Понятие и основания оперативно - розыскной деятельности
1.1 Понятие и основания оперативно - розыскной деятельности
Оперативно-розыскная деятельность (ОРД) - вид деятельности, осуществляемый гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов уполномоченных на то законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ) в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
В случае, когда содержание, цели оперативно-розыскных мероприятий (далее ОРМ) и ее участники не скрываются от находящихся вокруг, оперативно-розыскная деятельность является гласной. Соблюдение скрытности ОРМ от субъектов, против которых они ведутся, а также тех, кто в них не участвует, в том числе от сотрудников оперативно-розыскных органов (далее - ОРО), предполагает негласную оперативно-розыскную деятельность. Данный вид ОРД при сложных преступлениях позволяет гарантировать результативность, безопасность участников ОРМ, предотвратить и нейтрализовать возможное противодействие со стороны преступников. Гласный и негласный вариант работы ориентируется при выборе цели ОРД.
Законодатель точно закрепил круг уполномоченных органов, которые могут выступать от имени государства при проведении. Их перечень определен ст. 13 данного Федерального закона и может быть изменен или дополнен только законом. На данный момент оперативные подразделения, в обязанности которых входят ОРМ, существуют в:
Органах внутренних дел РФ;
Федеральной службе безопасности РФ;
Федеральных органах государственной охраны РФ;
Федеральной таможенной службе РФ;
Службе внешней разведки РФ;
Федеральной службе исполнения наказания РФ;
Федеральной службе РФ по контролю за оборотом наркотиков;
Внешней разведке Минобороны РФ.
Результаты ОРД, согласно ст. 89 УПК РФ, могут быть использованы в качестве основания для возбуждения уголовного дела, для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, для использования и доказывания по уголовным делам.
Информация, полученная с помощью ОРД, является не доказательством, а лишь сведениями об источниках тех фактов, которые могут стать доказательствами только после закрепления их надлежащим процессуальным путем, а именно - на основе соответствующих норм уголовно процессуального закона.
К юридическим (формальным) основаниям относятся документы, содержащие такую информацию.
Задача законодателя - классифицировать все имеющиеся легитимные основания для проведения ОРМ. Однако поставленная цель не была достигнута, так как отдельные основания для проведения ОРМ также упоминаются в ряде других статей рассматриваемого закона. Отдельным дефектом комментируемой статьи является отсутствие логики среди оснований проведения ОРМ. Речь идет о ставших известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность определенные сведения, которые в свою очередь, являются основаниями для проведения ОРМ (п. 2 ч. 1). Возникает законный вопрос: как эти сведения стали известны субъекту ОРД без совершения соответствующих ОРМ. Думается, что законодателем в данном случае должна быть внесена корректировка о соответствие оснований.
Основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются:
Наличие возбужденного уголовного дела.
Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о: признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного действия, а еще о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если отсутствуют достаточные данные для решения вопроса о возбуждении уголовного дела; событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации; лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или же уклоняющихся от уголовного наказания; лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.
Поручения следователя, руководителя следственного органа, органа дознания или же определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве.
Запросы иных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по основаниям, указанным в настоящей статье.
Постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Возбужденное уголовное дело (п. 1 ч. 1 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»), является широко известным юридическим (формальным) основанием проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Наличие возбужденного уголовного дела в образе юридического основания проведения ОРМ стоит воспринимать применительно к трем характерным ситуациям:
в фаворе нахождения такого дела в производстве органов дознания;
в фаворе не установления совершившего преступление лица по уголовному делу, находящемуся в производстве следователя;
в фаворе установления виновного лица по уголовному делу, находящемуся в производстве следователя.
В роли второго основания для проведения ОРМ предусматривает получение органами, осуществляющими ОРД, сведений о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если отсутствуют достаточные основания чтобы решить вопрос о возбуждении уголовного дела.
Под ставшими известными следует понимать сведения, поступившие в правоохранительный орган по официально установленным каналам от заинтересованных лиц, а также полученные в результате инициативной поисковой работы оперативных аппаратов, которые облечены в документальную форму и зарегистрированы в установленном порядке.
Основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях решения этой задачи следует рассматривать в первую очередь постановление следователя о розыске подозреваемого или обвиняемого, которое выносится в соответствии со ст. 210 УПК РФ, как во время производства предварительного следствия, так и одновременно с его приостановлением.
При получении материалов об объявлении подозреваемого или обвиняемого в розыск сотрудник оперативного подразделения должен провести первоначальные проверочные действия, включающие в себя: информирование личного состава о личности и приметах скрывшегося лица; проверку его по учетам ОВД; опрос родственников и других граждан, знающих разыскиваемого, и некоторые другие. После проведения первичной проверки, но не позднее 10 суток с момента поступления сведений о существенности проведения розыска, оперативный аппарат обязан завести розыскное дело и все остальные мероприятия по розыску проводить в соответствии с планом работы по данному делу.
Поступление сведений о лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов выделено законодателем в качестве отдельного основания проведения ОРМ.
Сведения о безвестно отсутствующим поступают, в большинстве случаев, от граждан либо должностных лиц предприятий, учреждений и организаций.
При проведении ОРМ на основании заявлений о безвестном отсутствии граждан решается двуединая задача, заключающаяся, во-первых, в установлении местонахождения лица и, во-вторых, в проверке версии о криминальном характере исчезновения. В связи с этим оперативно-розыскные мероприятия могут проводиться буквально после получения заявления наряду с проверочными действиями.
В соответствии с Федеральным законом «Об оперативно- розыскной деятельности» основаниями для проведения ОРМ являются поручения следователя, руководителя следственного органа, органа дознания или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве.
Под другими органами следует понимать как оперативные подразделения и службы этого же ведомства, так и органы других федеральных министерств и ведомств, наделенных правом осуществления ОРД.
В качестве основания для проведения ОРМ предусматривает постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц. Этот юридический документ определен Федеральным законом «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов».
Защищаемыми лицами данный Закон именует перечисленных в его второй статье должностных лиц государственных и правоохранительных органов и их близких родственников, в отношении которых в установленном порядке принято решение о применении мер государственной защиты. К числу лиц, подлежащих государственной защите, отнесены, в том числе и сотрудники, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность.
Отдельным основанием для проведения ОРМ в соответствии являются запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств. Выполнение таких запросов является долг органов, осуществляющих ОРД. В соответствие с п. 3 ст. 14 Закона об ОРД запросы международных правоохранительных организаций должны выполняться «на основе и в порядке, предусмотренных международными договорами Российской Федерации».