Файл: Понятие и структура правовой основы оперативно розыскной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 150

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2 Толкование норм оперативно розыскного закона и его толкование

Понятие толкования общепризнанных мерок оперативно-розыскного закона. Верное использование ФЗ об ОРД предполагает четкое, недвусмысленное восприятие правоприменителем содержания его общепризнанных мерок. В собственную очередь, сего невозможно добиться без толкования закона.

Объяснение общепризнанных мерок оперативно-розыскного закона преследует задача верно использовать содержащиеся в правовых нормах предписания к определенным обстановкам, образующимся в ОРД и в связи с ней. Задача толкования — не элементарно уяснить значение общепризнанных мерок, а переместить ее значение на язык больше определенных выражений, раскрыть оглавление общепризнанных мерок права в больше детализированных положениях, так приближенных к определенным обстановкам, собственно что они не вызывали бы сомнения в отно-симости данных обстановок к толкуемой норме права и облегчали ее использование.

В следствие этого под истолкованием оперативно-розыскного закона понимается работа муниципальных органов, а еще конкретного правоприменителя (оперативника, следователя, прокурора, арбитра и др.), нацеленная на объяснение и (или) уяснение значения и содержания волеизъявления законодателя, воплощенного в определенной норме (предписании) ФЗ об ОРД, ее направлении, четкого определения содержания общепризнанных мерок и ее пропорции с другими правовыми общепризнанными мерками законодательства в области ОРД. Внедрение в оперативно-розыскном законе определений, взятых из ряда секторов экономики познаний о всевозможных обликах юридической работы, в неотъемлемом порядке надлежит отвечать смыслу и содержанию этих определений.

Виды толкования оперативно-розыскного закона. Они классифицируются по различным основаниям. Выделим среди них следующие:

• по степени обязательности (юридической силе);

• по объему толкования;

• в зависимости от приемов (способов) толкования.

Виды толкования норм оперативно-розыскного закона по степени обязательности (юридической силе). Обычно выделяют такие виды толкования, как неофициальное и официальное (разновидностями официального толкования являются: аутентичное, нормативное и казуальное). Неофициальное толкование составляют следующие виды: доктринальное (научное) и текущее. Некоторые ученые выделяют еще и судебное толкование. Однако из всех названных теоретически допустимых разновидностей толкования норм оперативно-розыскного закона реальны в настоящее время только отдельные.


В соответствии с имеющимися полномочиями Верховный Суд РФ на основе синтезирования судебной практики по различным категориям уголовных дел, устанавливая типичные ошибки, вправе давать разъяснения, обязательные только для исполнения судами. Однако он не является нормотворческим органом, не создает норм права.

Конституционный Суд РФ 14 июля 1998 г. вынес определение № 86-0 «По делу о проверке конституционности отдельных положений ФЗ об ОРД по жалобе гражданки И.Г. Черновой», в котором, в частности, особо отметил, что преступное деяние не относится к сфере частной жизни лица, сведения о котором не допускается собирать, хранить, использовать и распространять без его согласия, а потому проведение ОРМ, направленных на сбор информации о вероятном совершении преступления, не может рассматриваться как нарушение конституционных прав, предусмотренных ч. 1 ст. 24 Конституции.

Научное (доктринальное) объяснение — это объяснение содержания оперативно-розыскного закона учеными и спецами, которое находится в комментах законодательных актов, учебниках и учебно-практических пособиях, монографиях и научных заметках, лекциях и т.п.

Это объяснение содержит весомое смысл в деле подготовки обученных оперативников, играет приметную роль в увеличении значения правовой культуры как отдельных правоприменителей, например и общества в целом. Что не наименее научное объяснение не одевает неотклонимого нрава, а только отображает взоры определенных научных работников, их осознание такого или же другого нормативного предписания. Облики толкования по размеру толкования. Между их различают: буквальное, ограничительное и распространительное объяснение. Под буквальным (или адекватным) истолкованием общепризнанных мерок оперативно-розыскного закона понимается это, когда значение и словесное оглавление правовой общепризнанных мерок (части нормы) совпадают. Предписание ч. 2 ст. 16 «Социальная и правовая оборона должностных лиц органов, осуществляющих ОРД» совпадает с положением о том, собственно что «никто не вправе ввязываться в легитимные воздействия должностных лиц и органов, осуществляющих ОРД, за исключением лиц, напрямик уполномоченных на то федеральным законом». По буквальному содержанию сего нормативного предписания под лицами, полномочными ввязываться в работу оперативников и ОРО, понимаются лишь только те, о коих законодатель упомянул в ФЗ. В частности, в ФЗ об ОРД речь идет о 2-ух группах лиц:

• физические лица - Президент РФ (см. ст. 20); Генеральный прокурор РФ и уполномоченные им прокуроры (см. ст. 21); судьи; руководители органов, осуществляющих ОРД (см. ст. 22);


• юридические лица - Федеральное Собрание РФ (см. ст. 20) и Правительство РФ (см. ст. 20).

Ограничительное толкование состоит в том, что при уяснении содержания нормы оперативно-розыскного закона ее словесному содержанию придается более узкое, чем подлинное, значение.

Распространительное толкование предполагает придание словесному содержанию нормьг оперативно-розыскного закона более широкий, чем ее истинный, смысл. Следует исходить из того, что в оперативно-розыскной практике недопустимо ни расширительное, ни ограничительное толкование норм оперативно-розыскного закона, так как эти виды толкования неизменно влекут субъекгивизм в оценке нормативных предписаний и, следовательно, нарушение законности в ОРД. Виды толкования норм оперативно-розыскного закона в зависимости от приемов (способов) толкования. В теории права различают толкование грамматичесдае, логическое, систематическое и историческое.

Грамматическое (языковое) объяснение общепризнанных мерок подразумевает проведение анализа структурной связи текстов и выражений предписаний оперативно-розыскного закона для проверки значения и содержания определенной общепризнанных мерок. Как раз с языкового толкования идет по стопам начинать тест общепризнанных мерок закона. Этот метод толкования подразумевает, собственно что текста и выражения далжны держать значение, который вкладывается в их в простом или же проф потреблении текстов. К примеру, тексту «оперативный», имеющему в обыденном потреблении смысл «способный проворно, своевременно выправить или же адресовать ход дел», в ОРД и в соответствии с этим в оперативно-розыскном законодательстве придается другое смысл, а как раз — производимый с поддержкой внегласных сил и средств. Логическое объяснение учитывает объяснение и уяснение значения и содержания общепризнанных мерок оперативно-розыскного закона на базе законов закономерного мышления. Постоянное топкование — это сравнение слова толкуемой общепризнанных мерок с другими общепризнанными мерками и предписаниями оперативно-розыскного закона (других законов в области ОРД), уяснение ее пространства в иерархии законодательных актов.

Особое место при толковании оперативно-розыскного закона занимает толкование его норм с бланкетной диспозицией. Оно предполагает обращение, во-первых, к иным, кроме ФЗ об ОРД, законам, нормы которых реализуются в ОРД, и, во-вторых, к предписаниям многочисленных подзаконных нормативных актов. Данное толкование также относится к систематическому.


Согласно ч. 9 ст. 5 ФЗ об ОРД предусмотрено, что нарушения ФЗ об ОРД при осуществлении ОРД влекут ответственность, предусмотренную законодательством России. Одним из таких нарушений является разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении оперативников. В свою очередь, в ст. 320 «Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа» УК разглашение сведений о мерах безопасности в отношении указанных лиц (при определенных обстоятельствах) признано преступлением. Однако этот уголовный закон вступил в силу с 1 января 1997 г., т.е. позже, чем стал применяться ФЗ об ОРД. Следовательно, реализация уголовно-правовой ответственности, о чем имеется ссылка в ФЗ обЛОРД (действующего с 18 августа 1995 г.), реальна не ранее вступления в силу УК.

Исторический способ толкования используется тогда, когда необходимо раскрыть содержание толкуемой нормы оперативно-розыскного закона путем сопоставления ее с ранее применявшейся аналогичной нормой закона.

Заключение

Под содержанием ОРД понимается единство всех ее составных элементов, а именно целей, средств, результатов и самого процесса. Содержание ОРД раскрывается законодателем через определение понятия этой деятельности с обозначением ее цели, посредством постановки задач, определения принципов, правовой основы, исчерпывающего перечня оперативно-розыскных мероприятий, оснований и условий их проведения, регламентации прав и обязанностей субъектов этой деятельности, использования результатов ОРД и др. Содержание оперативно-розыскной деятельности рассматривается во взаимосвязи субъекта и осуществляемых им действий с определенным противопоставлением его объектам ОРД. Оперативно-розыскная деятельность в известной мере носит характер "конфликта", несоответствия целей и интересов субъектов и объектов этой деятельности. Цель первых - решение ее задач, прежде всего выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, выявление и установление лиц, их совершивших, цель вторых - избежать ответственности, уйти от правосудия. Поскольку изначально неясен процессуальный статус объектов ОРМ, не определена их виновность, содержательная сторона ОРД включает ряд положений, которые непосредственно направлены на обеспечение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении этой деятельности.


Законодатель внятно обусловил субъектов данной работы методом их перечисления, а еще предугадал их воздействия (деятельность), нацеленные на подготовку и проведение оперативно-розыскных событий. Воздействия (деятельность) субъектов регламентирована как самим комментируемым Законодательством, например и другими законодательными, а еще ведомственными и междуведомственными нормативными правовыми актами, определяющими зону ответственности субъектов, порядок их взаимодействия, детализирующими оперативно-розыскную работа, в что количестве ее компанию и стратегию.

Совокупа перечисленных и иных положений определяет гарантии законности работы субъектов и гарантии прав объектов оперативно-розыскных событий. Эти гарантии в равной мере актуальны. Первым предписывает работать в строго установленном законодательством и ведомственными нормативными актами порядке, собственно что гарантирует им неприкосновенность перед законодательством за надуманные нарушения, а вторым или гарантирует в поставленных границах их неприкосновенность, соблюдение прав, или их ограничивает, но в строго поставленных рамках, т.е. не допускает произвола со стороны субъектов ОРД.

Список используемой литературы

1. Федеральный Закон «Об оперативно-розыскной деятельности», г. Москва, «Спарк», 2001 год;

2. Уголовный кодекс Российской Федерации, г. Новосибирск, Сибирское университетское издательство, 2005 год;

3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, г. Новосибирск, Сибирское университетское издательство, 2005 год;

4. Гражданский кодекс Российской Федерации, г. Новосибирск, Сибирское университетское издательство, 2005 год;

5. Гражданско-процессуальный кодекс Российской Федерации, г. Новосибирск, Сибирское университетское издательство, 2005 год;

6. Конституция Российской Федерации, г. Новосибирск, Сибирское университетское издательство, 2005 год;

7. Постановление Правительства РФ от 27 августа 1993 г. "О федеральном казначействе" в редакции постановления Правительства от 28 января 1997 г.

8. Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1998. N 11.

9. Сборник действующих постановлений Пленумов Верховных Судов СССР, РСФСР и Российской Федерации по уголовным делам, Москва, «Мир», 2004 год.

10. Определение Конституционного Суда РФ от 14 июля 1998 года по вопросам оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации.