Файл: Формы государственного устройства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 135

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В общем виде межгосударственное объединение можно определить как союз государств созданный на основе межгосударственного дого­вора и преследующий цель экономической и по­литической интеграции государств-участников. Развернутая дефиниция данной категории такова: межгосударственное объединение - это регио­нальный союз государств, созданный в целях ин­теграции государств-участников, сохраняющих суверенитет, но передающих определенную часть своих полномочий надгосударственным органам, с помощью которых они координируют собствен­ную деятельность и деятельность самого объединения.

Различные авторы к видам объединений госу­дарств кроме конфедерации относят империю, инкорпорацию, кондоминиум, протекторат, содружество государств, сообщество государств, сюзеренитет, унию.

Личная уния устанавливается между государ­ствами, в которых условия и порядок престолонаследования различны. Например, в одном государстве женщины отстранены от участия в наследовании трона, а в другом – вправе претендовать на престол. Такие унии возникают случайно, в результате того, что одно и то же лицо становиться наследником одновременно двух монархов в разных государствах. Столь же случайно они и распадаются, хотя эта случайность запрограммирована устройством унии. Рано или поздно какой-либо из потомков общего монарха в одной из стран займет престол, тогда как по закону другого государства его царствование не состоится.

Наиболее древней формой интеграции госу­дарств была империя, под которой обычно пони­мают насильственное объединение государств, осуществленное путем завоевания либо оказания иного вида давления (экономического, полити­ческого и т.п.). Ее характеризуют обширная тер­риториальная основа, сильная централизованная власть, асимметричные отношения господства и подчинения между центром и периферией, разно­родный этнический и культурный состав населе­ния. Империи (Римская, Британская, Российская, Османская) существовали в различные историче­ские эпохи. В современном мире их нет, поскольку с развитием международного права в отношениях между государствами стал преобладать добро­вольный, договорный метод объединения.

В период средневековья на международной арене появились такие формы объединений го­сударств, как протекторат и сюзеренитет. В юридической литературе отмечается, что протекторат представляет собой такой правовой союз между государствами, при котором одно государство оказывает внешнеполитическое и военное покровительство другому, фактически зависимому от него государству. Во внутренней политике последнее обладает определенной самостоятельностью. При этом соответствующие органы по­кровительствующего государства одновременно осуществляют компетенцию защищаемого го­сударства. Протекторат возможен на начальном этапе отношений между бывшими колониями и их метрополией[11].


Сюзеренитет как форма международно-право­вых отношений существовал между сильными более слабыми (вассальными) государствами. Эти два вида схожи по характеру отношении между государствами-участниками объединений, однако при возникновении сюзеренитета (как империи) присутствует фактор подавления воли слабого государства. Подобные объединения государств в настоящее время не встречаются.

Среди монархических государств в свое время получил распространение такой вид их объединений, как уния – общность государств, возглавляемых единым монархом. Исторически сложились две разновидности унии – личная и реальная.

Личная уния – это форма межгосударственного объединения, возникающая тогда, когда монарх приобретает права на корону другого государства в порядке престолонаследия, в результате случай­ного совпадения либо вследствие того, что одно государство передает права на корону монарху другого государства. Примерами личной унии являются унии между Саксонией и Польшей 1697-1763 гг., Великобританией и Ганновером 1714-1837 гг., Нидерландами и Люксембургом 1815-1890 гг.

Личные унии в наше время встречаются как исключение. Например, Княжество Андорра (каталан. Principat d'Andorra, исп. Principado de 'Andorra, франц. Principaute d'Andorre), го­сударство на юго-западе Европы, в Восточных Пиренеях, в котором главы государства - президент Франции и епископ Урхельский. Такое положение существует с 1278 г.

Согласно ст. 43 Конституции Княжества Андорра (титул 3 «Соправители») в соответ­ствии с институциональной традицией Андорры соправители являются совместно и раздельным образом главой государства и воплощают собой верховное представительство. Соправителями как в учреждении, уходящем корнями в Пареаж и претерпевшим историческую эволюцию, являются в личном и исключительном качестве епископ Урхельский и Президент Французской республики. Их полномочия, которые основываются на настоящей конституции, равны. Каждый из них приносит присягу и обязуется осуществлять свои полномочия в соответствии с Конституцией. Оба имеют титулы князей Андорры и представлены в стране наместниками – викариями. Викариев епископа сменяют через три года, а викарием президента Франции служит назначаемый пожизненно префект французского департамента Восточные Пиренеи.

Реальная уния означает правовой союз государств на основе создания общего института главы государства – монарха и других общих органов государственной власти. В рамках реальной унии может сохраняться суверенитет союзных государств. Так, в унии Швеции и Норвегии 1814-1905 гг. помимо монарха общими были органы внешних сношений. Суверенитет союзных государств был ограничен исключительно в области внешней политики.


В настоящее время примером реальной унии являются отношения между некоторыми государствами из числа стран – членов Британского Содружества. В его состав входят 49 государств. Основная их часть находится в довольно тесных политико-экономических отношениях с центром Содружества — Великобританией. И только 14 из них (Австралия, Гренада, Канада, Новая Зеландия, Сент-Винсент и Гренадины, Ямайка и др.) объединены еще и в унию под общей короной. Отношения унии дополняются и усложняются другими союзническими связями, скрепляющими Содружество. Необходимо добавить, что королев­ская власть установлена не только над федератив­ными государствами, такими как Австралия или Канада, но и над субъектами федерации (штатом, провинцией), составляющими территориальное пространство этих стран.

С развитием международной интеграции в юридической литературе стали выделять в каче­стве самостоятельных форм межгосударствен­ного устройства кондоминиум, фузию и инкорпо­рацию[12].

Кондоминиум - совместное управление одной территорией двумя или несколькими государства­ми, которые совместно осуществляют над ней свой суверенитет на основе соответствующего соглашения. В качестве примера приводят факт, когда соглашением 1899 г. Великобритания и Еги­пет установили кондоминиум над Суданом. При таких отношениях между государствами не воз­никает объединения. Они делят сферы влияния, поскольку государство, над которым устанавли­вается управление, в соглашении не участвует, между государствами не наблюдается никаких интеграционных процессов.

Фузией признается слияние государств, результатом которого является появление нового государства. Примером может служить воссоединение Республики Германии и Германской Демократической Республики.

Инкорпорация определяется как включение одного государства в состав другого на основании соглашения. Некоторые авторы называют инкорпорацией присоединение Латвии, Литвы и Эстонии к Союзу ССР в 1940 г.

Фузию и инкорпорацию нельзя рассматривать в качестве форм государственных объединений, так как в результате никакого межгосударственного объединения не возникает, поскольку государства в данных случаях объединяются с целью полного слияния. Поэтому названные явления отражают способ образования нового государства, но не обозначают определенный вид межгосударственного объединения.

Современное государствоведение выделяет новые формы объединений государств, сформировавшиеся в XX в.: содружество и сообщество государств. Профессор А.Б. Венгеров называет содружество весьма редким, еще более аморфным, чем конфедерация, но, тем не менее, организован­ным объединением государств, характеризуемым наличием общих признаков, определенной степе­нью однородности. Профессор Ю.А. Тихомиров отмечает, что содружество - это наиболее мягкая форма межгосударственного объединения. Условиями, обусловливающими создание содру­жеств, являются отношения в сфере экономики, в области права, языковая общность, единство в культурной среде, религии. По мнению ряда ав­торов, содружество как объединение государств может иметь переходный характер. Оно разви­вается в конфедерацию и даже федерацию либо является этапом окончательной дезинтеграции союза государств.


Сообщества государств схожи по своим признакам с содружествами, но обладают менее прочными интегративными связями. Объектом деятельности таких объединений могут быть вопросы в рамках регионального сотрудничества: совместная безопасность, экономическая, социальная, культурная и другие сферы.

В научной литературе объединения государств предлагается классифицировать, исходя из следующих критериев[13]:

1. время существования: существование в прошлом (империи, инкорпорации, протектораты, сюзеренитеты, унии) и существующие в современном мире (конфедерации, содружества и сообщества государств);

2. способ образования: силовым (оккупация, аннексия) или правовым путем (например, международный договор);

3. укрепление интеграционных связей между государствами-участниками объединения.

В этой связи современные межгосударственные объединения в порядке ограничения объема суверенных прав образуют следующую после­довательность: сообщества государств, содружества государств, конфедерации. В доктрине теории государства и права и международного права нет единства мнений о правовой природе межгосударственных объединений. Вопрос о правосубъектности этих образований также остается дискуссионным. Неоднозначно определяются правовая природа и правосубъектность Евросоюза, Содружества Независимых Государств и Союзного государства России и Белоруссии, хотя при регистрации Договора и Устава Союза Беларуси и России в ООН в сентябре 1997 г. он был признан международной межправительственной организацией.

В настоящее время большинство межгосударственных объединений имеют двойственную природу. С одной стороны, они представляют результат скоординированной деятельности раз­личных государств и с этой точки зрения являют­ся международными образованиями, с другой – многие особенности данных объединений делают их похожими на федерацию.

Анализ интеграционных процессов Европе свидетельствуют, что их отличительной особенностью является своеобразное преломление в них элементов конфедеративных федеративных образований. Государственные начала в Европейском союзе проявляются в унифицированном законодательстве, наличии центральных органов, их структуре и компетенции. Налицо классическая триада властей, которую осуществляют осуществляют Европарламент, Совет, Комиссия и Суд. При ре­шении вопросов, отнесенных к его компетенции, Евросоюз обладает полной самостоятельностью. В соответствии с Маастрихтским договором по истечении переходного периода государства, входящие в него, лишаются суверенных прав за­ключения торговых соглашений с другими госу­дарствами и передают их в общую компетенцию Европейского союза.


Однако пока преждевременно рассматривать последний в качестве сложившегося государства. В данный момент его международно-правовой статус не идентифицирован. Евросоюз вышел за рамки известных ранее политико-правовых объединений и не укладывается ни в одну из существующих теоретических схем государства и межгосударственного союза, поскольку не яв­ляется государством в обычном понимании и не подпадает под признаки федерации либо конфе­дерации. Это еще не федерация, но уже не клас­сическая конфедерация. Поэтому наиболее точно состояние государств, образующих Европейский союз, можно охарактеризовать с помощью конст­рукции «квазифедерация».

Понятие «квазигосударство» применимо к Союзному государству России и Белоруссии, которое в правовых актах позиционируется как государство, но не обладает классическим набором признаков государства.

Заключение

Итак, формой государственного устройства является политико-территориаль­ное устройство государства, а также характер взаимоотношений между цен­тральными и местными властями. По форме государственного устройства государства принято делить на унитарные, федерации и конфедерации.

Унитарным (unus (лат.) - один) является единое государство, административно-территориальные единицы которого не обладают признаками государственности или суверенитетом.

Приведем характерные признаки унитарного государства:

1. Единые для всей страны законодательные, исполнительные и судебные органы власти, которые осуществляют руководство соответствующими местными органами. Существует единая конституция на уровне всей страны, а также общая налоговая и кредитная политика.

2. Административно-территориальные единицы унитарного государства суверенитетом не обладают. У них нет своих законодательных органов, самостоятельных воинских формирований, внешнеполитических органов и других атрибутов государственности.

3. Унитарное государство, населенное небольшими по численности национальностями, широко допускает национальную и законодательную автономию.

4. Едиными вооруженными силами осуществляют руководство центральные органы государственной власти.

5. На территории унитарного государства имеет место единое гражданство.

В отличие от унитарного государства составные части федерации (от лат. «foederatio» — объединение, союз) обладают некоторыми признаками государственности, то есть имеют ограниченный центром государственный суверенитет. Федерация - это единое государство, созданное на добровольной основе как союз государств или территориальных образований с единой конституцией, общими органами власти и управления, обеспечивающими его функционирование. Свои конституции (уставы), законодательные, исполнительные и судебные органы имеют также члены федерации. Важнейшим критерием и требованием федерализма является конституционно-правовое установление соотношения суверенитета федерации и суверенности ее субъектов, регулирование взаимоотношений между ними по основным сферам жизнедеятельности единого государства.