Файл: Использование результатов ОРД в качестве информации в процессе доказывания».pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 59
Скачиваний: 2
Анализ материалов ОРД позволяет сделать вывод о том, что их основной составляющей является соответствующий документ, полученный гласно или негласно от физических и юридических лиц, обнаруженный в ходе ОРМ, а также составленный в ходе ОРД уполномоченным на то лицом. Сам процесс составления документов в ОРД называется оперативно-розыскным документированием[18].
Таким образом, работники оперативных подразделений при выявлении преступлений в установленном законом порядке из всех незапрещенных источников с целью выполнения задач и целей ОРД получают фактические данные, то есть информацию, которая может стать основой для принятия и обоснования решений по уголовному делу и которая представляет собой содержание материалов ОРД. Для того, чтобы такую информацию (фактические данные) можно было использовать в интересах уголовного судопроизводства, она должна быть пригодна для формирования соответствующих поводов и оснований для возбуждения уголовного дела или проведения следственных действий, принятия иных процессуальных решений и получения фактических данных, которые могут быть доказательствами в уголовном деле.
При использовании оперативно-розыскной информации, то есть фактических данных, в расследовании уголовных дел особое значение имеет не только ее информационное значение, а также ее материально-документальное закрепление. Наличие формы позволяет проверять законность получения всех данных уголовно-процессуальными средствами. Такой формой и является соответствующий документ[19].
1.2. Классификация результатов оперативно-розыскной деятельности
В научной литературе наиболее полная классификация результатов (материалов) ОРД, на наш взгляд, предложена Н.А. Погорецким. Так, в соответствии с ней, результаты ОРД, которые могут быть использованы в интересах уголовного судопроизводства, можно классифицировать на следующие виды[20]:
1) в зависимости от способа получения: а) полученные в ходе негласных ОРМ, результаты которых имеют соответствующую степень секретности; б) полученные гласным, официальным путем;
2) в зависимости от возможности рассекречивания (для материалов ОРД, полученных в ходе негласных ОРМ): а) те, которые могут быть рассекречены в установленном законом и ведомственными нормативными актами порядке; б) которые не подлежат рассекречиванию: в связи с нецелесообразностью расшифровки форм и методов ОРД; с невозможностью обеспечения безопасности лиц, участвующих в ОРД, и потенциальных участников уголовного судопроизводства (лиц, которые могут быть допрошены как свидетели и принять участие в проведении иных следственных действий); с нецелесообразностью разглашение конфиденциальных отношений; с отсутствием письменного согласия лица, чтобы данные о его конфиденциальных отношениях с подразделениями, осуществляющими ОРД, были преданы огласке;
3) в зависимости от содержания: а) содержащие информацию о носителе фактических данных; б) в которых зафиксированы данные о действиях лиц, заподозренных в совершении преступления; в) содержащие информацию о материальных следах преступлений и другие фактические данные, которые могут быть использованы в интересах уголовного процесса;
4) в зависимости от характера: а) вербального происхождения; б) документального происхождения; в) речевого происхождения;
5) в зависимости от способа применения: а) документального и вещественного происхождения, полученные как гласно, так и негласно, которые могут быть использованы процессуальным путем в качестве поводов и оснований для возбуждения уголовного дела или проведения следственных действий, для получения фактических данных, которые могут быть доказательствами по уголовному делу, и принятия иных процессуальных решений; б) документального и вещественного происхождения, полученные негласно, которые могут быть использованы в уголовном процессе только в организационно-тактических целях;
6) в зависимости от направлений использования - на те, которые могут быть: а) поводам и основаниям для возбуждения уголовного дела; б) поводам и основаниям для проведения следственных действий; в) поводами и основаниями для применения мер процессуального принуждения и обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства и членов их семей; г) могут быть использованы для получения фактических данных, которые могут быть доказательствами в уголовном производстве; д) использованы только в организационно-тактических целях[21].
1.3. Реализация результатов оперативно-розыскной деятельности
Под реализацией результатов (материалов) ОРД общепринято понимать их доведение уполномоченным на то оперативно-розыскным законодательством субъектом к непосредственному потребителю. Кроме того, под реализацией результатов ОРД также понимают завершающую стадию обращения информации в ОРД (наряду с ее получением, анализом, оценкой и т.п.)[22].
Использование полученных в оперативно-розыскной деятельности информационных или материальных продуктов внешним или внутренним потребителем называют «использование результатов (материалов) ОРД». При рассмотрении вопроса об использовании результатов ОРД следует говорить об использовании как оперативно-розыскной информации, так и материалов, в которых она зафиксирована[23].
Вышеизложенное требует формулировки общих требований к результатам ОРД, которые могут быть использованы при расследовании уголовного дела:
1) полученные результаты должны содержать данные об обстоятельствах, подлежащих доказыванию, входящих в предмет доказывания, регламентируемый ст. 73 УПК РФ, а именно данные о признаках готовящегося или совершенного преступления, данные о лицах, совершивших или готовящихся к совершению данного преступления, данные о последствиях совершенного преступления[24];
Инструкция о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд значительно конкретизирует этот момент, четко регламентируя, какие именно сведения должны содержать результаты ОРД, представляемые для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, результаты ОРД, представляемые для подготовки и осуществления процессуальных действий, и результаты ОРД, представляемые для использования в доказывании по уголовным делам.
2) полученные материалы ОРД должны отражать результаты и ход мероприятий, проводимых во время расследования уголовного дела;
3) при документировании обстоятельств преступлений надо четко и правильно указывать даты и места совершения юридически значимых действий подозреваемых лиц[25];
4) в соответствии с Федеральным законом об ОРД материалы должны быть получены надлежащим субъектом;
5) все полученные в ходе проведения ОРМ материалы должны быть надлежащим образом оформлены, после чего они приобретают правовое значение[26].
2. Основные направления использования результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном судопроизводстве
2.1. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности при возбуждении уголовного дела
В соответствии со ст. 11 Закона об ОРД результаты ОРД могут быть использованы в уголовном судопроизводстве в качестве повода и основания для возбуждения уголовного дела (ч. 2 ст. 11 Закона об ОРД)[27]. В данном случае, речь идет о наличии достаточных данных в результатах ОРД (результаты ОРД представляют собой оперативную информацию, полученную непроцессуальным путем — см. п. 36.1 ст. 5 УПК РФ)[28], которые могут служить основанием для возбуждения уголовного дела.
В настоящее время законодательно регламентирован такой повод для возбуждения уголовного дела, как сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников. Однако закон не содержит какого-либо перечня «иных источников», называя только один — средства массовой информации (ч. 2 ст. 144 УПК РФ). Полагаем, что к иным источникам также следует относить результаты ОРД[29].
Поскольку при объективном анализе несложно заметить, что положения ст. 11 Закон об ОРД корреспондируют с положениями уголовно-процессуального закона (п. 3 ч. 1 ст. 140, ст.ст. 143, 144, и п. 1 ч. 1 ст. 145 УПК РФ), что является закономерностью, поскольку как уголовно-процессуальная, так и ОРД — это виды государственной деятельности, направленные, в первую очередь, на выявление, предупреждение и раскрытие преступлений. Полагаем, что несмотря на отсутствие прямого указания законодателя на результаты ОРД как на повод к возбуждению уголовного дела, правы те, кто считает, что ст. 11 Закона об ОРД остается легитимной благодаря п. 3 ч. 1 ст. 140 УПК РФ, утверждающему в качестве «свободного» повода «сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников»»[30].
Результаты ОРД могут выступать законным поводом и основанием для возбуждения уголовного дела при соблюдении следующих условий:
1) законность источника получения результатов ОРД;
2) соблюдение требований закона к оформлению результатов ОРД;
3) наличие сведений, указывающих на совершенное или готовящееся преступление;
4) результаты ОРД поступили к государственным органам и должностным лицам, осуществляющим уголовное преследование, уполномоченным решить вопрос о возбуждении уголовного дела.
В том случае, когда к уполномоченному принимать решение о возбуждении уголовного дела должностному лицу поступают результаты ОРД с постановлением руководителя органа, осуществившего ОРМ, и рапортом соответствующего должностного лица об обнаружении признаков преступления, появляется законный повод для возбуждения уголовного дела[31].
Согласно названной Инструкции, представляемые для решения вопроса о возбуждении уголовного дела результаты ОРД должны содержать достаточные данные, указывающие на признаки преступления, содержать все сведения о порядке проведения ОРМ, способах документирования преступного деяния, используемых в процессе документирования, средствах объективного контроля, носителях полученной информации и всех иных фактах, имеющих значение при принятии решения о возбуждении уголовного дела (п. 18 Инструкции).
ОРД находится за рамками уголовного судопроизводства и на нее не распространяются его принципы, а субъекты ОРД не осуществляют ни одну из уголовно-процессуальных функций, составляющих содержание уголовного судопроизводства. Именно поэтому, полученные в рамках оперативно-розыскной деятельности результаты следует оценивать еще и на предмет достаточности данных, указывающих на признаки преступления[32].
Поскольку еще одним требованием, предъявляемым к результатам ОРД в этом случае, является то, что они должны содержать сведения, подтверждающие событие преступления. Если быть точнее, то результаты ОРД, представляемые для осуществления проверки и принятия процессуального решения в порядке статей 144 — 145 УПК РФ, должны содержать достаточные данные, указывающие на признаки преступления, что в дальнейшем позволит на основании таких результатов возбудить уголовное дело[33]. Поскольку речь идет о наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления в результатах ОРД, которые могут служить основанием для возбуждения уголовного дела, поводом может служить сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников (п. 3 ч. 1 ст. 140 УПК РФ) облеченное в процессуальную форму в виде официального рапорта оперативного сотрудника об обнаружении признаков преступления (ст. 143УПК РФ). Результаты ОРД, представляемые для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, должны содержать достаточные данные, указывающие на признаки преступления, а именно: сведения о том, где, когда, какие признаки какого именно преступления обнаружены; при каких обстоятельствах имело место их обнаружение; сведения о лице (лицах) его совершившем (если они известны), и очевидцах преступления (если они известны); о местонахождении предметов и документов, которые могут быть признаны вещественными доказательствами по уголовному делу; о любых других фактах и обстоятельствах, имеющих значение для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Таким образом, основание для возбуждения уголовного дела на основе результатов ОРД включает следующие элементы[34]:
— в результатах ОРД имеются данные о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления;
— результаты ОРД получены, документированы и представлены уполномоченному должностному лицу в соответствии с Закона об ОРД для осуществления проверки и принятия процессуального решения в соответствии со статьями 144 — 145 УПК РФ[35];