Файл: Тенденции развития международной валютной системы (Основные элементы мировой валютной системы).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 82
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Сущность мировой валютной системы
1.1.Понятие мировой валютной системы
1.2. Основные элементы мировой валютной системы
Глава 2. Формирование международного валютного рынка в РФ
2.1. Особенности, обозначены тенденции функционирования валютного рынка РФ
Глава 3. Основные проблемы и сущность современной мировой валютной системы
3.1.Состоние мировой валютной системы
3.2. Тенденции и перспективы развития мировой валютной системы и мировой экономики
Следствием этого стали:
‒ легализация «черного рынка торговли валютой, который составил основную конкуренцию банковскому сектору;
‒ весь комплекс валютных операций коммерческих банков свелся к купле-продаже валюты у физических лиц. А в лучшем случае к совершению отдельных межбанковских сделок;
‒ нежелание банков в связи с отсутствием стимулирования и правового обеспечения совершать операции с ценными бумагами в иностранной валюте;
‒ низкая степень участия региональных коммерческих банков в биржевых торгах;
‒ отсутствие валютной инфраструктуры.
2.2. Внешнеэкономическая безопасность государства, как составная часть формирования международной валютной системы
Высокая степень открытости национальных экономик, планомерный процесс вовлечения их в систему мирового хозяйства и последующее укрепление позиции каждой из стран-участниц стали основной темой для обсуждения конца XX века.[14]
Стремления большинства стран направлены на обретение лидирующих позиций в числе мировых экономических держав. Экспортируя конкурентоспособную продукцию и являясь ключевым участником научно-технического прогресса, любое государство приобретает ряд преимуществ, в том числе с точки зрения финансовой привлекательности потенциально возможных партнеров. Процессы глобализации и международной экономической интеграции повышают долю удельного веса внешнеэкономической деятельности в общем хозяйственном обороте страны, формируя тем самым не только стратегию развития с учетом выстраиваемых
производственных и финансовых связей, но и возможных рисковых событий.
В условиях преодоления кризисных явлений в международных экономических отношениях система внешнеэкономической безопасности (ВЭБ) государства приобрела особое значение. Основная особенность данной категории заключается в ее недостаточной проработанности, в сравнении с
национальной или экономической безопасностью, что в итоге может привести к серьезным негативным последствиям для суверенитета страны в целом.
Национальная безопасность самым непосредственным образом отвечает за стабильность и устойчивость в развитии государства. Суверенные процессы государственной политики страны тесно переплетаются с системой ее экономической безопасности, становясь частью системы международной безопасности и в настоящее время в большей степени носят фрагментарный характер.[15]
Элементы механизма защиты определенного положения государства в мировом сообществе явились объектами внимания ряда экономических школ и направлений. В частности, меркантилистами была сформулирована теория о защите национальных интересов, в которой говорилось о запрете экспорта сырьевых ресурсов, повышенном контроле надутечкой капитала (непосредственно денежными средствами), стимулирование торговли готовой продукцией и т.п.
Активная разработка вопроса становления ВЭБ стала происходить в середине прошлого столетия и тесно переплетала в себе как внешние, так и внутренние проблемы государства в сфере экономики.
Указанные идеи по защите национальных экономических интересов легли в основу многих международных организаций, таких как Организация объединенных наций, Мировой валютный фонд, Всемирная торговая организация и др.
Внешнеэкономическая сфера деятельности любого государства представляет собой определённый механизм по обмену товарно-сырьевой продукцией, объектами интеллектуальной собственности, а также движение различного рода финансовых инструментов. Реализация фундаментального национального интереса , заключающегося в росте благосостояния и уровня жизни населения страны, нуждается в материальной базе и последующей ее
защите. Таким образом, система внешнеэкономической безопасности государства представляет собой комплекс экономико-правовых условий, позволяющих осуществлять защиту жизненно важных интересов государства на международном уровне, создавать внешнюю защиту от дестабилизирующих воздействий, повышать конкурентоспособность страны на мировых рынках и обеспечивать надежность финансового положения, выражающегося в высоких результатах внешнеэкономической деятельности.
В данном контексте понятие «безопасность» складывается из конкурентоспособности и устойчивости производства национальной экономики. Но необходимо отметить, что систему внешнеэкономической безопасности, в первую очередь, формирует именно государство, отражая основные цели и задачи в общей стратегии своего развития, в зависимости от масштаба потенциальных угроз и вызовов внешней среды. Выступая в качестве политического приоритета, система ВЭБ объединяет в себе совокупность факторов, определяющих направления по исследованию и решению проблем, складывающихся в сфере международных отношений.
Наиболее наглядным примером, позволяющим указать на высокую значимость становления и разработки системы внешнеэкономической безопасности будут являться события последних лет в истории международных отношений Российской Федерации. Внешние политические факторы оказали интенсивное негативное воздействие на стратегию развития международной торговли в целом.
С 2014 года, после ввода первых санкционных ограничений в сфере международных экономических отношений государства формируется качественно новый подход к ведению внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов. Владея обширной ресурсной базой и одновременно находясь в условиях ограниченных возможностей в заимствовании финансовых ресурсов и технологической зависимости от других участников целостной мирохозяйственной системы, Россия столкнулась с проблемой оптимизации внешнеэкономических связей. Объявленные визовые барьеры, запрет напоставки военизированной продукции, ужесточение экспортного режима и ограничение импортных поставок рядом стран обернулись серьезными проблемами в виде внешних угроз в отношении нашей страны, создавшие сложную ситуацию в системе
ВЭБ. Таким образом, трансформация применяемой модели позволила выявить новые пути развития.[16]
Продуктовые «антисанкции», эмбарго, выход на другие рынки сбыта, укрепление взаимодействия в рамках экономического союза со странами Востока и политика импортозамещения стали своеобразными инструментами регулирования внешнеэкономической ситуации государства и частично компенсировали полученные убытки от сложившейся ситуации.
В настоящее время по оценке специалистов Высшей школы экономики, номинальный ВВП России по итогам 2017 года в 1,1 трлн. долл. не достигал не только показателей других стран, но и уровня отдельных штатов США – в частности Калифорнии 2,6 трлн. долл. (самый передовой с точки зрения экономических показателей штат США). А при оценке ценовой конкурентоспособности отечественной индустрии, отмечается снижение ее уровня до стадии предшествующий рецессии: 1998-год, 2008– 2009 и 2015–2018 годов (ВШЭ).
Международное положение российской экономики многими специалистами оценивается как неустойчивое, что указывает на возможные негативные сценарии ее дальнейшего развития:
- медленные темпы роста ВВП (таблица 1);
- низкая инновационная активность;
- низкий рост внешнеторговых показателей (рисунок 1);
- высокий внешний долг;[17]
- недостаточный уровень инвестирования в основной капитал;
- чистый вывоз капитала частным сектором, по предварительной оценке Банка России, составил 23,8 млрд. долларов США (8,6 млрд. долларов США в январе-октябре 2018 года) и т.п.
Рисунок 1. Динамика экспорта и импорта, млрд. долл. США
По результатам, представленным в таблице, можно сделать вывод о наличии двух критических значений показателя ВВП. По итогам 2009 года на фоне кризисных явлений в мировой экономике и по итогам 2015 года в связи с объявленными санкциями рядом стран в адрес России. Однако в 2018 году можно говорить о постепенном подъеме рассматриваемого макроэкономического показателя, по предварительным оценкам экспертов, который должен варьироваться между 1,5 и 2,2%. Основной вклад в данный процесс внесли производственные результаты промышленных и сельскохозяйственных предприятий.
Таблица 1
Темпы роста ВВП России, %*
Год |
Значение показателя |
2008 |
8,2 |
2009 |
8,5 |
2010 |
5,2 |
2011 |
-7,8 |
2012 |
4,3 |
2013 |
4,3 |
2014 |
3,4 |
2015 |
1,3 |
2016 |
0,7 |
2017 |
-3,7 |
2018 |
-0,8 |
Аналогичная ситуация, что и в динамике ВВП сложилась в общем анализе статистических данных внешнеторгового оборота Российской Федерации.
2011 и 2017 гг. стали наиболее провальными с точки зрении внешней торговли. В условиях санкций с 2015 года отмечается очередной спад показателей, как экспорта, так и импорта. Но при ведении политики импортозамещения, используемого в качестве ответного удара в негласной товарной войне, товарооборот продолжает сокращаться. И по самой общей раскладке в настоящее время в категории экспорта отмечаются устойчивые негативные тенденции, а импорт находится на уровне прошлого отчетного периода. В качестве причин можно отметить изменение цен на сырье, волатильность курса национальной валюты, нестабильный темп роста производства.[18]
Адаптивные возможности по оживлению потребительского и инвестиционного спроса в связи со сложившейся ситуацией пока не реализованы. В настоящее время концепция внешнеэкономической безопасности находится в стадии разработки, так как отмечается неустойчивость и противоречивость в системе ее правового обеспечения. Ключевым моментом в данном вопросе является возможность воздействия на внешние риски и угрозы (экономическое и политическое влияние), а не приспосабливаемость к ним. Растущее значение приобрели внешние и внутренние факторы производственной и финансовой сферы, представленные денежно-кредитным и фондовым сектором.
Взаимовлияние стран при определении национальных интересов в условиях интеграционных процессов в системе внешнеэкономической безопасности играют важную роль. С одной стороны, это постоянный поиск компромиссов между национальными интересами и интересами группы участников рассматриваемой интеграции, с другой стороны необходимость развития собственной экономической системы в качестве лидера указанного сообщества. В последнем случае нарастание общей угрозы становится неизбежным, так как мировой рынок развивается за счет поиска конкурентных преимуществ и в значительной степени провоцирует возникновение новых рисков.
Перечень угроз оказывает непосредственное влияние на общие и частные макроэкономические показатели деятельности государства, что становится определенным критерием оценки эффективности его экономической политики.[19]
Количественные и качественные показатели угроз в настоящее время не нашли своего отражения в общепринятой методике, которой как таковой не разработано, но сводят свое значение к пороговым значениям разработанными рядом ученых-экономистов таких как С.Ю. Глазьев (Таблица 2) и В.К.Сенчагов. Предложенная комплексная система индикаторов напрямую привязана к категории экономической безопасности, но отражает основные макроэкономические показатели, что не исключает возможность применения для оценки уровня ВЭБ.
Таблица 3
Пороговые значения экономической безопасности
Наименование пороговых показателей экономической безопасности |
Пороговые значения |
1. Объём ВВП: - в целом от среднего по «семёрке», % - на душу населения в среднем по «семёрке», % - на душу населения в среднем от мирового |
75 50 100 |
1. Доля в промышленном производстве обрабатывающей промышленности, % |
70 |
2. Доля в промышленном производстве машиностроения, % |
20 |
3. Объём инвестиций в % к ВВП |
25 |
4. Расходы на научные исследования в % к ВВП |
2 |
5. Доля новых видов продукции в объёме выпускаемой продукции машиностроения, % |
6 |
6. Доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума, % |
7 |
7. Продолжительность жизни населения, лет |
70 |
8. Соотношение доходов 10% самых богатых и 10% самых бедных слоев населения, разы |
8 |
9. Уровень преступности (количество преступлений на 100 тыс. человек), тыс. |
5 |
10. Уровень безработицы по методологии МОТ, % |
7 |
11. Уровень инфляции за год, % |
20 |
12. Объём внутреннего долга к ВВП, % |
20 |
13. Текущая потребность в обслуживании и погашении внутреннего долга в % к налоговым поступлениям бюджета |
25 |
14. Объём внешнего долга к ВВП, % |
25 |
15. Доля внешних заимствований в покрытии дефицита бюджета, % |
30 |
16. Дефицит бюджета в % к ВВП |
5 |
17. Объём иностранной валюты по отношению к рублёвой массе в национальной валюте, % |
10 |
18. Объём иностранной валюты в наличной форме к объёму наличных рублей, % |
25 |
19. Денежная масса М2 в % к ВВП |
50 |
20. Доля импорта во внутреннем потреблении, в том числе в продовольствие, % |
30 25 |
22.Дифференциация субъектов Федерации по прожиточному минимуму, разы |
1,5 |