Файл: Тенденции развития международной валютной системы (Основные элементы мировой валютной системы).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 85
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Сущность мировой валютной системы
1.1.Понятие мировой валютной системы
1.2. Основные элементы мировой валютной системы
Глава 2. Формирование международного валютного рынка в РФ
2.1. Особенности, обозначены тенденции функционирования валютного рынка РФ
Глава 3. Основные проблемы и сущность современной мировой валютной системы
3.1.Состоние мировой валютной системы
3.2. Тенденции и перспективы развития мировой валютной системы и мировой экономики
Таким образом, подвергая анализу основные критериальные показатели внешнеэкономической деятельности государства можно определить границы
безопасного развития национальной экономики. Определив внешние и внутренние риски и угрозы, целесообразно разработать и защитные функции
внешней политики страны в виде системы их нейтрализации (конкретные меры и инструменты борьбы), позволяющие сохранить свой суверенитет и выработать определенный механизм, направленный на поддержание благополучия нации.[20]
Мероприятия по формированию системы внешнеэкономической безопасность страны можно рассмотреть с точки зрения основных областей ее внешнеэкономической деятельности, которая подвержена наиболее высоким рискам и угрозам:
- структура внешней торговли;
- международная инвестиционная позиция;
- валютно-финансовые отношения;
- степень влияние международных экономических организаций;
- развитость институтов международной безопасности и т.п.
Глава 3. Основные проблемы и сущность современной мировой валютной системы
3.1.Состоние мировой валютной системы
В настоящее время международная валютная система столкнулась с серьезными преобразованиями. Основной причиной кризиса мировой валютной системы в ее теперешнем виде во многом стали преобразования Бреттон-Вудской валютной системы, которые были закреплены Ямайскими соглашениями. Основными в Ямайских соглашениях являются два элемента:
1) из международных расчетов было вытеснено золото, роль мировых денег стали выполнять СДР и отдельные национальные валюты;
2) члены МВФ стали сами выбирать режим валютного курса, что узаконило плавающие валютные курсы.
Все эти элементы отвечают только интересам ведущих развитых стран, и в первую очередь США. Но в последнее время они перестали соответствовать новым реалиям на мировом рынке: многополярности мира, глобализации экономики, меняющейся расстановке сил между ведущими мировыми центрами, появлению новых валют, которые тоже претендуют на роль мировых денег.[21]
Нестабильность мировой валютной системы проявляется, прежде всего, в резко возрастающей волатильности обменных курсов и в существенном ослабление позиций ключевой мировой валюты - американского доллара. С 2002 по 2014 год доллар подешевел по отношению к европейской валюте почти на 35 %, а к корзине валют основных торговых партнеров США - на 20 %.
С начала 1990-х годов США по внешним платежам превратились в крупного должника, стоимость доллара постепенно понизилась. Эти обстоятельства усилили во многих странах озабоченность по поводу значительного обесценения их резервов иностранной валюты, которые деноминированы в доллары США.
Дефицит США увеличился по балансу текущих платежных операций (разница между платежами, получаемыми американцами от других стран от экспорта товаров и услуг, от процентов по зарубежным инвестициям и их выплатами этим странам). Дефицит в 2013 году составлял 435,8 млрд. долларов, 2,49 % к ВВП. Для компенсации этого дефицита США, пользуясь господствующим положением доллара на мировой арене, стали активно привлекать иностранный капитал, тем самым став главным мировым импортером не только товаров и услуг, но и финансовых активов. Страны-контрагенты США, чтобы сохранить стабильность баланса в расчетах, должны ежедневно затрачивать около 2 млрд. долларов на покупку американских активов (обычно казначейских билетов), номинированных в долларах, или реинвестировать свои доходы в экономику США, или обменивать доллары на свою национальную валюту.[22]
В 2014 году ФРС из-за падения спроса была вынуждена скупить 61 % правительственных бумаг, выпущенных в обращение. В этой ситуации многие центральные банки поменяли свою стратегию. Они перешли от накопления долларовых резервов к их распродаже, стали заключать совместные соглашения, которые базируются на отходе от доллара в международной торговле и платежах. Многие нефтедобывающие страны стали продавать нефть не за доллары, а за свои национальные валюты, что реально подрывает систему нефтедолларов.
Озабоченность экспертов вызывает не сам факт этого дефицита, а стремительный его рост и отсутствие перспектив его сокращения. Американскому правительству в ближайшее время необходимо провести ряд мероприятий: увеличить налоговые поступления, приостановить рост военных расходов, найти источник финансирования быстро растущих социальных расходов. Но американское правительство видит лишь один способ финансирования бюджетного дефицита - занимать деньги за рубежом.
Монетарные власти США прилагают все усилия для предотвращения падения международных позиций доллара. Для этого они применяют разные меры, вплоть до использования военной силы и организации «управляемых кризисов», которые не могут создать критической ситуации в мировой экономике, но могут существенно ослабить их региональных конкурентов (война на Арабском полуострове и Украине). Существенность факторов, которые обеспечивают поддержку доллару, позволяют сделать предположение, что ситуация в мировой валютной системе в ближайшие годы серьезно не изменится и следует ожидать, что на международную арену постепенно могут выйти другие валюты, в том числе валюты развивающихся стран.
Еще одним признаком начинающегося заката доллара являются заявления крупнейших международных организаций (ООН и МВФ), которые касаются необходимости отказа от доллара и разработки новой мировой резервной валюты.
Развитие большей части отмеченных тенденций началось под воздействием второй крупнейшей экономики мира - Китая, который, согласно имеющимся прогнозам, догонит США по основным экономическим показателям к 2016 году. Уже теперь примерно 70 тыс. китайских компаний используют в трансграничных сделках национальную валюту.
Усиление кризисных явлений в мировой валютной системе стало результатом того, что в мировом хозяйстве накопилось значительное количество дисбалансов в торговых и инвестиционных сферах. Связаны эти дисбалансы в основном с проводимой бюджетной политикой США.
Ускоренный рост частного потребления в США в последние время сформировал огромный дефицит американского торгового баланса, который возрос за 2002-2017 годы почти в 1,5 раза до 548,5 млрд. долларов. В обесценении доллара совсем не заинтересованы центральные (национальные) и транснациональные банки, а также крупные корпорации.
Дальнейшее падение курса доллара может вызвать снижение долларовой прибыли, ускорение инфляционных процессов в развивающихся странах и ухудшение условий мировой торговли. Из-за этой ситуации все держатели американских активов являются в некотором роде заложниками доллара. Для поддержки американской валюты монетарные власти других стран готовы осуществлять валютные интервенции. То есть США решает свои экономические проблемы за счет других стран.[23]
Появление в Еврозоне единой региональной валюты - евро и разгоревшийся в США в 2007 году ипотечный кризис, который подорвал веру в американские долговые инструменты, заставили зарубежных инвесторов заметно сократить долларовые вложения. Это привело к снижению спроса на доллар и дальнейшему ускорению темпов его обесценивания. Весьма пессимистично настроенные эксперты, несмотря на рост курса доллара с 2014 по 2017 годы, предрекаю в ближайшем времени дальнейшее ослабление курса доллара и нарастание кризисных явлений в американской экономике.
Эти прогнозы в первую очередь связаны с высоким уровнем корпоративной задолженности, в 2014 году он достигал 17,2 трлн. долларов и продолжает усиливаться с ростом дефицита торгового баланса, таким образом, создавая пирамиду американского государственного и корпоративного долга уже в 2018 году.
Для поддержания устойчивости американской экономики требуется постоянное привлечение иностранного капитала, что из-за ухудшающегося состояния мировых финансовых рынков становится весьма затруднительным.
Еще одна проблема связана с международным валютным платежным средством - СДР. Функционирование современной международной валютной системы с 1970 по 2002 гг. показала, что специальные права заимствования (СДР) не полностью отвечают статусу мировых денег. Для изменения этого положения необходимо, чтобы они стали эквивалентом интернациональной стоимости. Кроме того, не достигнута главная цель СДР: конвертируемая валюта, приобретаемая на СДР, должна направляться на покрытие дефицита платежного баланса, а она в основном используется для погашения кредитной задолженности стран Международному валютному фонду. Путем выкупа национальной валюты и оплаты полученной иностранной валюты СДР возвращается в Фонд и накапливается на его счетах, прежде всего в пользу развитых стран. Стандарт СДР - это скрытый долларовый стандарт, а это ведет к недооценке или переоценке валют.
Режим плавающих валютных курсов является еще одной проблемой международной валютной системы. Введение плавающих валютных курсов в большинстве стран не позволило стабилизировать положение этих стран, хотя на валютные интервенции использовались огромные затраты. Этот режим не способен обеспечить выравнивание платежных балансов и покончить с непредвиденными передвижениями «горячих» денег, валютной спекуляцией. Поэтому в настоящее время перед большинством стран стоит задача установления режима «свободно плавающего» валютного курса.
В конце ХХ и в начале XXI вв. усилилась диспропорция в развитии мирового капитала. Соотношение финансовых и материальных активов стран большой восьмерки проиллюстрировано в таблице 3.
Таблица 3.
Соотношение финансовых и материальных активов стран большой восьмерки
|
|
|
|||||
|
|
|
|
||||
Япония |
14 536,4 |
60,3 |
9 570,4 |
39,7 |
|||
США |
45 646,0 |
66,1 |
23 479,0 |
33,9 |
|||
Германия |
14 536,4 |
57,1 |
7 452,6 |
42,9 |
|||
Франция |
5 979,1 |
46,3 |
6 934,7 |
53,7 |
|||
Великобритания |
9 822,1 |
64,6 |
5 392,2 |
35,4 |
|||
Италия |
6 788,2 |
51,7 |
6 341,7 |
48,7 |
|||
Канада |
3 008,4 |
42,0 |
4 154,4 |
58,0 |
Ямайская валютная реформа ускорила структурные сдвиги в функционирующем капитале, был устранен контроль государства над функционированием финансовых рынков и банковских систем сначала в США, а в позднее и в странах Европы и Азии. Развитие рынков без должного регулирования открыло дорогу мошенническим сделкам, массовым спекуляциям и криминальным операциям. Такая практика содействовала образованию «кредитных пузырей». Потребность реальной экономики в денежно-ссудном капитале объективно ограничивается размерами основного капитала и используемыми методами обслуживания оборотного капитала, различиями в периодах кругооборота денежно-ссудного капитала.[24]
Поэтому накопление денежно-ссудного капитала сопровождается тем, что вырастает его использование вне сферы товарного производства и обращения. Например, 85-90 % операций на фондовых и валютных биржах характеризуются спекулятивной составляющей и лишь 10-15 % связаны с реальной экономикой. Китай, Япония и многие другие страны мира сознательно уменьшают курсы валют для ускоренного роста собственной экономики. МВФ предупреждает, что такие их действия могут оказать негативное влияние на другие страны мира и могут замедлить послекризисное восстановление мировой экономики. В настоящее время распространяется угроза «валютных войн». Лидером по удержанию низкого курса национальной валюты является Китай. Американские и европейские политики много раз призывали власти КНР отпустить курс национальной валюты в «свободное плавание», но правительство КНР не стремится это сделать. Один доллар сейчас можно купить за 6,96 юаня. С середины 2008 года и до ноября 2018 года юань не опускался ниже 6,96 за доллар. Это снижение было результатом ослабления валютной политики Китая. Юань все равно остается недооценённым.
«Гибкость валютного курса всецело отвечает интересам Китая», - так прокомментировал денежную политику страны президент ЕЦБ Жан-Клод Трише.
Правительство США пытается повлиять на валютную политику Китая. С 2007 по 2018 гг. министерство торговли США 21 раз вводило специальные компенсационные пошлины для обширной группы товаров, поставляемых из Китая, так как из-за низкой стоимости юаня цены на эти товары оказываются значительно ниже американских аналогов.
Министр финансов КНДР Вэнь Джибао комментирует заявления европейских и американских экономистов: «Не пытайтесь заставить нас переоценить курс юаня. Тогда многие из наших экспортно ориентированных предприятий закроются, рабочим-мигрантам придется вернуться в свои деревни. Если Китай столкнется с социальными и экономическими проблемами, то весь мир ждет катастрофа».