Файл: Налоговая система РФ как фактор экономической стабилизации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 216

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Частные теории налогов представлены в таблице.

Рисунок 2. Частные теории налогов

Таким образом, с раннего средневековья до современности продолжается изучение теории налогов. Российское законодательство не дает определения системы налогов и сборов, а лишь описывает ее структуру. Справедливо будет заметить, что в теории налогообложения также отсутствует четкое определение понятия «система налогов». Подразумевается, что система налогов – это часть налоговой системы в целом. Традиционно налоговая система определяется как совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке.[13]

На взгляд авторов, это узкое определение, характеризующее только одну сторону налоговых отношений по установлению и взиманию налогов. Более полным, является определение С.Г. Пепеляева, который трактовал налоговую систему как «совокупность установленных в государстве существенных условий налогообложения». Под такими условиями ученый понимал принципы налогообложения, систему налогов, порядок установления и взимания налогов и другие элементы налогообложения.

А.В. Брызгалин определял налоговую систему как «взаимосвязанную совокупность всех существующих в государстве общественных отношений, складывающихся в сфере налогообложения и имеющих экономический, политический, организационный и правовой характер». К.С. Бельский определяет налоговую систему как «…основанную на определенных принципах совокупность взаимосвязанных частей (элементов) в сфере налогообложения, к которым относятся налоговая платежеспособность граждан страны, система установленных законом налогов и сборов, налоговая администрация, методы налогового администрирования». Д.Г. Черник понимает под налоговой системой «сложное образование, включающее в себя органически взаимосвязанные подсистемы: подсистему налогообложения и подсистему налогового администрирования».

Из проведенного исследования становится, очевидно, что понятие «система налогов» более узкое по сравнению с понятием «налоговая система». Можно предложить следующие определения. Налоговая система – это комплекс мероприятий, установленных в государстве, направленных на достижение полноты доходной части бюджета с целью эффективного функционирования государственных органов, экономики страны в целом. Система налогов – это законодательно учрежденные на определенной территории налоги и сборы, а также системный контроль за их поступлением в бюджет.


Отметим, что рассмотрение теоретических вопросов налогообложения необходимо для того, чтобы полноценно понимать задачи, стоящие перед современной налоговой политикой.

2.2. Налоговый суверенитет: существенные признаки, формы выражения и его роль в системе налоговой безопасности

В современной экономической и геополитической ситуации осуществление публичной финансовой деятельности сталкивается с новыми вызовами и угрозами, подрывающими экономическую, а значит, и национальную безопасность страны в целом. Наибольшую опасность с точки зрения финансового обеспечения функций и задач эти угрозы представляют для реализации суверенных прав государства в налоговой сфере.[14]

Налоговый суверенитет является частной категорией по отношению к более общей – государственному суверенитету. Исходя из сферы реализации, в структуре последнего «… можно выделить экономический суверенитет, составной частью которого является суверенитет фискальный». Категории налогового и фискального суверенитета зачастую используются в качестве синонимов в правоприменительных актах и юридической литературе. С их отождествлением сложно согласиться, поскольку даже этимологически фискальный суверенитет (от fiscus (лат.) – денежный ящик) относится к взиманию не только налоговых, но любых бюджетных доходов.

Легальное определение налогового суверенитета в российской правовой системе отсутствует. В решениях Конституционного Суда РФ раскрываются лишь отдельные его элементы: признание международным сообществом права государства устанавливать и взимать налоги на его территории, в том числе принудительно, действуя в одностороннем порядке; право государства самостоятельно определять показатели оценки финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, необходимые для целей налогообложения.

Выступая разновидностью государственного суверенитета, налоговый суверенитет обладает всеми признаками первого применительно к сфере налогообложения. К числу таких атрибутов, как разъяснил Конституционный Суд, относятся «… верховенство, независимость и самостоятельность государственной власти, полноту законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории и независимость в международном общении».[15]


Ученые-конституционалисты выделяют, помимо перечисленных, такой важный признак суверенитета, как единство государственной власти. Применительно к сфере налогообложения единство означает системную целостность органов, формирующих и реализующих налоговую политику (Минфин России и подчиненные ему службы). Недопустимо сводить реализацию налогового суверенитета лишь к установлению и взиманию налогов. Внешнее проявление налоговый суверенитет находит в:

– установлении и введении налогов на территории государства, а также в отношении субъектов, экономически связанных с государством;

– сборе налогов, в том числе их взыскании в одностороннем порядке, а также в отказе от их взимания (проведении «налоговой амнистии»);

– установлении и реализации механизмов контроля и ответственности в налоговой сфере;

– разрешении споров между участниками налоговых отношений.

Таким образом, как сущностные признаки, так и формы реализации налогового суверенитета находятся в системной взаимосвязи. Потому трудно согласиться с мнением о том, что по своей природе налоговый суверенитет является лишь набором фрагментарных принципов, хотя и вошедших в практику государств.[16]

Налоговый суверенитет любого государства непрерывно подвергается «испытанию на прочность» со стороны иных субъектов. Угрозы налоговому суверенитету в зависимости от источника возникновения могут быть подразделены на публичные (исходящие от органов власти государств и государственно-подобных образований) и частные (источником которых выступают лица, не обладающие публично-правовым статусом).

По территории возникновения можно классифицировать на внутренние и внешние. Внутренние угрозы зарождаются на территории, находящейся под юрисдикцией государства. В их числе, например, попытки регионов нарушить единство налоговой системы страны, вплоть до «налогового сепаратизма» территорий. Источник возникновения внешних угроз находится за пределами территории государства. Это могут быть решения наднациональных образований, членство в которых имеет государство, действия и решения иных государств либо транснациональных корпораций. Ярким примером внешней угрозы налоговому суверенитету государств является принятие Закона США «О налоговой дисциплине в отношении иностранных счетов» (FATCA – Foreign Account Tax Compliance Act), который требует от финансовых компаний любых государств идентифицировать среди их клиентов американских налогоплательщиков и предоставлять информацию по их счетам в Службу внутренних доходов США под страхом наложения санкций на их работу с американскими компаниями. В силу неразрывных экономических связей финансовых организаций в любой стране с американским бизнесом данный закон вынужденно применяется во всем мире, даже вступая в противоречие с национальным законодательством.


Вопреки расхожему мнению заключение международных договоров, в рамках которых государство принимает на себя обязательства в сфере налогообложения, не ограничивает налоговый суверенитет, а напротив, является одним из способов его реализации. Не исключена возможность денонсации договоров, в случае если они перестанут отвечать интересам государства и начнут создавать угрозу его налоговой безопасности. Международное сотрудничество в сфере правоприменения (обмен налоговой информацией, противодействие налоговым преступлениям, совместная деятельность налоговых служб различных государств) значительно способствует обеспечению налоговой безопасности каждого государства.[17]

Значение налогового суверенитета состоит в том, что его наличие позволяет государству проводить самостоятельную налоговую политику, позволяющую удовлетворять собственные потребности населения, проживающего на территории государства. Потому препятствия в реализации налогового суверенитета, в конечном счете, угрожают налоговой безопасности государства.

Нельзя не отметить и то, что неограниченная реализация налогового суверенитета может сама по себе создавать угрозу налоговой безопасности страны в случае принятия органами публичной власти решений, хотя и самостоятельных, но не отвечающих целям экономического развития государства.

Налоговая безопасность, выступая разновидностью экономической безопасности, представляет собой «… такое состояние государства, при котором количество собираемых налогов соответствует количеству, запланированному с учетом необходимости полного финансирования всех функций задач государства и муниципальных образований, как в текущем периоде, так и в перспективе».

В исследованиях также высказывается мнение о синонимичном значении терминов «экономический суверенитет» и «экономическая безопасность», а значит, и их проявлений в налоговой сфере. Данные понятия не могут являться синонимами.[18]

Обеспечение безопасности людей должно быть единственной целью существования (функционирования) государства, реализации его суверенитета . Как следует из классического определения финансовой деятельности государства, она осуществляется «… в целях реализации задач социально экономического развития, поддержания обороноспособности и безопасности страны». Поэтому поддержание безопасности является целью и результатом деятельности государства по реализации его суверенных прав в финансовой сфере.


Налог, если рассматривать его с позиций атомистической теории (теории выгоды) представляет собой плату, вносимую каждым за обеспечение его личной и имущественной безопасности, за защиту государства в целом. «Люди соглашаются платить налоги, чтобы таким образом вознаграждать тех, кто оказывает услуги по обеспечению общей безопасности».

Своевременное и полное взимание налогов и сборов признается Конституционным Судом РФ условием надлежащего обеспечения функций публичной власти. Уклонение от уплаты налогов создает значительную угрозу для безопасности страны.

Таким образом, состояние налоговой безопасности государства является целью реализации налогового суверенитета, данные категории соотносятся как причина и следствие. Налоговый суверенитет выступает ключевым, необходимым фактором в обеспечении налоговой безопасности государства.

Глава 3. Пути совершенствования налоговой системы РФ

3.1. Проблемы и возможные пути совершенствования налоговой системы

В российской науке на сегодняшний день не сформировалось единого мнения понятия налоговой системы, поскольку задачи налоговой системы меняются с учетом политических, экономических и социальных условий.

Современная налоговая система должна быт справедливой, эффективной и доступной дл понимания. Однозначно и простой, в первую очередь, должно быть законодательство по налогам и сборам.

В действующей налоговой системе Российской Федерации продолжает оставаться ряд актуальных проблем, требующих непременного решения. Рассмотрим наиболее важные из них.

Самой актуальной проблемой в современной налоговой системе является проблема противоречивого, нестабильного и двусмысленного истолкования норм налогового законодательства в России. Имеет место быть недостаточно проработанные нормы налогового законодательства, нечеткости его отдельных положений, частые изменения.[19]

Требуется обработка экономико-правовой и законодательной базы по налогам и сборам, которая в настоящее время не является четкой и стабильной. Данная задача встает по той причине, что при исчислении налогов и сборов обязательным условием является соблюдение норм налогового законодательства, которые часто меняются. Более того, планируется введение совершенно новых налогов, что опять-таки подтверждает нестабильную законодательную основу страны в части налогообложения. В свою очередь, несоблюдение, незнание налогового законодательства, а также его недостаточно правовая проработка и экономическая обоснованность повышает налоговые риски, причем как государства, так и налогоплательщиков.