Файл: Налоговая система РФ как фактор экономической стабилизации.pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 221
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические особенности понятия и управления налоговой системы
1.1.Понятие и элементы налоговой системы России
1.2. Теория управления налоговой системой РФ
Глава 2. Налоговая система, как источник стабильной экономики
2.1. Налоги источником бюджетных поступлений и важнейшим инструментом управления экономикой
Глава 3. Пути совершенствования налоговой системы РФ
3.1. Проблемы и возможные пути совершенствования налоговой системы
Система налогообложения является основой регулирования социально-экономических отношений и процессов. «Являясь одним из главных инструментов государства, налоговая система создает условия для его функционирования».
Современный уровень инновационного развития требует от государства наполняемости бюджета для реализации его функций и определяет величину налогового бремени налогоплательщиков.
При этом, как отмечают авторы Мочалова Я. В. и Мочалов В. Д., «в России необходима разработка регламентирующего законодательства в инновационной сфере, стимулирующая система налогообложения, ориентированная на создание благоприятного экономического климата предприятий на основе снижения налогового бремени с целью повышения скорости обновления основных фондов, роста затрат на НИОКР, внедрение инноваций в производство и т.д.».
Налоговое законодательство постоянно совершенствуется, и можно утверждать, что оно отличается определенной логикой во взаимосвязи с государственными интересами и интересами хозяйствующих субъектов.
Положительным в налоговом законодательстве России является снижение числа налогов, уплачиваемых на всех уровнях, расширение возможностей в получении вычетов, особенно социальных и имущественных физическими лицами. При этом следует отметить, что государство одновременно с проведением налоговой политики, решает социальные задачи и не снижает социальные расходы.[6]
Управление налоговой системой базируется на трех позициях, представленных на рисунке.
Рисунок 1. Базовые элементы управления системой налогообложения на современном этапе
Законодательными органами устанавливаются основные принципы, формы и методы организации налоговых отношений, что составляет содержание законодательства о налогах. А налоговое администрирование как управленческая деятельность государственных органов направлено на реализацию законодательных норм.
Деятельность государства по управлению налоговой системой определяется содержанием и направленностью налоговой политики и представляет собой процесс налогового администрирования. Необходимо отметить, что в понятие «администрирование» положено первоначальное значение с латинского языка - служба, управление.[7]
В частности, в налоговом законодательстве отсутствует закрепление понятия «налогового администрирования, а это актуально для нынешнего времени, когда налоговый контроль ужесточается.
Работа, поставленная на «поток» по увеличению штрафных санкций, требует осторожности и качества организационной работы в системе администрирования.
На современном этапе к физическим лицам — налогоплательщикам применяется достаточно много штрафных санкций, и не всегда обоснованных по ряду причин, в том числе допускаются ошибки из-за высокой интенсификации работы работников налоговых инспекций.
Теперь сам налогоплательщик должен информировать налоговые органы, есть ли у него налогооблагаемый доход или имущество, или в противном случае будут определены штрафы, а с 01.01 2017 года их процент достиг 20. А почему бы не наладить информационную связь на должном уровне между МФЦ, органами юстиции, ГИБДД и т.д.
Срок предоставления сводного налогового уведомления налогоплательщику конкретно не определен налоговым законодательством, ориентировочная дата — 18 октября года, следующего за отчетным. И если уведомление приходит несвоевременно или вообще не приходит, то опять несет ответственность налогоплательщик. Отсутствие подтверждения рассылки налоговых уведомлений через почтовые отделения (как указывается в налоговом законодательстве, по истечении шести дней они считаются полученными), тоже снижает качество работы ИФНС. [8]
Администрация налоговых органов должна помнить, что воспитание законопослушных налогоплательщиков можно только с правильными подходами к методам налогового контроля, а эти кажущиеся мелочи вызывают негативную оценку работы налоговой службы.
«Мы поддерживаем мнение А. А. Алехиной, состоящее в том, что если государство выстраивает систему налогового контроля на принципах равенства всех перед законом, а также, если за счет налогового контроля не достигаются политические цели, налоговый контроль может быть рассмотрен с точки зрения встроенного рыночного механизма, основной задачей которого определено создание равных условий хозяйствования и недопущение неконкурентных преимуществ».
Поэтому результативность налоговой политики государства должна определяться четко разработанным налоговым механизмом по всем направлениям. Понятие налогового механизма так же не рассмотрено налоговым законодательством.
Оценка литературных источников позволяет дать понятие налогового механизма как системы норм и организационных мер, определяющих порядок налогового администрирования органами ФНС, так как они являются контролерами исполнения налогового законодательства.
В заключении хочется отметить, что:
- налоговая санкция должна стать инструментом, с помощью которого обеспечивается безусловное выполнение налогоплательщиками налоговых обязательств;
- правильно сформированная налоговая политика и качественно отлаженный налоговый механизм должны определять эффективность системы налогообложения и работы налоговых органов;
- «любые нововведения, даже направленные на предотвращения уклонения от уплаты налогов, не должны приводить к нарушению конституционных прав граждан, ухудшать сложившийся к настоящему времени баланс прав налогоплательщиков и налоговых органов, негативно влиять на конкурентоспособность российской налоговой системы»;[9]
- особое внимание следует уделять руководителям, учетным работникам по повышению уровня компетентности, профессионализма, творческого подхода в реализации налоговой политики, как организаций, так и государства, налогового законодательства, действующего в Российской Федерации
Глава 2. Налоговая система, как источник стабильной экономики
2.1. Налоги источником бюджетных поступлений и важнейшим инструментом управления экономикой
Первые формы налогов появились еще в древние времена в виде дани, оброка, подати, натурального обмена. Налоги как экономическая категория возникли вместе с образованием государства, когда появилась надобность в средствах на содержание чиновнического аппарата, поддержание целостности государственных границ. Еще К. Маркс писал, что «налоги являются воплощением экономически выраженного существования государства». Бенджамин Франклин, один из авторов Декларации независимости США, в 1789 г. отмечал: «В этом мире ни в чем нельзя быть твердо уверенным, за исключением смерти и налогов». Трудно не согласиться с этой догмой. Практически все физические и юридические лица в той или иной степени являются участниками налоговых отношений. Налоги взимаются органами государственной власти (применительно к России – в лице Федеральной налоговой службы) и распределяются по уровням бюджетной системы.[10]
Государство существует до тех пор, пока действуют налоги. Это оправданная экономическая категория, за счет налогов содержится государственный аппарат, армия, прочие сферы. Налог имеет двойственную природу: с одной стороны, это правовая, а с другой – экономическая категория. Так, М.М. Алексеенко выражает следующее мнение о двойственной природе налога: «С одной стороны, налог – один из элементов распределения, одна из составных частей цены… С другой стороны, установление, распределение, взимание и употребление налогов составляет одну из функций государства». Отсюда он делает вывод о том, что налог – это и экономическое, и политико-правовое явление общественной жизни. Экономическая сторона налогов направлена на материальную выгоду государства. Поддерживает ее правовая природа налога, которая определена правом государства взимать налоги, а для граждан – обязанностью их уплачивать, что вытекает из сути существования государства и его учреждений.
Такой компромисс между государством и обществом регламентируется конституциями. Так, в Конституции Российской Федерации ст. 57 определяет обязанность каждого уплачивать законно установленные налоги, в ст. 57, 71 п. «з», 73, 132 ч. 1 отмечается, что установление налогов и сборов осуществляется федеральными органами власти, органами власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Налоги и сборы в свою очередь составляют часть налоговой системы государства.
В Российской Федерации установлена трехуровневая налоговая система, как и в большинстве зарубежных стран. В США, хотя и установлена трехуровневая система налогов, тем не менее, штатам дано право вводить свои налоги. Налоговая система Германии отличается разветвленностью: налоги подразделяются на три группы по своему назначению. Франция поделила налоги не по бюджетам, а на прямые и косвенные. В Италии налоги поделены на федеральные и местные. В Великобритании также принята двухуровневая налоговая система. В свое время еще Адам Смит сформулировал основные требования к формированию налоговой системы: обязательность и определенность налогообложения, удобство уплаты налога, неотягощенность налогами.[11]
Введение налога еще не означает его поступление в бюджет. Чтобы у государства были денежные средства, необходимо принудительно собрать этот налог или стимулировать налогоплательщика к самостоятельной уплате налога. Эти факторы можно соединить в понятии «налогообложение». Т.Ф. Юткина определила налогообложение как «определенную совокупность экономических и организационно-правовых отношений, складывающихся на базе объективного процесса перераспределения преимущественно денежной формы стоимости и выражающая собой одностороннее, безэквивалентное, принудительно-властное изъятие части доходов корпоративных и индивидуальных собственников в общегосударственное пользование». Следовательно, налогообложение – это деятельность государства по установлению, введению и взиманию налогов.
Цель налогообложения – это создание и поддержание стабильной экономики государства и роста благосостояния граждан. Для обеспечения такой стабильности необходимы денежные ресурсы. Частично это могут быть доходы от собственных источников государства, например продажи государственного имущества или ценных бумаг. Однако в рыночной экономике преобладает частная собственность. Задача государства с минимальным уроном для частного бизнеса изъять часть прибыли организаций и граждан в виде налогов. Для этого необходимо выстроить эффективную налоговую систему.
Налоговая система складывалась в ходе экономического развития общества, государственной организации с помощью теоретических выкладок ученых, экономистов, философов еще с древнейших времен. Исторически сложились два основных блока теорий налогов: общие, которые включают в себя несколько теорий, и частные теории налогов.[12]
Общие теории налогов отражают назначение налогообложения в целом.
Суть теории обмена заключается в возмездном характере налогообложения: уплачивая налоги, граждане получают (покупают) от государства определенный пакет услуг, который может включать в себя охрану границ государства, частной собственности, поддержание порядка в стране (например, содержание армии, полиции, судов, налоговых служб и других государственных органов).
Атомистическая теория налогов перекликается с теорией обмена с той лишь разницей, что налог рассматривается как результат договора между государством и гражданами об оказании государством возмездных услуг.
Теория наслаждения также рассматривает налогообложение как некое платное удовольствие, которое подданные получают от обладания собственностью, справедливого правосудия, охраны общественного порядка.
Теория налога как страховой премии рассматривает налоги как страховые выплаты гражданину при наступлении страхового случая. Налогоплательщик в зависимости от размера своих доходов страхует себя и свою собственность от стихийных бедствий, войн и пр.
Более проста и приближена к современности классическая теория налогов, представляющая налоги как один из видов доходов государства. Налоги, по мнению классиков, созданы для компенсации государственных расходов, например по содержанию правительства. Таким образом, налоги рассматриваются только с фискальной стороны. При этом пошлины и сборы не рассматриваются в качестве налоговых платежей.
Основная идея кейсианской теории налогов в заключается в том, что налоги являются главным экономическим рычагом, а пассивные сбережения населения тормозят развитие экономики, следовательно, их нужно изымать в виде налогов. Но в исследованиях не сказано, каким именно образом определить количество сбережений того или иного объекта.