Файл: Налоговая система РФ как фактор экономической стабилизации.pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 224
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические особенности понятия и управления налоговой системы
1.1.Понятие и элементы налоговой системы России
1.2. Теория управления налоговой системой РФ
Глава 2. Налоговая система, как источник стабильной экономики
2.1. Налоги источником бюджетных поступлений и важнейшим инструментом управления экономикой
Глава 3. Пути совершенствования налоговой системы РФ
3.1. Проблемы и возможные пути совершенствования налоговой системы
Вместе с тем внесение кардинальных изменений в структуру налоговой системы нецелесообразны сегодня, поэтому следует находить другие резервы, способствующие росту налоговых поступлений, например, выявление недекларируемых объектов налогообложения. От уплаты налогов и сборов пытаются уйти практически все, и позиция такая вполне объяснима, поскольку высокий уровень налогового гнета не дает возможности выйти на рыночную плоскость.
Одним из основных критериев, характеризующих состояние налоговой системы и ее отдельных субъектов, является уровень собираемости налогов. Показатель собираемости налогов отражает эффективность функционирования налоговой системы и, в частности, налоговых органов и других органов власти и управления в сфере налогообложения. Показатель собираемости рассчитывается, как соотношение фактически зачисленных и планируемых налоговых доходов за вычетом задолженности по налогам и сборам.[20]
В последние годы все меньше предоставляется налоговых льгот по налогам и сборам. Имеет некоторые противоречия установление сроков уплаты налогов. Частью первой Налогового кодекса достаточно четко и подробно установлены формы изменения сроков уплаты конкретных налогов, а также порядок и условия их применения. В случае если налогоплательщик не может уплатить налог или сбор по определенным причинам, налоговым законодательством предусмотрена возможность отсрочки или рассрочки. Для этого следует обратиться в налоговый орган с заявлением. Отметим, что отсрочка отличается от рассрочки тем, что в первом случае, предполагается уплата налога по истечении срока его действия, во втором случае предлагается возможность постепенной уплаты суммы налога или сбора в соответствии с графиком. Для получения отсрочки или рассрочки необходимо обоснование и пакет документов для предоставления.
Заслуживает особого внимания порядок распределения федеральных налогов и сборов между звеньями бюджетной системы Российской Федерации. На сегодняшний день большинство субъектов Российской Федерации дотационные. И это не удивительно, так как бюджетообразующие виды налогов сосредотачиваются в федеральном бюджете. А все труднособираемые налоги остаются в регионах, например, имущественные налоги. Поэтому в большинстве регионов Российской Федерации плановые показатели бюджетов выполняется не в полном объеме. Хотя, в целом, несмотря на рост поступлений федеральных налогов и сборов плановые показатели федерального бюджета Российской Федерации по отдельным видам налогов также не всегда выполняются.
Таким образом, наиболее острой проблемой федеральных налогов и сборов является налоговое законодательство. Плательщики налогов и сборов не всегда в курсе всех изменений в области налогообложения. Незнание законодательства приводит к налоговым правонарушениям. Разумно проводить мероприятия в области налогового администрирования, что обеспечит более высокий уровень исполнения бюджетных показателей федеральных налогов и сборов.[21]
К сожалению, следует констатировать, что и в самих налоговых органах также существуют проблемы, которые необходимо решать в самом ближайшем будущем: отсутствие единого адресного пространства; множественность информационных ресурсов ФНС России, содержащих сведения об объектах имущества и налогоплательщиках; несогласованность данных, содержащихся в информационных ресурсах ФНС Российской Федерации.
Первоочередной задачей налоговой политики является повышения налоговых доходов в бюджетную систему Российской Федерации, поскольку уровень собираемости налогов и сборов недостаточно высок, особенно в региональных и местных бюджетах. Плательщики налогов и сборов стремятся снизить налоговое бремя, что сокращает показатель собираемости. Иногда субъекты налогообложения, истолковывают двусмысленные нормы закона в свою пользу и тем самым снижают налоговую нагрузку. Хотя неправильное истолкование налогового законодательства может привести в конечном итоге к уплате штрафов и санкций.
Важно учесть, что меры налоговой политики сводятся к улучшению налогового администрирования, а также к эффективности контрольной работы налоговых органов. Налоговый контроль является необходимым условием результативного функционирования налоговой системы страны. С помощью проведения и организации грамотного налогового контроля зависит своевременное и полное поступление налоговых доходов в бюджетную систему Российской Федерации.[22]
Отметим, что налоговый контроль представляет собой комплекс мероприятий по проверке соблюдения законности, целесообразности и эффективности системы налоговых органов в формировании денежных фондов всех уровней государственной власти в части налоговых доходов, по выявлению резервов увеличения налоговых поступлений в бюджеты, улучшению налоговой дисциплины среди налогоплательщиков, соблюдению ими налогового законодательства.
В целях повышения роли федеральных налогов и сборов разумно проводить мероприятия в области налогового администрирования, что обеспечит более высокий уровень исполнения бюджетных показателей федеральных налогов и сборов. В последние годы сводится к минимуму спектр предоставления налоговых льгот. Данное обстоятельство провоцирует налогоплательщиков на осуществление коррупционных мер. И, как следствие, к уклонению от уплаты налогов и сборов. Практика подтверждает, что неопределенность федеральных налогов, сборов и несправедливое налогообложение наиболее часто становятся основными причинами налоговых нарушений. Проблема преодоления и ликвидации налоговых правонарушений во многом связана с усовершенствованием деятельности самих налоговых органов. Более того, чрезвычайно важным становится эффективное взаимодействие между налоговыми органами.
Повысить налоговые поступления от федеральных налогов и сборов представляется возможным с использованием таких инструментов, как способы расчета налоговой базы, определение продолжительности налогового периода, налоговая ставка и налоговые льготы.
Действительно, повышение налоговых ставок может кардинально решить проблему. С одной стороны, это хорошо для государства. Поскольку, чем выше ставка, тем больший объем поступает от налога в казну государства. С другой стороны, разумно учитывать интересы налогоплательщика, у которого и без того налоговая нагрузка ощутимая. Поэтому к данному вопросу следует подходить осторожно и рационально.
Между тем налоговые поступления федеральных налогов и сборов можно регулировать с помощью такого инструмента как налоговые льготы. Опять-таки при внедрении в практическую деятельность любой льготы надо учитывать потерю доходов бюджета, и обоснованность получения налогоплательщиком налоговой выгоды.[23]
Стратегия действующей налоговой политики направлена на проведение анализа применения налоговых льгот по всем налогам. Целесообразно эффективно применять налоговые льготы в экономической системе общества с учетом интересов обоих сторон – государства и налогоплательщика. Сегодня нет достоверных данных, которые позволяли бы принимать объективное решение при использовании налоговых льгот.
В этой связи в перспективе предлагаем получать сведения о количестве налоговых льгот, контингенте и категории налогоплательщиков, их применяющих, о выпадающих налоговых доходах бюджета из анализа отчетности Федеральной налоговой службы Российской Федерации, формируемой по налоговым декларациям. Но поскольку на сегодняшний день полная информация по налогу в налоговой декларации не отражается, представляется целесообразным уточнить содержание и структуру налоговых деклараций, чтобы отразить в них все данные налогоплательщика, путем введения новых строк.
Вызывает вопросы, в целом связанные с поиском путей устранения недостатков, присущих отечественной системе имущественных налогов. Для решения указанных проблем, прежде всего, следует изменить порядок формирования и учета недвижимости и практику налогового администрирования. К сожалению, на сегодняшний день четкий и понятный механизм оспаривания результатов кадастровой оценки недвижимости не выработан.[24]
Еще одной проблемой, которая также не может быть решена в самые ближайшие сроки, является отсутствие на сегодняшний день качественного электронного документооборота между всеми участниками процесса налогового администрирования. Качественное администрирование является достаточно дорогим и сложным. Для правильного исчисления налога необходимо собирать, обрабатывать и периодически актуализировать значительный объем информации.
3.2. Перестройка в налоговой системе и возможные риски
Изменения в налоговой системе РФ, которые вступили в действие с 2019 года, не были для предпринимателей и всего населения неожиданностью, прежде всего потому, что в послании Президента РФ Федеральному собранию РФ была отмечена необходимость перенастройки налоговой системы и намечены основные цели этой перенастройки, – ориентация налоговой системы на основную цель: стимулирование деловой активности, рост экономики и инвестиций, создание конкурентных условий для развития предприятий.
В этой связи Президентом РФ было предложено рассмотреть идеи перенастройки налоговой системы, так как в 2018 году необходимо было принять поправки в соответствующее законодательство, в первую очередь в Налоговый Кодекс РФ, а с 1 января 2019 года ввести их в действие, зафиксировав новые стабильные правила на долгосрочный период.
Очевидно, что любые изменения налогового законодательства предопределяют риски, как для налогоплательщиков, так и для государства.
Идеология перенастройки налоговой системы определилась к началу 2018 года. В частности заместителем министра финансов И.Труниным была выражена общая позиция Минфина России как снижение налогового бремени прямых налогов при некотором повышении косвенных налогов.[25]
В настоящее время ситуация прояснилась. Несмотря на серьезную дискуссия по введению прогрессивной налоговой ставки НДФЛ в целях создания справедливости взимания этого налога, соответствующее решение принято не было. Это можно считать целесообразным по нескольким причинам. В первую очередь потому, что налоговые поступления последовательно растут, обгоняя рост заработной платы, и являются надежным источником доходной базы региональных и местных налогов. Во вторых, практика применения прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц требует введения необлагаемого минимума для лиц с доходами на уровне прожиточного минимума, поскольку взимание налога с этих лиц лишает их части средств, необходимых для воспроизводства рабочей силы. Учитывая большой разрыв в показателе средней заработной платы по регионам и большое количество регионов со средней заработной платой в районе 20–25 тысяч рублей, можно предположить, что налоговые доходы по НДФЛ в этих регионах резко сократятся, что для региональных бюджетов крайне нежелательно.
Можно отметить и тот факт, что повышение косвенных налогов при снижении или сохранении налогового бремени прямых налогов в настоящее время является мировым трендом.
В результате долгих дискуссий, решения об изменениях в налоговую систему приняты и начали действовать с 1 января 2019 г. Несомненно, что ключевым моментом реформирования явилось повышение ставки НДС с 18 до 20 %.
Справка: ставка НДС в размере 20 % действовала в нашей стране в период с 1994 до 2004 года, а в предшествующие этому периоду два года была еще выше и составляла 28 %. С 2004 года ставка НДС составляла 18 % и не повышалась.
Совершенно очевидно, что изменение налоговой нагрузки для плательщиков не будет одинаковым. Налоговые риски выше у тех, у кого высокая добавленная стоимость - выше заработная плата персонала, амортизационные отчисления, прибыль и проценты по кредитам. Если ориентироваться по данным Росстата РФ, то можно предположить, что это отрасли, связанные с добычей полезных ископаемых, особенно нефти и газа, производством кокса и нефтепродуктов, деятельность, связанная с научными исследованиями и разработками, финансовая и страховая деятельность, где средняя заработная плата в несколько раз выше средней по стране и значительно выше показатели прибыли, высокие амортизационные отчисления.[26]
Такие компании пострадают в первую очередь. С другой стороны, повышение налога в конечном итоге отразится на покупателях. Прежде всего, на физических лицах, приобретающих товары (работы, услуги) для себя, а также на малых компаниях, которые работают на специальных налоговых режимах и не является плательщиками НДС, – его включают в затраты.
В этой связи важно, что с 1 января 2019 г. все плательщики Единого сельскохозяйственного налога перешли в категорию плательщиков НДС, но при этом в ряде случаев в ст. 145 НК РФ предусмотрено право на освобождение от НДС ряда налогоплательщиков, которые не реализуют подакцизную продукцию и соблюдают лимит по доходам (2018 г. – 100 млн. руб.; 2019 – 90 млн. руб.).
Можно предположить, что налоговые риски в большей степени повышаются у физических лиц с высокими доходами, поскольку сохраняется 10-ти процентная ставка на основные продукты питания и детские товары, имеющие высокую эластичность, а кроме того до 2025 г. сохраняется 0-я ставка налога на авиаперевозки в Крым и Севастополь, регионы Дальневосточного федерального округа и Калининградскую область.
Новая ставка НДС применяется в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных (выполненных, оказанных), переданных начиная с 1 января 2019 г. Можно сделать вывод, что у большинства налогоплательщиков повышается риск увеличения налоговых платежей, а крупные экспортеры выигрывают за счет возмещения налога из бюджета, что предопределяет определенные риски у государства.[27]