Файл: Налоговая система РФ как фактор экономической стабилизации( Сущность и этапы развития налоговой политики государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данной темы в том, что основная форма доходов государства в современном мире – это налоги. Кроме сугубо финансовой функции, для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса применяют налоговый механизм. Наполняемость бюджетов разных уровней РФ налоговых поступлений и политики государства в области налогообложения взаимозависимы.

Налоговая политика – это система регулирования экономики посредством изменений государственных расходов и налогов. Основными инструментами фискальной политики являются государственные расходы и налоги. Фискальная политика способна как хорошо, так и негативно воздействовать на стабильность национальной экономики. Так же налоговая политика является одним из инструментов воздействия государства на процессы в экономике и представляет собой систему государственных мероприятий в области налогов и сборов[1].

В последние время внешнеполитические условия все большее влияют на формирование налоговых условий. Из-за зависимости государственного бюджета от нефтегазовой отрасли приходится постоянно пересматривать налоговую, в зависимости от стоимости углеводородов[2].

Таким образом, цель данной работы – рассмотреть особенности и проблемы российской налоговой системы.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

  1. Рассмотреть теоретические аспекты формирования налоговой политики государства;
  2. Охарактеризовать особенности налоговой системы и системы налогов и сборов в Российской Федерации.

Данную тему изучали следующие авторы: Абашева Н.С., Абрамов М.Д., Александрова А.И., Гордеева О. В., Егорова Е. Н., Замятина О. А., Майбуров И.А., Мусаев А.Ф., Пасько О.Ф. и др.

Объектом работы являются общественные отношения, возникающие при проведении государством налоговой политики.

Предметом работы выступает налоговая политика России.

Методологической базой исследования в данной работе послужил диалектический способ научного познания и системный подход. В ходе исследования использовались такие общенаучные методы и приемы как научная абстракция, прогнозирования.

Работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка использованной литературы.


1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

1.1 Сущность и этапы развития налоговой политики государства

Налоговая политика, по средствам которой происходит регулирование экономических процессов в обществе является одним из главных звеньев экономической политики.

В целом налоговая политика представляет собой совокупность целенаправленных действий государства в области налогового регулирования[3].

Налоговая политика экономически развивающихся стране должна и не может оставаться неизменной в течение длительного периода. На уровне экономики страны происходят изменения, что приводит к изменениям в налоговой политике. За счет баланса ее функций и интересов государства и налогоплательщиков можно достигнуть успешного функционирования налоговой политики, для этого так же необходимо адаптировать ее к нынешним условиям экономики[4].

Грамотно установленная налоговая политика поможет успешно достигнуть поставленные цели и задачи государства. Для страны в целом эффективность налоговой системы сводится в основном к увеличению доходов за счет налоговых поступлений, а также к развитию налоговой базы, а для хозяйствующих субъектов: к получению максимально возможной прибыли и минимизации налоговых платежей[5]. Для людей результативность налогообложения состоит в том, чтобы получить социальные пособии и услуги при уплате неотъемлемых налоговых платежей.

К отличительным чертам налоговой системы России относятся[6]:

1. Несоответствие уровня налогообложения финансовым ресурсам налогоплательщиков. Яркий, но очень относительный пример - высокий уровень налоговой нагрузки[7].

2. Неясность концепции налогообложения, так как законодательная и нормативная база весьма запутана. Трудность состоит в методологии, употребляемой при расчете сбора налогов. Зачастую появляются дискуссии согласно формулировке статей Налогового кодекса Российской Федерации[8], которые поступают в арбитражный суд. И чаще всего суд берет на себя сторону налогоплательщиков, что подразумевает, что не все работники налоговых организаций имеют все шансы грамотно использовать общепризнанные нормы налогового законодательства. Хозяйствующие субъекты отказываются полностью платить налоги и это одна из проблем экономики страны[9]. Это связано с тем, что предприятия, оплатившие все налоговые платежи, не имеют достаточных средств для осуществления результативной финансово-экономической деятельности, по этой причине многочисленные фирмы всеми способами стремятся никак не оплачивать налоги. Проблему «теневой экономики» можно будет решить, если произойдет снижение ставок налогов, перемены в налоговой базе и перераспределения налогового бремени. С помощью этих мер можно снять часть оборота с «тени», однако для снижения его оборота, следует ужесточить дисциплинарные меры против нарушителей, улучшить налоговый контроль и использовать налоговое администрирование.


3. Отсутствие принципа экономии налоговой системы, что сводится к уменьшению стоимости налогового администрирования при сохранении максимально возможного сбора налогов.

Правительство РФ сформулировало основные направления налоговой политики на 2020 и 2021 годы[10].

Ценности в сфере налогообложения останутся неизменными на предстоящий период. Это имеет первостепенное значение для обеспечения устойчивости налогово-бюджетной политической деятельности. Ее цель-поддержка инвестиций.

В налоговой системе России существует около 200 различных льгот и преференций по налогу на прибыль, налогу на добавленную стоимость, налогу на добычу полезных ископаемых, налогу на имущество организаций, земельному и транспортному налогам. Невзирая на то, что предоставление льгот никак не подразумевает прямого расходования бюджетных средств, их все же можно считать "налоговыми расходами" бюджетной системы Российской Федерации[11].

В нашем государстве развитие налоговой системы совершалось в обстоятельствах по сути развалившейся экономики. При всем стремлении создателей новейшей налоговой системы скрупулезности законодателей при обсуждении и принятии налоговых законов, не было обеспечено инструментария, обеспечивающего социальную стабилизацию в обществе, связанную с действием принятой в декабре 1991 налоговой системы[12].

Из-за смены курса появилось колоссальное несоответствие в состоятельности населения. Одна доля составляет от 5 до 10% населения- богатая Россия. Вторая часть, соответственно, 90% -бедная Россия, население которой стало стимулом заостренных общественно- экономических проблем, в том числе в области налогообложения[13].

Произошло разделение общества на две явно выраженные группы налогоплательщиков. В одну группу входят те, которые могут уплачивать налоги и формировать ресурсы правительственного бюджета, а в другую входят те, кто не может уплачивать налоги из-за отсутствия рабочего места и отсутствия источника дохода.

Таким образом, начало 90 – х годов ХХ века считается первым этапом формирования налоговой системы. Доходы государственного бюджета не превышали 30% запланированных доходов на этом этапе[14].

Формирование совокупного чистого дохода России во многом зависит от природно-ресурсного потенциала. Огромный вклад в развитие страны вносит доходы от использования земли и природных ресурсов. На долю ренты приходится 75% совокупного чистого дохода России; вклад капитала составляет 20%, вклад труда — 5%[15].


Но данный факт абсолютно не предусматривается в национальной системе налогообложения. Согласно оценке Д. Львова, приблизительно 70% налоговой прибыли Российской Федерации прямо или косвенно связано с фондом оплаты труда. Следовательно, это противоречит экономики современной России: самый угнетенный фактор производства -труд – якобы создает основную часть дохода страны. С одной стороны, вывод Д. Львова верен, потому что цифры так показывают. С другой стороны, такого рода заключение искажает реальную картину, сформировавшуюся в экономике и в системе оплаты труда в современной России, так как оплата труда работника выше реального его вклада. Доказательством этому служит положение экономики РФ в настоящий период. Таким образом, фактору труда приписываются непропорциональная с его действительным взносом в прибыльную базу, налоговая нагрузка[16].

Третьим этапом развития налогообложения в Российской Федерации является принятие Налогового кодекса РФ. Первая часть НК РФ была принята в январе 1999 года, а вторая часть - в январе 2001 года[17].

На формирование налоговых взаимоотношений в нашей стране воздействовало соперничество с легализацией доходов и вывозом капиталов за пределы страны. В этой связи с принятием второй части Налогового кодекса РФ в сфере подоходного налогообложения людей внедрили так называемую «плоскую шкалу» налогообложения. Основная ставка НДФЛ - ставка в 13%.[18] Ожидания, связанные с тем, что эта ставка самая низкая в Европе, станет фактором возврата вывезенных за пределы государства капиталов и выхода из теневой экономики значительных средств организаций и граждан, остались лишь благими намерениями. Более того, «плоская шкала» ухудшила катастрофическое состояние с общественной дифференциацией жителей в России[19].

В государствах с развитой рыночной экономикой общественная стабилизация при поддержке налоговой политики считается наиболее важным в формировании налоговых отношений. На начальных стадиях формирования налоговой системы в России, устанавливалась мощная поляризация доходов граждан. Из-за отсутствия социально-справедливого налогообложения, государственная налоговая система становится неполноценной[20].

В Российской Федерации в области налогообложения учреждений ведется политика распределения в пользу местных и региональных бюджетов, что указывает на повышение реализации стабилизирующей функции налогов в налоговой системе России[21].


Таким образом, можно сделать вывод, что в РФ концепция налогообложения входит в новейшую фазу формирования налоговых взаимоотношений, принципиально отличающихся от тех налоговых взаимоотношений, сформировавшихся в 90-е годы. В настоящее время они в большей части сориентированы на реализацию стабилизирующей и общественной функций налогов, что означает начало четвертого этапа в развитии системы налогообложения в Российской Федерации.

Процесс позиционирования налоговых отношений поверг налоговые отношения в положение организованной их совокупности, которая в системе экономических отношений составляет конкретную подсистему системы финансовых отношений[22].

Взаимодействие данных сторон налоговых отношений создает двойственный характер этих отношений. Для того, чтобы решить все расхождения, необходимо согласовать интересы плательщиков, государства и конечных получателей доходов и соответственно, поиск гибких налоговых форм.

Условная независимость форм проявления налоговых отношений предоставляет вероятность их отдельного научного исследования и в рамках научной абстракции они могут быть представлены в чистом виде[23].

Любая политика предполагает под собой процедуру осуществления интересов посредством желания и согласования субъектов, которые в ней участвуют. В таком случае налоговая политика является процессом осуществления финансовых интересов субъектов налоговых отношений.

Исследование налоговых отношений посредством использования метода научной абстракции подразумевает выделение и рассмотрение основных участников налоговых отношений в отдельности. Исходя из форм проявления налоговых отношений, к участникам налоговых следует отнести: налогоплательщиков; государство; конечных получателей налоговых доходов после прохождения последних через бюджетную систему[24].

1.2 Инструменты формирования налоговой политики государства

Налоговая политика находится в непрерывном процессе совершенствования, приспосабливаясь к определенным экономическим и социальным условиям страны.

При проведении налоговой политики участие государства в регулировании экономики регулируется с помощью следующих налоговых инструментов[25]: