Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации (Теоретические аспекты анализа внешней и внутренней среды организации ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 40

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Организация, в современном понимании теории менеджмента, представляет собой открытую систему, обладающей внешней и внутренней средой. В свою очередь внешнюю среду можно разделить на макроуровень и микроуровень. Понимание процессов устройства среды организации ведет к выработке правильных тактических и стратегических управленческих решений. Методы анализа внешней и внутренне среды пересекаются друг с другом, формируя между внешней и внутренней средой взаимосвязанные процессы. Например, на основе определения сильных сторон компании можно оценить возможности компании, а на основе определения слабых сторон – угрозы. Далее, исходя из сильных сторон и возможностей формируется стратегический план изменений, предполагающий выработку и реализацию конкретных мероприятий (проектов) для достижения поставленных целей в рамках видения организации. Слабые стороны и угрозы необходимы для формирования рисков с дальнейшим анализом и разработкой плана по нивелированию рисков и угроз компании. Таким образом, анализ внешней и внутренней среды организации является необходимым разделом стратегического плана развития организации, во многом определяющего эффективность деятельности существующей компании.

Целью данной курсовой работы является теоретический обзор и анализ внешней и внутренней среды компании ООО «Восток».

Задачи курсовой работы:

1. Провести исследование теоретико-методологических подходов к организации как к открытой системе

2. Представить методы анализа и оценки внешней среды организации

3. Представить методы анализа и оценки внутренней среды организации

4. Провести сравнительный анализ инструментов комплексной оценки внешней и внутренней среды организации

5. Составить общую характеристику компании ООО «Восток»

6. Провести анализ внешней и внутренней среды компании ООО «Восток»

Предмет исследования – внешняя и внутренняя среда компании ООО «Восток».

В ходе подготовки курсовой работы использовались литературные источники, включающие в себя авторефераты диссертационных исследований, актуальные учебники и учебные пособия по исследуемой теме, а также статьи из рецензируемых журналов за последние годы, касающиеся методов анализа и оценки внешней и внутренней среды организаций в различных сферах деятельности. Надежность литературных источников подтверждается их размещением в базе РИНЦ электронной библиотеки e-library.

Курсовая работа включает в себя введение, две главы, заключение и список литературы.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ

Теоретико-методологические подходы к организации как к открытой системе

Изучение сущности начать трактовки «» и раскрытия . Греческое «ργανον» (инструмент), – «organization», позднелатинское – «» ( стройный , устраиваю) «организация» имеют . Их , содержащийся словарях русского , выделить семантических, .. смысловых, вариантов слова.[1]

значение – как явление (от «атрибут» – , существенный признак , ):

Функциональное – определяет действие и : действия изменению : организовать значит , , усовершенствовать;

значение – , объединение людей, .

Большом словаре «» трактуется следующим [2]: людей, реализующих цель и основе правил .

Таким образом, менеджменте широком организацией имеют способы и отдельных индивидов групп. узком организацией понимают группу , ориентированную некоторой заранее , реализация требует действий.[3]

В деятельности «организация» некой системы элементов деятельности, отношениях и с , которые целостную структуру. организации отнести[4]: ; средства труда; труда технология ; , необходимая для деятельности; труд деятельность работника.

XIX . все на концепциях . Таким , анализировались , изолированные системы, равновесному . Все , укладывавшиеся в , рассматривались метафизические, рамки естественных потому стоящие .[5][6]

в конце . ученые с принципов редукционизма. .. фон утверждал, организмы обеспечивают энергию, позволяет , а также системы отношению .[7] Ключевыми понятиями теории систем [8]: самоорганизации как дифференциации; эквифинальности, финального состояния условий; телеологии, поведения организма , «известных заранее» будущем. Далее У.. Кеннона биологических систем способность возмущениям внешней среды автономности стабильности организации.[9] Теория Л. нашла многих сферах, и , оказав восприятие, а , управление организациями.[10]


проблема взаимоотношения среды науке впервые в .А. , что усилением динамизма кризисных в . образом, исследования отечественных послужили для интенсивного подхода теории менеджмента, с любая стала открытая система, внешней . Поэтому время среду принято как двух сфер: внешней. организации – активных субъектов , с организация той или .[11] Визуально представить в виде (см. 1).

Рисунок 1.

В экономической множество к бизнес-среды её элементов. теории менеджмента - организации из[12]:

- , представляющей общие для участников , эту часть организация может , но которая очередь на или опосредованно , где функционирует.

- , т. е. окружения , включающей , , конкурентов, кредиторов, контроля т. ., этой части существует влияние хозяйствования;

- внутренней , в ключевые -управленческой деятельности .

среда – это внутри организации. следующие переменные организации: цели, , , технология люди.[13] количество методов среды , например: сил Портера, -, SNW- и . качестве примеров структуры среды подходы:

По . Ансоффа элементами : общее управление, , маркетинг, , НИОКР[14];

А. А. , . Дж. основными внутренней среды : , производство, , обслуживание , , финансы, кадры[15];

. . Дюков расширить элементов организации, включать: (принципы ), финансы (количество и структура), ( количество и , также управления ), , развитие, поставки, , , логистика, , информационные .[16]

концепции «7-S» учесть 7 внутренней , для того уверенным успешном : совместные ценности (), (strategy), (structure), (), сотрудники (staff), (skills), (style). «7-S» соединены (, структура, ), мягкие (, , сумма навыков) центральной характеристикой ( ).[17]

В современном большинстве принято самостоятельных укрупненных внутренней : маркетинг, , , финансы, персонал.

в исследованиях организации является . Б. [18] развивающая стратегического менеджмента ( , динамических ) зарубежных . Прахалада, Г. , . Гранта, . Дж. , др.

И. . представляет как ресурсов, включающих материального нематериального , организации пытаются достижения стратегических . различает: − финансовые ; − отношений ( преференцированных , , прав); − технологические (способности отдельные мира новым, эффективным ); − организационные ( достигать объединения новым, более ).


Внешняя среда, очередь, на ( рабочую, или , или прямого ) макросреду (или , среду воздействия). на сферы характер конкретизируется каждой организации.[19] к состава внешней среды :

процессно- подходу . . Ефремова[20] понятие - строится наличии: бизнес-пространства, , рыночной макросредой ; измерения, представляющего совокупность -технологических, -, социокультурных, организационно- административных , определяющих формы бизнес- организации.

. С. в исследовании к места общей бизнес-: организации в , она из внешне внутренне, том, что в -системе, она включена . Внутренний , поддерживаемый , нецелесообразным, когда функциональная . При уточнение — функциональная не организацией, внешним окружением.

. , С. в среды предлагают : взаимозависимые (перекрестно- сети, альянсы) привилегированных (фирмы, одном рынке режиму ). Действия структур базируются на собственной , и стратегии целом. обоих таких участников от традиционной , требует новых .[21]

И. . Гурков стратегического управления анализ новый субъектов — стейкхолдеров ( (лиц) деятельности ). внешней среде . Б. выделяет и рыночную .[22]

взгляд бизнес- позиции теории А. , Б. .[23] игре под «» разыгрывается : ее присвоение. Взаимодействие в измерениях. — потребители компании . Ресурсы от компании, а услуги — компании . В обратном — потребителей компании компании к — деньги. горизонтали , с которыми , но заключает . ее субституторы .

В Глобального (Global Entrepreneurship , )[24] факторы среды две группы. факторов — общеэкономические , как открытость , политика области регулирования деятельности , финансовых , рынка , институтов. Для группы используется демографическая статистика, другая информация внешней среды. группе факторы , влияющие на компании развития и навыков, мотивирующие предпринимательских .

системной концепции . . Клейнера[25], . Корнаи[26] одновременно действует различных пространств ( юридических лиц, местоположения, товаров , производственных технологий, , законодательном ). Однако субъект не ни одном пространств. Исходя утверждения, субъект проявляет свои в функционирования с внешней . правило, в внешней средой, определенным экономических субъектов, их , и , являющимися « предприятия во ».

Проведенный публикаций составляющих экономической - организации, структурных , и условий организаций к .


Как правило, позиция , что - организации состоит основных : внешней среды. При по к имеет структурные общего на субъекты (макровнешняя ), и влияния хозяйствующий субъект (микровнешняя ).

Процесс важных элементов , которые оказать способности фирмы своих , осуществляется следующих методик: -, PESTLE-, STEP-, -анализ, матрица др.[27] подходом макровнешней среды факторов классической -анализа. STEP- исследование факторов сферах: социальной (), (technological), (economic) (political). На зависимости целей кроме 4 основных состав -факторов , например, правовые, , , физические, , институциональные, , , информационные. При наблюдается взаимосвязанных группы: природно-, -экономические, -правовые . д.

У зарубежных можно степень детализации факторов. целом отличительную особенность группы — это анализа факторов, влияние всех отношений. При непосредственного (микровнешней ) четко определяют контрагентов во , с которыми в экономические поводу своей . В время к конкуренции как соперничеству, сотрудничеству. Организация объект финансовых, , и информационных , в заинтересованных в условиях -экономической природной .[28]

2.1 Анализ и оценка внешней среды организации

Главное предназначение внешнего анализа – выявить и понять угрозы и возможности, возникающие для компании в текущем и будущем времени, а также выявить стратегические альтернативы.[29] Внешний анализ и оценка считаются неотъемлемой частью SWOT-анализа. Возможности – это положительные тенденции внешней среды, способствующие развитию компании и достижению ей конкурентных преимуществ. Это может быть снижение налоговых сборов, увеличение доходов населения и фирм и т.д.[30]

Угрозы являются отрицательными тенденциями, которые приводят при отсутствии соответствующей реакции организации к ухудшению положения на рынке и потере конкурентного преимущества. Примерами таких угроз могут послужить понижение покупательской способности потребителей и компаний, повышение конкуренции на рынке товаров и услуг, ужесточение регулирования со стороны государства. Если фокусироваться на получении прибыли и не проявлять инициативу в конкурентной борьбе, то это приведет компанию к неминуемому банкротству.

Внешняя среда состоит из двух частей: макросреды и микросреды. Микросреда включает многие заинтересованные группы, которые находятся под влиянием основной работы организации или оказывают на нее влияние (акционеры, местные компании, конкуренты, потребители, кредиторы, и др.). В последнее время благодаря развитию стратегического маркетинга, ориентированного не только на исследование покупателей и конкурентов, а на все заинтересованные группы, состав ближнего окружения увеличился. Макросреда делится на элементы, не оказывающие прямого воздействия на компанию, но влияющие на общее состояние бизнес-процессов. В макроокружении выделяют четыре группы факторов: политико-правовые, финансово-экономические, социальнокультурные и технические. PEST-факторы приведены в табл. 1. Каждый из таких факторов имеет взаимосвязь с другими и оказывает влияние на них и на элементы микросреды.[31]