Файл: МЕСТО СТРАХОВОЙ ПЕНСИИ ПО ИНВАЛИДНОСТИ В СИСТЕМЕ МЕР СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ИНВАЛИДОВ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Следующей льготой, законодательно предусмотренной для инвалидов, являются льготы в жилищно-коммунальной сфере. Жилищный кодекс РФ [9] говорит о льготах инвалидам по первоочередному удовлетворению жилищных потребностей. Ряд вопросов, связанных с удовлетворением жилищных потребностей данной категории граждан, регламентируется отдельными актами [10].

В соответствии с Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг [11], такие лица, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями. Основаниями признания таких лиц нуждающимися в улучшении жилищных условий для принятия на учет являются: обеспеченность жильем на каждого члена семьи ниже уровня, устанавливаемого органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; проживание в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям; проживание в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними (по заключению государственных или муниципальных лечебно-профилактических учреждений здравоохранения) в одной квартире невозможно; проживание в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений; проживание в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением; проживание длительное время на условиях поднайма в домах государственного, муниципального и общественного жилого фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в жилых помещениях, принадлежащих на праве собственности гражданам, не имеющим другой жилой площади. Занимаемые лицом жилые помещения могут быть заменены на другие равноценные помещения в связи с тем, что по характеру заболевания инвалида требуется переселение с верхних этажей на нижние.

Кроме того, инвалид имеет право на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты, которая ему предоставляется в соответствии с перечнем заболеваний [12].

Следует иметь в виду, что жилые помещения, занимаемые инвалидами, должны быть оборудованы специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации. Данное требование установлено в ст. 17 Закона «О социальной защите инвалидов в РФ». Кроме того, согласно нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации [13], инвалидам должен обеспечиваться беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры. Данное положение означает, что всем инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) должны быть созданы условия для посещения жилых, общественных и производственных зданий, строений и сооружений, спортивных сооружений, мест отдыха, культурно-зрелищных и других учреждений. Кроме того, должны быть созданы условия для беспрепятственного пользования всеми видами транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).


Таким образом, планировка и застройка городов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления данных объектов для доступа к ним и использования их детьми-инвалидами не допускается. К сожалению, данное правило не исполняется, и город Якутск практически не приспособлен для обеспечения доступа инвалидам к объектам социальной инфраструктуры.

Кроме того, инвалиды вправе претендовать на получение в первоочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства, садоводства [14]. Также данным лицам предоставляется скидка не менее чем 50% оплаты жилья в домах государственного, муниципального и общественного жилого фонда, оплаты коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в домах, не имеющих центрального отопления - стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению. Кроме того, дополнительная жилая площадь, занимаемая инвалидом, не считается излишней и подлежит оплате в одинарном размере с учетом предоставляемых льгот.

Основанием для предоставления данных льгот является справка, подтверждающая факт установления ребенку инвалидности, выданная учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы.

Инвалидам, устанавливается также 50 %-я скидка оплаты за пользование телефоном и радиотрансляционной точкой.

Один раз в год инвалиды имеют право на бесплатный проезд к месту лечения и обратно, если законодательством РФ не предусмотрены более льготные условия. Инвалиды и сопровождающие их лица имеют право на бесплатный проезд к месту лечения (обследования) в автобусах пригородных и междугородних внутри региональных маршрутов.

Налоговое законодательство в целях материального обеспечения инвалидов предоставляет право на получение стандартного налогового вычета [15]. Также не являются объектом налогообложения транспортного налога автомобили, специально оборудованные для использования инвалидами [16].

В соответствии со ст. 41 Конституции Российской Федерации все граждане России имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения. При заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях граждане имеют право на медико-социальную помощь, которая включает профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособия по временной нетрудоспособности. Медико-социальная помощь оказывается медицинскими, социальными работниками и иными специалистами в учреждениях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, а также в учреждениях системы социальной защиты населения.


Инвалиды имеют право на медико-социальную помощь, реабилитацию, обеспечение лекарствами, протезами, протезно-ортопедическими изделиями, средствами передвижения на льготных условиях, а также на профессиональную подготовку и переподготовку [17].

Нетрудоспособные инвалиды имеют право на бесплатную медикосоциальную помощь в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения, на уход на дому, а в случае неспособности удовлетворять основные жизненные потребности - на содержание в учреждениях системы социальной защиты населения. Кроме того, инвалиды пользуются правом на льготное обеспечение лекарственными средствами [18].

Как отдельный вид социального обеспечения выступает и санаторно-курортное лечение [19]. Данный вид обеспечения предполагает обеспечение граждан путевками на санаторно-курортное лечение бесплатно или со скидкой. Так законодательно установлено, что инвалиды имеют право на льготное обеспечение путевками в санатории-профилактории. Неработающим инвалидам, в том числе находящимся в стационарных учреждениях социального обслуживания санаторно-курортные путевки выдаются бесплатно органами социальной защиты населения.

Кроме вышеприведенных льгот, Российская Федерация гарантирует инвалидам необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки. Образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают образование инвалидов, получение инвалидами среднего общего образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида [20].

1.2.Тенденция развития пенсионного обеспечения инвалидности

Масштабная пенсионная реформа в России, была принята в 2002 году, ее целью было повысить уровень жизни пенсионеров и гарантировать финансовую устойчивость государственной пенсионной системы.

Пенсионная система, которая действовала, до этого базировалась на собирательно - распределительном принципе, это значит, что взносы, которые зачислялись, в Пенсионный фонд направлялись на выплату пенсий. Для предоставления выплат по минимуму для одного пенсионера нужны были взносы не меньше чем двух работающих граждан. Но все же демографическая положение в стране таково, что на пенсионную уплату для одного пенсионера приходится отчисления с заработной платы не меньше чем двух граждан трудоспособного возраста. Но по мнению экспертов уже к 2020 году ситуация изменится и на одного пенсионера будет приходиться один работающий гражданин. В соответствии с этим можно сделать вывод, что по мере того как происходит старение населения ранняя пенсионная система не смогла бы обеспечить минимальное количество пенсионных выплат. Более того, в раннее существовавшей пенсионной системе размер пенсии зависел только от того какой был стаж работы и каким был размер заработной платы за последние два года трудовой деятельности, то есть вклад гражданина в доход пенсионной системы почти не учитывался. [15]


Существует два пути обеспечения минимальных пенсионных выплат в условиях старения населения согласно мировой практике:

  1. Увеличение налог - но этот путь может привести к уменьшению экономической активности населения и неблагоприятно отразиться на экономическом росте страны.
  2. Переход к накопительной пенсионной системе - в ней пенсионные взносы граждан будут накапливаться на личных счетах и так же инвестироваться на финансовых рынках с целью получения дохода. Этот доход также, будет ежегодно зачисляться на личный счет гражданина и при достижении пенсионного возраста из всей суммы накопленных средств, будут осуществляться пенсионные выплаты.

Именно этот путь помогает повысить выплаты пропорционально полученному доходу от инвестирования, и в свою очередь обеспечить соответствие между накопленным заработком который получил гражданин за все отработанные года и размером пенсионных выплат.

Следующее пенсионное законодательство было создано в 2002 - 2003 году, создались институты ОПС, инвестирования и формирования пенсионных накоплений в пределах накопительной части трудовой пенсии, приватизированы функции страховщика по ОПС.

Во время перехода к рыночной экономике своевременно был поставлен вопрос о том, что нужно реформировать существующую распределительную пенсионную систему. Реформирование пенсионной системы РФ - это совокупность создаваемых государством экономических, правовых и организационных институтов и норм, у которых целью является предоставить гражданам материальное обеспечение в виде пенсии.

С 2002 года в Российской Федерации трудовая пенсия состояла из трех

частей:

  1. Базовая;
  2. Страховая;
  3. Накопительная. [5]

Базовая часть заключает в себе фиксированный законно определяемый размер, являющийся для всех пенсионеров одинаковым и не зависящий от заработка гражданина до выхода на пенсию. Данная часть пенсии подлежит от индексации, которая в свою очередь зависит от инфляции в стране.

Страховая часть пенсии наоборот зависит от того каким был размер заработной платы у гражданина. Финансирование на ее взносы зачисляются и суммируются на личных счетах застрахованных граждан и являются пенсионными обязательствами государства перед застрахованными гражданами.

Что касается, накопительной части то она выделяется только для граждан, которые родились 1967 года и позднее. Взносы, которые поступают, на финансирование этой части пенсии не тратятся, на выплату текучей пенсии, а назначены на инвестирование и получение дополнительного дохода для будущих пенсионеров.


Благодаря вступлению накопительного элемента, пенсионная реформа должна была содействовать для формирования долгосрочной инвестиционной возможности для реального сектора экономики, развития финансовых рынков, и повышение уровня пенсионной культуры граждан и их ответственности за свое материальное благополучие на пенсии.

Пенсионная реформа, которая проводится государством, относится не ко всем российским гражданам. Население России разделено на две группы и у каждой свои задачи:

  1. Существующие пенсионеры, которые никак не смогут повлиять на размер своей пенсии. Вследствие чего повышение их уровня жизни является главной задачей для государства.
  2. Работающие граждане, для них государство в процессе проведения пенсионной реформы должно решить следующие задачи:
  • Независимо от уровня дохода государство должно обеспечить гарантированный минимальный размер пенсионного обеспечения;
  • Создать условия, чтобы граждане могли сформировать достаточные пенсионные накопления. [15]

Именно для тех в 2002 году кто моложе: мужчины - 1952 года, женщины - 1956 года и были открыты индивидуальные накопительные счета. Но в 2005 году появилось изменение в реформе. Накопительные счета перестали пополняться у граждан старше 1967года рождения. Из этого следует, что пенсионные накопления сформировались только за период с 2002 - 2004 гг. у женщин - 1956 - 1966 гг. рождения и мужчин - 1952 - 1966 гг.

С 2005 года начали функционировать такие схемы распределения взносов как:

  • Для лиц 1967 года рождения и младше;
  • Базовая часть составила - 6%, страховая - 14% для лиц с 1966 года рождения и старше.

Рассмотрим размер тарифа страхового взноса на ОПС для граждан с 1967 года рождения и младше.

Таблица 1 - Размер тарифа страхового взноса на ОПС для граждан с 1967 года рождения и младше

До 2008 года

С 2008 года

С 2011 года

С 2012 года

С 2013 года

Базовая часть - 6%; Страховая часть - 10%; Накопительная часть 4%

базовая часть - 6%;

страховая часть - 8%;

накопительная часть - 6%

базовая часть - отсутствует;

страховая часть - 20%;

накопительная часть - 6%

базовая часть - отсутствует;

страховая часть - 16%;

накопительная часть - 6%

базовая часть - отсутствует;

страховая часть - 22%; накопительная часть - отсутствует

Для каждого застрахованного лица в Пенсионном Фонде создается индивидуальный лицевой счет, на который зачисляются взносы, которые уплачивает работодатель.