Файл: МЕСТО СТРАХОВОЙ ПЕНСИИ ПО ИНВАЛИДНОСТИ В СИСТЕМЕ МЕР СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ИНВАЛИДОВ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Но с 1 января 2010 года появляется, фиксированный базовый размер трудовой пенсии вместо базовой части трудовой пенсии является составной долей страховой части трудовой пенсии по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца. Так же устанавливается он в твердом размере. Наряду с этим используется порядок его разделения похожий ранее функционирующему в отношении базовой части трудовой пенсии.

Разделение трудовой пенсии по случаю потери кормильца и по инвалидности на составляющие части не предполагается.

Наряду с этим размер страховой части трудовой пенсии по старости, по случаю потери кормильца и по инвалидности устанавливаются с учетом фиксированного базового размера трудовой пенсии по старости, по случаю потери кормильца и по инвалидности соответственно.

То есть та сумма, которая имеется на лицевом счете гражданина за все всю трудовую деятельность именно от нее и зависит размер пенсии.

С 1 января 2009 года российские граждане могли увеличить свою предстающую пенсию с помощью государства. Была введена, программа Государственного софинансирования пенсии она включала в себя следующие действия: первая часть взносов, которую оплачивал сам гражданин, оправлялась в накопительную часть, а вторая часть взносов ее оплачивало государство и работодатель. Данная программа была прописана Федеральным законом от 30 апреля 2008 года №56 - ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

В 2013 году пенсионные накопления системе ОПС (обязательного пенсионного страхования) РФ сформировались у 79 млн. граждан.

И в продолжение года накопительная система дополнилась еще двумя млн. граждан. По большей части это были российские граждане, которые только в 2013 году начали свою трудовую деятельность.

Рассмотрим распределение пенсионных накоплений между Негосударственным Пенсионным фондом (НПФ) и управляющей компанией (УК) за 2013 год. К концу года общий объем средств который был сформирован в накопительной системе превышал 2,8 трлн. руб. ( в НПФ было сформировано 980 млрд. руб., а во временном размещении 246 млрд. руб.) и при этом он пополнялся еще в течение года новыми средствами на 590 млрд. руб.

Рисунок 1 - Распределение пенсионных накоплений за 2013 год между НПФ и УК

Граждане, которые являются участниками системы обязательного

пенсионного страхования и у которых сформированы пенсионные накопления имеют право формировать их при помощи:


  1. Пенсионного фонда России;
  2. Негосударственного Пенсионного фонда.

Формирование пенсионных накоплений в 2013 году, которые, находятся у ПФР, реализовывали 52 управляющие компании.

Ситуация с объемом средств в НПФ на конец декабря 2013 года насчитывал около 980 млрд. руб., а число клиентов составило 22,4 млн.

С 17 из таких компаний Пенсионный фонд прекратил свое сотрудничество в течение года. И на конец года таких компаний осталось всего 35 они проинвестировали 56,6 млн. граждан в общей сумме на 1,5 трлн. руб. по 40 инвестиционным портфелям. На начало 2013 года на рынке обязательного пенсионного страхования свои услуги предоставляли 107 НПФ, к концу года это число сократилось до 95 НПФ. Таким образом, делаем вывод, что тенденция по постепенному уменьшению числа Негосударственных Пенсионных фондов продолжилась в 2013 году, которые осуществляли управление средствами ОПС. Для примера рассмотрим следующую диаграмму, на которой представлено состояние аккредитации на конец 2011 года - 116 Негосударственных Пенсионных фондов, а к концу 2012 года - 107 Негосударственных Пенсионных фонда.

Рисунок 2 - Динамика Негосударственных Пенсионных фондов граждан.

Функцию регулятора пенсионных накоплений до сентября 2013 года осуществляла ФСФР (Федеральная служба по финансовым рынкам). Ее функциями было определять состав участников рынка инвестирования пенсионных накоплений, проводить их лицензирование, аккредитацию и осуществлять контроль над деятельностью. Начиная с сентября 2013 года ФСФР недействительна и ее функции переданы Банку России.

У участников системы обязательного пенсионного страхования формировались пенсионные накопления, согласно законодательству, которое действовало в 2013 году и они имели право раз в год менять организацию, которая осуществляла управление этими средствами. Для того чтобы применить это необходимо подать соответствующее заявление в Пенсионный Фонд РФ не позднее 31 декабря. В случае если гражданин переходит из Пенсионного фонда в Негосударственный Пенсионный фонд нужно заключить с ними договор об обязательном пенсионном страховании. [4]

В 2013 году Пенсионный фонд удовлетворил 12,3 млн. заявлений от застрахованных граждан об изменении способа формирования пенсионных накоплений, это больше чем в 2012 году на 3,3 млн. заявлений.

Повышение интенсивности в управлении пенсионными накоплениями связан с оживлением россиян в участии программы Государственного Софинансирования пенсий, связанной с инвестированием пенсионных накоплений. Вызвано это тем, что в 2013 году всем российским гражданам, у которых формируются, пенсионные накопления впервые была предоставлена возможность поменять тариф взносов на накопительную часть пенсии с 6% до 2%.


Согласно заявлениям, которые были приняты 8,4 млн. граждан перевели свои пенсионные накопления из Пенсионного фонда в Негосударственные Пенсионные фонды. Так же из Негосударственного Пенсионного фонда в Пенсионный фонд вернулись около 152 тыс. граждан и 3,4 млн. человек перешли из одного Негосударственного Пенсионного фонда в другой.

Из Пенсионного фонда в Негосударственный Пенсионный фонд в 2013 году было переведено 372,2 млрд. руб., из Пенсионного фонда в Управляющую компанию - 326 млрд. руб. пенсионных накоплений, которые поступили в Пенсионный фонд в 3 и 4 квартале 2012 года. И в 1 и 2 квартале 2013 года из Негосударственного Пенсионного фонда в Пенсионный фонд передало 4,8 млрд. руб. [29]

Имущества пенсионных накоплений, которые поступили в Пенсионный фонд в 3 и 4 квартале 2013 года, в том числе добровольные взносы в рамках Программы Государственного Софинансирования пенсий, будут направлены в Негосударственный Пенсионный фонд и Управляющую компанию только после того как они станут участниками системы гарантирования сохранности пенсионных накоплений.

До того момента пока будет происходить передача пенсионных накоплений в НПФ и УК Пенсионный фонд должен разместить эти средства на банковских депозитах в валюте РФ, а также в облигациях федерального займа и в государственных сберегательных облигациях.

В 2013 году из частных и государственных управляющих компаний в Пенсионный фонд РФ поступали пенсионные накопления на оплату накопительной пенсии застрахованным лицам. На основании законодательства территориальные органы Пенсионного фонда реализовывали 4 вида выплат:

  1. Единовременная выплата - назначается гражданам, у которых средства накопительной части составляют 5 и меньше процентов от суммы средств трудовой пенсии по старости. Все накопления выплачиваются одной суммой и сразу.
  2. Накопительная часть трудовой пенсии по старости - накопления выплачиваются все время, выплата ежемесячная и рассчитывается делением основной суммы накопительной части на ожидаемый период выплаты (в 2013 году составил 228 месяцев).
  3. Срочная пенсионная выплата - накопления выплачиваются по выбору гражданина в срок от десяти и более лет, распространяется только на те пенсионные накопления, которые сформировались за счет добровольных взносов по Программе Государственного Софинансирования.
  4. Выплата пенсионных накоплений правопреемникам - все пенсионные накопления полностью передаются правопреемникам застрахованного гражданина, в случае если он умирает до того как ему назначат выплату пенсионных накоплений. Если пенсионные накопления выплачивались по срочной выплате, то они передадутся правопреемнику независимо, когда умер их обладатель.

Пенсионный фонд РФ назначил выплаты средств пенсионных накоплений 1,6 млн. граждан в 2013 году, это количество совпадает с 2012 годом. Общее число пенсионеров, которые получили, выплату из средств пенсионных накоплений насчитывало 3,3 млн. граждан к концу 2013 года. А ПФР отправил на их пенсионное обеспечение 29,9 млрд. руб.

Как и в 2012 году большая часть выплат выполнялась в виде единовременной выплаты. Связано это с досрочным выходом на пенсию у женщин - 1957 - 1966 год рождения, у мужчин - 1953 - 1966 год рождения взносы на накопительную часть пенсии за которых поступали в период с 2002 - 2004 гг. поэтому сумма пенсионных накоплений составляет меньше 5% от всей суммы трудовой пенсии по старости.

Средняя величина выплаты в виде накопительной части трудовой пенсии составил 636 рублей, в виде срочной выплаты - 739 рублей, в виде единовременной выплаты - 7 983 рублей. [29]

Число правопреемников было 137,6 тыс. граждан, которым были назначены выплаты средств пенсионных накоплений - 2,5 млрд. рублей. [29]

В основном главные показатели современной пенсионной системы России 2013 года не сильно лучше показателей предыдущих лет. Из - за того что центральное место в пенсионной системе страны принадлежит Пенсионному фонду следует рассмотреть его структуру и функции.

Выводы:

Таким образом, система мер социальной поддержки инвалидов достаточно обширна; им предоставляется достаточно широкий круг льгот и гарантии; вместе с тем следует отметить, что трудовое пенсионное обеспечение инвалидов занимает существенное место в системе мер социальной защиты данной категории граждан.

ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТРАХОВОЙ ПЕНСИИ ПО ИНВАЛИДНОСТИ И УСЛОВИЯ ЕЕ НАЗНАЧЕНИЯ
2.1. Условия признания лица инвалидом и назначение пенсии по инвалидности

Страховая пенсия по инвалидности — это ежемесячная выплата, назначаемая в целях частичной компенсации утраченного заработка или иного трудового дохода лицам, имеющим группу инвалидности, на период ее установления. В соответствии со статьей 9 закона о Страховых пенсиях право на страховую пенсию по инвалидности имеют граждане из числа застрахованных лиц, признанные инвалидами I, II или III группы. Признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"[2].


Страховая пенсия по инвалидности устанавливается независимо:

- от причины инвалидности;

- продолжительности страхового стажа застрахованного лица;

- продолжения инвалидом трудовой и (или) иной деятельности;

- наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы.

В ранее действовавшем Федеральном законе от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»: инвалид лишался права на получение трудовой пенсии по инвалидности, если инвалидность наступила вследствие совершения инвалидом умышленного уголовно наказуемого деяния или умышленного нанесения ущерба своему здоровью, которые установлены в судебном порядке.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» отменил эту норму, поставив тем самым на первое место необходимость социального обеспечения инвалида, не обусловленную какими бы то ни было субъективными факторами, в т.ч. корыстным умыслом на повреждение собственного здоровья.

Правом на получение страховой пенсии по инвалидности обладает только особая категория лиц - инвалиды.

При комментировании данного критерия необходимо обратить внимание на ст. 8 и 9 ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", устанавливающие понятие страхового риска и страхового случая, а также систему обязательного страхового обеспечения.

Так, согласно ст. 8 ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страховым риском признается утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая. Страховым случаем при этом признается достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца.

Обратим внимание, что достижение пенсионного возраста является лишь одним из страховых случаев, причем общих, т.к. каждое застрахованное лицо рано или поздно достигнет заданного законом пенсионного возраста и получит (при соблюдении иных установленных законом условий) право на получение страховой пенсии.

Специальным страховым случаем является наступление инвалидности, т.е. случайное, практически непредсказуемое событие, которое может наступить для застрахованного лица в любой период времени. При наступлении инвалидности выплачивается страховая пенсия по инвалидности, которая согласно ст. 9 ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" выступает в качестве страхового возмещения.