Файл: Проблема активных методов обучения в начальной школе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 65

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ильина Т.А. Системно-структурный подход к организации обучения. - М., 2014. - С.36.

Калашникова Н.Г. Современный образовательный менеджмент: региональная модель повышения квалификации управленческих кадров системы общего образования // Сибирский педагогический журнал. - 2015. – № 2. – С. 217–226.

Ковалева Г.С. Новая модель оценки образовательных достижений в действии / Г.С. Ковалева // Вестник образования. – 2014. – № 16. – с. 27–39.

Козлова С.П. Коллективная учебная познавательная деятельность дошкольников школьников - М.: Педагогика, 2014. - С.115.

Корягин Д.А. Формирование регулятивных универсальных учебных действий в процессе обучения биологии: дисс. канд. пед. наук [Текст] / Д.А. Корягин. – М., 2015. – 139 с.

Кочетов А.И. Творчество и познавательная деятельность педагога как фактор образования эффективной педагогической среды. – М.: Знание, 2016. – С.54.

Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. - М.: Просвещение, 2015. - С.136.

Кузнецова М. И. Система контроля и оценки образовательных достижений младших школьников в современной начальной школе: монография. / М.И. Кузнецова. - Москва: Вентана–Граф, 2013. – С.32.

Кузнецова М.И. Контроль и оценка учебных достижений младших школьников (на примере предметов «Русский язык» и «Литературное чтение») // Начальное образование. - 2016. - № 3. - С. 18–23.

Лешли К.С. Мозг и интеллект. - М.-Л., 2013. – С.24.

Люблинская А.А. Как учить школьника. - М.: Школа-Пресс, 2014. –С.126.

Макаренко Е.В. Формирование учебно-познавательной компетенции младшего школьника в образовательном пространстве школы на основе системы проектных задач: дисс. канд. пед. наук – Н. Новгород, 2015. – 190 с.

Матис Т.А. Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе // Начальная школа. – 2015. – № 4. –С. 53-57.

Молчанов С.Г. Теория и практика аттестации педагогических и руководящих работников сферы образования – Челябинск: Издательство ЧГПУ, 2015. – С.233.

Педагогика: Учеб. пособие для студентов фак. педагогики и методики нач. обучения / Под ред. М.И. Рожкова М.: Просвещение, 2014. – С.54.

Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста: Пособие для учителей. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, Учебная литература, 2014. - 144 с.

Подласый И.П. Педагогика: Учебн. для студентов высших пед. учеб. заведений. - М.: Просвещение, Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2015. –С.54.

Поливанова К.Н. Образовательные результаты основной школы в контексте международных исследований // Психологическая наука и образование. – 2015. – Т. 20. – № 4. С. 19–30.


Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Е.С. Савинов; 3–е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 204 с.

Развитие общеучебных умений путь к функционально-грамотной личности // «Школа 2100» как образовательная система: сборник материалов. Вып. 8-М.: Баласс; Издательский дом РАО, 2015. – С. 62-73.

Сабирова Э.Г. Формирование исследовательских умений учащихся в информационно-образовательной среде начальной школы: дисс. канд. пед. наук [Текст] / Э.Г. Сабирова. – Казань, 2015. – С.153.

Савчук А.А. Мониторинг сформированности познавательных универсальных учебных действий в начальной школе // Мир современной науки. – 2014. – № 4 (26). – С.121.

Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование // Педагогика. - 2014. -№ 5. - С. 16-21.

Симановский А.Э. Интеллектуальное творчество школьников, поэтапное развитие. – М., Просвещение. – 2014. – 211 с.

Соловьева Т.А. Основы технологии развития интеллекта младших школьников в учебном процессе // Начальная школа. - 2014. - № 2. С. 12-16.

Усова А.В. Психолого-дидактические основы формирования учащихся научных понятий. - Челябинск, 2015. - С.34

Фрумин И. Д. Компетентностный подход как естественный этап обновления содержания образования // Материалы IX конференции «Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление». – Красноярск, 2014. – С. 33–57.

Хазыкова Т.С., Читанова С.С. Развитие творческих способностей младших школьников в процессе проектной деятельности // Научная дискуссия. - № 4(49). Часть 1. – М., Изд. «Интернаука», 2016. – С. 166-169.

Хомякова Д.А. Формирование универсальных учебных действий как основы метапредметных образовательных результатов учащихся основной школы в процессе решения задач по информатике: дисс. канд. пед. наук. – М., 2014. – 206 с.

Цукерман Г.А. Обучение ведет за собой развитие. Куда? / Г.А. Цукерман // Вопросы образования. – 2015. – № 1. – С. 42–89.

Шагаева Н.А., Павлова А.В. Педагогические условия формирования творческих способностей учащихся младшего школьного возраста// Молодежь и наука: реальность и будущее. – Невинномысск 2015 С. 429 – 432.

Штерн В. Умственная одаренность: Психологические методы ис-пытания умственной одаренности в их применении к детям школьного воз-раста / Под ред. В.А. Лукова. - СПб: Союз, 2013. - 128 с.

21-st Century Learning Environments / Organization for Economic cooperation and Development. – Paris, France : OECD, 2016. – 108 с.

Приложение 1

Классификация интеллектуальных способностей

Виды мышления

Интеллектуальные способности

Диалектическое

Способность существующие противоречия, прогнозировать пути

развитии, видеть возникновение ранее неизвестных или наиболее нераспространенных

Логическое

Способность использовать логику рассуждений, проводить взаимообусловленные взаимоотношения между приходящими знаниями и ранее полученными знаниями на уроке, организовывать их в определенные тематические группы и типологии, примерно давать характеристику новым терминам.

Абстрактное

Способность отвлекаться от второстепенных признаков, определять общие и частные признаки, что позволяет формулировать выводы.

Обобщенное

Способность определять правила или общий алгоритм действий

Категориальное

Способность связывать элементарные научные термины в определенные группы

Теоретическое

Способность находить отношения между отдельными явлениями

окружающей действительности

Индуктивное

Способность идти от отдельных измышлений к общим выводам

Дедуктивное

Способность из общего явления вычленить частное, из большого

- малое

Алгоритмическое

Способность идти за планом алгоритмических действий,

поэтапное проведение намеченных актов деятельности

Техническое

Способность осознавать всеобщие правила процессов и явлений,

отвечающие за интеллектуальную готовность к поиску новых знаний

Репродуктивное

Способность определять новизну и научную необходимость получаемых знаний в реализации поставленных целей и научных

задач

Продуктивное

Способность решать новые задачи с опорой на уже известные знания

Системное

Способность видеть связи между родственными науками, уметь обобщать итоги, ссылаясь на полученные раннее умения, навыки, знания.


Приложение 2

Нетрадиционное начало традиционного урока

Загадки – «секрет», удивительная игра, соревнование на смекалку. Они обладают большими возможностями для наблюдения за окружающим миром, учат воспринимать жизнь многогранно, помогают совершенствовать речь, тренируют внимание и память, развивают любознательность. Дети хорошо знают загадки и очень их любят, могут составлять их сами. Загадки используют на разных этапах урока: при знакомстве с новым словарным словом, при написании орфограмм, для активизации внимания и постановке проблемного вопроса.

Метод «Поздоровайся локтями»

Цель – Встреча друг с другом, приветствие, знакомство

Численность – весь класс.

Время – 10 минут

Подготовка: Следует отставить в сторону стулья и столы, чтобы ученики могли свободно ходить по помещению.

Проведение:

Учитель просит учеников встать в круг. Затем он предлагает им рассчитаться на первый-второй-третий и сделать следующее:

• Каждый «номер первый» складывает руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны;

• Каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;

• Каждый «номер третий» нагибается вперед, кладет ладони на колени и выставляет локти в стороны.

Учитель говорит обучающимся, что на выполнение задания им дается только пять минут. За это время они должны поздороваться с как можно большим числом одноклассников, просто назвав свое имя, и коснувшись друг друга локтями.

Через пять минут ученики собираются в три группы так, чтобы вместе оказались соответственно первые, вторые и третьи номера. После этого они приветствуют друг друга внутри своей группы.

Примечание: Эта смешная игра позволяет весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками.

Постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций

Метод «Фруктовый сад»

Цель – Учителю результаты применения метода позволят лучше понять класс и каждого ученика, полученные материалы учитель сможет использовать при подготовке и проведении уроков для обеспечения личностно-ориентированного подхода к обучающимся.

Обучающимся данный метод позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе.


Численность – весь класс.

Время – 20 минут

Подготовка: Заготовленные заранее из цветной бумаги шаблоны яблок и лимонов, фломастеры, плакат, скотч.

Проведение:

Заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на каждом из них деревом. Одно дерево подписано «Яблоня», второе – «Лимонное дерево». Обучающимся раздаются также заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны.

Учитель предлагает обучающимся попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от обучения и чего опасаются. Ожиданий и опасений может быть несколько. К числу ожиданий/опасений относятся формы и методы обучения, стиль и способы работы на уроках, атмосфера в классе, отношение учителей и одноклассников и т.д. Свои ожидания ученикам предлагается записать на яблоках, а опасения – на лимонах. Те, кто записал, подходят к соответствующим деревьям и при помощи скотча прикрепляют фрукты к ветвям. После того, как все ученики прикрепят свои фрукты к деревьям, учитель озвучивает их. После озвучивания ожиданий и опасений можно организовать обсуждение и систематизацию сформулированных целей, пожеланий и опасений. В процессе обсуждения возможно уточнение записанных ожиданий и опасений. В завершении метода учитель подводит итоги выяснения ожиданий и опасений.

Примечание: Перед началом выяснения ожиданий и опасений учитель объясняет, почему важно выяснить цели, ожидания и опасения. Приветствуется, когда учитель также участвует в процессе, озвучивая свои цели, ожидания и опасения.

Презентация учебного материала

В процессе урока учителю регулярно приходится сообщать новый материал обучающимся. Такие методы, как «Инфо-угадайка», «Кластер», «Мозговой штурм» позволят вам сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом.

Метод «Инфо-угадайка»

Цели метода: представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся.

Группы: все участники.

Время: Зависит от объема нового материала и структуры урока.

Материал: подготовленный лист ватмана, цветные маркеры.

Проведение:

Учитель называет тему своего сообщения. На стене прикреплен лист ватмана, в его центре указано название темы. Остальное пространство листа разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Начиная с сектора 1, учитель вписывает в сектор название раздела темы, о котором он сейчас начнет говорить в ходе сообщения. Обучающимся предлагается обдумать, о каких аспектах темы, возможно, далее пойдет речь в докладе. Затем учитель раскрывает тему, а в сектор вписываются наиболее существенные моменты первого раздела (можно записывать темы и ключевые моменты маркерами разных цветов). Они вносятся на плакат по ходу сообщения. Закончив изложение материала по первому разделу темы, учитель вписывает во второй сектор название второго раздела темы, и так далее.


Таким образом, наглядно и в четко структурированном виде представляется весь новый материал, выделяются его ключевые моменты. Существующие на момент начала презентации "белые пятна" по данной теме постепенно заполняются.

В конце презентации учитель задает вопрос, действительно ли им были затронуты все ожидавшиеся разделы, и не осталось ли каких-то не упомянутых аспектов темы. После презентации возможно проведение краткого обсуждения по теме и, при наличии вопросов у обучающихся, учитель дает ответы на них.

Игры, игровые моменты

Игра имеет важное значение в жизни детей младшего школьного возраста. Она способствует снятию барьера между «внешним миром знания» и психикой ребенка. Игра является ценным средством воспитания действенной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней охотно дети преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создаёт радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

Игры подразделяются на творческие (театральные, сюжетно –ролевые и др.), игры с правилами (дидактические, подвижные, игры – забавы и др).

Дидактическая игра (игра обучающая) - это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся. Дидактическая игра, как и каждая игра, представляет собой самостоятельный вид деятельности, которой занимаются дети: она может быть индивидуальной или коллективной. В дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступный ему анализ и синтез, делает обобщения.

Так как игра должна служить средством развития интереса к предмету, то при ее организации следует придерживаться следующих требований:

  1. Правила игры должны быть простыми. Материал игры должен быть посилен для всех детей.
  2. Дидактический материал должен быть прост и по изготовлению, и по использованию.
  3. Игра интересна в том случае, если в ней участвует каждый ребенок.
  4. Подведение результатов игры должно быть справедливым и четким.

В форме игры может быть проведен или отдельный этап урока, или весь урок.

Здоровьесберегающие технологии в работе учителей начальной школы

Одна из задач учителя начальных классов помочь каждому ребенку осознать свои способности, создать условия для их развития, способствовать сохранению и укреплению здоровья ребенка. Хорошо дидактически проработанный урок – самый здоровьеориентированный для всех его участников.