ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.05.2019
Просмотров: 4300
Скачиваний: 11
46
Ретроспективная (неинтегрированная) СЭО выполняется в отно-
шении уже разработанных планов и программам и проводится по схеме
экологического аудита. Такая СЭО разрабатывается в краткие сроки, со-
средоточена на требованиях лиц, принимающих решения, должна со-
держать четкие и краткие рекомендации.
СЭО частично интегрированная в разработку плана или програм-
мы. Она проводится параллельно с разработкой стратегического доку-
мента, результаты оценок предоставляются разработчикам на разных
этапах планирования, экологический доклад подытоживает ключевые
аспекты для лиц, принимающих решения.
Полностью интегрированную СЭО отличает то, что эксперты явля-
ются частью команды по разработке плана/программы, чем обеспечива-
ется эффективная коммуникация между участниками, они определяют
ключевые вопросы и вместе с разработчиками выполняют оценку, а эко-
логический доклад по СЭО документирует весь процесс выполнения
оценки
(Информационное руководство по СЭО)
.
Содержание экологического доклада должно включать
(Приложение
IV Протокола по СЭО)
:
1. Сведения о содержании и основных целях плана/программы и о
его связи с другими планами или программами.
2. Соответствующие аспекты существующего состояния окружаю-
щей среды, в том числе здоровья населения, и вероятное изменение этого
состояния в случае неосуществления плана/программы.
3. Характеристики состояния окружающей среды, в том числе здо-
ровья населения, в районах, которые могут быть затронуты в существен-
ной степени.
4. Экологические, в том числе связанные со здоровьем населения,
проблемы, которые имеют отношение к плану/программе.
5. Цели в области окружающей среды, в том числе связанные со
здоровьем населения, установленные на международном, национальном
и другом уровнях, которые имеют отношение к плану или программе, а
также способы учета этих целей и других экологических соображений, в
том числе связанных со здоровьем населения, в процессе подготовки
плана/программы.
6. Вероятные существенные экологические, в том числе связанные
со здоровьем населения, последствия.
7. Меры по предотвращению, уменьшению или смягчению любых
существенных вредных последствий для окружающей среды, в том числе
для здоровья населения, которые могут быть результатом осуществления
плана/программы.
47
8. Краткое изложение причин для выбора рассматривавшихся аль-
тернативных вариантов и описание хода проведения оценки, включая
указание трудностей.
9. Меры, предусмотренные для мониторинга экологических, в том
числе связанных со здоровьем населения, последствий осуществления
плана/программы.
10. Вероятные существенные трансграничные экологические по-
следствия.
11. Резюме представленной информации, рассчитанное на широкую
аудиторию.
Участие общественности в СЭО во многом зависит от масштабов и
характера рассматриваемого стратегического решения, требований зако-
нодательства, сложившихся в обществе традиций, уровня обеспокоенно-
сти общественности и других факторов. На каждой стадии СЭО решают-
ся свои цели вовлечения общественности, рассмотренные в табл. 7.
Таблица 7
Цели вовлечения общественности в СЭО
(Информационное руководство по СЭО, 2011)
Стадии СЭО
Основные цели вовлечения общественности
Скрининг
•
Определение целевых групп общественности
Скопинг
•
Информирование о плане/программе
•
Определение интересов и приоритетов целевых групп
Подготовка
экологического
доклада, в.т.ч.
оценка исходной
ситуации
•
Определение источников информации
•
Сбор информации и привлечение опыта сторонних органи-
заций
•
Выявление ключевых экологических аспектов, в том числе
связанных со здоровьем населения
анализ альтер-
натив
•
Рассмотрение широкого спектра альтернативных вариантов
•
Получение комментариев на разрабатываемые программы,
планы
оценка воздей-
ствия
•
Информирование о результатах оценки воздействия
•
Получение комментариев по оценке воздействия
•
Учет ключевых экологических аспектов
разработка плана
мониторинга
•
Согласование мер по смягчению воздействия
•
Определение потенциала для реализации плана мониторинга
Обсуждение
экологического
доклада
•
Гарантия приемлемости предлагаемых стратегических ре-
шений для общественности
48
Протокол предусматривает широкое участие общественности на
многих стадиях процесса СЭО. Общественность имеет право не только
получать информацию о разрабатываемых планах и программах, но и
предоставлять свои замечания, влиять на то, чтобы ее интересы учиты-
вались при принятии решений и быть информированной об окончатель-
ном решении и о причинах его принятия. Для обеспечения эффективного
участия общественности необходимо выделение ресурсов времени и
труда на взаимодействия с нею, наличие организованных групп общест-
венности, значительный их интерес к участию в процедуре СЭО.
Отличия экологических оценок стратегического и проектного
уровней. Стратегическая экологическая оценка имеет ряд особенностей,
отличающих ее от экологической оценки проектного уровня. Различия
касаются, прежде всего, уровня применения, целей, методов оценок,
процесса принятия решений (табл. 8).
Таблица 8
Основные отличия стратегической экологической оценки
от экологической оценки проектов
(Информационное руководство по СЭО, 2011)
Критерий
СЭО
ЭОП
Общая цель
оценки
Оценка последствий предлагае-
мых планов и программ
Определение экологической
допустимости деятельности
Определение
круга задач
оценки
Комплексны подход, требую-
щий большего времени из-за
разнообразия деятельности, гео-
графии размещения
Детально определены на-
правления деятельности и
возможные последствия
Источники
информации
Стратегии устойчивого разви-
тия, государственные отчеты,
статистические сборники
Полевые исследования, рас-
четы, технические норма-
тивно-правовые акты
Период
оценки
От долгосрочного к средне-
срочному периоду
От среднесрочного к кратко-
срочному периоду
Типы
данных
В большей степени качествен-
ные
В большей степени количе-
ственные
Точность
анализа
Высокая степень неопределен-
ности выполненных прогнозов
Конкретность и точность
выполненных прогнозов
Индикаторы
оценки
Индикаторы устойчивости (кри-
терии и показатели)
Требования и нормативы
Методы и
подходы
Определяются в соответствии с
целями, задачами, объемом дос-
тупной информации
Законодательно установ-
ленные методы и методики
Альтернативы Широкий спектр, включая тер-
риториальные, социально-
экономические, нулевая
Преимущественно геогра-
фическая, технологическая,
нулевая
49
Следует еще раз отметить, что в СЭО акцент делается на достиже-
ние сбалансированного экологического, социального и экономического
развития, тогда как ЭОП направлена на получение разрешения на реали-
зацию проекта. СЭО не имеет обязательной силы для политических мер
и законодательства, ее результаты должны быть надлежаще учтены при
утверждении плана или программы, а выводы экологической эксперти-
зы, полученные на основе выводов отчета об ОВОС, во многих нацио-
нальных системах носят обязательный характер.
Методологические трудности стратегической оценки связаны с
большой неопределенностью информации, невозможностью использо-
вать точные количественные методы прогнозирования, широким спек-
тром альтернатив, связанных с экологическими, экономическими, соци-
альными аспектами, слабым информационным взаимодействием сторон,
более сложным процессом вовлечения общественности и рядом других.
Однако, несмотря на трудности, процедура является достаточно эффек-
тивным инструментом экологической политики. Применение СЭО имеет
ряд очевидных выгод, так как она:
•
обеспечивает высокий уровень защиты окружающей среды и устой-
чивое развитие;
•
поддерживает постепенный переход в сфере экономического плани-
рования в сторону устойчивого развития;
•
повышает качество планов и программ;
•
повышает эффективность процесса принятия решений;
•
позволяет избежать расходов, связанных с необоснованными с точки
зрения окружающей среды решениями;
•
обеспечивает раннее участие общественности и разрешение кон-
фликтов;
•
наращивает общественное участие в целях усовершенствования
управления.
Эффективный менеджмент стратегической экологической оценки
включает управление процессом СЭО (макроменеджмент) и работой
экспертной команды СЭО (микроменеджмент).
На уровне макроменеджмента выявляется, как СЭО будет интегри-
рована с разработкой плана/программы, планируются конкретные шаги и
временные рамки взаимодействия между разработкой плана/программы
и задачами СЭО. Определяется уровень необходимой детализации, соот-
ветствующие ему методы и инструменты оценки, информационные ма-
териалы, общественное участие. Микроменеджмент нацелен на решение
вопросов:
50
•
Как команда СЭО должна поддерживать коммуникации с командой
разработчиков плана/программы?
•
Какая экспертная база необходима для проведения стратегической
экологической оценки?
•
Как должен быть распределен бюджет?
•
Как реагировать на возможные изменения в процессе планирования?
Важными вопросами являются определения требований к лидеру и
членам команды, в том числе творческому подходу к решению постав-
ленных задач, организационным способностям, хорошим навыкам устно-
го и письменного общения, способности к адаптации. Внутренний ме-
неджмент определяет распределение бюджета, в том числе предполагае-
мого количества рабочих дней, доступного финансирования, рабочую
нагрузку на состав команды СЭО. Для эффективного реагирования на
непредвиденные ситуации, связанные с изменениями в процессе плани-
рования, определяют механизмы обеспечения гибкости, в том числе раз-
деления ответственности между командой СЭО и командой разработчи-
ков плана/программы.
2.4.
Методы экологической оценки проектов, планов,
программ, стратегий
Общие требования к выбору методов. Сложность объектов эколо-
гической оценки определяет широкий набор используемых методов, ин-
струментов и приемов, научная обоснованность которых является одним
из основополагающих требований к ее проведению. Еще на этапе ста-
новления экологической оценки были сформулированы основные подхо-
ды к их подбору
(Вторжение в природную среду. Оценка воздействия, 1983)
. Для
этого каждый метод анализировался со следующих позиций:
•
Является ли рассматриваемый метод оценки универсальным или из-
бирательным?
•
Исключает ли метод опасность дублирования показателей?
•
Способен ли метод выявить доверительные пределы для прогнозов?
•
Является ли метод объективным?
•
Позволяет ли метод представить взаимодействия?
Применение методов на разных стадиях экологической оценки.
Подбор основных методов экологической оценки отражает ее междис-
циплинарный характер и включает группы методов экспертных оценок,
статистического анализа, комплексных и отраслевых физико-
географических и экономико-географических исследований, методы на-
учного менеджмента, прогнозного моделирования и ряда других. При-