ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2019

Просмотров: 4297

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

36 

 

«нулевой вариант», то есть прогнозирование состояния окружающей 

среды при отказе от намечаемой деятельности; 

 

«географическую  альтернативу»,  рассматривающую  различные  ва-

рианты площадки размещения объекта; 

 

проектную, связанную с рассмотрением иных проектных решений в 

области как видов деятельности, так и оборудования. 

В  хорошо  организованном  процессе  экологической  оценки    рас-

смотрение альтернатив проходит через большинство стадий процедуры. 
Альтернативы  рассматриваются  при  отборе  проектов,  прогнозировании 
воздействий,  обсуждении  с  общественностью  проектной  документации, 
принятии решений.  

Оценка воздействия на окружающую среду является ключевым мо-

ментом процесса экологической оценки. В ходе выполнения оценки воз-
действия  проводится анализ тех элементов окружающей среды, которые  
могут быть  существенно затронуты планируемой деятельностью или ее 
альтернативными  вариантами,  а  также  определяются    возможные  виды 
воздействия, оценивается их величина и масштаб. Многообразие прояв-
лений  антропогенных  воздействий  отражено  в  их  разнообразных  клас-
сификациях. Антропогенные воздействия рассматриваются по таким  ви-
дам  деятельности,  как  использование  и  трансформация  земель,  добыча 
ресурсов,  возобновление  ресурсов,  сельскохозяйственное  производство, 
промышленное  производство,  транспорт,  энергетика,  урбанизация,  рек-
реация, которые имеют конкретные территориальные проявления.  

Оценки  строятся  с  учетом  вида,  интенсивности,  времени  проявле-

ния,  территориальных  границ,  возможности  управления  воздействиями. 
Видами воздействия могут быть изъятие, привнесение и перераспределе-
ние  вещества  и  энергии,  создание  технических  сооружений.  Интенсив-
ность  воздействия  зависит  от  типа,  мощности  и  технологических  осо-
бенностей  воздействующего  источника.  Часть  параметров  воздействия 
измеряются  количественно  и  выражаются  абсолютными  значениями  в 
натуральных  единицах,  что позволяет их  сопоставлять с нормативными 
значениями.  Воздействия  могут  быть  выражены  также  относительными 
единицами в процентах, баллах или вербально.  

Существенным  моментом  оценки  является  выявление  лимитирую-

щих  факторов,  исключающих  использование    территории  в  определен-
ных  направлениях  хозяйственной  деятельности.  Многочисленность  па-
раметров оценки воздействия  создает значительные методические труд-
ности в оценке их суммарного влияния. Можно говорить и о том, что по-
элементная  оценка  является  предварительной  процедурой,  предшест-
вующей  интегральной  оценке.  Элементы  окружающей  среды,  для  кото-


background image

 

37 

рых проводится оценка, рекомендуется рассматривать в следующем по-
рядке 

(по О. М. Черпу, В.Н. Виниченко и др., 2000)

Воздух  

→  Поверхностные и подземные воды  →  Почвы → Шумовое 

воздействие 

→  Растительный и животный мир → Ландшaфты → 

Социально-экономическая обстановка 

→ Культурно-историческое 

наследие

Пошаговая процедура анализа воздействий для каждого из перечис-

ленных элементов проводится в следующей последовательности:  

Определение возможных воздействий 

→ Изучение существующих  

условий 

→ Ознакомление с нормативными требованиями → Прогноз 

величины воздействий 

→ Оценка значимости воздействий →  

Выработка мер по смягчению воздействий. 

Особое значение в процедуре оценки воздействий играет определе-

ние их значимости. Ключевыми моментами здесь являются: 

 

уровень общественной озабоченности; 

 

научная и профессиональная оценка воздействия; 

 

повреждение, разрушение ценных экологических систем; 

 

воздействие на социальные ценности, качество жизни. 

Полученные  результаты  имеют  различную  общественную  значи-

мость,  которую  следует  учитывать  при  принятии  окончательного  реше-
ния  о  степени  экологической  опасности  проекта.  Для  этого  можно  ис-
пользовать сравнительные шкалы значимости воздействий (табл. 5). 

Таблица 5 

Шкала значимости воздействий  

(по О. М. Черпу, В. Н. Виниченко и др., 2000). 

Порог 

значимости 

Характеристика воздействия 

Степень 

значимости 

Юридический 

Воздействия превышают стандарты, уста-
новленные законом 

Наивысшая 

Функциональный 

Воздействия приводят к необратимому на-
рушению экосистем 

Очень 
высокая 

Приемлемости 

Воздействия нарушают местные нормы 
 

Высокая 

Конфликтности 

Воздействия вызывают конфликт между 
группами общества по поводу ресурса 

Умеренная 

Предпочтений 

Воздействия касаются предпочтений тех 
или иных групп 

Низкая 

 

Разработка  мероприятий  по  смягчению  воздействий.  Под  смягче-

нием понимается предотвращение или уменьшение воздействий, ликви-


background image

 

38 

дацию  или  уменьшение  ущерба,  нанесенного  окружающей  среде,  раз-
личные  формы  компенсации.  Технологические  меры  позволяют  умень-
шить  объем  выбросов,  устанавливать  очистные  сооружения.  Компенса-
ции включают мероприятия, связанные с благоустройством территории, 
снижение  тарифов,  плату  за  использование  природных  ресурсов,  плату 
за загрязнение, прямые денежные компенсации населению. 

Составление  итогового  документа  экологической  оценки  в  боль-

шинстве  национальных  систем  является  обязанностью  инициатора  дея-
тельности и осуществляется по его поручению разработчиком проектной 
документации или специализированными организациями. Документация 
должна способствовать принятию информированного решения по наме-
чаемой деятельности. Чаще всего такой документ называется Отчетом об 
оценке  воздействия  на  окружающую  среду  либо  Заявлением  об  оценке 
воздействия на окружающую среду. Структура и содержание документа 
определяются  международными  и  национальными  нормативно-
правовыми актами. Согласно  Добавлению  II    Конвенции  Эспо  докумен-
тация  об  ОВОС  должна  включать  следующую  информацию,  необходи-
мую для принятия решений: 

a) описание планируемой деятельности и ее цели; 
b)  описание  разумных  альтернатив  (географического  или  техноло-

гического  характера),  в  том  числе  варианта  отказа  от  намечаемой  дея-
тельности; 

c)  описание  тех  элементов  окружающей  среды,  которые  будут,  ве-

роятно, существенно затронуты планируемой деятельностью или ее аль-
тернативными вариантами; 

d)  описание  возможных  видов  воздействия  на  окружающую  среду 

планируемой  деятельности  и  ее  альтернативных  вариантов,  оценка  их 
масштабов; 

e) описание мер, направленных на минимизацию вредного воздейст-

вия на окружающую среду; 

f) конкретное указание на методы прогнозирования и лежащие в их 

основе исходные положения, а также соответствующие данные об окру-
жающей среде; 

g) выявление пробелов в знаниях и неопределенностей, которые об-

наружены при подготовке соответствующей информации; 

h)  при  необходимости,  краткое  содержание  программ  мониторинга 

и управления  и всех планов послепроектного анализа; 

i)  резюме  нетехнического  характера  с  использованием  визуальных 

средств представления материалов (карт, графиков). 


background image

 

39 

Консультации  и  участие  общественности.  Участие  общественно-

сти в экологической оценке решает несколько важных задач, в том числе 
информирование  населения,  проживающего  на  территории  потенциаль-
ного воздействия, выявление значимых воздействий, получение коммен-
тариев  по  Отчету  об  оценке  воздействия  на  окружающую  среду  плани-
руемой деятельности, предотвращение и преодоление  конфликтных си-
туаций. 

Формы участия общественности в экологической оценке могут быть 

достаточно разнообразными, к ним относятся: 

 

общественные слушания; 

 

общественная экологическая экспертиза; 

 

круглые столы; 

 

неформальные встречи; 

 

консультации; 

 

организация «горячих» линий; 

 

публикаций в СМИ. 

Консультации  и  участие  общественности  целесообразно  проводить 

на  многих  стадиях  экологической  оценки.  Например,  при  определении 
задач полезно знать мнение общественности о том, какие именно воздей-
ствия  на  окружающую  среду  вызывают  наибольшую  озабоченность. 
Особая стадия посвящена обсуждению итогового документа (ЗВОС, от-
четов ОВОС) или его проекта, представление комментариев и замечаний 
к нему. В течение строго определенного времени этот документ доступен 
общественности  и  одновременно  направляется  в  ряд  государственных 
органов и других организаций для получения официальных комментари-
ев  и  замечаний.  Распространенным  требованием  является  также  прове-
дение на этом этапе общественных слушаний и включение их результа-
тов в материалы по оценке воздействия.  

Оценка  полноты  и  качества  экологической  оценки.  Большинство 

национальных систем требуют проверки качества документации по эко-
логической оценке. Такая проверка может проводиться независимой ко-
миссией,  специально  создаваемой  для  этой  цели,  экспертами,  назначае-
мыми  природоохранным  министерством  из  числа  профессионалов, 
имеющих соответствующую лицензию на этот вид деятельности, или со-
ответствующими подразделения министерства охраны природы. В меж-
дународной практике принято, что итоговый отчет об ОВОС должен но-
сить  аналитический  характер,  быть  сосредоточенным  на  анализе  значи-
тельных  воздействий,  избегать  целенаправленного  оправдания  проект-
ных решений, носить междисциплинарный характер, быть понятным, со-
держать графические материалы.  


background image

 

40 

Существуют разнообразные критерии оценки качества документа-

ции, позволяющие быстро и объективно оценить полноту и адекватность 
документов. Набор таких критериев объединен в «Пакет контроля каче-
ства  ЗВОС»,  получивший  название  также  пакета  «Ли-Колли».  Данные 
критерии объединены в 4 раздела (пронумерованные одной цифрой), ка-
ждый из которых содержит несколько категорий (пронумерованные дву-
мя  цифрами),  в  свою  очередь  содержащих  подкатегории  (три  цифры), 
которые образуют иерархическую структуру, представленную в табл. 6.  

Таблица 6 

Критерии оценки качества документации пакета «Ли - Колли» 

(по О. М. Черпу, В. Н. Виниченко и др., 2000). 

Названия разделов и категорий 

1. Описание на-

мечаемой дея-

тельности, рай-

она осуществле-

ния и исходных 

условий 

2. Выявление и 

оценка значимых 

воздействий 

3. Альтернативы и 

мероприятия по 

смягчению воз-

действий 

4. Представление 
результатов и до-

ведение до сведе-

ния заинтересо-

ванных сторон 

1.1.Намечаемая 
деятельность: 
1.1.1. … 1.1.5. 

2.1.Возможные 
воздействия: 
2.1.1. … 2.1.4. 

3.1.Альтернативы: 
3.1.1. … 3.1.3. 

4.1.Структура до-
кументации: 
4.1.1. … 4.1.5. 

1.2.Площадка: 
1.2.1. … 1.2.5. 

2.2.Методы выяв-
ления воздейст-
вий: 
2.2.1. … 2.2.2. 

3.2.Меры по смяг-
чению воздейст-
вий: 
3.2.1. … 3.2.3. 

4.2.Представление 
документации: 
4.2.1. … 4.2.3. 

1.3.Отходы: 
1.3.1. … 1.3.3. 

2.3.Значимые воз-
действия: 
2.3.1. … 2.3.2. 

3.3. Обязательства 
по смягчению воз-
действий: 
3.3.1. … 3.3.2. 

4.3.Акценты: 
4.3.1. … 4.3.2. 

1.4.Географичес- 
кий район потен-
циального воз-
действия: 
1.4.1. … 1.4.2. 

2.4.Прогноз вели-
чины воздействий: 
2.4.1. … 2.4.3. 

 
 

 

4.4.Краткое изло-
жение: 
4.4.1. … 4.4.2. 

1.5.Исходное  
состояние окру-
жающей среды: 
1.5.1. … 1.5.3. 

2.5.Оценка значи-
мости воздейст-
вий: 
2.5.1. … 2.5.3. 

 
 

 

 

 

 

 

При анализе  качества  документации  сначала проводится  оценка по 

каждой из подкатегорий, затем на их основе и дополнительной эксперт-
ной оценки – анализ категорий и разделов. Исходя из собственного опы-
та,  эксперты  оценивают  относительную  важность  каждого  критерия,