ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.05.2019
Просмотров: 4296
Скачиваний: 11
41
сводя в дальнейшем оценки по категориям в оценки соответствующих
разделов, которые затем сводятся к общей оценке качества документации
в целом. Определение соответствия документации каждому из критериев
проводится по следующей шкале: полностью соответствует (A); в ос-
новном соответствует, с небольшими неточностями (B); соответствует с
оговорками, серьезные неточности (C); в целом не соответствует, хотя,
отдельные части отчета выполнены (D); задача выполнена неудовлетво-
рительно, важные части пропущены или сделаны неверно (E); задача
практически не выполнена (F); данный критерий не применим к доку-
ментации (Н/п); у эксперта недостаточно информации (Н/и).
Принятие решения. В экологической оценке окончательное решение
по проекту принимается государственными органами в соответствии с
особенностям нормативно-правовой базы каждой страны. Это могут
быть отраслевые министерства, местные органы планирования, а также
сам инициатор деятельности, если он является государственным ведом-
ством. При приятии решения учитывают выводы, изложенные в отчете
об ОВОС, дополнительные материалы, в том числе согласования госу-
дарственных органов и комментарии заинтересованных сторон, включая
общественность, результаты контроля всей процедуры экологической
оценки, социальные, политические и экономические интересы. Согласно
принципам демократичности и открытости процедуры экологической
оценки, окончательное решение по проекту должно быть обнародовано с
указанием причин, положенных в его основу и мер по уменьшению воз-
действия.
Мониторинг и послепроектный анализ. Чтобы быть эффективным,
механизм экологической оценки должен включать организацию «обрат-
ной связи», дающую возможность оценить соответствие прогноза реаль-
ному воздействию. Послепроектный анализ основывается на мониторин-
ге самой деятельности, ее воздействий на окружающую среду и послед-
ствий. В ряде стран послепроектный анализ проводится во всех случаях,
также возможно его проведение в зависимости от вида планируемой дея-
тельности, используемых технологий, решения по этому вопросу компе-
тентного органа или в соответствии с требованиями внутренней проце-
дуры экологической оценки.
2.3.
Процедура стратегической экологической оценки
Стратегическая экологическая оценка является одним из ключевых
инструментов обеспечения учета и интеграции экологических факторов в
процесс разработки и принятия стратегических решений. Она предшест-
вует ОВОС проектов, которые разрабатываются с учетом принятых стра-
42
тегических решений. Согласно Протоколу по СЭО цель процедуры за-
ключается в следующих направлениях эколого-экспертной деятельности:
1) обеспечение высокого уровня охраны окружающей среды путем учета
экологических, в том числе связанных со здоровьем населения, послед-
ствий при разработке планов и программ, политики и законодательства;
2) установление четких, открытых и эффективных процедур оценки;
3) обеспечение участия общественности в ее проведении; 4) интеграция
предложений в документы, разрабатываемые в целях обеспечения устой-
чивого развития
(Протокол СЭО, ст.1).
Стратегическая экологическая оценка проводится согласно законо-
дательным, регулирующим или административным нормам, ее результа-
ты учитываются при принятии решений органов государственной власти,
поэтому в СЭО должны формулироваться четкие цели и задачи, обеспе-
чиваться взаимодействие между разработчиками оценки и существую-
щими структурами планирования.
Задачами проведения СЭО являются: 1) всестороннее рассмотрение
всех экологических, в т.ч. связанных со здоровьем населения, последст-
вий до принятия решений по их реализации; 2) поиск оптимальных вари-
антов достижения целей, способствующих предотвращению или мини-
мизации возможных существенных неблагоприятных последствий реа-
лизации программ и обеспечения устойчивого развития; 3) принятие эф-
фективных мер по предотвращению, минимизации или компенсации не-
благоприятных для окружающей среды или здоровья населения послед-
ствий реализации программ.
К базовым принципам проведения СЭО относятся
(Информационное
руководство по СЭО, 2011)
:
•
приоритетность решения экологических проблем;
•
ответственность за экологические последствия, возникающие в ре-
зультате принятия управленческих решений любого уровня;
•
применение системного подхода и комплексность проводимой
оценки;
•
выявление существующих экологических и иных возможностей,
сдерживающих факторов;
•
рассмотрение альтернатив и обеспечение обоснования выбора пред-
почтительного варианта;
•
прогнозирование изменение экологической ситуации в долгосроч-
ной перспективе на основе анализа потенциальных последствий и рисков
предлагаемых планов и программ и их альтернатив;
•
привлечение к участию ключевых заинтересованных сторон и обще-
ственности;
43
•
транспарентность и финансовая эффективность;
•
учет экологических вопросов в системе принятия управленческих
решений.
Участники СЭО. При проведении процедуры выделяют те же
группы участников, что и в процедуре экологической оценки проектов.
Инициатором деятельности является государственный орган, раз-
рабатывающий стратегический документ (план, программу, концепцию,
схему) и являющийся инициатором проведения стратегической экологи-
ческой оценки этого документа.
Специально уполномоченные органы имеют специальные полномо-
чия по отношению к процессу СЭО, выполняющие, как и в случае с
ЭОП, функции согласования, контроля качества проведения СЭО и под-
готовки заключения по плану или программе. К таким органам, в первую
очередь, относятся министерства и ведомства, относящиеся к сферам
природоохранной деятельности и здравоохранения.
Эксперты по СЭО имеют специальные полномочия по проведению
оценки, обладают соответствующей квалификацией, обязаны использо-
вать полную достоверную и актуальную информацию, проверенные и
аккредитованные средства и методы измерений, утвержденные методики
расчета оценки воздействия и прогноза неблагоприятных последствий.
Заинтересованная общественность – широкая общественность,
представленная группой общественности, которая непосредственно не
затрагивается намечаемой деятельностью, но проявляет заинтересован-
ность в экологической оценке, и группой, которая непосредственно за-
трагивается намечаемой деятельностью.
Заинтересованной стороной является страна, на окружающую сре-
ду и здоровье населения которой может быть оказано трансграничное
воздействие плана/программы и которая высказала заинтересованность в
участии в процедуре.
Сфера охвата СЭО. Стратегическая экологическая оценка касается
деятельности секторов, создающих основу для выдачи в будущем разре-
шений на реализацию проектов. Не требуется ее проведения для планов
и программ, касающихся национальной обороны, чрезвычайных ситуа-
ций в гражданской сфере, финансовых и бюджетных планов и программ.
СЭО проводится в отношении планов и программ затрагивающих сле-
дующие сферы
(Протокол по СЭО, ст. 4)
:
•
Сельское хозяйство
•
Лесное хозяйство
•
Рыбное хозяйство
•
Управление водными ресурсами
44
•
Землепользование
•
Энергетическая отрасль
•
Транспорт
•
Туризм
•
Региональное развитие
•
Городское планирование
•
Утилизация отходов
Потребность в СЭО для других планов и программ определяется на
основании критериев согласно Приложению III Протокола. К ним отно-
сятся:
•
Актуальность плана или программы с точки зрения необходимости
учета экологических, в том числе связанных со здоровьем населения, со-
ображений, в частности с целью содействия устойчивому развитию.
•
Степень, в которой план или программа создает основу для проектов
и другой деятельности в отношении места, характера, масштабов и усло-
вий функционирования, выделения ресурсов.
•
Степень влияния на другие планы и программы, в том числе в по-
рядке иерархии.
•
Характер экологических, в том числе связанных со здоровьем насе-
ления, последствий, учитывая их вероятность, продолжительность, час-
тотность, обратимость, размах и масштаб, в том числе затрагиваемого
географического района или численность затрагиваемого населения.
•
Риски для окружающей среды.
•
Трансграничный характер последствий.
•
Степень, в которой план или программа затрагивает ценные или уяз-
вимые районы, включая ландшафты, имеющие признанный националь-
ный или международный охраняемый статус.
Схема стратегической экологической оценки. Процедура СЭО
во многом схожа с процедурой ОВОС и проводится по схеме, представ-
ленной на рис. 2. Первоначально рассматривают вопросы необходимости
проведения СЭО для программы/плана. Затем определяется государст-
венный орган, ответственный за проведение оценки и формируется
группа экспертов по СЭО. Определение сферы охвата СЭО заключается
в установлении круга вопросов, которые должны быть рассмотрены в
ходе оценки, потребности в информации и степени детализации в прора-
ботке каждого вопроса. В результате проведения оценки составляется
предварительный экологический доклад (отчет) о воздействии на окру-
жающую среду плана/программы, структура и содержание которого рег-
ламентированы нормативно-правовыми актами. В экологическом докла-
45
де должны быть определены и оценены вероятные существенные эколо-
гические, в том числе связанные со здоровьем населения, последствия
осуществления плана/программы с учетом современных знаний и мето-
дов оценки, содержания и уровня детализации документа, интересов об-
щественности, информационных потребностей органа, принимающего
решения по утверждению плана/программы. По докладу свои коммента-
рии предоставляют заинтересованные государственные органы и обще-
ственность и, с учетом высказанных мнений, готовится окончательный
экологический доклад, по которому государственные органы могут при-
нимать решения.
Рис. 2. Схема стратегической экологической оценки
Рассмотренная схема имеет особенности своего практического про-
ведения в зависимости от вида СЭО:
Предварительная оценка
(скрининг)
Определение
сферы охвата
(скопинг)
Подготовка
экологического
доклада
Консультации
с государственными
органами
Консультации
с общественностью
Трансграничные
консультации
Принятие решения
Мониторинг