ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2019

Просмотров: 4296

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

41 

сводя  в  дальнейшем  оценки  по  категориям  в  оценки  соответствующих 
разделов, которые затем сводятся к общей оценке качества документации 
в целом. Определение соответствия документации каждому из критериев 
проводится    по  следующей  шкале:  полностью  соответствует  (A);  в  ос-
новном соответствует, с небольшими неточностями (B); соответствует с 
оговорками,  серьезные  неточности  (C);  в  целом  не  соответствует,  хотя, 
отдельные части отчета выполнены (D); задача выполнена неудовлетво-
рительно,  важные  части  пропущены  или  сделаны  неверно  (E);  задача 
практически  не  выполнена  (F);  данный  критерий  не  применим  к  доку-
ментации (Н/п);  у эксперта недостаточно информации (Н/и). 

Принятие решения. В экологической оценке окончательное решение 

по  проекту  принимается  государственными  органами  в  соответствии  с 
особенностям  нормативно-правовой  базы  каждой  страны.  Это  могут 
быть  отраслевые  министерства,  местные  органы  планирования,  а  также 
сам инициатор  деятельности,  если он  является  государственным  ведом-
ством.  При  приятии  решения  учитывают  выводы,  изложенные  в  отчете 
об  ОВОС,  дополнительные  материалы,  в  том  числе  согласования  госу-
дарственных органов и комментарии заинтересованных сторон, включая 
общественность,  результаты  контроля  всей  процедуры  экологической 
оценки, социальные, политические и экономические интересы.  Согласно 
принципам  демократичности  и  открытости  процедуры  экологической 
оценки, окончательное решение по проекту должно быть обнародовано с 
указанием причин, положенных в его основу и мер по уменьшению воз-
действия. 

Мониторинг  и  послепроектный  анализ.  Чтобы  быть  эффективным, 

механизм экологической оценки должен включать организацию «обрат-
ной связи», дающую возможность оценить соответствие прогноза реаль-
ному воздействию. Послепроектный анализ основывается на мониторин-
ге самой деятельности, ее воздействий на окружающую среду и послед-
ствий. В ряде стран послепроектный анализ проводится во всех случаях, 
также возможно его проведение в зависимости от вида планируемой дея-
тельности, используемых технологий, решения по этому вопросу компе-
тентного  органа  или  в  соответствии  с  требованиями  внутренней  проце-
дуры экологической оценки.  

2.3. 

Процедура стратегической экологической оценки 

Стратегическая экологическая оценка является одним из ключевых 

инструментов обеспечения учета и интеграции экологических факторов в 
процесс разработки и принятия стратегических решений. Она предшест-
вует ОВОС проектов, которые разрабатываются с учетом принятых стра-


background image

 

42 

тегических  решений.  Согласно  Протоколу  по  СЭО  цель  процедуры  за-
ключается в следующих направлениях эколого-экспертной деятельности: 
1) обеспечение высокого уровня охраны окружающей среды путем  учета  
экологических,  в  том  числе  связанных со  здоровьем  населения,  послед-
ствий при разработке планов и программ, политики и законодательства; 
2)  установление  четких,  открытых  и  эффективных  процедур  оценки;  
3)  обеспечение  участия  общественности  в  ее  проведении;  4)  интеграция 
предложений в документы, разрабатываемые в целях обеспечения устой-
чивого развития 

(Протокол СЭО, ст.1).

  

Стратегическая  экологическая  оценка  проводится  согласно  законо-

дательным, регулирующим или административным нормам, ее результа-
ты учитываются при принятии решений органов государственной власти, 
поэтому в СЭО должны формулироваться четкие цели и задачи, обеспе-
чиваться  взаимодействие  между  разработчиками  оценки  и  существую-
щими структурами планирования. 

Задачами проведения СЭО являются: 1) всестороннее рассмотрение 

всех экологических, в т.ч. связанных со здоровьем населения, последст-
вий до принятия решений по их реализации; 2) поиск оптимальных вари-
антов  достижения  целей,  способствующих  предотвращению  или  мини-
мизации  возможных  существенных  неблагоприятных  последствий  реа-
лизации программ и обеспечения устойчивого развития; 3) принятие эф-
фективных мер по предотвращению, минимизации или компенсации не-
благоприятных для окружающей среды или здоровья населения послед-
ствий реализации программ.  

К  базовым  принципам  проведения  СЭО  относятся 

(Информационное 

руководство по СЭО, 2011)

 

приоритетность решения экологических проблем; 

 

ответственность  за  экологические  последствия,  возникающие  в  ре-

зультате принятия управленческих решений любого уровня; 

 

применение  системного  подхода  и  комплексность  проводимой 

оценки; 

 

выявление  существующих  экологических  и  иных  возможностей, 

сдерживающих факторов; 

 

рассмотрение альтернатив и обеспечение обоснования выбора пред-

почтительного варианта; 

 

прогнозирование  изменение  экологической  ситуации  в  долгосроч-

ной перспективе на основе анализа потенциальных последствий и рисков 
предлагаемых планов и программ и их альтернатив; 

 

привлечение к участию ключевых заинтересованных сторон и обще-

ственности; 


background image

 

43 

 

транспарентность и финансовая эффективность; 

 

учет  экологических  вопросов  в  системе  принятия  управленческих 

решений.  

Участники  СЭО.  При  проведении  процедуры  выделяют  те  же 

группы участников, что и в процедуре экологической оценки проектов. 

Инициатором  деятельности  является  государственный  орган,  раз-

рабатывающий  стратегический документ  (план,  программу,  концепцию, 
схему) и являющийся инициатором проведения стратегической экологи-
ческой оценки этого документа. 

Специально  уполномоченные  органы  имеют  специальные  полномо-

чия  по  отношению  к  процессу  СЭО,  выполняющие,  как  и  в  случае  с 
ЭОП, функции согласования, контроля качества проведения СЭО и под-
готовки заключения по плану или программе. К таким органам, в первую 
очередь,  относятся  министерства  и  ведомства,  относящиеся  к  сферам 
природоохранной деятельности и здравоохранения.  

Эксперты по СЭО имеют специальные полномочия по проведению 

оценки,  обладают  соответствующей  квалификацией,  обязаны  использо-
вать  полную  достоверную  и  актуальную  информацию,  проверенные  и 
аккредитованные средства и методы измерений, утвержденные методики 
расчета оценки воздействия и прогноза неблагоприятных последствий. 

Заинтересованная  общественность  –  широкая  общественность, 

представленная  группой  общественности,  которая  непосредственно  не 
затрагивается  намечаемой  деятельностью,  но  проявляет  заинтересован-
ность  в  экологической  оценке,  и  группой,  которая  непосредственно  за-
трагивается намечаемой деятельностью. 

Заинтересованной стороной является страна,  на окружающую сре-

ду  и  здоровье  населения  которой  может  быть  оказано  трансграничное 
воздействие плана/программы и которая высказала заинтересованность в 
участии в процедуре. 

Сфера охвата СЭО. Стратегическая экологическая оценка касается 

деятельности секторов, создающих основу для выдачи в будущем разре-
шений на реализацию проектов. Не требуется ее проведения для планов 
и  программ,  касающихся  национальной  обороны,  чрезвычайных  ситуа-
ций в гражданской сфере, финансовых и бюджетных планов и программ. 
СЭО  проводится  в  отношении  планов  и  программ  затрагивающих  сле-
дующие сферы 

(Протокол по СЭО, ст. 4)

 

Сельское хозяйство 

 

Лесное хозяйство 

 

Рыбное хозяйство 

 

Управление водными ресурсами 


background image

 

44 

 

Землепользование  

 

Энергетическая отрасль 

 

Транспорт 

 

Туризм 

 

Региональное развитие 

 

Городское планирование 

 

Утилизация отходов 

Потребность в СЭО для других планов и программ  определяется на 

основании критериев согласно Приложению III Протокола. К ним отно-
сятся: 

 

Актуальность плана или программы с точки зрения необходимости 

учета экологических, в том числе связанных со здоровьем населения, со-
ображений, в частности с целью содействия устойчивому развитию. 

 

Степень, в которой план или программа создает основу для проектов 

и другой деятельности в отношении места, характера, масштабов и усло-
вий функционирования, выделения ресурсов. 

 

Степень  влияния  на  другие  планы  и  программы,  в  том  числе  в  по-

рядке иерархии. 

 

Характер экологических, в том числе связанных со здоровьем насе-

ления, последствий,  учитывая их вероятность, продолжительность, час-
тотность,  обратимость,  размах  и  масштаб,  в  том  числе  затрагиваемого 
географического района или численность затрагиваемого населения. 

 

Риски для окружающей среды. 

 

Трансграничный характер последствий. 

 

Степень, в которой план или программа затрагивает ценные или уяз-

вимые  районы,  включая  ландшафты,  имеющие  признанный  националь-
ный или международный охраняемый статус. 

Схема  стратегической  экологической  оценки.  Процедура  СЭО 

во многом схожа с процедурой ОВОС и проводится по схеме, представ-
ленной на рис. 2. Первоначально рассматривают вопросы необходимости 
проведения  СЭО  для  программы/плана.  Затем  определяется  государст-
венный  орган,  ответственный  за  проведение  оценки  и  формируется 
группа экспертов по СЭО. Определение сферы охвата СЭО заключается 
в  установлении  круга  вопросов,  которые  должны  быть  рассмотрены  в 
ходе оценки, потребности в информации и степени детализации в прора-
ботке  каждого  вопроса.  В  результате  проведения  оценки  составляется 
предварительный  экологический  доклад  (отчет)  о  воздействии  на  окру-
жающую среду плана/программы, структура и содержание которого рег-
ламентированы нормативно-правовыми актами. В экологическом докла-


background image

 

45 

де должны быть определены и оценены вероятные существенные эколо-
гические,  в  том  числе  связанные  со  здоровьем  населения,  последствия 
осуществления плана/программы с учетом современных знаний и мето-
дов оценки, содержания и уровня детализации документа, интересов об-
щественности,  информационных  потребностей  органа,  принимающего 
решения по утверждению плана/программы. По докладу свои коммента-
рии  предоставляют  заинтересованные  государственные  органы  и  обще-
ственность  и,  с  учетом  высказанных  мнений,  готовится  окончательный 
экологический доклад, по которому государственные органы могут при-
нимать решения.  

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

 

 

Рис. 2. Схема стратегической экологической оценки  

 

Рассмотренная схема имеет особенности своего практического про-

ведения в зависимости от вида СЭО: 

 

Предварительная оценка 

(скрининг) 

Определение  

сферы охвата 

(скопинг) 

Подготовка  

 экологического  

доклада 

 
 

Консультации  

с государственными  

органами 

 

Консультации  

с общественностью 

 

Трансграничные 

 консультации 

 

Принятие решения 

 

Мониторинг