ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2019

Просмотров: 4299

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

116 

Организация должна разработать, внедрить и поддерживать в рабо-

чем  состоянии  процедуры  идентификации  экологических  аспектов,  оп-
ределения  их  значимости,  регистрировать  и  постоянно  актуализировать 
данную информацию. Все значимые экологические аспекты принимают-
ся во внимание при разработке, внедрении и поддержании СЭМ.  

Еще один элемент СЭМ связан с определением законодательных и 

других, принятых организацией требований, применяемых к ее экологи-
ческим  аспектам  (п.  4.3.2).  В  их  состав  входят  международные  конвен-
ции, протоколы, поправки, принятые Республикой Беларусь, националь-
ное природоохранное законодательство, требования стандарта по систе-
мам  управления  окружающей  средой,  системам  менеджмента  качества, 
внутренние  инструкции  организации.  Идентифицированные  экологиче-
ские аспекты являются основанием для выработки экологической поли-
тики, установления целевых и плановых экологических показателей.  

Организация,  принявшая  экологическую  политику,  добивается  её 

осуществления постепенно, устанавливая цели экологической эффектив-
ности,  выраженные  в  целевых  и  плановых  экологических  показателях
Поставленные цели и задачи должны быть конкретными и измеримыми, 
соответствовать  законодательным  требованиям,  значимым  экологиче-
ским аспектам, учитывать технологические варианты, финансовые и экс-
плуатационные  требования,  требования  бизнеса  и  точку  зрения  заинте-
ресованных сторон (п. 4.3.3). Всякий целевой показатель сопровождается 
плановыми,  содержащими  описание  достигаемого  уровня  результатив-
ности.  

Целевой  экологический  показатель  рассматривается  как  общий  из-

меримый показатель, вытекающий из экологической политики организа-
ции,  который  организация  стремится  достигнуть.  Плановые  экологиче-
ские  показатели  представляют  собой  детализированные,  измеряемые 
требования, предъявляемые организации или ее частям, которые должны 
быть установлены и выполнены для достижения целевого показателя. 

Программа  СЭМ  определяет  ответственность,  механизм  осуществ-

ления,  ресурсы,  дату  по  выполнению  экологических  показателей,  поря-
док  действий,  которые  необходимо  осуществить  в  течение  года  для 
уменьшения  значимых  экологических  аспектов.  По  возможности  в про-
грамме рассматривают все стадии жизненного цикла, включающие пла-
нирование, проектирование, производство, маркетинг и утилизацию. По 
отношению  к  товарам  и  услугам  рассматривают  проектирование,  мате-
риалы,  производственные  процессы  и  утилизацию,  применительно  к 
производству  или  процессам  –  планирование,  проектирование,  строи-
тельство,  ввод  в  эксплуатацию,  эксплуатацию,  вывод  из  эксплуатации 


background image

 

117 

(Приложение А.3.3). В этой части система экологического менеджмента 
неразрывно связана с требованиями процедур оценки воздействия на ок-
ружающую среду и экологической экспертизой.  

В разработку программы привлекаются специалисты и подразделе-

ния организации, в ведении которых находятся необходимые инструмен-
ты и средства. Кроме прямых мероприятий, ориентированных на резуль-
тат, в программе указываются и косвенные действия, которые могут ус-
корить процесс их достижения. К ним относятся мероприятия по обуче-
нию сотрудников организации, действия по мониторингу и измерениям. 
Программа экологического менеджмента утверждается высшим руково-
дством организации, согласуется со структурами, несущими ответствен-
ность  за  ее  выполнение,  финансовыми,  снабженческими  и  кадровыми 
подразделениями.  

Внедрение  и  функционирование.  Руководство организации долж-

но  обеспечить  наличие  материальных,  финансовых,  людских  ресурсов
необходимых в системе экологического менеджмента (п. 4.4.1). На спе-
циального  представителя  или  представителей  возлагаются  обязанности 
обеспечения  разработки,  внедрения,  поддержания  и  функционирования 
СЭМ  и  предоставление  высшему  руководству  отчетов  о  ее  функциони-
рования  для  анализа,  включая  рекомендации  по  улучшению.  Организа-
ция также должна обеспечивать, чтобы ее сотрудники, выполняющие ра-
боты которые потенциально могут стать причиной значимого экологиче-
ского  воздействия,  обладали  компетентностью  на  основе  соответст-
вующего образования, подготовки или опыта работы, о чем должны быть 
сделаны соответствующие записи. Работники организации при выполне-
нии своей деятельности должны знать и понимать: 

 

важность экологической политики и требований СЭМ; 

 

связанные с их работой значимые экологические аспекты, их реаль-

ные или потенциальные воздействия на окружающую среду; 

 

пользу для окружающей среды в выполнении и повышении индиви-

дуальных показателей работы; 

 

свои обязанности и ответственность в достижении требований СЭМ; 

 

потенциальные  последствия  отступления  и  нарушений  установлен-

ных процедур. 

Применительно  к  собственным  экологическим  аспектам  и  системе 

экологического  менеджмента  организация  разрабатывает  и  внедряет 
внутренние  информационные  связи  между  подразделениями  и  каналы 
получения  внешних  сообщений  от  заинтересованных  сторон,  их  доку-
ментирования и ответов (п. 4.4.3). Организация сама определяет и доку-
ментально оформляет  решение,  будет ли  она  сообщать  внешним  сторо-


background image

 

118 

нам о своих значимых экологических аспектах. Информация об экологи-
ческих аспектах может быть размещена на внешнем сайте организации.  

Документация СЭМ должна включать (п. 4.4.4): 

 

экологическую политику, цели и задачи; 

 

описание области применения СЭМ; 

 

описание  основных  элементов  СЭМ  и  их  взаимодействия,  а  также 

ссылки на соответствующие элементы; 

 

документы, в том числе и записи, требуемые стандартом СЭМ; 

 

документы,  в  том  числе  и  записи,  определенные  организацией  как 

необходимые для обеспечения результативного планирования, функцио-
нирования и контроля за процессами, связанными с ее значимыми эколо-
гическими аспектами. 

Состав документации устанавливается руководством организации, в 

ее перечень, как правило, входят: 

 

планы, программы экологической деятельности; 

 

приказ о назначении ответственных лиц по подразделениям органи-

зации за разработку системы экологического менеджмента; 

 

отчёт о результатах предварительного экологического анализа; 

 

структурная схема системы экологического менеджмента; 

 

матрица распределения ответственности по элементам системы эко-

логического менеджмента; 

 

руководство по системе экологического менеджмента; 

 

отчёт об экологической деятельности; 

 

инструкции, стандарты предприятия. 

Пример фрагмента матрицы распределения ответственности по эле-

ментам системы экологического менеджмента организации приведен на 
рис 15.  

Главные требования к системе управления документацией заключа-

ются в поддержании в рабочем состоянии процедур и операций, преду-
сматривающих (п. 4.4.5 и п. 4.4.6):  

 

проверку  документов  на  их  адекватность,  переутверждение  доку-

ментов по мере необходимости, обеспечение изменений в документации; 

 

доступность  документации  в  местах  применения,  сохранение  доку-

ментов четкими, предупреждение непреднамеренного использования ус-
таревших документов и ряда других требований.  

Рекомендации по управлению документацией в системе экологиче-

ского менеджмента соответствуют рекомендациям системы менеджмен-
та качеством, в силу чего обе эти системы легко интегрируются.  

 


background image

 

119 

 
 
 
 
 

Элементы СЭМ 

Ответственные исполнители 

Г

ен

ер

ал

ьн

ый

  

ди

ре

кт

ор

 

Г

ла

вн

ый

 ин

ж

ен

ер

 

(п

ре

дс

та

ви

те

ль

 рук

о-

вод

ст

ва

 С

ЭМ

С

пе

ци

ал

ист

 по

 охр

ане

 

ок

ружа

ю

щ

ей

 ср

еды

 

Г

ла

вн

ый

 э

не

рг

ет

ик

 

Н

ачал

ьник

  

ю

ри

дич

ес

кого

  

от

де

ла

 

Н

ачал

ьник

 

 п

ро

из

вод

ст

вен

ной

 

ла

бор

ат

ор

ии

 

Экологическая  
политика 

О 

У 

У 

У 

У 

У 

Экологические  
аспекты 

И 

О 

У 

У 

И 

У 

Целевые, плановые 
экологические по-
казатели 

О 

У 

У 

У 

И 

У 

Ресурсы, обязанно-
сти, полномочия 

О 

У 

У 

У 

У 

У 

Компетентность и 
обучение  

И 

О 

У 

У 

И 

У 

Обмен  
информацией 

И 

О 

У 

У 

У 

У 

Документация 
 

И 

У 

О 

У 

У 

У 

Управление доку-
ментацией 

И 

И 

О 

У 

У 

У 

Готовность к ава-
рийным ситуациям 

О 

У 

У 

У 

У 

У 

Мониторинг и  
измерение 

И 

О 

У 

И 

И 

О 

Оценка  
соответствия 

И 

О 

О 

У 

И 

И 

Несоответствие, 
корректирующие 
действия 

И 

О 

О 

У 

И 

И 

Управление 
записями 

И 

И 

О 

У 

У 

У 

Внутренний  
аудит 

И 

О 

О 

И 

И 

И 

Анализ со стороны 
руководства 

О 

О 

О 

У 

У 

У 

Примечание. О – ответственность; У – участие; И – информирование. 

 

Рис. 15. Фрагмент матрицы распределения ответственности по элементам СЭМ  


background image

 

120 

Система  управления  документацией  и  операциями  не  создаёт  пре-

пятствий к нахождению документов, позволяет проводить их анализ, пе-
ресмотр  и  обновление  в  установленные  сроки  уполномоченными  долж-
ностными лицами. 

Организацией  устанавливаются  и  поддерживаются  в  рабочем  со-

стоянии  документированные  процедуры  идентификации  возможности 
возникновения катастроф, нештатных и аварийных ситуаций и реаги-
рования на них, а также предотвращения и смягчения воздействий на ок-
ружающую  среду,  которые  могут  быть  связаны  с  этими  ситуациями 
(п. 4.4.7). 

Должны  анализироваться  и  пересматриваться  процедуры,  касаю-

щиеся подготовленности к аварийным ситуациям и реагирования на них, 
особенно после возникновения катастрофы или аварийной ситуации. На 
стадии  планирования, при идентификации  экологических аспектов  и  их 
анализе, необходимо учитывать правдоподобно предвидимые аварийные 
ситуации.  В  случае  аварийной  ситуации  должны  быть  предусмотрены 
процедуры,  предусматривающие  необходимую  связь  с  государственны-
ми  органами  власти.  В  обязанности  каждой  организации  входит  разра-
ботка процедур подготовленности к аварийным ситуациям и реагирова-
ния на них на месте. При их разработке организация должна (Приложе-
ние А.4.7):  

 

учитывать природу присутствующих на площадке опасностей, таких 

как огне-, взрывоопасные вещества, а также меры, которые следует при-
нимать в случае разливов или непреднамеренных выбросов;  

 

рассмотреть  наиболее  вероятный  тип  и  масштаб  катастрофы  или 

аварийной ситуации;  

 

разработать планы по внутренним и внешним связям;  

 

разработать действия, необходимые для минимизации экологическо-

го ущерба;  

 

разработать  реагирующие  действия,  предпринимаемые  при  различ-

ных видах катастроф и аварийных ситуаций;  

 

определить  потребность  в  наличии  процессов  оценки  после  аварий 

для разработки и внедрения корректирующих и предупреждающих дей-
ствий; 

 

проводить периодическое опробование процедур аварийного реаги-

рования; 

 

осуществлять подготовку персонала аварийного реагирования;