ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.05.2019
Просмотров: 4299
Скачиваний: 11
116
Организация должна разработать, внедрить и поддерживать в рабо-
чем состоянии процедуры идентификации экологических аспектов, оп-
ределения их значимости, регистрировать и постоянно актуализировать
данную информацию. Все значимые экологические аспекты принимают-
ся во внимание при разработке, внедрении и поддержании СЭМ.
Еще один элемент СЭМ связан с определением законодательных и
других, принятых организацией требований, применяемых к ее экологи-
ческим аспектам (п. 4.3.2). В их состав входят международные конвен-
ции, протоколы, поправки, принятые Республикой Беларусь, националь-
ное природоохранное законодательство, требования стандарта по систе-
мам управления окружающей средой, системам менеджмента качества,
внутренние инструкции организации. Идентифицированные экологиче-
ские аспекты являются основанием для выработки экологической поли-
тики, установления целевых и плановых экологических показателей.
Организация, принявшая экологическую политику, добивается её
осуществления постепенно, устанавливая цели экологической эффектив-
ности, выраженные в целевых и плановых экологических показателях.
Поставленные цели и задачи должны быть конкретными и измеримыми,
соответствовать законодательным требованиям, значимым экологиче-
ским аспектам, учитывать технологические варианты, финансовые и экс-
плуатационные требования, требования бизнеса и точку зрения заинте-
ресованных сторон (п. 4.3.3). Всякий целевой показатель сопровождается
плановыми, содержащими описание достигаемого уровня результатив-
ности.
Целевой экологический показатель рассматривается как общий из-
меримый показатель, вытекающий из экологической политики организа-
ции, который организация стремится достигнуть. Плановые экологиче-
ские показатели представляют собой детализированные, измеряемые
требования, предъявляемые организации или ее частям, которые должны
быть установлены и выполнены для достижения целевого показателя.
Программа СЭМ определяет ответственность, механизм осуществ-
ления, ресурсы, дату по выполнению экологических показателей, поря-
док действий, которые необходимо осуществить в течение года для
уменьшения значимых экологических аспектов. По возможности в про-
грамме рассматривают все стадии жизненного цикла, включающие пла-
нирование, проектирование, производство, маркетинг и утилизацию. По
отношению к товарам и услугам рассматривают проектирование, мате-
риалы, производственные процессы и утилизацию, применительно к
производству или процессам – планирование, проектирование, строи-
тельство, ввод в эксплуатацию, эксплуатацию, вывод из эксплуатации
117
(Приложение А.3.3). В этой части система экологического менеджмента
неразрывно связана с требованиями процедур оценки воздействия на ок-
ружающую среду и экологической экспертизой.
В разработку программы привлекаются специалисты и подразделе-
ния организации, в ведении которых находятся необходимые инструмен-
ты и средства. Кроме прямых мероприятий, ориентированных на резуль-
тат, в программе указываются и косвенные действия, которые могут ус-
корить процесс их достижения. К ним относятся мероприятия по обуче-
нию сотрудников организации, действия по мониторингу и измерениям.
Программа экологического менеджмента утверждается высшим руково-
дством организации, согласуется со структурами, несущими ответствен-
ность за ее выполнение, финансовыми, снабженческими и кадровыми
подразделениями.
Внедрение и функционирование. Руководство организации долж-
но обеспечить наличие материальных, финансовых, людских ресурсов,
необходимых в системе экологического менеджмента (п. 4.4.1). На спе-
циального представителя или представителей возлагаются обязанности
обеспечения разработки, внедрения, поддержания и функционирования
СЭМ и предоставление высшему руководству отчетов о ее функциони-
рования для анализа, включая рекомендации по улучшению. Организа-
ция также должна обеспечивать, чтобы ее сотрудники, выполняющие ра-
боты которые потенциально могут стать причиной значимого экологиче-
ского воздействия, обладали компетентностью на основе соответст-
вующего образования, подготовки или опыта работы, о чем должны быть
сделаны соответствующие записи. Работники организации при выполне-
нии своей деятельности должны знать и понимать:
•
важность экологической политики и требований СЭМ;
•
связанные с их работой значимые экологические аспекты, их реаль-
ные или потенциальные воздействия на окружающую среду;
•
пользу для окружающей среды в выполнении и повышении индиви-
дуальных показателей работы;
•
свои обязанности и ответственность в достижении требований СЭМ;
•
потенциальные последствия отступления и нарушений установлен-
ных процедур.
Применительно к собственным экологическим аспектам и системе
экологического менеджмента организация разрабатывает и внедряет
внутренние информационные связи между подразделениями и каналы
получения внешних сообщений от заинтересованных сторон, их доку-
ментирования и ответов (п. 4.4.3). Организация сама определяет и доку-
ментально оформляет решение, будет ли она сообщать внешним сторо-
118
нам о своих значимых экологических аспектах. Информация об экологи-
ческих аспектах может быть размещена на внешнем сайте организации.
Документация СЭМ должна включать (п. 4.4.4):
•
экологическую политику, цели и задачи;
•
описание области применения СЭМ;
•
описание основных элементов СЭМ и их взаимодействия, а также
ссылки на соответствующие элементы;
•
документы, в том числе и записи, требуемые стандартом СЭМ;
•
документы, в том числе и записи, определенные организацией как
необходимые для обеспечения результативного планирования, функцио-
нирования и контроля за процессами, связанными с ее значимыми эколо-
гическими аспектами.
Состав документации устанавливается руководством организации, в
ее перечень, как правило, входят:
•
планы, программы экологической деятельности;
•
приказ о назначении ответственных лиц по подразделениям органи-
зации за разработку системы экологического менеджмента;
•
отчёт о результатах предварительного экологического анализа;
•
структурная схема системы экологического менеджмента;
•
матрица распределения ответственности по элементам системы эко-
логического менеджмента;
•
руководство по системе экологического менеджмента;
•
отчёт об экологической деятельности;
•
инструкции, стандарты предприятия.
Пример фрагмента матрицы распределения ответственности по эле-
ментам системы экологического менеджмента организации приведен на
рис 15.
Главные требования к системе управления документацией заключа-
ются в поддержании в рабочем состоянии процедур и операций, преду-
сматривающих (п. 4.4.5 и п. 4.4.6):
•
проверку документов на их адекватность, переутверждение доку-
ментов по мере необходимости, обеспечение изменений в документации;
•
доступность документации в местах применения, сохранение доку-
ментов четкими, предупреждение непреднамеренного использования ус-
таревших документов и ряда других требований.
Рекомендации по управлению документацией в системе экологиче-
ского менеджмента соответствуют рекомендациям системы менеджмен-
та качеством, в силу чего обе эти системы легко интегрируются.
119
Элементы СЭМ
Ответственные исполнители
Г
ен
ер
ал
ьн
ый
ди
ре
кт
ор
Г
ла
вн
ый
ин
ж
ен
ер
(п
ре
дс
та
ви
те
ль
рук
о-
вод
ст
ва
С
ЭМ
)
С
пе
ци
ал
ист
по
охр
ане
ок
ружа
ю
щ
ей
ср
еды
Г
ла
вн
ый
э
не
рг
ет
ик
Н
ачал
ьник
ю
ри
дич
ес
кого
от
де
ла
Н
ачал
ьник
п
ро
из
вод
ст
вен
ной
ла
бор
ат
ор
ии
Экологическая
политика
О
У
У
У
У
У
Экологические
аспекты
И
О
У
У
И
У
Целевые, плановые
экологические по-
казатели
О
У
У
У
И
У
Ресурсы, обязанно-
сти, полномочия
О
У
У
У
У
У
Компетентность и
обучение
И
О
У
У
И
У
Обмен
информацией
И
О
У
У
У
У
Документация
И
У
О
У
У
У
Управление доку-
ментацией
И
И
О
У
У
У
Готовность к ава-
рийным ситуациям
О
У
У
У
У
У
Мониторинг и
измерение
И
О
У
И
И
О
Оценка
соответствия
И
О
О
У
И
И
Несоответствие,
корректирующие
действия
И
О
О
У
И
И
Управление
записями
И
И
О
У
У
У
Внутренний
аудит
И
О
О
И
И
И
Анализ со стороны
руководства
О
О
О
У
У
У
Примечание. О – ответственность; У – участие; И – информирование.
Рис. 15. Фрагмент матрицы распределения ответственности по элементам СЭМ
120
Система управления документацией и операциями не создаёт пре-
пятствий к нахождению документов, позволяет проводить их анализ, пе-
ресмотр и обновление в установленные сроки уполномоченными долж-
ностными лицами.
Организацией устанавливаются и поддерживаются в рабочем со-
стоянии документированные процедуры идентификации возможности
возникновения катастроф, нештатных и аварийных ситуаций и реаги-
рования на них, а также предотвращения и смягчения воздействий на ок-
ружающую среду, которые могут быть связаны с этими ситуациями
(п. 4.4.7).
Должны анализироваться и пересматриваться процедуры, касаю-
щиеся подготовленности к аварийным ситуациям и реагирования на них,
особенно после возникновения катастрофы или аварийной ситуации. На
стадии планирования, при идентификации экологических аспектов и их
анализе, необходимо учитывать правдоподобно предвидимые аварийные
ситуации. В случае аварийной ситуации должны быть предусмотрены
процедуры, предусматривающие необходимую связь с государственны-
ми органами власти. В обязанности каждой организации входит разра-
ботка процедур подготовленности к аварийным ситуациям и реагирова-
ния на них на месте. При их разработке организация должна (Приложе-
ние А.4.7):
•
учитывать природу присутствующих на площадке опасностей, таких
как огне-, взрывоопасные вещества, а также меры, которые следует при-
нимать в случае разливов или непреднамеренных выбросов;
•
рассмотреть наиболее вероятный тип и масштаб катастрофы или
аварийной ситуации;
•
разработать планы по внутренним и внешним связям;
•
разработать действия, необходимые для минимизации экологическо-
го ущерба;
•
разработать реагирующие действия, предпринимаемые при различ-
ных видах катастроф и аварийных ситуаций;
•
определить потребность в наличии процессов оценки после аварий
для разработки и внедрения корректирующих и предупреждающих дей-
ствий;
•
проводить периодическое опробование процедур аварийного реаги-
рования;
•
осуществлять подготовку персонала аварийного реагирования;