ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2019

Просмотров: 4295

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

121 

 

определить список ключевого персонала и агентств по оказанию по-

мощи с указанием контактной информации (пожарная часть, служба ли-
квидации разливов);  

 

разработать пути эвакуации и пункты сбора;  

 

рассмотреть  потенциальную  возможность  наступления  аварийной 

ситуации и катастрофы на рядом расположенном объекте (на заводе, до-
роге, железнодорожной ветке);  

 

учесть возможность помощи со стороны соседних организаций. 

Проведение  проверок.  Процедуры  мониторинга  и  измерения  ос-

новных  характеристик  операций  и  видов  деятельности,  которые  могут 
существенно воздействовать на окружающую среду, включают докумен-
тирование информации для: 1) мониторинга результативности; 2) управ-
ления операциями; 3) соответствия целевым и плановым экологическим 
показателям.  Данные  измерений  должны  анализироваться  и  использо-
ваться  для  определения  областей,  которые  требуют  корректирующего 
действия  и  улучшения.  Измерительная  аппаратура  подлежит  поверке, 
калибровке,  поддерживается  в  рабочем  состоянии,  с  ведением  и  сохра-
нением соответствующих записей (п. 4.5.1). Содержание процедуры мо-
ниторинга зависят от направления деятельности организации, но все из-
меряемые характеристики должны быть объективными, проверяемыми и 
воспроизводимыми.  

Виды работ по мониторингу и измерениям включают:  

 

планирование и организацию работ по мониторингу;  

 

проведение мониторинга и измерений;  

 

оформление результатов и передачу информации заинтересованным 

лицам;  

 

анализ информации, полученной по результатам мониторинга и из-

мерений;  

 

принятие решений по результатам наблюдений и измерений. 

Работники организации, осуществляющие мониторинг и измерения, 

должны обладать специальной подготовкой, знаниями, непрерывно про-
ходить обучение по повышению квалификации. 

Процедура оценки соответствия действующему природоохранному 

законодательству  и  другим  требованиям,  распространяющимся  на  орга-
низацию, проводится периодически, с сохранением записей проводимых 
оценок (п. 4.5.2). Выявленные фактические и потенциальные несоответ-
ствия
  устраняются  проведением  корректирующих  и  предупреждающих 
действий
,  способствуя  этим  реализации  основного  принципа  системы 


background image

 

122 

экологического  менеджмента  –  непрерывного  улучшения.  В  таких  про-
цедурах должны учитываться требования, включающие (п. 4.5.3): 

 

идентификацию  несоответствия,  его  коррекции  и  принятия  мер  по 

смягчению воздействия на окружающую среду; 

 

анализ несоответствия и определения причин его возникновения; 

 

оценку потребности корректирующего действия; 

 

ведение записей по результатам корректирующего действия; 

 

анализ результативности проведенного корректирующего действия. 

Предпринимаемые  действия  по  корректировке  и  предупреждению 

должны соответствовать масштабам вызванной проблемы. Информацию 
о  несоответствиях  несут  результаты  внутренних  аудитов,  мониторинга, 
сведения  об  обучении,  компетентности,  осведомлённости  сотрудников 
организации, данные контроля технологических процессов, анализ меж-
ду входными и выходными потоками сырья, материалов, энергоресурсов, 
результаты анализа природоохранных мероприятий. 

Организация  устанавливает  и  поддерживает  в  рабочем  состоянии 

записи,  необходимые  для  демонстрации  соответствия  своей  системы 
экологического  менеджмента  требованиям  рассматриваемого  междуна-
родного стандарта (п. 4.5.4) или национальных стандартов.  

Записи  должны  быть  удобочитаемыми,  идентифицируемыми  и  мо-

гут  включать  (Приложение  А.5.4):  записи  о  жалобах,  записи  по  подго-
товке персонала, записи о мониторинге процессов, протоколы проверок, 
акты технического обслуживания, протоколы поверок и калибровок, от-
четы о происшествиях, отчеты по проверке готовности к аварийным си-
туациям, результаты внутреннего аудита, результаты анализа со стороны 
руководства,  решения,  принятые  относительно  внешних  связей  органи-
зации, записи по требованиям законов и их выполнению, записи по про-
водимым  экологическим  совещаниям,  записи,  касающиеся  экологиче-
ских аспектов и экологической результативности.  

Внутренние аудиты проводятся через запланированные временные 

интервалы  с  целью  определения соответствия  сложившейся  в  организа-
ции  системы  запланированным  мероприятиям  экологического  менедж-
мента по ее внедрению и поддержанию в рабочем состоянии. Выбор ау-
диторов  и  проведение  самой  процедуры  должно  обеспечить  объектив-
ность и беспристрастность процесса (п. 4.5.5).  

Анализ со стороны руководства, как завершающий элемент цикла, 

предполагает,  что  высшее  руководство  организации должно  периодиче-
ски  анализировать  систему  экологического  менеджмента  с  тем,  чтобы 
обеспечить  ее  постоянную  пригодность,  адекватность  и  результатив-
ность  (п.  4.6).  Более  детальные  требования  к  проведению  внутреннего 


background image

 

123 

аудита и анализу со стороны руководства изложены в разделе 4.3 данно-
го учебного пособия. 

Современный этап в развитии экологического менеджмента харак-

теризуется его методологическим совершенствованием с учетом уже на-
копленного практического опыта. Новое поколение стандартов XXI века 
касается руководящих принципов аудита систем менеджмента качества и 
(или)  окружающей  среды  (ISO  19011:2002),  терминологии  (ISO 
14050:2002),  требованиям  и  руководству  по  применению  СЭМ  (ISO 
14001:2004), общим руководящим указаниям по принципам, системам и 
способам обеспечения функционирования (ISO 14004:2004).  

Актуальными  для  предприятий  и  организаций  являются  вопросы 

разработки интегрированных систем менеджмента как части общего ме-
неджмента организации. Эта стратегия находится в состоянии совершен-
ствования. Сегодня широко распространена практика интеграции систе-
мы экологического менеджмента ISO 14001 и системы менеджмента ка-
чества ISO 9001, где одним из главных интеграционных подходов явля-
ется цикл Деминга. С этими группами стандартов соотносятся стандарты 
системы менеджмента охраны труда OHSAS 18001. Находят применение 
стандарты  социальной  ответственности,  управления  знаниями,  менедж-
мента информационной безопасности, управления проектами и др. 

Система менеджмента качества выступает основополагающим фак-

тором  интеграции.  Она  дополняется  элементами  стандартов  системы 
экологического  менеджмента,  системы  охраны  труда  и  промышленной 
безопасности.  В  качестве  необходимого  действия  по  внедрению  систем 
следует  осуществить  разработку  структуры  интегрированной  системы, 
взаимодействие  общих  и  независимых  элементов.  При  таком  подходе 
стандарты могут быть поставлены в соответствие или объединены с эле-
ментами уже действующих в организации систем менеджмента.  

Некоторыми  наблюдателями  отмечается,  что  при  взаимодействии 

между системами менеджмента, степень интеграции определяется удоб-
ством для организации. При этом учитываются следующие факторы: 

 

история развития системы менеджмента и их внедрения; 

 

особенность процессов и размеров организации; 

 

удобство документирования систем. 

Отличительной  чертой  современного  этапа  является  внедрение  

концептуальных подходов экологического менеджмента в различные ви-
ды хозяйственной деятельности и природопользования с формированием 
его  новых  специализированных  видов.  Наиболее  активно  развивается 
менеджмент экологических рисков (концепция которого разрабатывается 
экологами,  географами,  экономистами),  экологический  менеджмент  в 


background image

 

124 

природоохранной деятельности, экологический менеджмент в сельскохо-
зяйственном  производстве  (связанный,  главным  образом,  с  развитием 
органического  земледелия).  Получает  развитие  менеджмент  природных 
ресурсов, формируются представления о необходимости внедрения эко-
логического менеджмента в территориальное планирование, разработаны 
модели экологического менеджмента в туризме (как особого вида эколо-
го-туристического менеджмента). Важной сферой внедрения идей эколо-
гического менеджмента в общественно-хозяйственную жизнь является и 
сфера экологического образования.  

4.3. 

Аудит системы экологического менеджмента 

Системы  менеджмента  качества  и  экологического  менеджмента 

поддерживают методологию, основанную на надзорных, а не командных  
методах контроля. Эти методы строятся на доверии проведения органи-
зацией  контроля  своей  экологической  ситуации,  учета  того  факта,  что 
отдельные виды деятельности организации могут развиваться более бы-
стрыми темпами, чем обновляется природоохранная законодательная ба-
за.  Действенным  инструментом  в  реализации  этого  подхода  выступают 
аудиты. Аудит систем менеджмента качества и экологического менедж-
мента,  проводящийся  одновременно,  получил  название  комплексного 
аудита.  Актуальность  этой  процедуры заключается  в  оценивании  функ-
ционирования  управляющих систем  и возможностях    улучшения их  ра-
боты. Экологический аудит, как метод управления, используется для оп-
ределения экологических проблем организации и мониторинга её эколо-
гической деятельности 

(О. 

И.

 

Родькин, Ч. А. Романовский и др., 2008)

. 

Выделяют аудиты нескольких сторон. Организация со штатом слу-

жащих (изготовитель) рассматривается как первая сторона. Потребитель 
продукции  или  услуг  организации  будет  выступать  как  вторая  сторона. 
Когда организация проводит аудит субподрядных организаций, для них 
она  будет  являться  второй  стороной.  Организация  взаимодействует  с 
представителями органов власти, общественными структурами, членами 
органов  сертификации,  инвесторами.  Перечисленные  структуры  будут 
являться третьей стороной.  

Аудит  первой  стороны  будет  являться  внутренним  аудитом.  Чаще 

всего  внутренний  аудит  проводится  сотрудниками  самой  организации, 
где  должности  аудиторов  принимают  на  себя  сотрудники  либо  руково-
дящие ее работники. Лица, исполняющие обязанности аудиторов, долж-
ны иметь соответствующую, документально подтверждённую подготов-
ку.  Аудитор  должен  быть  беспристрастным,  объективным,  компетент-
ным, придерживаться правил, определенных стандартом.  


background image

 

125 

Согласно  требованиям  стандарта  ISO  14001:2004,  при  проведении 

внутреннего  аудита  должны  быть  разработаны,  внедрены  и  поддержи-
ваться  в  рабочем  состоянии  процедуры,  охватывающие  распределение 
ответственности,  требования  по  планированию  и  проведению  аудитов, 
предоставлению  отчетов  по  результатам,  сохранению  соответствующих 
записей, определение критериев, объема, частоты и методов проведения 
аудита (п. 4.5.5). 

Цели  аудита  определяют  исходя  из  требований  стандартов,  общей 

стратегии организации, политики в области охраны окружающей среды, 
природоохранных законодательных требований, требований заинтересо-
ванных сторон.  

Целями и задачами программы внутренних аудитов являются:  

 

организация  поиска  и  выявления  несоответствий  системы  менедж-

мента  стандартам,  содействие  их  устранению,  выполнению  корректи-
рующих и предупреждающих действий; 

 

 

содействие улучшению систем менеджмента организации

 

предоставление информации о результатах аудита руководству. 

Процедура  проведения  внутреннего  аудита  СЭМ  интегрирована  с 

процедурой  систем  менеджмента  качества,  требования  к  ее  элементам 
изложены в международном стандарте ISО 19011:2002. Рекомендации по 
аудиту  систем  менеджмента  качества  и/или  окружающей  среды  
и 
представлены в табл. 19. 

Ответственность за правильное планирование и проведение аудитов, 

предусмотренных программой аудитов, несет ведущий аудитор, который 
определяет цели, объем и критерии аудита. 

Цель  аудита  определяет  конкретный  результат  выполнения  аудита 

и должна быть согласованы с общими целями программы аудита. Объем 
аудита
  определяет,  какие  подразделения,  деятельность,  процессы,  под-
лежат  проверке,  а  также  требуемый  для  проверки  временной  период. 
Требования  внутренних  документов  организации,  стандартов,  законода-
тельства служат критериями аудита. После определения цели и объема 
аудита ведущий аудитор должен оценить осуществимость аудита, после 
чего анализируется вся необходимая документация для составления пла-
на аудита. В ее состав входят: 

 

данные по предыдущим аудитам; 

 

данные  о  несоответствиях  и  корректирующих  (предупреждающих) 

действиях; 

 

регламентирующие  документы  СЭМ,  другие  документы,  имеющие 

отношение к проверяемой деятельности.