ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2019

Просмотров: 4292

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

26 

этапе  методология  экологической  оценки  основывается  на  применении 
принципов  предосторожности  и  предупреждения  ущерба  окружающей 
среде. Значение экологической оценки заключается в том, что она опре-
деляет  виды  негативных  воздействий  и  меры  по  их  устранению  или 
смягчению, обеспечивает информацией все заинтересованные стороны о 
последствиях  предполагаемой  деятельности  в  отношении  окружающей 
среды,  включая  ее  и  природную  и  социально-экономическую  подсисте-
мы, является основой для принятия экологически грамотных решений. 

В Европейском Союзе экологическая оценка регулируется Директи-

вой  «Об  оценке  воздействия  некоторых  государственных  и  частных 
проектов  на  окружающую  среду»
  (Директива  85/337/ЕЕС),  с  измене-
ниями  и  дополнениями  Директивы  97/11/ЕС  и  Директивы  2003/35/ЕС
Директива  85/337/ЕЕС  закрепляла  правоотношения  в  Европейском  Со-
обществе, позволяющие развивать направление экологической политики, 
связанное  с  предупреждением  неблагоприятных  воздействий    хозяйст-
венной  деятельности  на  окружающую  среду  уже  на  ранних  стадиях  ее 
проектирования.  

Все  проекты,  согласно  Директиве  85/337/ЕЕС,  подразделяются  на 

те,  в  отношении  которых  проведение  экологической  оценки  является 
обязательным  (Приложение  1  Директивы),  и  те,  по  которым  необходи-
мость  проведения  данной  процедуры  определяют  сами  государства  - 
члены Евросоюза (табл. 3). Директива определяет также субъектов эко-
логической  оценки,  стадии  проведения  процедуры  и  сведения,  которые 
должен  содержать  проект  оценки  воздействия  на  окружающую  среду. 
Важным  положением  является  требование  проведения  необходимых 
консультаций, в случае, если проект может повлиять на состояние окру-
жающей  среды  другого  государства  и  предусматривает  решение  кон-
фликтных  вопросов  с  учетом  взаимных  интересов 

(Правовые  рекоменда-

ции…, 2010)

. 

Каждое государство свободно в выборе форм и средств для выпол-

нения  Директивы  85/337/ЕЕС,  может  вносить  изменения  в  процедуру 
проведения оценки и требовать расширения перечня проектов, подлежа-
щих ОВОС. Практическая реализация требований рассматриваемого до-
кумента способствовало накоплению опыта, быстрому развитию методов 
оценки воздействия и созданию системы экспертных оценок,  возникно-
вению  консультативных  фирм,  специализирующихся  на  выполнении 
ОВОС. Было предусмотрено, что к июлю 1988 г. страны включили соот-
ветствующие разделы в новые или изменили уже существующие нацио-
нальные законы. Самостоятельные законодательные или административ-
ные  акты  к  этому  времени  были  приняты  в  Греции  (1985  г.),  Италии 


background image

 

27 

(1988 г.), Нидерландах (1987 г.). Несколько позже правовые акты в этой 
области приняты и другими государствами-членами Европейского Сою-
за.  Проведенные  исследования  эффективности  применения  Директивы 
85/337/ЕЕС показали необходимость ее дополнения в части расширения 
Приложений с категориями проектов, подлежащих экологической оцен-
ке,  увеличения  спектра  рассматриваемых  альтернативных  вариантов. 
Необходимость  поправок  вызвана  и  различными  толкованиями  ее  от-
дельных положений.  

На  национальном  уровне  процедуры,  предусматривающие  преду-

преждение  неблагоприятных  воздействий  хозяйственной  деятельности 
на  окружающую  среду,  развивались  не  только  в  рамках  Европейского 
Союза.  Экологическая  оценка  стала  активно  внедряться  в  странах  Вос-
точной  Европы  и  СНГ.  Здесь  процедуры  оценки  воздействия  хозяйст-
венных объектов на окружающую среду развивались по различным мо-
делям. Страны, намеревающиеся вступить в ЕС, принимали законы, со-
ответствующие требованиям директив. В странах СНГ в основном была 
принята модель, основанная на применении системы экологической экс-
пертизы, выработанной в конце 1980-х годов в СССР. В целом, 90-е годы 
отличало активное распространение процедуры экологической оценки и 
экологической экспертизы в мире (табл. 3).  

Таблица 3 

Развитие национальных систем экологической оценки  

и экологической  экспертизы в 90-х годах  

(по О. М. Черпу, В. Н. Виниченко и др., 2000). 

Страна 

Год 

Название закона 

Австрия 

1992 

Федеральный акт об экологической оценке и 
участии общественности 

Чехия 

1992 

Закон об экологической  оценке 

Эстония 

1992 

Приказ об экологической экспертизе 

Беларусь 

1993 

Закон о государственной экологической экс-
пертизе  

Финляндия 

1994 

Закон о процедуре экологической оценки 

Армения 

1995 

Закон об экспертизе воздействия на окру-
жающую среду 

Россия  

1995 

Закон об экологической экспертизе 

Украина 

 

1995 

Закон об экологической экспертизе 

Литва 

1996 

Закон об экологической оценке 

Молдова 

1996 

Закон об экологической оценке и оценке воз-
действия на окружающую среду 

Казахстан 

1997 

Закон об экологической экспертизе 

Латвия 

1998 

Закон об экологической оценке 


background image

 

28 

Ключевым  моментом  этого  этапа  в  развитии  международного  со-

трудничества  стало  принятие  Конвенции  об  оценке  воздействия  на  ок-
ружающую среду в трансграничном контексте
. Универсальность и гиб-
кость  механизмов  экологической  оценки,  положительный  опыт  ее  при-
менения  как  уровне  отдельных  государств,  так  и  международного  со-
трудничества,  стали  основанием  для  разработки  подобных  процедур  в 
международных финансовых организациях при рассмотрении вопросов о 
выделении  кредитов  под  крупные  хозяйственные  проекты.  Азиатский 
банк развития использует в своей деятельности «Руководящие принципы 
по экологической оценке»
,  Европейский  банк  реконструкции  и развития 
руководствуется при принятии решений «Экологическими процедурами».  

Мировая  финансовая  корпорация  разработала  «Операционную  по-

литику.  ОР 4.01. Экологическая экспертиза»,  от  1  сентября  1998  г.  Це-
лью проведения этой процедуры является содействие в обеспечении эко-
логической безопасности финансируемых проектов. В задачи экологиче-
ской экспертизы входит: 1) оценка потенциальных экологических рисков 
и  воздействий,  с  учетом  всех  рассматриваемых  альтернатив;  2)  совер-
шенствование  путей  предотвращения,  минимизации,  смягчения  или  ко-
личественных компенсаций отрицательных воздействий на стадии отбо-
ра, размещения, проектирования и осуществления проектов; 3) описание 
процесса смягчения последствий и управления на протяжении осуществ-
ления проекта. 

Современный этап развития экологической оценки связан с по-

вышенным вниманием к оценке воздействия на окружающую среду пла-
нов и программ, как одному из основных инструментов обеспечения ус-
тойчивого развития. Согласно Директиве 2001/42/ЕС «Об оценке воздей-
ствия на окружающую среду определенных планов и программ»
, приня-
той в 2001 г., стратегическая экологическая оценка базируется на прин-
ципах предосторожности и устойчивого развития и предшествует ОВОС 
проектного уровня. В директиве указываются виды планируемой хозяй-
ственной деятельности, которые подлежат такой оценке. Например, при-
нимаемые планы в области сельского и лесного хозяйств, промышленно-
сти,  энергетики,  туризма,  землепользования,  касающиеся  объектов  сети 
особо охраняемых природных территорий «Natura 2000».  

Процедура  стратегической  оценки  во  многом  схожа  с  процедурой 

ОВОС.  При  ее  проведении  составляется  экологический  отчет  (доклад), 
который предоставляется заинтересованным государственным органам и 
общественности  на  обсуждение,  с  учетом  выводов  СЭО  полномочным 
органом  принимается  окончательное  решение.  Трудности  проведения 
СЭО связаны с рядом субъективных и объективных причин, в том числе 


background image

 

29 

и  с  высокой  степенью  неопределенности  информации  и  возможностью 
ее  оценки  преимущественно  экспертным  путем.  Каждая  из  стран  само-
стоятельно разрабатывает конкретные процедуры оценки, ее этапы, сро-
ки выполнения.  

Оценка воздействия на окружающую среду планов, программ и про-

ектов, реализация которых может существенно влиять на объекты эколо-
гической  сети  «Natura  2000»,  регламентируется  Директивой  92/43/ЕЕС 
«О  среде  обитания»,  Директивой  85/337/ЕЕС  и  Директивой  2001/42/ЕС. 
Положительным  опыт  применения  Директивы  2001/42/ЕС  лег  в  основу 
разработки и принятия  в 2003 г.  Протокола по  стратегической  экологи-
ческой оценке к Конвенции Эспо 

(Правовые рекомендации …, 2010)

.   

Для  развития  методологии  экологической  оценки  созданы  Между-

народная  ассоциация  по  оценке  воздействия,  Центр  по  экологическому 
управлению и  планированию.  В настоящее  время  экологическая оценка 
проектного и/или стратегического уровней применяется более чем в 120 
странах мира. Большое внимание  ее развитию  уделяется Всемирной ор-
ганизацией  здравоохранения,  Организацией  экономического  сотрудни-
чества и развития, Программой развития ООН, Программой ООН по ок-
ружающей среде. 

2.2. 

Процедура экологической оценки  

проектной документации 

Участники  процедуры  экологической  оценки  проектов.  Эффек-

тивно  организованная  система  экологической  оценки  подразумевает 
формально установленную процедуру с субъектами, права и обязанности 
которых определены. Ниже последовательно рассмотрены основные уча-
стники экологической оценки проектного уровня и их роль в этом про-
цессе. 

Инициатор  деятельности.

 

Под  инициатором  деятельности  (заяви-

телем,  заказчиком)  рассматривают  юридическое  или  физическое  лицо, 
ответственное за планирование (проектирование) и осуществление наме-
чаемой деятельности.  

Основными функциями инициатора деятельности являются: 

 

подача заявки; 

 

финансирование ОВОС; 

 

подготовка отчета ОВОС. 

В  роли  инициатора  могут  выступать  как  государственные  органы, 

так  и  частные  компании.  В  любой  системе  экологической  оценки  ини-
циатор деятельности несет расходы, связанные с проведением основных 


background image

 

30 

ее элементов. Это является следствием принципа  «загрязнитель платит», 
а также принципа «презумпции потенциальной экологической опасности 
намечаемой деятельности».  Во  многих национальных  системах инициа-
тор  деятельности  несет  ответственность  за  качественное  проведение 
процедуры  оценки  воздействий  на  окружающую  среду,  содержания  от-
чета о результатах ОВОС. Инициатор использует услуги сторонних про-
ектных  научных  организаций  для  разработки  проектной  документации 
или специализированных компаний для подготовки ОВОС, которые так-
же несут ответственность за качество выполняемых работ. 

Специально  уполномоченные  органы  и  органы  специальных  компе-

тенций. К специально уполномоченным органам относят органы или ор-
ганизации, имеющие те или иные полномочия по отношению к экологи-
ческой  оценке  или  намечаемой  деятельности.  В  числе  этих  участников 
выделяют заинтересованные стороны (государственные органы, местные 
органы самоуправления), выполняющие функции: 

 

контроля процесса экологической оценки; 

 

согласования отдельных аспектов; 

 

принятия решения.  

Функцию контроля выполняют подразделения национальных мини-

стерств охраны окружающей среды или специальные агентства по эколо-
гической  оценке,  государственные  или  независимые,  но  формируемые 
государством. В их задачу входит контроль за соблюдением процедуры 
экологической оценки, а также проверка качества документации (прежде 
всего 

 ОВОС). При этом основным  предметом такой проверки является 

достаточность  информации  для  принятия  решений,  ее  достоверность  и 
адекватность представления.  

В  процедуре  экологической  оценки  принимают  участие  различные 

специализированные органы, например, агентства, ответственные за ох-
рану вод, лесов, здоровья населения и т. д. Эти органы специальной ком-
петенции  выражают  мнение  относительно  рассматриваемой  проектной 
документации,  в  том  числе  материалов  ОВОС.  Оно  часто  выражено  в 
различных согласованиях отдельных аспектов намечаемой деятельности, 
которые  могут  включать  лицензирование  использования  определенных 
ресурсов,  выдачу  разрешений  на  выбросы  загрязняющих  веществ  и  др. 
Практически  в  любой  национальной  системе  определен  перечень  госу-
дарственных органов и местного самоуправления, взаимодействие с ко-
торыми необходимо в ходе экологической оценки. 

Решение  о  возможности  осуществления  намечаемой  деятельности 

принимают  государственные  органы.  Существует  несколько  вариантов