ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.05.2019
Просмотров: 4346
Скачиваний: 11
26
этапе методология экологической оценки основывается на применении
принципов предосторожности и предупреждения ущерба окружающей
среде. Значение экологической оценки заключается в том, что она опре-
деляет виды негативных воздействий и меры по их устранению или
смягчению, обеспечивает информацией все заинтересованные стороны о
последствиях предполагаемой деятельности в отношении окружающей
среды, включая ее и природную и социально-экономическую подсисте-
мы, является основой для принятия экологически грамотных решений.
В Европейском Союзе экологическая оценка регулируется Директи-
вой «Об оценке воздействия некоторых государственных и частных
проектов на окружающую среду» (Директива 85/337/ЕЕС), с измене-
ниями и дополнениями Директивы 97/11/ЕС и Директивы 2003/35/ЕС.
Директива 85/337/ЕЕС закрепляла правоотношения в Европейском Со-
обществе, позволяющие развивать направление экологической политики,
связанное с предупреждением неблагоприятных воздействий хозяйст-
венной деятельности на окружающую среду уже на ранних стадиях ее
проектирования.
Все проекты, согласно Директиве 85/337/ЕЕС, подразделяются на
те, в отношении которых проведение экологической оценки является
обязательным (Приложение 1 Директивы), и те, по которым необходи-
мость проведения данной процедуры определяют сами государства -
члены Евросоюза (табл. 3). Директива определяет также субъектов эко-
логической оценки, стадии проведения процедуры и сведения, которые
должен содержать проект оценки воздействия на окружающую среду.
Важным положением является требование проведения необходимых
консультаций, в случае, если проект может повлиять на состояние окру-
жающей среды другого государства и предусматривает решение кон-
фликтных вопросов с учетом взаимных интересов
(Правовые рекоменда-
ции…, 2010)
.
Каждое государство свободно в выборе форм и средств для выпол-
нения Директивы 85/337/ЕЕС, может вносить изменения в процедуру
проведения оценки и требовать расширения перечня проектов, подлежа-
щих ОВОС. Практическая реализация требований рассматриваемого до-
кумента способствовало накоплению опыта, быстрому развитию методов
оценки воздействия и созданию системы экспертных оценок, возникно-
вению консультативных фирм, специализирующихся на выполнении
ОВОС. Было предусмотрено, что к июлю 1988 г. страны включили соот-
ветствующие разделы в новые или изменили уже существующие нацио-
нальные законы. Самостоятельные законодательные или административ-
ные акты к этому времени были приняты в Греции (1985 г.), Италии
27
(1988 г.), Нидерландах (1987 г.). Несколько позже правовые акты в этой
области приняты и другими государствами-членами Европейского Сою-
за. Проведенные исследования эффективности применения Директивы
85/337/ЕЕС показали необходимость ее дополнения в части расширения
Приложений с категориями проектов, подлежащих экологической оцен-
ке, увеличения спектра рассматриваемых альтернативных вариантов.
Необходимость поправок вызвана и различными толкованиями ее от-
дельных положений.
На национальном уровне процедуры, предусматривающие преду-
преждение неблагоприятных воздействий хозяйственной деятельности
на окружающую среду, развивались не только в рамках Европейского
Союза. Экологическая оценка стала активно внедряться в странах Вос-
точной Европы и СНГ. Здесь процедуры оценки воздействия хозяйст-
венных объектов на окружающую среду развивались по различным мо-
делям. Страны, намеревающиеся вступить в ЕС, принимали законы, со-
ответствующие требованиям директив. В странах СНГ в основном была
принята модель, основанная на применении системы экологической экс-
пертизы, выработанной в конце 1980-х годов в СССР. В целом, 90-е годы
отличало активное распространение процедуры экологической оценки и
экологической экспертизы в мире (табл. 3).
Таблица 3
Развитие национальных систем экологической оценки
и экологической экспертизы в 90-х годах
(по О. М. Черпу, В. Н. Виниченко и др., 2000).
Страна
Год
Название закона
Австрия
1992
Федеральный акт об экологической оценке и
участии общественности
Чехия
1992
Закон об экологической оценке
Эстония
1992
Приказ об экологической экспертизе
Беларусь
1993
Закон о государственной экологической экс-
пертизе
Финляндия
1994
Закон о процедуре экологической оценки
Армения
1995
Закон об экспертизе воздействия на окру-
жающую среду
Россия
1995
Закон об экологической экспертизе
Украина
1995
Закон об экологической экспертизе
Литва
1996
Закон об экологической оценке
Молдова
1996
Закон об экологической оценке и оценке воз-
действия на окружающую среду
Казахстан
1997
Закон об экологической экспертизе
Латвия
1998
Закон об экологической оценке
28
Ключевым моментом этого этапа в развитии международного со-
трудничества стало принятие Конвенции об оценке воздействия на ок-
ружающую среду в трансграничном контексте. Универсальность и гиб-
кость механизмов экологической оценки, положительный опыт ее при-
менения как уровне отдельных государств, так и международного со-
трудничества, стали основанием для разработки подобных процедур в
международных финансовых организациях при рассмотрении вопросов о
выделении кредитов под крупные хозяйственные проекты. Азиатский
банк развития использует в своей деятельности «Руководящие принципы
по экологической оценке», Европейский банк реконструкции и развития
руководствуется при принятии решений «Экологическими процедурами».
Мировая финансовая корпорация разработала «Операционную по-
литику. ОР 4.01. Экологическая экспертиза», от 1 сентября 1998 г. Це-
лью проведения этой процедуры является содействие в обеспечении эко-
логической безопасности финансируемых проектов. В задачи экологиче-
ской экспертизы входит: 1) оценка потенциальных экологических рисков
и воздействий, с учетом всех рассматриваемых альтернатив; 2) совер-
шенствование путей предотвращения, минимизации, смягчения или ко-
личественных компенсаций отрицательных воздействий на стадии отбо-
ра, размещения, проектирования и осуществления проектов; 3) описание
процесса смягчения последствий и управления на протяжении осуществ-
ления проекта.
Современный этап развития экологической оценки связан с по-
вышенным вниманием к оценке воздействия на окружающую среду пла-
нов и программ, как одному из основных инструментов обеспечения ус-
тойчивого развития. Согласно Директиве 2001/42/ЕС «Об оценке воздей-
ствия на окружающую среду определенных планов и программ», приня-
той в 2001 г., стратегическая экологическая оценка базируется на прин-
ципах предосторожности и устойчивого развития и предшествует ОВОС
проектного уровня. В директиве указываются виды планируемой хозяй-
ственной деятельности, которые подлежат такой оценке. Например, при-
нимаемые планы в области сельского и лесного хозяйств, промышленно-
сти, энергетики, туризма, землепользования, касающиеся объектов сети
особо охраняемых природных территорий «Natura 2000».
Процедура стратегической оценки во многом схожа с процедурой
ОВОС. При ее проведении составляется экологический отчет (доклад),
который предоставляется заинтересованным государственным органам и
общественности на обсуждение, с учетом выводов СЭО полномочным
органом принимается окончательное решение. Трудности проведения
СЭО связаны с рядом субъективных и объективных причин, в том числе
29
и с высокой степенью неопределенности информации и возможностью
ее оценки преимущественно экспертным путем. Каждая из стран само-
стоятельно разрабатывает конкретные процедуры оценки, ее этапы, сро-
ки выполнения.
Оценка воздействия на окружающую среду планов, программ и про-
ектов, реализация которых может существенно влиять на объекты эколо-
гической сети «Natura 2000», регламентируется Директивой 92/43/ЕЕС
«О среде обитания», Директивой 85/337/ЕЕС и Директивой 2001/42/ЕС.
Положительным опыт применения Директивы 2001/42/ЕС лег в основу
разработки и принятия в 2003 г. Протокола по стратегической экологи-
ческой оценке к Конвенции Эспо
(Правовые рекомендации …, 2010)
.
Для развития методологии экологической оценки созданы Между-
народная ассоциация по оценке воздействия, Центр по экологическому
управлению и планированию. В настоящее время экологическая оценка
проектного и/или стратегического уровней применяется более чем в 120
странах мира. Большое внимание ее развитию уделяется Всемирной ор-
ганизацией здравоохранения, Организацией экономического сотрудни-
чества и развития, Программой развития ООН, Программой ООН по ок-
ружающей среде.
2.2.
Процедура экологической оценки
проектной документации
Участники процедуры экологической оценки проектов. Эффек-
тивно организованная система экологической оценки подразумевает
формально установленную процедуру с субъектами, права и обязанности
которых определены. Ниже последовательно рассмотрены основные уча-
стники экологической оценки проектного уровня и их роль в этом про-
цессе.
Инициатор деятельности.
Под инициатором деятельности (заяви-
телем, заказчиком) рассматривают юридическое или физическое лицо,
ответственное за планирование (проектирование) и осуществление наме-
чаемой деятельности.
Основными функциями инициатора деятельности являются:
•
подача заявки;
•
финансирование ОВОС;
•
подготовка отчета ОВОС.
В роли инициатора могут выступать как государственные органы,
так и частные компании. В любой системе экологической оценки ини-
циатор деятельности несет расходы, связанные с проведением основных
30
ее элементов. Это является следствием принципа «загрязнитель платит»,
а также принципа «презумпции потенциальной экологической опасности
намечаемой деятельности». Во многих национальных системах инициа-
тор деятельности несет ответственность за качественное проведение
процедуры оценки воздействий на окружающую среду, содержания от-
чета о результатах ОВОС. Инициатор использует услуги сторонних про-
ектных научных организаций для разработки проектной документации
или специализированных компаний для подготовки ОВОС, которые так-
же несут ответственность за качество выполняемых работ.
Специально уполномоченные органы и органы специальных компе-
тенций. К специально уполномоченным органам относят органы или ор-
ганизации, имеющие те или иные полномочия по отношению к экологи-
ческой оценке или намечаемой деятельности. В числе этих участников
выделяют заинтересованные стороны (государственные органы, местные
органы самоуправления), выполняющие функции:
•
контроля процесса экологической оценки;
•
согласования отдельных аспектов;
•
принятия решения.
Функцию контроля выполняют подразделения национальных мини-
стерств охраны окружающей среды или специальные агентства по эколо-
гической оценке, государственные или независимые, но формируемые
государством. В их задачу входит контроль за соблюдением процедуры
экологической оценки, а также проверка качества документации (прежде
всего
−
ОВОС). При этом основным предметом такой проверки является
достаточность информации для принятия решений, ее достоверность и
адекватность представления.
В процедуре экологической оценки принимают участие различные
специализированные органы, например, агентства, ответственные за ох-
рану вод, лесов, здоровья населения и т. д. Эти органы специальной ком-
петенции выражают мнение относительно рассматриваемой проектной
документации, в том числе материалов ОВОС. Оно часто выражено в
различных согласованиях отдельных аспектов намечаемой деятельности,
которые могут включать лицензирование использования определенных
ресурсов, выдачу разрешений на выбросы загрязняющих веществ и др.
Практически в любой национальной системе определен перечень госу-
дарственных органов и местного самоуправления, взаимодействие с ко-
торыми необходимо в ходе экологической оценки.
Решение о возможности осуществления намечаемой деятельности
принимают государственные органы. Существует несколько вариантов