Файл: Налоговая система РФ как фактор экономической стабилизации (Историко-экономические аспекты развития налоговой системы в России).pdf
Добавлен: 02.04.2023
Просмотров: 170
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты налоговой системы РФ как фактора экономической стабилизации
1.1 Историко-экономические аспекты развития налоговой системы в России
1.2 Роль и значение налоговой системы
1.3 Опыт зарубежных стран в построении налоговой системы
2. Налоговая система РФ как фактор экономической стабилизации
2.1 Особенности современной налоговой системы РФ
2.2 Проблемы налоговой системы РФ
2.3 Основные направления совершенствования налоговой системы Российской Федерации
Основной причиной возникновения налоговой задолженности в анализируемый период является ухудшение финансового положения налогоплательщиков, в связи с общим экономическим кризисом в стране.
Проведем анализ задолженностей по налогам в бюджет РФ за исследуемый период 2014-2016 гг. (см. табл. 2).
Таблица 2 - Задолженность по налогам в бюджет Российской Федерации в 2014-2016 гг.
Всего по России |
По состоянию на 01.01.2015 г. |
По состоянию на 01.01.2016 г. |
По состоянию на 01.01.2017 г. |
|||
Сумма, тыс. руб. |
в % к 2014 г. |
Сумма, тыс. руб. |
в % к 2014 г. |
Сумма, тыс. руб. |
в % к 2014 г. |
|
Задолженность по: |
||||||
Налогу на доходы физических лиц |
47727436 |
109,66 |
52884509 |
110,81 |
68554586 |
129,63 |
Налогу на имущество: |
47905679 |
119,27 |
54956233 |
114,72 |
70036372 |
127,44 |
по физическим лицам; |
18532924 |
133,49 |
21601591 |
116,56 |
31011798 |
143,56 |
по юридическим лицам |
29372756 |
111,76 |
33354642 |
113,56 |
39024574 |
117,00 |
Транспортному налогу, в том числе: |
82478364 |
121,58 |
102058977 |
123,74 |
121036372 |
118,62 |
по физическим лицам |
79745097 |
121,75 |
98817201 |
123,92 |
117219479 |
118,62 |
по юридическим лицам |
2733267 |
116,92 |
3241776 |
118,60 |
3816893 |
117,74 |
Земельному налогу, в том числе: |
29949880 |
125,70 |
37143079 |
124,02 |
45209877 |
121,72 |
по физическим лицам |
17072095 |
132,97 |
22184446 |
129,95 |
27318706 |
123,14 |
по юридическим лицам |
12877785 |
117,20 |
14958633 |
116,16 |
17891171 |
119,60 |
Налогу на добычу нефти |
1466766 |
101,24 |
1735624 |
118,33 |
2628849 |
151,46 |
Налогу на добычу газа горючего природного |
96405 |
1203,6 |
8052966 |
8353,27 |
1275 |
0,02 |
Налогу на добычу газового конденсата |
10952 |
77,83 |
4710 |
43,01 |
49891 |
1059,26 |
Итого |
209635482 |
256836098 |
307517222 |
Как видно из представленного в таблицах 3 анализа, задолженность по налогам имеет постоянную тенденцию роста, при чем практически по каждому налогу.
Исключением была задолженность по налогу на добычу газового конденсата, по которой наблюдается высокая амплитуда: в 2014 году снизилась на 22,17 %, в 2015 году ее снижение составило 56,99 %, тем не менее к 2016 году задолженность по данному налогу значительно возросла.
Наибольший размер среди остальных имеют задолженности по налогу на доходы физических лиц, налог на имущество по юридическим лицам и основную долю задолженности составляет транспортный налог. По всем перечисленным задолженностям наблюдается низкая амплитуда изменений.
В свою очередь мы наблюдаем значительную динамику роста по задолженности по налогам на добычу полезных ископаемых, в частности по налогу на добычу нефти в 2016 году произошло увеличение на 51,46 %, на добычу газа горючего в 2014 и 2015 годах процент увеличения неумолимо растет.
Для наглядности представим динамику задолженности за анализируемый период в соответствии с рисунком 2.
а) задолженность по налогам в бюджет РФ;
б) задолженность по видам налогов в бюджет РФ;
Рисунок 2 - Динамика задолженности по налогам 2012-2016 гг.
Таким образом, из представленного выше анализа видно, что параллельно с ростом поступлений в бюджет Российской Федерации, по всем видам налогов, растет и задолженность по ним. Возникновение налоговых задолженностей перед бюджетом объясняется, прежде всего, ухудшением финансового состояния субъектов налогообложения в результате общего экономического кризиса в стране. Помимо этого, на образование и увеличение налоговой задолженности юридических лиц влияет растущий уровень налоговой нагрузки.
Налоговая задолженность негативно влияет на экономику страны, так как не в полной мере обеспечивает бюджет финансовыми ресурсами и ограничивает государство в возможности выполнения социальных программ.
Своевременный и жесткий контроль со стороны налоговых структур за деятельностью налогоплательщиков даст возможность снизить недоимки бюджета. При этом, особое внимание должно уделяться проведению своевременных принудительных взысканий задолженностей, как налоговыми органами, так и судебными приставами.
Вывод: проведение анализа налоговых поступлений - неотъемлемая часть налоговой политики государства. Несмотря на это, для построения максимально точных прогнозов поступлений и рационального планирования бюджета необходимо проводить анализ задолженностей по всем видам налогов. Качественно проведенная аналитическая работа предоставляет возможность для извлечения максимальной выгоды из налоговых поступлений.
Налоговые системы являются трех- или двухуровневыми. С каждой страной Россия имеет ряд сходств и различий. Одно из наиболее существенных различий – в США, Германии, Японии и Китае используется прогрессивная налоговая ставка, при которой ставка налога повышается по мере роста получаемых доходов. Россия же на данный момент остаётся верна пропорциональной, где ставка налога не зависит от дохода.
Вопрос необходимости перехода к прогрессивной ставке уже не раз обсуждался парламентом РФ. Пока конкретных действий предпринято не было, это объясняется некоторыми опасениями экспертов. Прогрессивный налог может увести экономику в тень и привести оттоку высококвалифицированных специалистов. С другой стороны, это приведёт к уравниванию социальных доходов и увеличению государственного бюджета. Необходимости коренным образом менять и перестраивать налоговую систему РФ под системы других стран объективно нет. Однако, некоторый обмен благоприятным опытом даже необходим, ведь совершенствование налогообложения неразрывно связано с созданием прочных экономических отношений.
2.2 Проблемы налоговой системы РФ
Налоговая система Российской Федерации, как и ее налоговое законодательство, сформировалась после значительных социально-экономических, культурных и политических потрясений, в условиях правовой и финансовой неопределенности и стремления законотворцев как можно скорее поставить Россию на «рельсы» рыночной экономики.
Особенности исторического развития России предопределили развитие налогового законодательства и налоговой системы в направлении доминирования фискальной политики и высокого уровня централизации финансов, однако с низким содержанием компонента социальной поддержки населения.
На сегодня в налоговой системе России имеются определенные, четко обозначенные проблемы, отчасти унаследованные из 90-ых годов, отчасти сложившиеся в ходе реформирования и развития налогового законодательства в последнее время в условиях экономического кризиса и международной изоляции.
Кроме того, определяющим аспектом развития налоговой системы Российской Федерации является сырьевая ориентация экономики и отсутствие развитого реального и инновационного производства практически во всех сферах.
Таким образом, можно выделить два самостоятельных блока проблем: отдельно налогового законодательства РФ и налоговой системы РФ в целом. Основными актуальными проблемами налогового законодательства России являются следующие:
1. Отсутствие стабильной законодательной базы, поскольку Налоговый кодекс РФ – кодифицированный нормативно-правовой акт, который подвержен внесению частых корректировок и правок. Подобная ситуация понижает уровень доверия к налоговому законодательству и налоговой системе в целом, что отрицательно сказывается на инвестиционном климате и инвестиционной привлекательности государства (внешний фактор) и желании резидентов соблюдать налоговое законодательство (внутренний фактор);
2. Отсутствует экономическое обоснование вводимых или изменяемых налогов и сборов в виде экономически правовой документации;
3. Отсутствуют указания на нормы и принципы Конституции РФ при вводе новых налогов и сборов;
4. Доминирование фискальной политики порождает конфликт интересов между налогоплательщиками и бюджетом, что является одним из проявлений экономической необоснованности законотворческой деятельности в налоговой сфере;
5. Пробелы и недостаточная конкретика правовых норм в Налоговом кодексе РФ порождают бюрократизацию и чрезмерно комплексный (сложный) для налогоплательщиков подход к расчету и уплате налогов, что способствует уменьшению доверия налогоплательщиков к законодательству.
Все перечисленные проблемы налогового законодательства России имеют свое отражение в недостатках налогового администрирования и правоприменения, среди которых можно назвать следующие:
1. Громоздкая и непродуктивная система налогообложения в совокупности с чрезмерной налоговой нагрузкой на физических лиц и организаций среднего и малого бизнеса в совокупности с жесткой финансовой централизацией при доминировании фискальных интересов государства создают в российском обществе ситуацию, при которой значительная часть налогов «утекает» через теневую экономику;
То есть рост теневого сектора экономики, который составляет до 40% ВВП России, стимулируется отсутствием сбалансированности между социально-экономическими нуждами общества и стабильностью бюджета. Таким образом, одной из ключевых проблем налоговой системы РФ является ее ориентация на удовлетворение нужд бюджета при полном или частичном игнорировании таких функций налогов, как стимулирование инновационного развития, формирование системы социально справедливого распределения общественного продукта. Налоги и сборы в России играют роль основных источников доходов бюджета, не способствуя развитию экономики и общества.
2. Сложившаяся бюрократизация, сложность отчетности и порядка расчетов налогов при недостаточной конкретизации законодательной базы формируют у населения негативное восприятие налоговой политики государства и приводят к ухудшению финансовой грамотности населения;
3. Описанная выше ситуация создает отталкивающий инвестиционный климат на внешнем рынке. Инвесторы не готовы рисковать долгосрочными вложениями в российскую экономику ввиду нестабильности налоговой системы и высокой доли теневой экономики. С другой стороны, текущая ситуация повышенного риска создает благоприятные условия для инвестирования краткосрочного спекулятивного капитала, который в долгосрочной перспективе оказывает негативное воздействие на экономику и приводит к оттоку финансового капитала из страны;
4. Недостаточный уровень стимулирования реального сектора экономики (проблема нецелесообразного распределения налогов и сборов) на фоне благоприятной среды, которая сложилась в современных налоговых условиях, для экспортеров энергоресурсов поддерживает сырьевой тип экономики России, тормозит инновационное развитие и модернизацию реального производства, способствует потере конкурентных преимуществ на международном рынке.
Представленный перечень проблем можно дополнить, однако именно эти аспекты являются основополагающими недостатками современной налоговой системы РФ.
Для разрешения данных проблем необходима в первую очередь работа по комплексному (а не эпизодическому) реформированию налогового законодательства РФ с учетом правоприменительной практики арбитражных судов, практической деятельности Федеральной налоговой службы России и, самое важное, мнений и обоснований научного сообщества (финансово-правовой и экономической сферы деятельности).
Это будет способствовать формированию нового, теоретически обоснованного налогового законодательства, способного разрешить описанные выше актуальные проблемы налогового законодательства и налоговой системы России в целом. Так, например, реформа призвана гармонизировать налоговое администрирование, снизить уровень бюрократизации, повысить финансовую доступность налоговой информации, снять налоговое бремя с самых незащищенных слоев населения, сформировать систему корреляционного баланса между интересами бюджета и интересами общества, что также повысит уровень инвестиционной привлекательности страны.
Исходя из общего направления необходимого развития налоговой системы РФ, реформирование налогового законодательства может включать следующие мероприятия:
1) Конкретизацию положений налоговых нормативно-правовых актов; наделение правом трактовки и конкретизации налоговых органов;
2) Упрощение налоговой отчетности;