Файл: Налоговая система РФ как фактор экономической стабилизации (Историко-экономические аспекты развития налоговой системы в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.04.2023

Просмотров: 174

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы исследования. Современное состояние российской экономики в условиях спада производства, кризисных явлений, санкций со стороны Запада, снижения цен на нефть и т.п. требует поиска принципиально новых подходов к управлению ею. Как известно, среди множества экономических рычагов, с помощью которых государство воздействует на экономику, важное место занимают налоги. Федеральный бюджет страны в основном формируется за счет налоговых платежей, что вызывает необходимость модернизации налоговой системы, способной создавать необходимые условия для успешного и эффективного развития экономики всей страны и отдельных территорий. В условиях рыночных отношений государство широко использует налогово-бюджетную политику в качестве основы финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.

В этих условиях возрастает значение правильного и гармоничного построения системы налогообложения, способствующей эффективному функционированию всего народного хозяйства страны. Несовершенство налоговой системы, нестабильность налогового законодательства являются одним из препятствующих развитию экономики факторов.

Налоговая система страны призвана создавать благоприятные условия для повышения эффективности производства, устранения диспропорции в экономике, повышения роли малого и среднего предпринимательства в формировании доходов бюджетов, способствовать росту жизненного уровня населения. Вместе с тем налоговая система не может быть застывшей, она должна учитывать и своевременно реагировать на происходящие изменения.

За прошедшие годы налоговая система Российской Федерации стремительно развивалась и продолжает развиваться. Каждый год поступают сотни предложений от депутатов по поводу ее реформирования и улучшения. В конечном итоге это приведет к упрощению налоговой системы и увеличению ее эффективности, что позволит собирать большее количество доходов в бюджеты всех уровней, и соответственно грамотней распределять их.

Целью курсовой работы является изучение действующей в настоящее время налоговой системы Российской Федерации, выявление их недостатков и перспектив совершенствования налоговой системы.

Для достижения указанной цели в работе были поставлены следующие основные задачи:

1. Рассмотреть теоретические аспекты налоговой системы РФ как фактора экономической стабилизации;

2. Изучить особенности современной налоговой системы РФ;


3. Выявить проблемы налоговой системы РФ;

4. Предложить основные направления совершенствования налоговой системы Российской Федерации.

Объектом исследования является налоговая система Российской Федерации.

Предметом исследования является порядок становления и совершенствование законодательства о налоговой системе Российской Федерации.

Теоретическую основу исследования составили теоретические и научно-практические работы российских ученых по вопросам налогового законодательства, в общем, и налоговой системы – в частности.

Оценивая состояние и степень разработанности темы исследования, следует отметить, что к налоговой системе обращалось большое ученых в области теории государства и финансового права, таких ученых, как, в частности, - Барулин С. В., Борзунова О.А., Дегтев СИ., Кучерявенко Н.П., С.Г. Пепеляев, Черник Д.Г., Шмелев Ю.Д., Халфина Р.О. и др.

Нормативная база исследования. При подготовке курсовой работы автор опирался на положения Конституции российской Федерации, действующее налоговое законодательство Российской Федерации, Указы Президента РФ, законы, постановления.

Методологической основой исследования являются совокупность методов научного познания: формально-логического, комплексного, диалектического исторического, сравнительного правоведения, системного анализа, статистического и т.д.

1. Теоретические аспекты налоговой системы РФ как фактора экономической стабилизации

1.1 Историко-экономические аспекты развития налоговой системы в России

Понятие налогов возникло с появлением первых общественных потребностей. Без налогов не могло и не может существовать ни одно государственное образование.

На протяжении долгих лет в любом цивилизованном государстве они являются основным источником доходов казны. Но налог не является начальной формой аккумуляции денежных средств бюджетом. Существовали различные виды поступлений в казну: домены; дань с побежденных; регалии; контрибуции; пошлины с вывоза и ввоза[1].


В Налоговом кодексе РФ (п. 1 ст. 8) под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, который взимается с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Так как налог является главным источником доходов бюджетной системы РФ, государство заинтересовано в надлежащем исполнении обязанности по его уплате. В этих целях в Налоговый Кодекс РФ устанавливает особые способы обеспечения исполнения налогового обязательства: залог, пеня, поручительство, приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке, а также переводов электронных денежных средств организаций и индивидуальных предпринимателей, арест имущества.

Налоговая система есть совокупность налогов и сборов, а также методы и принципы их построения.

Значение и структура этой системы определяются социально - экономическим состоянием общества и государства.

Как известно, правовое регулирование отношений, возникающих в сфере налогообложения, является одним из важнейших направлений деятельности любого государства, поскольку оно связано с поступлением средств в государственную казну.

Поэтому целесообразно остановиться на вопросе становления и развития налоговой системы на протяжении веков и посмотреть, как же тогда решались проблемы сбора налогов. Все проблемы налогообложения порождены отсутствием согласованных интересов между государством и налогоплательщиком, когда, грубо говоря, государство изымает у собственника часть заработанных им средств и перераспределяет их в соответствии с собственными интересами, а собственник, естественно, пытается заплатить как можно меньше. Такая проблема стояла всегда.

Исторически возникновение налогов относится к периоду разделения общества на социальные группы и появления государства[2].

Налоги представляют собой один из основных методов мобилизации государственных доходов. В условиях частной собственности и рыночных отношений налоги становятся главным методом сбора доходов в государственные бюджеты. С расширением функций феодального государства, всех образованием централизованных государств постепенно возрастала роль денежных налогов в формировании государственной казны.

В конце XVII - начале XVIII веков налоги становятся ведущим источником доходной части бюджетного устройства. В этот период формируются первые налоговые системы, включающие в себя прямые и косвенные налоги. Особую роль наук играли акцизы, которые взимались, как правило, у городских ворот со всех ввозимых и вывозимых товаров, а также подушный налог подоходный.


В XIX веке финансовая наука продолжала налог свое развитие.

Современный этап развития налогообложения характеризуется более глубоким теоретическим обоснованием его проблем.

Через налоги государство осуществляет контроль над финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов и расходами. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налоговой системы, обеспечивается контроль за видами деятельности и финансовыми потоками. В XXI веке налоговая стратегия значительно поменялась. Фискальная функция сменилась на регулирующую. Произошел большой рывок в развитии страны.

Основы современной российской налоговой системы и системы налогового законодательства закладывались в октябре – декабре 1991 года.

27 декабря 1991 года был принят Закон РФ от № 2118-наук «Об основах налоговой системы в РФ. Все новые налоги начинали действовать с 1 января 1992. Помимо этого, в 1992 года было учреждено Главное управление налоговых расследований при службе Государственной налоговой службе РСФСР, которое было преобразовано через год в автономный правоохранительный орган в области налогообложения – Федеральную службу налоговой полиции РФ.

В 1998 году было осуществлено принятие первой части Налогового кодекса РФ, в 2000 году – некоторых глав второй части.

В настоящее время российское налоговое законодательство и процесс его кодификации совершенствуются: осуществляется принятие новых глав части второй Налоговый Кодекс РФ, заменяющих законы 1991 года о надлежащих налогах[3].

На наш взгляд, в современных условиях особенное значение имеет результативность налоговой системы, которая способна обеспечивать бюджет доходными источниками и выполнять все возложенные на себя публично-правовыми образованиями обязательства по расходам.

Таким образом, можно сделать вывод, что налоги являются основополагающим звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства, и они возникли не в одночасье, а постепенными темпами и развивались вместе с государством. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги основная форма доходов государства.

1.2 Роль и значение налоговой системы


В последние годы Российская Федерация переживает важный экономический эксперимент, связанный с переходом от планового управления народным хозяйством к использованию рыночных механизмов экономического развития.

Новые экономические инструменты сосуществуют с элементами предыдущей экономической системы. Процесс осложняется тем, что в стране с переходной экономикой необходимо провести реформы в области права, экономики и политики.

На данный момент практически все признали, что эффективная реформа налоговой политики и системы налоговых органов в стране являются ключевым фактором успеха в деле перевода экономики на рыночные рельсы.

Налоговая система – это важнейший элемент рыночных отношений и от нее зависит успех экономических реформ в стране[4].

Налоговая система – это совместность налогов, пошлин и поборов, взимаемых на земли страны в согласовании с налоговым кодексом, а к примеру же совместность признанных мерок и правил, определяющих возможной вероятности и систему обязанностей отвечать сторон, участвующих в налоговых правоотношениях.

В налоговую систему РФ входят совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, которые взимаются в установленном порядке с юридических и физических лиц в государстве.

Налоговая система РФ подразделяется на три уровня, которые определяют существующий уровень бюджета, зачислению в который он подлежит:

1. Федеральный – это уровень, в котором налоги и сборы устанавливаются Налоговым кодексом РФ и обязательны к уплате на всей территории России. Например, НДФЛ, НДС, акцизы, водный налог, госпошлина и другие;

2. Региональный – регулируется Налоговым кодексом РФ и законами, издающиеся властями регионов страны. Региональные налоги определены ставками и каких-либо льгот;

3. Местный – данные налоги регулируются Налоговым кодексом РФ, а также нормативными актами, которые составляются на уровне муниципального образования. Например, земельный налог, налог не имущество, торговый сбор[5].

На данный момент в России насчитывается 14 налогов, 8 из которых являются федеральными, 3 региональных и 3 местных.

Общая характеристика налоговой системы РФ выражает ее, как важнейший источник доходов государственного бюджета всех уровней и фундамент для качественной и своевременной реализации государством своих функций по управлению потоками денежных средств и экономикой.

Налоговая система Российской Федерации - это комплекс налогов, сборов и других налоговых платежей, вводимых федеральным законодательством РФ, а также нормативно-правовыми актами регионов и органов местного самоуправления.