Файл: Налоговая система РФ как фактор экономической стабилизации (Историко-экономические аспекты развития налоговой системы в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.04.2023

Просмотров: 169

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3) Упрощение налоговой системы путем создания исчерпывающего перечня налогов и сборов с подробным экономически обоснованным описанием; сокращение общего налогового бремени путем перераспределения налоговой нагрузки на крупный сегмент бизнеса;

4) введение прогрессивной шкалы налогообложения, что способствует более рациональному сбору и распределению общественного продукта для развития положений социально-ориентированного общества;

5) упрощение расчета НДС, принимая при расчете данного налога в качестве налоговой базы не реализацию продукции, а ее добавленную стоимость (реализация изначальной модели НДС, применяемая во Франции), которая состоит из амортизации, прочих налогов и сборов и т.д.;

6) модернизация принципов налоговой политики, направленных на формирование устойчивых распределительных налоговых потоков в реальный сектор экономики для развития инновационного производства, что способствует появлению новых более устойчивых и менее социально волатильных источников доходов бюджета.

На современном этапе трансформации экономической системы России важным условием ее целостности и стабильности является эффективное функционирование ее подсистем, в том числе налоговой системы. Одним из важнейших направлений налоговой политики в долгосрочной перспективе является поддержание такого уровня налоговой нагрузки, который, с одной стороны, не создает препятствий для устойчивого экономического роста, а с другой – отвечает потребностям в бюджетных доходах для предоставления важнейших государственных услуг.

Рассмотренный комплекс мероприятий является лишь малой частью большой комплексной работы по трансформации российской экономики и российского законодательства в соответствии со статьей 7 Конституции РФ, которая гласит, что Российская Федерация – социальное государство, политика, которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

2.3 Основные направления совершенствования налоговой системы Российской Федерации

На современном этапе развития государства, стабильность налоговой системы является важнейшим механизмом, воздействующим на уровень экономики. Но часто налоговая система не соответствует в полном объеме рыночной экономики, так как является довольно не простой по исчислению и уплате налогов, характеризуется сложностью ведения налогового учета, документирования, составления отчетности и заполнением налоговых деклараций.


Проблем в сфере налогообложения существует слишком много, чтобы можно было решить в том порядке, в котором они были определены отдельными указами и поправками. Только незначительная их часть будет так или иначе решена в ближайшее время.

Создание устойчивой налоговой системы является важнейшей задачей правительства. Эффективное налогообложение может быть достигнуто путем гармоничного сочетания выбранного налогового механизма с целями и задачами, которые ставит государство при управлении экономикой.

В области налогообложения, конечно же, есть ряд проблем, которые необходимо решить. По-прежнему, присутствует высокая доля теневой экономики и распространены уклонения от налогов. Это подрывает не только систему поступления налоговых доходов в бюджет, но и способствует неравной конкуренции, так как ставит добросовестных налогоплательщиков в неблагоприятные условия.

Согласно основным направлениям налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов является создание эффективной и стабильной налоговой системы, которая будет обеспечивать финансовую устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Основными целями налоговой политики продолжают оставаться поддержка инвестиций и стимулирование инновационной деятельности.

Так, например, основные направления налоговой политики позволяют экономическим агентам определить свои бизнес – цели с учетом планируемых изменений в налоговой сфере [6, с. 81]. В ходе последующего трехлетнего периода приоритетом Правительства Российской Федерации остается недопущение какого-либо увеличения налоговой нагрузки на экономику. В то же время, планируется применять налоговые меры для стимулирования инвестиций, проводить антикризисные налоговые меры, повышать эффективность системы налогового администрирования.

Также в целях противодействия неправомерному возмещению НДС и занижению налоговой базы предлагается:

‒ установить обязанность при реорганизации юридического лица, восстанавливать НДС по имуществу, передаваемому правопреемнику, который уже не облагается налогом на добавленную стоимость;

‒ уточнить размер НДС, подлежащего восстановлению покупателю в случае перечисления авансовых платежей;

‒ уточнить порядок определения налоговой базы при реализации права собственности на нежилые помещения;

‒ ввести обязанность налогоплательщика к возмещению НДС, принятого к вычету по авансовому платежу, если поставка не состоялась в течение определенного периода времени.


С 1 января 2016 года были введены трехлетние «надзорные каникулы» для организаций, которые в течение трех лет не имели серьезных нарушений в соответствии с установленными правилами по ведению деятельности. Все требования для определенных видов деятельности будут упорядочены, систематизированы и находится в открытом доступе.

С целью предоставления налогоплательщику возможности получать информацию о налоговых последствиях сделки, которую он только планирует совершить, предполагается ввести институт предварительного налогового контроля, который уже успешно функционирует в зарубежных правовых системах. Такой институт позволит существенно снизить налоговые риски, сыграет важную роль в стимулировании деловой активности за счет повышения стабильности и определенности правового регулирования налогообложения, предоставит налогоплательщику гарантию в отношениях с налоговым органом.

Для обеспечения устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов предлагается «отказаться от установления новых льгот (включая освобождения от налогообложения, исключения из налоговой базы объекта налогообложения) по региональным и местным налогам».

Наиболее важными изменениями в системе налогообложения, планируемые на ближайшие годы, являются:

‒ создание специальных условий для ведения предпринимательской деятельности в области обеспечения социально-экономического развития на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири;

‒ содействие развитию малого предпринимательства;

‒ противодействие уклонению от уплаты налогов с помощью низконалоговых юрисдикций, в том числе путем введения института контролируемых иностранных компаний.

Для того чтобы предотвратить резкий рост налоговой нагрузки на налогоплательщиков, планируется предусмотреть в Налоговом кодексе Российской Федерации введение специальных переходных положений (планируется распределять повышение налога на 4–5 лет, применяя понижающие коэффициенты).

Трудно представить себе эффективную налоговую политику, которая формируется без определения механизма контроля правильности и своевременности уплаты налогов и сборов. В этой связи, состав надзорных органов может пополниться службой предварительного контроля. В данный орган компания сможет обратиться за консультацией еще на стадии подготовки хозяйственных операций и четкого представления ее результатов в налоговой сфере. Также будет сокращен перечень сведений, составляющий налоговую тайну, что положительно скажется на информированности налогоплательщиков по отношению к своим партнерам.


Налоговая политика Российской Федерации формируются на данном этапе Министерством финансов, который публикует ежегодно информацию о планируемых направлениях ее развития, предоставляет данные о том, какой будет налоговая политика в ближайшие два года. В частности, подобный проект на 2016–2018 годы размещен на сетевом ресурсе ведомства в 2015 году. Предполагается, что в ближайшее время регулирование налоговой политики обеспечит решение сложных задач по стимулированию экономической активности, противодействию кризисным явлениям, повышению наполняемости государственной казны. Состояние системы налогообложения при выполнении всех необходимых задач может быть улучшено, путем создания эффективной, конкурентоспособной, устойчивой и, самое главное, удобной налоговой системы.

Заключение

В результате проведенного исследования автором были решены следующие задачи поставленные, для реализации названой цели:

Налоговая система государства является необходимым инструментом выполнения им важнейших функций и задач. Структурная организация налоговой системы – основной показатель экономического и социального развития страны.

Налоговая система России предполагает комплексное взаимодействие всех элементов, образующих ее структуру. К элементам налоговой системы РФ относятся: налоги и сборы, их плательщики, нормативно-правовая база и органы государственной власти в налоговой сфере.

Структура системы РФ в области налогообложения имеет 3 уровня: федеральный, региональный и местный. На каждом из этих уровней принимаются соответствующие законодательные акты, которые не должны противоречить положениям Налогового кодекса и Конституции РФ.

На сегодня в налоговой системе России имеются определенные, четко обозначенные проблемы, отчасти унаследованные из 90-ых годов, отчасти сложившиеся в ходе реформирования и развития налогового законодательства в последнее время в условиях экономического кризиса и международной изоляции.

Кроме того, определяющим аспектом развития налоговой системы Российской Федерации является сырьевая ориентация экономики и отсутствие развитого реального и инновационного производства практически во всех сферах.

Можно выделить два самостоятельных блока проблем: отдельно налогового законодательства РФ и налоговой системы РФ в целом. Основными актуальными проблемами налогового законодательства России являются следующие:


1. Отсутствие стабильной законодательной базы, поскольку Налоговый кодекс РФ – кодифицированный нормативно-правовой акт, который подвержен внесению частых корректировок и правок. Подобная ситуация понижает уровень доверия к налоговому законодательству и налоговой системе в целом, что отрицательно сказывается на инвестиционном климате и инвестиционной привлекательности государства (внешний фактор) и желании резидентов соблюдать налоговое законодательство (внутренний фактор);

2. Отсутствует экономическое обоснование вводимых или изменяемых налогов и сборов в виде экономически правовой документации;

3. Отсутствуют указания на нормы и принципы Конституции РФ при вводе новых налогов и сборов;

4. Доминирование фискальной политики порождает конфликт интересов между налогоплательщиками и бюджетом, что является одним из проявлений экономической необоснованности законотворческой деятельности в налоговой сфере;

5. Пробелы и недостаточная конкретика правовых норм в Налоговом кодексе РФ порождают бюрократизацию и чрезмерно комплексный (сложный) для налогоплательщиков подход к расчету и уплате налогов, что способствует уменьшению доверия налогоплательщиков к законодательству.

Все перечисленные проблемы налогового законодательства России имеют свое отражение в недостатках налогового администрирования и правоприменения

Подводя итог проанализированным основным направлениям налоговой системы Российской Федерации можно сделать вывод, что данные направления являются эффективными для совершенствования законодательства о налоговой системе.

Список использованных источников

1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Известие. – 1993. – 25 декабря.

2. Налоговый кодекс РФ часть 1. от 31.07.1998 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) [Электронный ресурс]: (ред. от 03.08.2018) // СПС «Консультант Плюс».

3. Налоговый кодекс РФ часть 2. от 05.08.2000 N 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) [Электронный ресурс]: (ред. от 03.08.2018, с изм. и доп., вступ. в силу с 04.09.2018) // СПС «Консультант Плюс».

4. Быкова Н.Н., Лядов А.А. Налоговая система, её принципы и функции // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/01/76535 (дата обращения: 07.06.2018).

5. Бабенкова Е.О. Сравнительный анализ налоговых систем России и зарубежных стран // Постулат. – 2017. - № 5-1 (19). – С. 112.