Файл: Налоговая система РФ как фактор экономической стабилизации (Историко-экономические аспекты развития налоговой системы в России).pdf
Добавлен: 02.04.2023
Просмотров: 182
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты налоговой системы РФ как фактора экономической стабилизации
1.1 Историко-экономические аспекты развития налоговой системы в России
1.2 Роль и значение налоговой системы
1.3 Опыт зарубежных стран в построении налоговой системы
2. Налоговая система РФ как фактор экономической стабилизации
2.1 Особенности современной налоговой системы РФ
2.2 Проблемы налоговой системы РФ
2.3 Основные направления совершенствования налоговой системы Российской Федерации
Понятие налоговой системы заключает в себе также совокупность взаимоотношений между налогоплательщиками и государством.
Основы построения налоговой системы России описаны ст. 3 НК РФ. Обобщенно стоит классифицировать следующие принципы построения налоговой системы:
1. Справедливость. Любой российский гражданин обязан уплачивать налоги, законодательно установленные в РФ. В то же время при определении налога учитывается, способен ли гражданин к его уплате по факту;
2. Определенность. Для установления налога необходимы четко определенные элементы налоговой системы. Двусмысленные толкования законодательства трактуются в пользу плательщика налогов;
3. Равенство. Законом запрещается дифференцирование ставок налогов и предоставление необоснованных льготных режимов, поставленных в зависимость от гражданства налогоплательщика, его собственности или капитала. Кроме того, налоги не могут быть различными в применении по соображениям национальности, исповедуемой религии, социального статуса, расовой принадлежности;
4. Удобство. Законы должны быть доступно сформулированы, чтобы российский гражданин был информирован о необходимости уплаты определенного вида налога, о его размере и временных рамках совершения платежа. Выполнение этого принципа направлено на своевременное исполнение гражданином налоговых обязанностей перед государством, а также на исключение злоупотреблений полномочиями налоговых органов;
5. Экономичность. Необходимость экономического обоснования вводимых в действие налогов и сборов. Платежи, противоречащие конституционным основам России, являются недопустимыми[6].
Таким образом, принципы налоговой системы направлены на соблюдение российского законодательства и конституционных основ.
Структура налоговой системы предполагает ее разделение на уровни налогообложения. Каждый из уровней состоит из соответствующих ему элементов, характеризующих и дающих возможность системе качественно выполнять назначенные функции.
Ст. 12 НК РФ классифицирует следующие виды налогов в зависимости от уровня:
1. Федеральные. Должны уплачиваться налогоплательщиками в обязательном порядке на всей территории России, за исключением освобождений, предоставляемых в связи с применением налоговых спецрежимов, которые описаны в п. 7 ст.12 НК РФ;
2. Региональные. Налоги, установленные НК РФ и региональными законами субъектов Федерации и подлежащие обязательной уплате на их территории;
3. Местные. Налоги и сборы, взимаемые в муниципалитетах в соответствии с налоговым законодательством РФ, законами субъектов и муниципальных образований[7].
Механизм налогообложения состоит из субъекта и объекта, ставки налога и предоставляемых льгот по его уплате;
Налоговая система России представлена следующими образующими элементами:
1. Виды налогов, сборов и других налоговых платежей;
2. Права и обязанности граждан и органов налоговой системы;
3. Способы и виды контроля в налоговой сфере;
4. Ответственность за нарушения правовых актов налогового законодательства;
5. Основания для установления налога и появления обязанности по его уплате;
6. Принципы установления налогов;
7. Проверки, экспертизы, учет налогоплательщиков;
8. Порядок оспаривания и обжалования действий или бездействий сотрудников органов российской налоговой системы.
Налоговая система РФ как сочетание элементов выполняет ряд функций. Такими функциями являются:
1. Фискальная. Налоговая система РФ является гарантом обеспечения денежными поступлениями бюджета государства;
2. Регулирующая. Заключается в достижении намеченных задач в налоговой государственной политике. Налоги и налоговая система признаются мощным инструментом регулирования экономики, темпов роста инвестиций, спроса и предложения, трудовой занятости;
3. Распределительная. Выражается в распределении налоговых средств по бюджетам всех уровней;
4. Стимулирующая. Различные льготы позволяют эффективно развиваться перспективным отраслям экономики.
5. Контрольная. Дает возможность государству контролировать финансовую деятельность налогоплательщиков, в том числе их доходы и расходы. Налоговая система динамично развивается, поэтому с помощью контроля оценивается также целесообразность нововведений в нее[8].
Таким образом, налоговая система РФ - это основа для выполнения государством своих функций и главный источник доходов федерального, региональных и местных бюджетов.
1.3 Опыт зарубежных стран в построении налоговой системы
Глобализация мировой экономики подразумевает под собой процесс образования единого международного экономического, правового и культурно-информационного пространства. Данный процесс глобализации оказывает заметное влияние на все основные сферы общественной жизни и играет определяющую роль в мировой экономике, тем самым придавая значение формированию новой системы международных экономических и политических отношений.
Разные страны мира по-разному строят свои налоговые системы, перечень взимаемых налогов одной страны также отличается от другой.
Рассмотрим для сравнения налоговые системы США, Канады, Германии, Франции, Великобритании, и Японии.
Налоговая система США похожа на российскую своим федеративным устройством. Она имеет 3 уровня: федеральный, уровень штатов и муниципальных образований[9].
Из характерных особенностей можно выделить следующие:
1. Федеральные налоги имеют прогрессивный характер, то есть с увеличением объекта налогообложения растет и налоговая ставка, «штатные» и местные налоги могут рассчитываться по регрессивной ставке;
2. Хотя налоговая система США состоит их 3 уровней, законодательство четко не делит действующие налоги на федеральные, налоги штатов и местные. Каждый штат имеет право утверждать собственные налоги, достаточно лишь соблюдать законодательные требования;
3. Одновременное обложение одними и теми же налогами федеральным правительством, властями штатов и местными органами управления. К примеру, население штата может уплачивать по 2 вида подоходного и поимущественного налога, 3 вида акциза в разные уровни бюджета. Компании уплачивают корпорационный налог на федеральном уровне. В большинстве штатов им еще придется платить этот же налог, но уже в бюджет штата;
4. Налоговая система США в основном ориентирована на прямые налоги. К примеру, такого налога, как НДС, в Соединенных Штатах нет, но практически в каждом штате обязателен к уплате налог с продаж;
5. В отличие от российской системы платежи на социальное обеспечение работников могут осуществлять не только компании, но и сами работники;
6. Большая часть налогов (около 70%) поступает в федеральный бюджет.
Итак, в качестве основных налогов, принятых в США, можно назвать:
1. Личный подоходный налог, который служит главным налоговым доходом федерального бюджета. Его также уплачивают физлица, которые ведут индивидуальный бизнес;
2. Поимущественный налог для физлиц и компаний;
3. Корпорационный налог для компаний (российский аналог налога на прибыль);
4. Акцизы (косвенный налог);
5. Налог с продаж (косвенный налог);
6. Налоги, начисляемые на оплату труда (взносы на социальное обеспечение);
7. Налог на ликвидацию безработицы[10].
В целом налоговая система США обеспечивает 30% ВВП страны. Налоговая нагрузка США признана одной из самых низких среди индустриальных стран.
Налоговая система Канады, как и системы России и США, имеет трехуровневую структуру: федеральный, провинциальный (территориальные образования) и уровень муниципалитетов. Как и в США, большая часть налоговых поступлений зачисляется в федеральный бюджет страны – около 60–65%. В большей степени преобладают прямые налоги. А вот с косвенными налогами в Канаде сложилась весьма интересная ситуация. Помимо установленного на федеральном уровне НДС, многие провинции дополнительно взимают налог с продаж. Кроме того, среди развитых государств Канада занимает лидирующие позиции по высоким ставкам акцизов. Такая ситуация с подакцизными товарами неслучайна. Территория Канады в буквальном смысле «наводнена» табачной продукцией, которая является контрабандой.
Перечислим несколько главных налогов, принятых на территории Канады:
‒ налог на личный доход;
‒ акцизы;
‒ НДС;
‒ налог на продажи;
‒ налог на прибыль коммерческих структур;
‒ налог на недвижимую собственность юридических и физлиц.
Налог на доходы населения имеет прогрессивную ставку налогообложения и уплачивается один раз за весь календарный год. Он взимается дважды – на федеральном и провинциальном уровне. Так же ситуация обстоит и с налогом на доходы коммерческих структур.
Сдача налоговой декларации – это всегда целая история для физического лица. В ней принимают участие все организации и учреждения, которые имеют хоть малейшее отношение к доходам налогоплательщика. Компании ежегодно подготавливают для своих работников документы об их доходах по установленной форме. Банковские и другие финансовые учреждения высылают клиентам сведения о заработанных ими процентах. Самое сложное для налогоплательщика – собрать множество этих справок воедино. В Канаде работает большое количество налоговых консультантов, которые в основном имеют экономическое образование. За определенную плату они помогут клиенту легально оптимизировать (то есть снизить) налоговую нагрузку[11].
Торговая система Канады обладает одной особенностью, которая обычно становится не очень приятным сюрпризом для туристов и гостей страны. Все дело в том, что цены на товары в магазинах, блюда в меню ресторанов и кафе всегда указаны без учета налога с продаж. Поэтому туристы неприятно удивляются, увидев в счете заведения общественного питания сумму на 11–13% больше, чем они рассчитывали. Местные жители воспринимают это совершенно спокойно и могут рассчитать окончательную сумму к оплате самостоятельно.
Налоговая система Германии является довольно сложной для восприятия иностранными пользователями. Это связано с большим количеством инструкций, каждая из которых действует на территории страны. Экономические эксперты связывают эту особенность немецкой системы с подходом властей Германии к вопросам налогообложения внутри страны. Они считают высокую налоговую нагрузку главным «гарантом» доходов государства. Налоговая система Германии – это «атлант» всей ее экономической системы, поэтому контролю над взиманием налогов уделяется пристальное внимание со стороны немецкого правительства.
Зачастую даже местные жители не могут разобраться в разветвленной системе налогового законодательства. Поэтому им на помощь всегда готовы прийти частные специалисты – налоговые и финансовые консультанты, адвокаты, аудиторы.
Главный закон Германии, регулирующий налогообложение в стране, называется «Порядок взимания налогов». Немцы еще любят называть его налоговой «конституцией»[12].
Немецкие налоги можно объединить в 3 группы:
‒ налоги на доходы: подоходный налог для физлиц, корпоративный налог и промысловый налог для юридических лиц;
‒ имущественные налоги: налог на землю, дарение и наследство;
‒ налоги на сделки и потребление: налог с приобретения недвижимого имущества, НДС.
Как и во многих других государствах, подоходный налог является основным источником налоговых поступлений в бюджет Германии (около 40%) и рассчитывается по прогрессивным ставкам. Минимальная ставка этого налога составляет 19%, максимальная – 53%. По таким же высоким ставкам облагаются и доходы юридических лиц – до 45% с прибыли. Поэтому налоги Германии в состоянии стабильно обеспечить большую часть доходов бюджета – около 80%.
Бюджет Германии является сводным и разделяется на 3 ступени:
1. Государственный (центральный) бюджет – до 50% всех налоговых поступлений зачисляется именно в него;
2. Бюджеты федеральных территорий (областей) – в них зачисляется около трети всех налоговых платежей;
3. И, наконец, городские и сельские бюджеты – они получают около 10% от уплачиваемых налогов.
Налоговая система Франции известна тем, что именно в этой стране впервые был введен НДС в 1954 году. В настоящее время французское налогообложение является образцом стабильности в отношении установленных налогов и правил их применения. Ежегодно во Франции пересматриваются ставки по налогам из-за сложившейся нестабильной ситуации в экономике[13].