ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.05.2019
Просмотров: 2701
Скачиваний: 9
21
На современном этапе развития методов наблюдений результаты
представляются в виде изображений (снимков, пространственно-
временных диаграмм, карт) и баз данных на компьютерных носителях
информации, которые вместе с программами обработки входят в со-
став геоинформационных систем, каталогов, таблиц.
Географические информационные системы (ГИС)
это средство
моделирования и познания природных и социально-экономических
систем. Как указывает А. М. Берлянт, понятие «географические» обо-
значает в данном случае не «пространственность» или «территори-
альность», а комплексность и системность исследовательского похо-
да. ГИС применяется для исследования всех тех природных, общест-
венных и природно-общественных объектов и явлений, которые изу-
чают науки о Земле и смежные с ними социально-экономические нау-
ки, а также картография, дистанционное зондирование. В технологи-
ческом аспекте ГИС (ГИС-технология) предстает как средство сбора,
хранения, преобразования, отображения и распространения простран-
ственно-координированной географической информации. С производ-
ственной точки зрения ГИС является комплексом аппаратных уст-
ройств и программных продуктов (ГИС-оболочек), предназначенных
для обеспечения управления и принятия решений, важнейший эле-
мент этого комплекса
автоматические картографические системы.
ГИС одновременно рассматривается как инструмент научного иссле-
дования, технология и продукт ГИС-индустрии.
В геоэкологических исследованиях ГИС используются для реше-
ния следующих основных задач: рационального использования
природных ресурсов; мониторинга геоэкологических ситуаций и
опасных природных явлений; оценки техногенных воздействий на
среду и их последствий, обеспечения экологической безопасности
регионов; а также при проведении экологической экспертизы
проектов хозяйственной и иной деятельности; контроля условий
жизнедеятельности населения; в научных исследованиях и
образовании; геоэкологическом картографировании (комплексном и
отраслевом).
Наиболее полная информация о состоянии окружающей среды
получается в результате мониторинговых наблюдений. Существуют
различные подходы к классификации мониторинга (по характеру ре-
шаемых задач, уровням организации, природным средам за которыми
ведутся наблюдения). Система геоэкологического мониторинга нака-
пливает, систематизирует и анализирует информацию о состоянии ок-
22
ружающей среды, источниках и факторах воздействия, допустимости
изменений и нагрузок на среду.
Система мониторинга реализуется на нескольких уровнях, кото-
рым соответствуют специально разработанные программы: импакт-
ном (изучение сильных воздействий в локальном масштабе); регио-
нальном (проявление проблем миграции и трансформации загряз-
няющих веществ, совместного воздействия различных факторов, ха-
рактерных для экономики региона); фоновом (на базе биосферных за-
поведников, где исключена всякая хозяйственная деятельность). Про-
граммы наблюдений формируются по принципу выбора приоритет-
ных (подлежащих первоочередному определению) загрязняющих ве-
ществ и интегральных (отражающих группу явлений, процессов или
веществ) характеристик.
Методы нахождения эмпирических зависимостей характеризуют
способ познания объекта. К ним относятся уже рассмотренные обще-
научные, междисциплинарные и специфические методы исследова-
ния. Наибольшую роль в физико-географических исследованиях иг-
рают сравнительный, картографический, исторический и математиче-
ский методы, взаимодействующие между собой. В геоэкологических
исследованиях большое значение также имеют геохимический, ланд-
шафтный, системный и экологический подходы.
Методы предсказания поведения объекта.
Процесс прогнозиро-
вания начинается с определения его цели и объекта, так как именно
они определяют тип прогноза, содержание и набор методов прогнози-
рования, его временные и пространственные параметры.
Логические
методы прогнозирования основаны на применении определенной по-
следовательности мыслительных операций (индукции, дедукции, экс-
пертных оценок, аналогий, системного анализа). Формализованные
методы основаны на использовании источников фактографической
информации (прогнозной экстраполяции и интерполяции, статистиче-
ский, аналитический, моделирования и др.).
Выбор методов прогнозирования в каждом конкретном случае
определяется рядом условий, среди которых наиболее важны: цель и
задачи прогноза, величина прогнозируемого периода, специфика про-
гнозируемого объекта, полнота и достоверность исходной информа-
ции. Для геоэкологического прогнозирования необходим также учет
масштаба территории, на которую распространяется прогноз.
На теоретическом уровне выделяется метод моделирования,
разнообразие возможностей которого обусловлено использованием
23
принципов анализа и синтеза элементов и подсистем модели. В ряду
вербальные
графические математические модели, особое место
занимают графические блоковые. По характеру активности субсистем
выделяют класс объектных моделей, традиционных для изучения
природных геосистем, и субъект
объектных моделей природно-
антропогенных геосистем, включая геотехнические и интегральные
«природа
хозяйство общество». Объектные модели выступают со-
временной теоретической базой стационарных исследований геосис-
тем и наиболее широко используются в ландшафтном картографиро-
вании. В субъект
объектных моделях субъект обладает ценностны-
ми критериями, способностью преобразовывать объект. Применение
этого класса моделей характерно для геоэкологических оценок. Воз-
можное многообразие состояний субъекта и связей с объектом создает
ряд методических трудностей, обусловленных чрезвычайно большим
объемом анализируемой информации и невозможностью передачи
множества состояний подобных систем с помощью единой картогра-
фической модели.
По числу субсистем выделяют моносистемные модели, в которых
элементами выступают компоненты природы или хозяйства, и поли-
системные модели, где акцентируется внимание на взаимосвязях гео-
комплексов более низкого ранга. На выбор методики исследований
существенное влияние оказывает понимание исследователем форм
причинности наблюдаемых явлений
однозначной или многознач-
ной, жестко детерминированной или вероятностной. Сфера анализа
различия и сочетания проявлений форм причинности в геосистемах
относится к важнейшему направлению теоретических исследований.
Исходной позицией и некоторым итогом теоретических поисков
является система определений научной дисциплины, от качества ко-
торой во многом зависит успех дальнейшего развития теории. В связи
с этим актуальны методы логического анализа и формализации суще-
ствующих понятий.
Классы задач, решаемых в процессе комплексных физико-
географических исследований. Все многообразие задач комплекс-
ных физико-географических исследований может быть сгруппировано
(по В. К. Жучковой, Э. М. Раковской) в четыре класса, в зависимости
от предмета изучения ПТК (табл. 3).
Первые три класса задач направлены на изучение пространствен-
но-временной организации ПТК.
24
Таблица 3
Соотношение целей, задач и методов исследования
Классы решаемых
задач
Аспект изуче-
ния ландшафт-
ной структуры
Цель
Основной метод
сбора фактиче-
ского материала
Основной специ-
фический метод
решения задачи
Изучение свойств и
пространственного
размещения ПТК
Пространст-
венный
Описание
Маршрутный Ландшафтное
картографиро-
вание
Изучение станов-
ления ПТК
Генетиче-
ский
Объясне-
ние
Ключевой
Ретроспектив-
ный анализ
Изучение функ-
ционирования ПТК
Функцио-
нальный
Предска-
зание
Стационар-
ный
Метод ком-
плексной ор-
динации
Исследования для
прикладных целей
Прикладной
Использо-
вание
Камеральный Оценочные
методы
Они раскрывают свойства и особенности ПТК как целостных об-
разований, вопросы их происхождения, специфику функционирования
и динамики, тенденции изменения в будущем. Цель этих общенауч-
ных исследований – все более глубокое познание сущности ПТК, без-
относительно каких-либо конкретных целей использования их
свойств.
Четвертый класс задач
это исследования для прикладных целей.
Здесь, по мнению В. К. Жучковой, изучают внешние связи ПТК с об-
ществом в рамках сложной суперсистемы «природа
общество».
Природные комплексы выступают здесь как элементы более высокого
уровня организации, для изучения связей которого необходимо кроме
знаний свойств самого ПТК, получаемых в результате общенаучных
исследований, учитывать требования общества к этим свойствам и
способность ПТК их удовлетворять. Изучение же самой проблемы
прикладных исследований, их методологии и методики является об-
щенаучной задачей.
В настоящее время этот класс задач трансформировался в новое
научное направление
геоэкологию, научные интересы которой
включают в себя такие крупные разделы, как геоэкологическая оценка
качества окружающей среды, состояния ПТК, природно-ресурсного
потенциала территории, прогноз развития геотехнических систем,
эколого-геохимические и эколого-геофизические исследования и др.
Выбор методики исследований зависит от природных особенно-
стей и социально-экономического назначения геосистем, масштабов
исследования, что определяет логическую схему
исследований, выбор
25
различных операционных единиц анализа, показателей и методов
оценки. Отличительной особенностью геоэкологических исследова-
ний является широкое применение оценочных приемов.
Подытоживая рассмотренные подходы, выделим следующие на-
правления геоэкологической оценки:
оценка сложившихся геоэкологических ситуаций через анализ
и картографирование территориальных элементов геосистем различ-
ного социально-экономического назначения;
изучение в них направленности и интенсивности антропоген-
ных потоков вещества и энергии;
оценка качества среды обитания человека (качества природ-
ных сред, комфортности условий жизни, безопасности для здоровья);
оценка ПТК через компонентыиндикаторы его геоэкологиче-
ского состояния.
Последовательность в перечне основных классов задач определя-
ется их логической и исторической связью. Задачи каждого после-
дующего из общенаучных классов могут быть решены достаточно
полно и глубоко лишь на основе использования результатов преды-
дущего этапа. Прикладные исследования могут «надстраиваться» над
любым из этапов общенаучных исследований, в зависимости от зна-
ний, необходимых для решения практических прикладных задач.
По критерию научной новизны методы подразделяют на тради-
ционные, к которым относятся сравнительно-описательный, карто-
графический; новые
ландшафтный, геохимический, геофизический;
новейшие
геоэкологический, информационных технологий.
Таким образом, совокупность методов физико-географических
исследований, применяемых в геоэкологии, рассмотрена по следую-
щим критериям:
степени их универсальности общенаучные, междисципли-
нарные, специфические;
уровню познания эмпирические, теоретические;
способу изучения полевые и камеральные исследования;
классам задач методы изучения пространственного размеще-
ния, становления, функционирования геосистем, оценки их геоэколо-
гического состояния;
научной новизне традиционные, новые, новейшие.