ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.05.2019
Просмотров: 15257
Скачиваний: 509
образования может служить Углич, где одна из ветвей выросла из
Московских ворот в наружной посадской стене города, а другая
имела своим началом мост через Каменный ручей.
На всех этапах сохранялась органическая связь планировки рус-
ских городов со вмещающим ландшафтом: крепости продолжают
использовать естественные преграды и препятствия, сохраняя на-
сыпные валы, рвы, овраги; улицы трассируются, изгибаясь плав-
но или круто, повторяя своими изгибами линии местных водо-
разделов, уступы террас. Порядковое наращивание посадов по-
прежнему вписывалось в элементарные водосборные ячейки: кра-
сные линии застройки вытягивались вдоль гребней склонов, в ме-
стах водостоков дворы «расступались».
Начиная с этого времени можно говорить и об эстетике рус-
ских городов. Сегодня трудно уже судить о том, насколько стро-
ители старых городов руководствовались соображениями красоты
и насколько эти соображения отвечали требованиям целесообраз-
ности. Однако очень похоже, что разрывы в линиях улиц часто
оставлялись с таким расчетом, чтобы в образовавшийся «прозор»
можно было видеть красивый участок противоположного берега
реки или храм на холме, опушку далекого леса. Во всяком случае
считается, что планировка древнерусских городов, особенно при
веерной и ветвистой системах, способствовала раскрытию живо-
писных панорам.
Ткань городской застройки в XVI —XVII вв. начинает заметно
дифференцироваться, т.е. различаться соответственно знатности
и состоятельности обитателей, а также функционально — по на-
значению. Если ранее жилые постройки в слободах подавляющем
в большинстве своем были деревянными, а в их основе лежала
простая рубленая клеть, то начиная с этого времени происходит
постепенное увеличение числа каменных построек. Каменные
жилые палаты повторяют схему деревянного жилого дома: чаще
всего они разделяются сенями на две равные половины. Богатые
беломестные дворы, включенные в ансамбли посадских улиц,
безусловно, влияли на их композиционный строй внесением иного
масштаба построек, более крупного ритма, выразительностью и
богатством форм верхних жилых этажей главного дома.
Но появляются и принципиально новые конструктивные типы
зданий и построек, возникают явственные различия между част-
ной и государственной архитектурой. Одновременно возводится
большое число культовых сооружений, что приводит к появле-
нию новых архитектурных форм. Вообще строительство из камня
и кирпича производит настоящие перемены во внешнем облике
города за счет расширения палитры в наружных покрасках цер-
ковных, гражданских и жилых построек.
Так, из сочетания главных культовых построек и башен город-
ских стен формируется силуэт древнерусских городов.
В старых русских городах функциональные зоны появлялись
вследствие разделения территории города естественным граница-
ми (реки, водоразделы) транспортной сетью (улицы, социальные
границы), а также в результате дифференциации посадов.
К концу XVIII в. сложилась основная композиционная струк-
тура русских городов. Свойственная всем городам независимо от
их величины принципиальная общность композиционной струк-
туры позволяет предложить единую классификацию комплексов
(ансамблей) и сооружений по их роли в градостроительной струк-
туре:
• узлы и границы городской структуры — сооружения и их ком
плексы, формирующие композицию города и стратегических под
ступов к нему;
• ансамбли жилого посада — целостные архитектурные комп
лексы, образующие жилую застройку города;
• пригородные ансамбли — архитектурно организованные ком
плексы ближайших поселений пригородов, связанные функцио
нально и композиционно с самим городом.
К у з л а м и границам городской структуры относятся:
• ансамбли, формирующие композицию города в границах стен
(административный и религиозный центр города, главный торг,
крепостные стены с примыкающими к ним открытыми простран
ствами и системой узловых площадей у воротных башен, укреп
ленные монастыри);
• стратегические укрепления в слободах за городскими стенами
(в основном это укрепленные монастыри, выполняющие также
роль крепостей — сторож);
• дозорные сооружения и ориентиры на путях, подходящих к
городу (они подразделяются на дозоры и ориентиры долин рек и
сухопутных дорог).
К ансамблям жилого посада относятся:
• ансамбли улиц, которые подразделяются по виду улиц на
ансамбли главных веерно-ветвистых улиц, ведущих от окраин го
рода к центру, и ансамбли периферийных улиц — связок;
• ансамбли кварталов, переулков, посадских предхрамовых пло
щадей (микроансамбли).
К п р и г о р о д н ы м а н с а м б л я м о т н о с я т с я :
• ансамбли загородных дворцовых слобод и усадеб;
• центры композиций пригородных сел и деревень.
В городах, имеющих ярко выраженные природные рубежи (ов-
раги, долины рек и ручьев), членящие городскую территорию,
возникают самостоятельные системы уличных ансамблей в каж-
дой из обособленных зон города. Целостные функционально и
композиционно связанные системы образуют стратегические ук-
репления на подступах к городу, дозорные путевые сооружения
на сухопутных дорогах и по берегам рек.427
9.1.3. Регулярная планировка и новые тенденции в
градостроительстве
Во второй половине XVIII в. города в России переживают эпо-
ху переустройства и перепланировки. Старые, «кривые» улочки с
домами, стоящими в глубине участка, спрятанными за полисад-
никами и хозяйственными постройками постепенно уходят в про-
шлое. Возникает мода на прямые и параллельные улицы, на кото-
рых дома ставились не в глубине участка, как раньше, а выходили
на «красную линию» — воображаемую ось, вдоль которой выстра-
ивались фасады зданий. Собственно идеи регулирования жилой
застройки для создания «правильных» гражданских кварталов за-
рождаются еще в конце XVII в., однако масштабная работа по
преобразованию русских городов падает на период 1760—1790 гг.,
именно в это время сотни губернских и уездных центров, крепо-
стей, портов и промышленных поселений получили новую пла-
нировку.
При проектировании поселений предполагалось обязательное
соблюдение «регулярства». Под ним в «Комиссии о каменном стро-
ении» подразумевали ряд требований: «... чтобы улицы были ши-
роки и прямы, площади большие, публичные здания на способ-
ных местах..., все дома, в одной улице стоящие, строить надле-
жит на всю улицу с обеих сторон, до самого пересечения другой
улицы, одною сплошною фасадою...». Так в русских городах по-
явились красные линии, т.е. линии, вдоль которых выстраивались
фасады всех зданий и сооружений улицы.
В отношении каждого города архитекторы Комиссии опреде-
ляли общую форму поселения — начертание его границ, стремясь
при этом сделать поселение возможно более компактным и гео-
метрически правильным. Поскольку во всех случаях поселения
должны были ограничиваться прямыми линиями, расходящиеся
к окраинам сектора застройки «подрезались», в результате чаще
всего исторически сложившиеся города получали форму много-
гранников (Владимир, Тула, Вышний Волочек и др.).
Там, где порядковая посадская система занимала значитель-
ную площадь, ее разбивали в виде геометрической фигуры, обык-
новенно прямоугольника или квадрата (Кашин, Боровск, Вытег-
ра, Юхнов и др.). Зачастую такие фигуры «обрезались» берегом
реки (Новоржев, Валдай и др.).
Новую планировочную структуру во многих городах компози-
ционно привязывали к древним сооружениям исторического цен-
тра: кремлю, собору, храмовому комплексу, монастырю. Так было
сделано, например, в проектах Казани, Твери, Ярославля, Кост-
ромы, Хлынова, Ростова Великого. Однако прихотливая живо-
писность уличной сети древнерусских городов, ее связь с пласти-
кой рельефа и гидрографией далеко не всегда устраивала сторон-
428
ников регулярного принципа. Улицы трассировались по-новому —
выпрямлялись, перекрестки сводились под прямыми углами. Об-
щий рисунок планировки неузнаваемо менялся; исчезали целые
фрагменты посада; архитекторы действовали без пощады и сожа-
ления, расчищая место под новые площади, ансамбли админист-
ративных зданий, производственные территории.
Принцип регулярности предполагал расчленение территории
на определенные, четко ограниченные элементы прямолинейных
очертаний: кварталы, сгруппировавшиеся вдоль улиц, площади,
бульвары, специально выделенные пространства для крупных зда-
ний или их комплексов. Обязательным стало установление сопод-
чинения этих частей в последовательности от центра к периферии.
Планировщики попытались создать и определенное соотношение
элементов уличной сети: улицы, расчленявшие кварталы, райо-
ны и другие части города, делались различной ширины; выделя-
лись главные магистрали, обычно служившие осями новой ком-
позиции.
Создатели регулярных планов, как правило, использовали шаб-
лоны, основанные на прямолинейно-прямоугольной планиров-
ке, радиально-лучевой планировке либо на сочетании той и дру-
гой, поскольку в некоторых городах было достаточно трудно сле-
довать одному какому-либо приему (рис. 9.2). Тогда возникали ве-
ерные системы, сходящиеся не к одному, а к двум или более
городским центрам; на периферии веерных систем складывались
прямоугольные участки линейной планировки. Отнюдь не всегда
учитывались в должной степени природные особенности и старая
планировка, порой проектировщики вовсе не считались с реаль-
ностью существующих улиц; в исторически сложившихся городах
это привело к тому, что многие проекты не были осуществлены.
Безусловно, в новой практике были реализованы и каноны
живописности города: особое значение приобретало создание ви-
довых точек, которые раскрывали наиболее выигрышные панора-
мы поселения. Эти панорамы с фотографической точностью вы-
рисовывали позднее первые пейзажисты русской художественной
школы. В итоге по замыслу реформаторов поселения должны были
представлять собой регулярное, целостное, художественно орга-
низованное пространственное единство, созданное намеренно.
9.2. Кризис городского ландшафта: изменение
городской среды в XIX —XX вв.
Столкновение (не во всем удачное) идей регулярной плани-
ровки с природой российских городов не могло не привести к
формированию собственного стиля русского градостроительства,
который в полной мере проявился в XIX в. в эпоху так называемо-
430
го позднего классицизма. Утвердившиеся регулярные прямоугольные
планировочные сетки постепенно адаптировали, приспосабливая их
к фактуре городов. Архитекторы научились лучше понимать пластику
рельефа: территорию города делили на части, вписанные в ту или
иную крупную форму (пойма, терраса, склон долины, водораздел,
сводовая и склоновые части холма и т.д.). В каждой из этих частей
прямоугольные сетки улиц нарезались уже неслучайно и не по
прихоти планировщика, а в соответствии с экспозицией и
крутизной склона, при этом учитывалось речные излучины и
очертания берегов, уступы плато и бровки коренных склонов,
конфигурация привершинных поверхностей, препятствия вроде
оврагов и другие обстоятельства. Неуклонность линейной
перспективы перестала быть довлеющим фактором: для соединения
различных элементов городской ткани выстраивались улицы самой
различной, но целесообразной формы: кольцевые, ломаные,
прямые. Значимые детали природного ландшафта: русла рек, гребни
местных водоразделов стали играть роль планировочных осей и
притягательных мест, «силовых линий» городского поля. Появились
сетки улиц, выстроенные вдоль набережной, или бульвары,
сбегавшие с вершины холмов, или площади, выстроенные на
ступенчатых уступах рельефа.
Возникло и укрепилось понимание важности открытого про-
странства, так как стало ясно, что созерцание значительных ар-
хитектурных сооружений требует не скученности, а, напротив,
раскрытое™ на ближайшее окружение. Сформировались ансамб-
ли из площадей, административных или культовых сооружений,
развернутые на «пейзаж». Даже на городских окраинах вокруг при-
ходских церквей иногда делались дополнительные торговые пло-
щади.
Классицизм удивительным образом вписался в контекст рус-
ской природы и в ткань русского города. Именно в эту эпоху офор-
мился облик провинциального русского города с его «присутствен-
ными местами»: белоколонными административными зданиями,
купеческими особняками улиц, палисадниками с цветочными
клумбами и садами возле мещанских домиков.
Жилые кварталы старых русских городов формировались как
закрытые ячейки с фасадами домов по красным линиями, высо-
кими заборами и редкими арочными проездами, во внутреннее
пространство. Эта особенность планировки сохранялась чрезвы-
чайно долго — в Ярославле и Костроме, Владимире и Иванове,
Твери и Вологде такие кварталы в центральной исторической ча-
сти уцелели вплоть до конца XX в. Для нас она важна еще и тем,
что такая планировка создавала уютную, соразмерную ритму ежед-
невной обыденности среду, городскую и в то же время чрезвы-
чайно патриархальную, которая служила фоном для хорошо из-
вестных сюжетов Островского, а чуть позднее Чехова.
431
Стены домов и высокие заборы служили как бы оболочкой
этой среды, обеспечивая неспешность и; приватность, закрытость
и медлительность, мягкость и традиционность обывательской
жизни. Многочисленные постройки, дровяные склады, сараи и
амбары, палисадники и беседки наполняли внутреннее простран-
ство квартала. Ввиду тесноты и скученности строений пожары были
злым роком города, поэтому во второй половине XIX в. появилась
и утвердилась традиция крестообразного членения внутреннего
пространства кварталов так называемыми брандмайерными, т.е.
противопожарными, кирпичными стенами, которые достигали,
например в центре старых городов высоты 3 —4 м и действитель-
но помогали изолировать очаг возгорания, не позволяя пожару
перекинуться на соседние дома.
Неслучайно и сам термин «городская среда» (ныне широко
используемый и даже несколько заштампованный архитекторами)
впервые возник именно во второй половине XIX в. Ученые люди той
эпохи (например, И. Е. Забелин) трактовали его как выражение нераз-
рывной взаимосвязи архитектуры и жизненных процессов.
XX в. ознаменовался уже иными тенденциями. Развернувшееся
промышленное строительство, активное возведение казенных,
культурных и общественных зданий, а также появление много-
этажных, т.е. выше двух —четырех этажей, домов в очередной раз
до неузнаваемости изменили облик русских городов.
Новый тип городской застройки в виде многоэтажного жилого
дома внес значительные изменения в пространственную структу-
ру улиц. Улица превратилась в сплошной коридор, прерываемый
лишь поперечными переулками и улицами.
Появляются новые типы зданий, такие как банки, пассажи,
гостиницы. К массовому типу застройки добавляются больницы,
богадельни, земские школы, городские училища, железнодорож-
ные здания в маленьких городах.
Города, расположенные вдоль железных дорог, испытали на
себе влияние этого нового типа транспорта, поскольку железно-
дорожные пути породили линейные элементы планировки вместе
с зонами отчуждения. Привокзальная площадь становится при,
вычным элементом планировки города, также как и магистраль-
ная улица, связывающая эту площадь и вокзал. Точно также ак-
тивное развитие судоходства (как пассажирского, так и грузово-
го) вызвало развитие по особому сценарию прибрежных террито-
рий — здесь появляются причалы, речные порты, склады, стро-
ятся верфи, устраиваются затоны.
Большое влияние на гражданскую и промышленную архитек-
туру оказывает в это время стиль «модерн». К началу XX в. сложил-
ся основной фонд застройки городов, представляющий собой
смешение зданий различных эпох и стилей, при количественном
преобладании застройки второй половины XIX в.
432
Нарисованная нами идиллическая картина может создать лож-
ное впечатления о том, что все проблемы экологии городского
ландшафта возникли совсем недавно, и это будет ошибкой. На
самом деле буквально с самого начала своего формирования го-
рода просто были «напичканы» экологическими проблемами, хотя
долгое время эти проблемы воспринимались как недостаточная
обустроенность городов.
Начавшийся бурный рост промышленности привел к вовлече-
нию в хозяйственную деятельность огромных масс ископаемых
сырьевых ресурсов. Если до конца XIX в. города использовали по-
чти исключительно возобновляемую часть ресурсов (древесину,
сельскохозяйственное сырье, торф, гидроресуры и лишь в неболь-
шой части металлосодержащие руды), то с этого времени город
стал мощным фактором, вносящим ничем не компенсируемый
дисбаланс в природные биогеохимические процессы, в экологи-
ческий круговорот вещества и энергии. Кроме того, природные
системы и, прежде всего, биоценозы стали получать из окружа-
ющей среды, загрязненной промышленными отходами, громад-
ное количество элементов и соединений минерального и органи-
ческого происхождения. Эти последние, попадая различными пу-
тями в организм человека, вызывали различные заболевания, ко-
торые далеко на сразу обнаружили свою связь с загрязнением ок-
ружающей среды. В середине XIX в. в провинциальных городах Рос-
сии впервые отмечаются экологически обусловленные случаи за-
болевания населения (например, свинцовые отравления).
Следующий этап экологической истории городов (совпавший
с урбанизацией, начавшейся приблизительно в 1930-х годах и про-
должающейся до настоящего времени), характеризуется резким
увеличением численности населения, неконтролируемым «распол-
занием» городских земель, постепенно поглотивших сотни и ты-
сячи исторических поселений. В эту эпоху города России стано-
вится индустриальными центрами с развитыми отраслями маши-
ностроительной, химической, нефтеперерабатывающей, лако-
красочной, легкой промышленности, всеми видами современно-
го транспорта.
В довоенные годы застройка городов велась в основном на тер-
риториях пригорода, преимущественно в виде рабочих поселков.
В соответствии с появляющимися в 1930— 1950-х годах генераль-
ными планами наиболее значительных городов начинают осва-
иваться новые жилые массивы. Начало крупномасштабного жилищ-
но-гражданского строительства советского периода развития горо-
дов относится к концу 1950-х — началу 1960-х годов; именно тогда
происходило формирование основных промышленных зон наших
городов, а также новых селитебных районов и жилых массивов.
Ландшафтная структура городов во многом зависит от сложив-
шегося пространственного сочетания различных функциональных
433
зон. Под функциональными зонами понимают участки городской
территории, выполняющие однородные функции. Среди после-
дних принято выделять следующие функции:
• селитебную функцию — размещение жилых зданий;
• производственную функцию — размещение производств са
мого разного профиля;
• транспортную функцию — дороги и трассы различных видов
транспорта;
• коммунально-складскую — размещение предприятий инфра
структуры, складирование и хранение;
• рекреационную функцию — размещение мест отдыха и рек
реации населения.
Характерной особенностью городов России, во многом опре-
делившей современную экологическую ситуацию, является то
обстоятельство, что промышленные предприятия середины и вто-
рой половины XX в. возводились в непосредственной близости от
районов жилой застройки. Непосредственное соседство селитеб-
ной и промышленной зон обусловило нынешнюю остроту многих
экологических и градостроительных проблем. Вообще опыт после-
дних лет показал, что в основе многих проблем городского ланд-
шафта лежит одна и та же общая причина: неэффективное ис-
пользование территории города, вызванное чрезмерно разросши-
мися промышленными предприятиями и коммунально-складски-
ми объектами, расположение которых во многих случаях затруд-
няет организацию структурных планировочных связей. Отсюда и
ощутимые недостатки в системе озеленения, и невыгодная транс-
портная схема, и отсутствие целостной рекреационной зоны, и
наличие в пределах городской черты обширных территорий, за-
нятых промышленными бедлендами, нерекультивированными
объектами и пустырями.
Таким образом, ускоренное территориальное развитие горо-
дов не стало однозначным благом и вызвало к жизни целый ряд
экологических проблем, среди которых важнейшими на сегодняш-
ний день являются следующие:
• дестабилизация геологической среды и частое вторжение в
ландшафт в связи с ремонтом старых и прокладкой новых инже
нерных сетей;
• недоучет исторической топографии и гидрологии территории,
что приводит к развитию неблагоприятных экзогенно-динамиче-
ских процессов: подтоплению, плоскостному смыву и эрозии, суф-
фозионно-карстовым явлениям, угрожающим разрушению отдель
ным элементам городского ландшафта;
• значительное увеличение транспортных потоков, заставив
шее работать на пределе возможностей городскую уличную сеть
и усиливающее техногенный пресс и нагрузку на зеленые на
саждения;
434
• застройка зеленого «частного сектора» и освоение городских
пустырей в межмагистральных клиньях;
• загрязнение городского воздушного бассейна и усиление вслед
ствие этого геохимического пресса на почвы и растительность в
ландшафте;
• утрата важнейших элементов природного комплекса города, в
особенности ландшафтов, обойденных при первичном освоении и
застройке — пойм крупных рек и долин малых рек, небольших
луговин и самосевных насаждений, фрагментов городских лесов;
• деградация и старение системы зеленых насаждений и не-
сформированность рекреационной системы в целом.
9.3. Изменение компонентов городского
ландшафта
9.3.1. Трансформация морфолитогенной основы
урбанизированных территорий
Краткий экскурс в историю городов помог нам убедиться в
том, что горожане изменяли рельеф территории, на которой они
создавали поселение. Первоначальный характер рельефа опреде-
лялся положением старых городищ на речных террасах или мысах
коренного берега, холмах или сводах возвышенностей, равнин-
ной слабоволнистой поверхности или плато.
Строители городов в лесной зоне России вырубали леса и со-
здавали искусственные формы рельефа — городские валы и рвы с
водой вокруг кремля. Так как жители городского посада продол-
жали активно заниматься земледелием, окрестные территории
подвергались распашке, и лишь позднее по мере роста города
выровненные в ходе векового использования в качестве выпасов,
огородов и сенокосов участки поступали под застройку. Рельеф
выравнивался для строительных целей, срывались отдельные гри-
вы и бугры, заполнялись грунтом овраги (следствие размыва рас-
паханных земель), русла мелких речек, заодно засыпались утра-
тившие фортификационное значение крепостные рвы.
В Замосковной Руси с ее сложным климатом и сезонной распу-
тицей городские улицы весной и осенью представляли собой ме-
сиво из глины и песка с огромными лужами. Очень похоже, что
уже в те далекие времени сооружали дренажные канавы (наподо-
бие современных кюветов) для отводы ливневых стоков и талых
вод, однако по-настоящему от распутицы и грязи в городах спа-
сали только специальные деревянные мостовые, надстраиваемые
над землей вдоль всех главных улиц города.
Позднее изменившиеся требования к жилью (каменные дома,
мощеные улицы) потребовали создания городской канализации,
435