Файл: Ландшафтоведение (Счастная).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.05.2019

Просмотров: 2645

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Известно физико-географическое районирование и ландшафтное районирование. Прежде, чем говорить о сути ландшафтного районирования, необходимо уточнить эти два понятия. Существует весьма распространенная точка зрения, отождествляющая два вида комплексного районирования. К числу таких исследователей относится Ф.Н. Мильков, близок к нему по взглядам и А.Г. Исаченко. у них есть немало общих черт: во-первых, используются общие принципы: объективности, относительной однородности, территориальной общности, комплексности, генетический; во-вторых, общая цель: выявить пространственную неоднородность конкретной территории; в-третьих, используют одинаковые таксономические единицы (страна и т. д.)

Однако между двумя видами комплексного районирования есть немало и различий.

Во-первых, ландшафтное районирование отражает региональную неоднородность ландшафтной сферы и слагающих ее ландшафтов, а физико-географическое – географической оболочки.

Во-вторых, ландшафтное районирование может быть произведено на основе ландшафтной карты, а физико-географическое – с помощью отраслевых карт.

В-третьих, при всем сходстве принципов, при ландшафтном районировании отдельные из них приобретают иное содержание, обусловленное учетом особенности ландшафтного строения территории.

Идею о необходимости четко различать физгеографическое и ландшафтное районирование, так как они строятся на дифференциации различных сфер, впервые сформулировал Кадильников. Он обратил внимание, что охватить сложное строение ландшафтной сферы можно только при условии систематизации множества ландшафтов, выступающих ее элементами. Основа систематизации – классификация. Анализ ландшафтной карты позволяет систематизировать ландшафтные регионы в виде следующего ряда: ландшафтная стра- на – ландшафтная область – ландшафтная провинция – ландшафтный округ – ландшафтный район. Выявление ландшафтных регионов и приведение их в систему называется ландшафтным районированием (Кадильников, 1974 г.).

Он же указал критерии выделения единиц ландшафтного районирования. По его мнению, ландшафтная страна обособляется по сочетанию классов ландшафтов, область – типов, провинция – подтипов и видов, округ – видов, район – доминирующего вида ландшафта.

С учетом этого подхода им составлена карта ландшафтного районирования Башкирии. При ближайшем рассмотрении можно найти и недостатки в этой работе. Так, недопустимо часто использовать один признак для выделения разных единиц (вид), что привело к дроблению территории – 14 провинций и 36 кругов в Башкирии. Однако это первая работа по ландшафтному районированию, и она заслуживает внимания. Более логично положить в основу выделения ландшафтного района сочетание видов, ландшафтной провинции – родов, ландшафтной зоны – подтипов, ландшафтной страны – типов.


С использованием этого подхода произведено ландшафтное районирование Беларуси. Оно выполнено на основе созданной классификационной ландшафтной карты. Вначале выделялись ландшафтные районы, далее – провинции и подзоны.



5. ПРИРОДНЫЕ ЛАНДШАФТЫ БЕЛАРУСИ


5.1. История формирования ландшафтов


Отличительной чертой ландшафтов Беларуси выступает разновидность их геомы и биоты: формирование геомы происходило в эпохи оледенений, биоты – межледниковий и голоцене. Литогенная основа, как более устойчивая, испытывала в результате оледенений лишь частичную перестройку. Биоценозы же при наступлении ледников пол- ностью разрушились и затем восстановились в межледниковье.

Основой формирования геомы ландшафтов в антропогене явилась выровненная денудированная поверхность с абсолютными отметками около 100 м, сложенная осадочными отложениями девона, мела, палеогена и неогена. Для этого времени характерно чередование холодных и относительно теплых периодов на фоне общего похолодания. Покрыта равнина была преимущественно сосновыми и березовыми лесами. При потеплении в них появились некоторые широколиственные (дуб, бук, липа).

Первое материковое оледенения (наревское) покрыло почти всю территорию Беларуси. Оно преобразовало литогенную основу и изменило характер поверхности. В рельефе стали преобладать пологоволнистые зандровые равнины, среди которых появились отдельные моренные образования, сформировавшие цоколи большинства современных возвышенностей.

В эпоху налибокского межледниковья климат был умеренно-теплым. Доминировали сосново-березовые, сосново-еловые, березо-вые леса.

Окский ледник захватил всю территорию Беларуси и изменил геому ландшафтов. Расширились, особенно в западных и центральных частях республики, возвышенности, сформировались обширные водно-ледниковые равнины. Отметки поверхности увеличились на 40–100 м.

В эпоху лихвинского межледниковья были широко распространены сосново-елово-пихтовые леса с дубом и грабом. Под ними началось формирование подзолистых почв.

Днепровское оледенение положило начало формированию геомы ряда современных ландшафтов Полесья. Участки краевых морен с абсолютными отметками около 200 м в дальнейшем изменились исключительно под влиянием экзогенных процессов, что привело к формированию литогенной основы холмисто-моренно-эрозионных ландшафтов. В настоящее время они представлены на юге республики в пределах Мозырской и Юровичской гряд. Участки моренных и водно-ледниковых равнин во время деградации последующих ледников перекрывались толщей водно-ледниковых песков, супесей, суглинков. Таким образом сформировалась геома вторично-моренных, моренно-зандровых и вторичных водно-ледниковых ландшафтов Полесья.

В течение шкловского межледниковья поверхность всех ландшафтов была залесена. Это были сосново-березовые, сосново-широколист-венные или широколиственные леса. В почвенном покрове формировались подзолистые и подзолисто-глеевые почвы.


Сожский ледник сыграл значительную роль в формировании ландшафтов центральной Беларуси. В краевой зоне ледника образовались конечные морены, подвергшиеся затем денудации, эрозии и плоскостному смыву. Эти образования представляют литогенную основу холмисто-моренно-эрозионных и камово-моренно-эрозионных ландшафтов. Фомирование геомы вторичных водно-ледниковых, вторично-моренных и моренно-зандровых ландшафтов центральной Беларуси завершилось позднее, во время отступания поозерского ледника. В конец оледенения происходило активное врезание рек, что привело впоследствии к образованию узких речных долин с неширокой поймой и 1–2 террасами. Так образовалась геома ландшафта нерасчлененных комплексов речных долин.

В муравинское межледниковье ландшафты были покрыты сосновыми, хвойно-широколиственными и во время климатического оптимума разнообразными по видовому составу широколиственными лесами (дубовые, дубово-вязовые, липовые, грабовые). Повсеместно формировались дерново-палево-подзолистые, дерново-глееватые, торфяно-болотные почвы. В конце межледниковья эта богатая растительность была вытеснена березово-сосновыми фитоценозами.

Поозерский ледник занимал только северную часть республики. В процессе его отступания возникло несколько полос краевых образований, состоящих из гряд конечных морен, камов, камовых холмов, зандров, приледниковых озер. В это время сформировалась геома холмисто-моренно-озерных, камово-моренно-озерных, моренно-озерных ландшафтов. Образованием множества дюн завершается формирование геомы водно-ледникового с озерами ландшафта. В приледниковой области в эту эпоху шел активный процесс формирования террас многих рек бассейна Черного моря (геома аллювиальных террасированных ландшафтов). Накопление пылеватого материала дало толчок образованию геомы лессовых ландшафтов.

В голоцене реками были спущены приледниковые озера и на поверхность выступила геома озерно-ледниковых ландшафтов. Одновременно происходит формирование пойменных ландшафтов, развитие которых продолжается и в настоящее время. Восстановилась лесная растительность, которая обрела облик широколиственно-хвойных лесов. В позднем голоцене биота ландшафтов приобрела современный облик, что дает основание считать их имеющими голоценовый возраст.


5.2. Характеристика природно-территориальных комплексов


Ландшафтные исследования территории Беларуси начались в 20–30-х гг. ХХ в. и продолжаются по сегодняшний день. Одним из важнейших этапов за этот период явилась публикация ландшафтной карты республики. Белорусскими ландшафтоведами проведена классификация природно-территориальных комплексов (ПТК) республики, позволяющая раскрыть соподчинение ландшафтов и горизонтальные связи между ними. При построении иерархического ряда типологических комплексов использованы как общепринятые классификационные единицы регионального уровня (класс – тип – род – вид), так и обусловленные особенностями территории промежуточные – подтип, группа родов, подрод ландшафтов. Высшую классификационную единицу регионального уровня – класс ландшафтов – выделяют по крупным морфологическим особенностям территории и спектру ландшафтных зон. Территория Беларуси расположена в пределах Восточно-Европейской платформы с равнинным рельефом и четко выраженной структурой широтных зон и ее ландшафты отнесены к классу равнинных.


При обособлении типов и подтипов ландшафтов использован принцип зональности. Положение республики в пределах одной ландшафтной зоны с умеренно-континентальным климатом, западным переносом воздушных масс, господством лесной растительности пред-определило отнесение ее ландшафтов к типу умеренно-континенталь-ных лесных. Однако значительная протяженность республики с севера на юг обусловливает климатические различия между этими районами. Они в свою очередь воздействуют на характер растительного покрова. С севера на юг происходит уменьшение доли ельников и увеличение удельного веса дубрав в лесопокрытой площади, а также замещение в подлеске элементов бореальной флоры западно-европейскими. Это учтено при выделении двух подтипов ландшафтов: подтаежного (смешанно-лесного) и полесского (широколиственно-лесного).

В основу выделения двух основных (род, вид) и двух промежуточных (группа родов, подрод) единиц классификации положены проявления азональности. Род ландшафтов объединяет ПТК сходные по генезису и времени образования. Также в виде дополнительной информации, подчеркивающей различия в родах ландшафтов, рассматривается степень дренированности (слабо, умеренно, интенсивно дренированные), тип почв и растительные формации. Так, холмисто-моренно-эрозионному роду ландшафтов (зона сожского оледенения ) присущи дренированные пространства, дерново-подзолистые почвы, елово-широколиственные леса. ПТК, однотипные по генезису, но образовавшиеся в другое время, отличаются иными дополнительными признаками.

Роды ландшафтов приурочены к определенным абсолютным отметкам и образуют три высотно-ландшафтные ступени. Именно вертикальная дифференциация ландшафтов как азональное явление и служит основанием для обособления классификационной единицы группы родов. Вычленяются возвышенные (абсолютные отметки 200–346 м), средневысотные, лежащие на уровне 150–200 м и низменные с высотами 100–105 м.

Внутри родов ландшафтов обнаружено большое разнообразие форм рельефа, почвенных разностей, растительных сообществ. Комбинация почв и растительности в значительной степени зависит от характера и литологии почвообразующих пород, перекрытых более молодыми покровными отложениями в виде водно-ледниковых супесей и суглинков, а также лессовидных суглинков. В результате почвообразующие породы приобретают одно-, двух- или трехчленное строение. Характер почвообразующих пород, в частности, литология поверхностных отложений, оказывает влияние на гранулометрический состав почв и степень сельскохозяйственной освоенности территорий. Так, на рыхлых мощных песках обычно формируются дерново-подзолистые песчаные почвы, ограниченно (10 % площади ландшафта) или выборочно (10 –30 %) распаханные. Именно литология поверхностных отложений является ведущим, а степень сельскохозяйственной освоенности – дополнительным фактором выделения следующей классификационной единицы – подрода ландшафтов.


Самая мелкая единица классификации – вид ландшафтов. Ведущим фактором ее выделения служит мезорельеф, дополнительными – характер растительности на уровне групп ассоциаций и виды почв. Характер мезорельефа зависит от генетических особенностей ПТК в ранге родов ландшафтов. Так, для холмисто-моренно-эрозионных ПТК типичны виды со среднехолмистым, крупнохолмистым, холмисто-увалистым рельефом. В других родах ландшафтов доминируют иные виды, которые представляют собой зонально-азональное образование и изменяются как в широтном, так и в меридиональном направлениях. Разработанная классификация позволила составить ландшафтную карту Беларуси, выявить структуру и особенности территориального распространения. Анализ ПТК целесообразно проводить по группам родов, различающихся набором более мелких типологических комп- лексов.

5.2.1. Возвышенные ландшафты занимают около 16 % территории республики и распространены в пределах всех ее возвышенностей. Геома ландшафтов сформировалась под влиянием аккумулятивной деятельности ледников и их водных потоков. Отложения представлены моренными суглинками, супесями, водно-ледниковыми и валунными песками, изредка лессами. Почвы дерново-подзолистые супесчано-суглинистые. Удельный вес сельскохозяйственных угодий, в составе которых преобладает пашня, достигает 75,0 %. Леса занимают около 20,5 % площади ПТК. Преобладают широколиственно-еловые (до 50,0 %), хотя довольно много и сосновых насаждений (19,0 %). Горизонтальное строение возвышенных ландшафтов представлено 5 родами – холмисто-моренно-озерные, холмисто-моренно-эрозион-ные, камово-моренно-озерные, камово-моренно-эрозионные и лессовые ПТК. В пределах этих комплексов выделяется 7 подродов и 34 вида ландшафтов. ПТК в ранге рода ландшафта сильно различаются между собой как по площади распространения, так и по происхождению и особенностям строения. Для удобства анализа все они в зависимости от занимаемой площади были разбиты на доминантные, субдоминантные и редкие. К доминантным относятся холмисто-моренно-эрозионные, среди субдоминантных выделяются своеобразные лессовые, из редких наиболее интересны камово-моренно-озерные ландшафты.

Холмисто-моренно-эрозионные дренированные ландшафты с широколиственно-еловыми лесами на дерново-подзолистых, реже дерново-палево-подзолистых почвах распространены в западной и центральной частях РБ и представлены почти на 50 % площади описываемой группы. Преобладают абсолютные отметки 200–250 м на Минской возвышенности – до 346 м.


Рельеф преимущественно мелко- и среднехолмистый (колебания относительных высот составляют 10–20 м), реже крупнохолмистый (>20 м) и платообразный. Его особенность – значительная переработанность эрозионными процессами. В ландшафтах проявляются также процессы денудации, приводящие к выполаживанию рельефа и переносу продуктов разрушения слагающих пород. В результате холмы имеют округлую форму, плавные очертания, крутизна их склонов достигает 5–10°, в отдельных случаях – 15–20°. Характерные формы рельефа – камы, ложбины стока, долины мелких рек и ручьев, реже – овраги и балки.