Файл: Система органов местного самоуправления (Организационные структуры и системы управления).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальные вопросы развития местного самоуправления в России рассматриваются в различных контекстах, важнейшим из которых является качественное управление, исследуются и определяются возможные пути положительного движения в этом направлении и предоставляются предложения по решению основных проблемных вопросов развития местного самоуправления в стране на современном этапе.

Проблема эффективности местного самоуправления является одной из важнейших на современном этапе развития государственности России, а именно в условиях развития конституционной и муниципальной реформ. Главным фактором качественного управления является четкое распределение полномочий и компетенций между всеми сотрудниками органов местного самоуправления как по горизонтали, так и по вертикали.

Описанная проблема эффективности деятельности органов местного самоуправления актуализирует необходимость совершенствования организационной структуры местной администрации.

Целью исследования является разработка рекомендаций по совершенствованию структуры управления на примере Администрации Мостовского сельского поселения.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть сущность органов местного самоуправления;

- описать организационные структуры и системы управления органов местного самоуправления;

- провести анализ структуры управления Администрации Мостовского сельского поселения;

- разработать рекомендации по совершенствованию структуры управления Администрации Мостовского сельского поселения.

Объектом исследования является Администрация Мостовского сельского поселения.

Предметом исследования является структура управления Администрации Мостовского сельского поселения.

В исследовании использовался комплекс взаимодополняющих методов. Среди теоретических методов использовались: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация, классификация. Эмпирические методы: наблюдение, анализ продуктов деятельности, моделирование бизнес-ситуации. Названные методы исследования использовались в работе во взаимосвязи и взаимозависимости, что обеспечило всесторонность, полноту и объективность полученных научных результатов.

Информационную базу исследования составляют труды отечественных и зарубежных менеджеров и экономистов, а также материалы журналов и Интернет-изданий на предмет обоснования совершенствования структуры управления унитарным предприятием для осуществления эффективной деятельности.


Работа состоит из введения, четырех параграфов, заключения, списка использованной литературы.

1. Понятие и сущность органов местного самоуправления

Самоуправление как идея и явление всегда были присущи человеческому обществу. Еще в Древней Греции зародилась форма политической жизни, которая получила название «демократия» (сочетание греческого существительного demos, что означает "народ" и kratein - "управление"). Для греков, отмечают ученые Университета штата Аризона (США) Т. Болл и Р. Деггер, demokratia означало "правление или управления простонародья»[19, c. 52].

Необходимо отметить, что большинство отечественных ученых, и это закреплено в словарях иностранных слов греческое слово demokratia понимают как сочетание demos (народ) и kratos (власть)[35, c. 4] .

Управления как форма народовластия естественно отвечает потребностям общества на разных стадиях его развития и сегодня остается существенным элементом политической системы государства. Местное самоуправление выступает как территориальная самоорганизация граждан для самостоятельного решения непосредственно или через органы, которые они выбирают, всех вопросов местной жизни и означает "право и способность местных властей, в рамках закона, осуществлять регулирование и управление существенной частью государственных дел, под их собственную ответственность и в интересах местного населения» [32, c. 86].

Существуют различные определения понятия местное самоуправление. При этом некоторые авторы отмечают, что "сегодня невозможно однозначно определить теоретическую базу местного самоуправления в нашей стране, поскольку местное самоуправление одновременно сочетает в себе как государственные, так и общественные элементы, а органы местного самоуправления занимаются как местными делами, так и выполняют полномочия, предоставленные им органами государственной власти" [27, c.49].

Некоторые авторы дают упрощенное определение местного самоуправления. Так, Р.М. Пушкарь и Н.П. Тарнавская определяют местное самоуправление как специфическую форму публичной власти, самостоятельно реализуется субъектами местного самоуправления путем решения в рамках законодательства вопросов местного значения и не входит в систему государственной власти [27, c. 56] .

В этом определении не отражены такие характеристики местного самоуправления, как реальная способность выполнять самоуправляющиеся функции, а вместо понятий регулировать и управлять вопросами местного значения употребляется термин "решение этих вопросов". Несовершенство и нечеткость определения местного самоуправления обусловливают неоднозначность его понимания и толкования на практике. При определении местного самоуправления необходимо учитывать его специфические особенности. К ним следует отнести:


- локально-пространственный характер публичной власти территориальной общины, который осуществляется в интересах территориальной общины и функционирует только в пределах отдельных административно-территориальных единиц, а государственная власть распространяется на всю территорию государства;

- специфичность формы публичной власти, которая не является составной частью государственного механизма и имеет принципиально иной характер по сравнению с государственной властью. Местное самоуправление является властью подзаконной, в то время как государственная власть отмечается суверенитетом;

- особенность объекта управления, в который входят вопросы местного значения и определенный круг вопросов общегосударственного значения, полномочия, по решению которых делегируется органам местного самоуправления;

- специфичностью субъектов местного самоуправления, которыми являются территориальные общины.

Ее специфика заключается в том, что на местном уровне можно рассматривать преобразования территориальной общины с участника управления первичного субъекта. Управление представляет собой целенаправленное воздействие субъекта управления на объект управления. Но в условиях самоуправления очевидно сильнее влияние управленческой системы саму на себя. Поэтому есть не две системы - управленческая и та, которой управляют, а одна самоуправленческих [28, c. 62];

- возможность предоставлять законом органам местного самоуправления отдельных полномочий органов исполнительной власти и состояние их реализации контролируются соответствующими органами исполнительной власти;

- самостоятельность и автономность местного самоуправления, оказываются в самостоятельном решении вопросов местного значения в пределах Конституции и законов России, в организационной и материально-финансовой обособленности.

Анализ понятия местного самоуправления и его особенностей позволяет определить местное самоуправление как право местной власти и ее реальную способность самостоятельно регулировать и управлять частью государственных дел в рамках закона и в интересах своего населения.

К общим принципам местного самоуправления относятся: народовластие; законность; гласность; коллегиальность; сочетание местных и государственных интересов; выборность; правовая, организационная и материально финансовая самостоятельность в пределах полномочий, определенных этим и другими законами; подотчетность и ответственность перед территориальными общинами их органов и должностных лиц; государственная поддержка и гарантии местного самоуправления; судебная защита прав местного самоуправления. Эти принципы имеют определяющее влияние во всех сферах местного самоуправления.


Местное самоуправление выступает не только как институт публичной власти, но и является также формой непосредственного участия населения в решении местных проблем. С этой точки зрения показателем развитости местного самоуправления являются: - прозрачность и открытость деятельности и намерений органов и должностных лиц местного самоуправления; - доступность органов местного самоуправления для непосредственных обращений граждан и эффективность обратной связи; - антикоррупционная устойчивость органов местного самоуправления [21, c. 56].

Реальное положение местного самоуправления в России по большинству приведенных выше показателей является неудовлетворительным, а затем, местное самоуправление в нашем государстве и как институт публичной власти, и как форма непосредственного участия населения в решении местных проблем не является общественно эффективным.

Неэффективность местного самоуправления является очень серьезной проблемой развития России. Однако эту проблему невозможно решить только в рамках "технократического" подхода, просто разграничив полномочия между органами государственной власти и местного самоуправления разных уровней, четко определив и закрепив за каждым уровнем собственные источники бюджетных поступлений (хотя такое разграничение и является необходимым условием дальнейшего развития местного самоуправления).

Для местного самоуправления (как и для государственной власти) в России сегодня актуальным вопросом является, с одной стороны, нарушение баланса прав и обязанностей, а с другой - отсутствие механизмов, которые гарантировали бы способность субъекта эффективно воспользоваться предоставленным правом. Следствием этого является экономическая слабость территориальных общин, их финансовая зависимость от государства, отсутствие четкого разграничения полномочий "по вертикали", что заставляет местные власти ориентироваться на обслуживание, главным образом, государственных интересов.

Без эффективного местного самоуправления дальнейшее развитие России как демократического государства с безопасным проживанием и благосостоянием ее граждан, невозможно. Повышение эффективности местного самоуправления во многом зависит от совершенствования его территориальной организации. Это требует наличия четко очерченной и закрепленной территориальной основы местного самоуправления, формирования жизнеспособных территориальных общин, обеспечивающих гражданам высокое качество жизни за счет полного использования местных ресурсов, широкого привлечения всех граждан к решению местных вопросов. Поэтому разработка для национальной модели местного самоуправления механизма формирования экономически и социально эффективных территориальных общин будет иметь важное значение для оптимизации пространственной организации местного самоуправления и раскрытия его потенциала [20, c. 71].


Территориальная организация власти является одним из важных научных понятий в государственном управлении, которое охватывает все аспекты территориального распределения власти, формы ее организации, региональные различия в системах организации власти, расселение людей, взаимоотношения общества и природы, а также проблемы региональной социально-экономической политики. В более узком смысле оно включает такие категории, как административно-территориальное устройство государства, региональное управление государственными делами, формирование территориальных государственных организационно-управленческих структур, определения территориальных объектов управления.

Территориальная организация власти - это система пространственных форм ее организации, обеспечивающих развитие и функционирование государства. Территориальная организация - это, прежде всего пространственная характеристика организации государственной власти.

Как правило, территориальная организация власти рассматривается на различных иерархических уровнях: планетарном (ООН и другие международные организации), континентальном (Европейский Союз, СНГ и т.д.), государственном, внутригосударственном (региональном), местном. Местное самоуправление может быть только на местном или региональном уровнях. Территориальная организация власти как научно обоснованная локализация взаимосвязанных пространственных сочетаний систем и форм организации власти, базируется на нормативно-правовой и законодательной основе и политической организации общества. Субъектами территориальной организации власти выступают: территориальная община, район, область, агломерации поселений и тому подобное [15, c. 150].

Различают три уровня территориальной организации власти в структуре государства: макроуровень - территория страны; мезоуровень - территориальная организация власти областей, районов; микроуровень - пространственная организация местного самоуправления (села, поселка, города).

Территориальной организации общества и его власти присущи три вида структур: компонентная, пространственная и функционально-управленческая. Компонентная структура территориальной организации общества и власти имеет сложное внутреннее строение в виде компонентов (элементов) политической социально-экономической систем различного ранга. Важнейшими из них являются территория, природно-ресурсный потенциал, население и трудовые ресурсы, производство, инфраструктура, политико-организационные системы и тому подобное.