Файл: Политика развития персонала в системе стратегического управления кадровым направлением деятельности организации (Сущность обучения и развития персонала).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 111
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты обучения и развития персонала в организации
1.1. Сущность обучения и развития персонала
1.2 Методы и приемы обучения и развития персонала в организации
2. Анализ результатов деятельности и системы развития персонала в ООО «Пегас Туристик» г. Москва
2.1. Общая характеристика деятельности и кадрового состава организации
2.2. Анализ системы обучения и развития персонала в организации
3. Совершенствование процессов развития персонала в ООО «Пегас Туристик» г. Москва
Говоря о проведении тренингов в ООО «Пегас Туристик», стоит отметить, что 70 % тренинга посвящены отработке полученных навыков на практике, 30 % – лекционная часть, которая систематизирует теоретические знания участников. Предлагаем определить, какие направления обучения и развития персонала будут актуальны для ООО «Пегас Туристик» в 2019г. Думается, что это:
- управление;
- коммуникации;
- продажи;
- Self-building.
1. Сегодня уровень профессионализма управления в организации становится одним из конкурентных преимуществ компании. Необходимы эффективные инструменты построения системы менеджмента компании, основанные как на испытанных временем методиках, так и на инновационных мировых разработках.
Аудитория блока «Управление»: линейные руководители, HR-менеджеры, ТОП-менеджмент компании.
Цели обучения; повышение личной эффективности сотрудников и руководителя, построение работающей системы коммуникаций в компании, получение знаний и навыков управления компанией в кризисное время.
Ключевые тематики:
а) Стратегический менеджмент:
- проектирование организационной структуры компании;
- формализация миссии, целей и задач компании;
- построение работы с кадрами;
- управление человеческими ресурсами;
- анализ эффективности инструментов специалиста по кадрам;
б) Инструменты руководителя:
- коучинг и наставничество в компании;
- стресс-менеджмент;
- управление конфликтами;
- личная эффективность руководителя;
- лидерство;
- ситуативный подход к управлению.
Примеры программ тренингов по данному блоку:
- Личная эффективность руководителя;
- Управление человеческим ресурсом компании;
- Наставничество и коучинг - инструменты успешного руководителя.
2. Успех компании зависит от комплекса коммуникаций, как внешних, так и внутренних. Необходим системный подход в изучении природы эффективного общения, что дает возможность построить успешную и результативную стратегию коммуникаций как с клиентами или партнерами, так и внутри компании. Обучающие программы включают в себя квинтэссенцию опыта управления и ведения переговоров наших специалистов. В зависимости от потребностей клиента, тренинг может рассматривать как системные аспекты развития коммуникаций, так и более узкие вопросы.
Аудитория блока «Коммуникации»: линейные руководители, менеджеры, которые ведут деловые переговоры.
Цели обучения: повышение эффективности сотрудников и руководителей путем отработки комплекса кейсов ораторского мастерства, убеждения, влияния, построение работающей системы коммуникаций в компании; построение стратегии ведения любых переговоров.
Ключевые тематики:
а) Переговоры и продажи (внешние коммуникации):
- искусство ведения переговоров;
- жесткие переговоры;
- личная эффективность переговорщика;
- техники влияния и убеждения в переговорах;
- мастерство презентации;
- ораторское искусство.
б) Переговоры и продажи (внутренние коммуникации):
- коммуникации в компании;
- управление конфликтами;
- корпоративная культура компании;
Примеры программ: переговоры в продажах или эффективные online-коммуникации.
3. Уровень профессиональной подготовки менеджеров по продажам сегодня становится одним из важнейших критериев успеха компании. И снова необходим комплексный подход к продажам, что дает возможность разобраться в природе и психологии продаж, их нише в современном бизнесе, перспективах. Это поможет отстроить с нуля систему продаж как с точки зрения организационной (построение и управление эффективным отделом продаж), так и с точки зрения процесса продаж и его результативности. Тренинги по продажам предлагают уникальные инструменты для прямых продаж, В2В продаж, телемаркетинга. Немалое внимание посвящено построению и управлению отделом продаж, личной эффективности менеджера, техникам влияния и убеждения.
Аудитория блока «Продажи»: руководитель отдела продаж, старшие менеджеры, менеджеры про продажам ООО «Пегас Туристик».
Цели обучения: определение сотрудниками собственной деловой стратегии; формирование простой, но эффективной модели продаж.
Ключевые тематики: связаны со стратегией и алгоритмом эффективной реализации услуг.
Примеры программ: логистика, привлечение клиентов.
4. Программы блока SELF-BUILDING основаны на психологическом подходе к личности сквозь призму реалий как жизни, так и современного бизнеса. Это позволяет выработать ряд полезных инструментов, благодаря которым участники тренингов получают возможность узнать больше о собственной личной эффективности и качественно улучшить ее: понять себя, свои таланты, достижения и цели, конструктивно оценить различия и особенности других людей, составить алгоритм решения жизненных/бизнес-задач в обычных условиях и стрессовых ситуациях.
Образовательные программы этого блока рассматривают как обширные вопросы (структурированное мышление, вызов личной результативности), так и более узкие тематики (управление временем, самомотивация). Все инструменты личной эффективности, получаемые на тренингах, носят исключительно прикладной характер. Именно поэтому тренинги по личной эффективности будут полезны для управленческого персонала. Образовательные программы придутся кстати как для повышения эффективности рабочей команды управленцев, так и в качестве тренинга личностного роста и развития.
Аудитория: ТОП-менеджмент компании, линейные руководители, менеджеры по продажам.
Цели обучения:
- повышение личной эффективности как отдельных личностей, так и групп;
- обучение практическому применению новаторских инструментов и методик, которые помогают более эффективно решать жизненные и рабочие задачи, общаться, планировать время.
Ключевые тематики. Блок тренингов SELF-BUILDING включает в себя широкий спектр тематик, которые также частично рассматриваются и в других блоках тренингов. Уникальность программ данного блока состоит в том, что они включают в себя элементы коучинга и другие инструменты, не рассматриваемые подробно в других блоках. Среди рассматриваемых вопросов: структурированное мышление, тайм-менеджмент, управление стрессом, повышение личной результативности, самомотивация, принятие эффективных решений.
Примеры программ: структурированное мышление.
Необходимость тотальной экономии уже во второй половине 2016 года привела к росту интереса к программам по внедрению систем менторства, коучинга и наставничества в компанию. Это уникальные программы, которые дают возможность внедрения инструментов обучения персонала без лишних затрат и прямо на рабочем месте. Это тот случай, когда один эффективный тренинг для топ-менеджеров и управленцев среднего звена может дать многотысячную экономию без урона качеству обучения в компании.
Помимо высокой стоимости (от 5000 руб./день), тренинги имеют низкий коэффициент эффективности – из 10 побывавших на тренинге сотрудников информацию усваивают 6 человек, и только 2 человека применяют на практике новые знания.
Кроме тренингов, можно выделить вполне применимую в ООО «Пегас Туристик» игровую систему обучения (геймификацию). Необходимость быстро и эффективно получать полезные знания обусловила появление новой формы образования – edutainment, смысл которой заключается в том, что знания передаются в доступной, простой и увлекательной форме, в комфортных условиях, с использованием игровых механик. Именно моделированием рабочих задач в игре можно добиться наивысших результатов усвояемости знаний.
Чем обосновать такой выбор. Средний возраст персонала ООО «Пегас Туристик» – достаточно молодой. Люди от 25 до 40 активно увлекаются современными электронными гаджетами, компьютерными играми. Для многих людей важен не результат, а интересный, соревновательный процесс. Логика игр подсознательно понятна каждому современному человеку. Осознавая же, что это лишь игра, люди не так боятся ошибиться, и поэтому процесс решения целиком реальных задач как части обучения проходит быстрее.
Применение специализированных игр для обучения новых сотрудников и повышения квалификации персонала имеет очевидные плюсы, такие как высокая усвояемость полученных знаний, увлекательный и развлекательный процесс обучения, применение теоретический знаний на практике. Благодаря игровой форме обучения человек учится думать и не бояться действовать. Но самое главное для компаний, внедряющих специальное программное обучение, затраты времени и финансовых ресурсов на обучение персонала сокращаются в разы.
Вышеуказанный цикл из 4-х тренингов + геймификацию предлагается пройти всем сотрудникам, в той или иной степени работающим с клиентами ООО «Пегас Туристик» - 31 человек. Начать необходимо с четкого категорирования целей обучения. Сформируем план обучения на 2019. (таблица 8).
Затраты на обучение, которые в настоящее время достаточно значительны, должны быть оценены с точки зрения экономической эффективности данных вложений для развития ООО «Пегас Туристик». И на основе этого должно приниматься обоснованное управленческое решение о дальнейшем использовании данных средств.
Таблица 8
План обучения персонала ООО «Пегас Туристик» на 2019г.
Блок/метод обучения |
Кто обучается |
Дата проведения обучения |
- управление |
Руководство, начальники отделов |
24.01.2019 |
- коммуникации |
Руководство, начальники отделов, менеджеры по продажам |
22.03.2019 |
- продажи |
Начальник отдела продаж, старшие менеджеры, менеджеры по продажам |
25.05.2019 |
- Self-building |
Руководство, начальники отделов, менеджеры по продажам |
21.09.2019 |
- геймификация |
Руководство, начальники отделов, менеджеры по продажам |
27.11.2019 |
Можно сформулировать несколько принципов, в дальнейшем определяющих логику изложения предлагаемого подхода.
1. Экономическую эффективность необходимо оценивать всегда, так как по своей сути это инвестиции в развитие компании (в данном случае в трудовой потенциал). Соответственно и подходы к оценке должны быть схожими с оценкой инвестиционной привлекательности. Иными словами, в ряде случаев нельзя ждать эффекта здесь и прямо сейчас.
2. Оценка должна проводится до и после обучения. До обучения мы определяемся «а стоит ли». После обучения получаем результат «а надо ли было».
Обосновать первый вопрос достаточно просто:
- средние затраты предприятия на внешнее обучение сотрудника составляют 7500 руб. в день;
- средние затраты на проведение обучения на территории предприятия, но с привлечением стороннего специалиста - 4500 руб. в день;
- средние затраты на обучение собственными силами на своей территории для ООО «Пегас Туристик» составляют 1500 руб. в день.
3. Вариантом остается действующая практика заключения договоров, обязывающих сотрудников после обучения отработать на предприятии определенное количество лет (часто 1-3-5 года). В противном случае - вернуть затраченные на обучения средства пропорционально неотработанному по договору времени. Но это никак не мотивирует человека к использованию новых, приобретенных знаний и не определяет эффективность его работы.
Как следствие из выше сказанного, эффективность вложений в обучение персонала должно определяться повышением эффективности работы сотрудника в результате обучения, что приведет к развитию предприятия. Но прежде, чем рассчитать ее, обратимся еще к показателю экономии денежных средств на обучении без потери его качества (таблица 9).
Таблица 9
Эффект от внедрения системы внутреннего обучения в 2019г.
Показатель |
Текущие величины |
Прогнозируемые величины |
Изменение |
Средняя стоимость обучения, тыс. руб. |
7,5(стоим. внешнего обучения)*5(кол-во сотрудников для обучения в 2019г.) = 37,5 |
1,5*5 = 7,5 |
-30,0 |
Основная цель обучения и развития персонала – повышение производительности труда вследствие освоения новых профессиональных навыков, подходов.
В общем виде экономический эффект будет определяться как:
, (1)
где S - экономический эффект, руб.;
ΔP - прирост продаж в единицу времени, руб.;
C - средняя стоимость тура, руб.;