Файл: Пути формирования источников права (Проект «Мой Дом» как инновационный проект в сфере ЖКХ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 144

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Несмотря на имеющееся различия между этими компаниями в ведении бухгалтерского учета, в коммуникациях с компаниями ЖКУ и работы с жильцами, процесс интеграции проходил по единому плану. Заложенный функционал предполагал возможные отличия между управляющими компаниями. В этих целях были созданы гибкие настройки внутри системы, которые дают возможность тонко настроить личные кабинеты, интеграцию с 1С, учет показания приборов и выставление квитанций под требования управляющей компании.

Процесс пилотной интеграции выглядел следующим образом:

  1. Регистрация новой УК в системе
  2. Проведение инструктажа и обучение персонала в управлении системы
  3. Помощь в автоматизированной выгрузке жильцов из 1С. Конфигурация новых учётных записей для жильцов
  4. Отправка тестовых показателей приборов учета воды\света\газа и тд.
  5. Выставление тестовых счетов и формирование платёжных документов

В результате интеграции, управляющая компания получала доступ к личной системе управления:

Рис.8. Система управления

Таким образом продукт «Мой Дом» был предоставлен в пользование четырем управляющим компаниям Нижнего Новгорода. На практике оказалось, что ТСН обладают большим энтузиазмом и готовностью заниматься проектом, чем Управляющие компании. Это связано с тем, что ТСН, как и ТСЖ – некоммерческая организация, где председателем является один из жильцов дома. Жильцы имеют большую мотивацию заниматься улучшением своего дома и придомовой территории, чем управляющие компании. Отличие ТСН от УК также в том, что УК редко заинтересовано в бесплатном проведении голосования на базе веб-портала. Управляющие компании имеют доход с проведения голосований, так как за организацию опросов, сбор подписей и подсчет голосов УК в праве брать плату. ТСН охотнее интегрирует свою бухгалтерскую систему, которая проще в интеграции, чем аналогичная система управляющей компании.

Однако, внедрение пилотного проекта «Мой Дом» в УК Свет и тепло и Печерская слобода дали полезный опыт.

Во-первых, командой проекта «Мой Дом» были выявлены особенности процессов работы управляющих компаний, которые зачастую несколько сложнее, чем аналогичные процессы у ТСН. Например, процесс выставления счетов для УК играет большое значение, так как он занимает много времени. В ходе выставления счетов жильцам, управляющие компании нередко допускают ошибки, так как пользуются сторонними решениями или не пользуются ими вовсе. Так, например, в управляющей компании Печерская слобода, подсчет квитанций занимал большую часть времени бухгалтера. Это связано с тем, что каждый жилец получает отдельную квитанцию за воду, газ и электроэнергию. Задача бухгалтера – объединить эти платёжные документы, не допуская ошибок в расчётах.


Во-вторых, важными данными для проекта стал сбор и анализ статистики поведения пользователей в системе. Такие данные необходимы для работы и улучшения системы в будущем. Командой было обнаружено, что пользователи тратят более 5 переходов страниц для оплаты выставленного им счета. В результате было принято решение оптимизировать страницу оплаты, объединив функции «выставления квитанции» и «оплата» на одной странице.

В-третьих, результатом интеграции платформы стало полная проверка работоспособности инфраструктуры серверов продукта. На момент интеграции, сервера располагались в США и принадлежали компании Amazon. Командой «Мой Дом» была проведена работа по миграции платформы с Amazon на сервера Digital Ocean. Процедура была выполнена во время работы системы. Это позволило убедиться, что инфраструктура проекта выполнена верно и перенос платформы с одного сервера на другой не вызовет в будущем проблем у пользователей.

По итогам пилотного интегрирования проекта можно отметить, что система показала себя работоспособной. Выбор между платформенным решением и коробочным был сделан верно в пользу первого, что позволило быстрее разворачивать систему для пользователей. Были обнаружены и исправлены ошибки в программном коде продукта. От компаний ТСН и УК были получены отзывы и рекомендации по продукту.

Приступая к работе над проектом, в первую очередь было необходимо собрать информацию, проводя встречи и опросы среди экспертов в области домоуправления, организации ТСН, особенностей законодательства в ЖКХ, разработки проектов и сложных IT систем. Не менее важным аспектом было узнать о привлечении инвестиций и их реализации.

Государственные представители в сфере ЖКХ

Сфера ЖКХ тесно связана с государственными органами и компаниями. Государство, в свою очередь, нередко спонсирует и помогает компаниям. Это обеспечивает рост инновационной экономики, создает новые проекты и программы, направленные на улучшение сферы ЖКХ.

Первая встреча с государственными представителями ЖКХ сфера была организована 6 марта. В заседании принимали участие Председателя Законодательного Собрания  Ольга Щетинина, министр энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области Андрей Чертков, руководитель регионального центра общественного контроля ЖКХ  Нижегородской области  Александр Рыжов, местный координатор  федерального партийного проекта «Школа грамотного потребителя», Чкаловск Павел Паронян, главный специалист РИК НРО Партии «Единая Россия» Татьяна Князева, члены Молодежного парламента при Законодательном Собрании Нижегородской области и молодежных палат при представительных органах местного самоуправления. На заседании были представлены доклады и отчеты по общей теме – «онлайн-проекты в сфере ЖКХ».


Главной темой обсуждения было привлечение инвестиций в государственной сфере. Такой вид инвестиций относится к государственно-частному партнёрству. Государственно-частное партнерство представляет собой форму официального сотрудничества между государственными, региональными властями и частными инвесторами в целях разработки, планирования, финансирования, строительства и эксплуатации крупных, как правило инфраструктурных проектов.

Александр Борисович Рыжов также поделился своими взглядами на возможную реализацию проекта «Мой Дом» в Нижнем Новгороде. По его мнению, основной акцент системы стоит сделать на голосовании жильцов. Александр Борисович считает, что одна из наиболее значимых проблем в современном домоуправлении – это проведение голосований среди жильцов. По его мнению, домоуправляющие компании и ТСН не готовы внедрять сложную информационную систему, тогда как онлайн голосование интегрировать будет проще. Проведение онлайн голосования, по мнению Рыжова – это тот функционал, внедрение которого будет интересно и жителям, и управляющим компаниям.

По итогам двух встреч, Александр Борисович положительно оценил проект «Мой Дом». Он обозначил ряд направлений для продвижения продукта на рынке ЖКХ, а также дал рекомендации по улучшению и доработки функционала системы.

Однако, для полного понимания современной ситуации в ЖКХ Нижнего Новгорода и Нижегородской области было необходимо использовать возможность проведения встречи с Чертковым Андреем Геннадьевичем - Министром энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области.

На встрече с министром были подняты следующие вопросы для обсуждения:

  • Возможность интеграции системы «Мой Дом» в нижегородские УК и ТСН
  • Перспективность развития информационных систем на рынке ЖКХ услуг
  • Общие тенденции рынка ЖКХ в области информационных технологий
  • Финансовая поддержка инновационных проектов со стороны государства
  • Помощь в развитии инициатив, таких как проект «Мой Дом»

Встреча с министром ЖКХ прошла плодотворно, так как на все подготовленные вопросы Андрей Геннадьевич дал развёрнутые и обоснованные ответы.

Рынок ЖКХ в Нижнем Новгороде и области находится в стадии медленного перехода на новые технологии. Например, современные системы учета потребления воды и электроэнергии, системы бухгалтерского учета и их интеграция с поставщиками ЖКУ и прочее. Каждая управляющая компания, ТСН, ТСЖ или ЖСК обязаны иметь свой web-сайт. Некоторые из них начинают внедрять платформу для регистрации заявлений и жалоб, чтобы развивать и улучшать предоставляемые услуги. Несмотря на это, по словам Черткова, нижегородский рынок сильно отстаёт от Москвы или Санкт-Петербурга. Управляющие компании в большинстве случаев не имеют возможности интегрировать высокотехнологичные решения из-за низкоквалифицированных кадров. Техническая база также требует улучшения. Наиболее крупные УК Нижнего Новгорода не имеют централизованной системы учета. Более того, Сормовский и Нижегородский УК не закончили интеграцию в ГИС ЖКХ.


Перечисленные слабые стороны нижегородских компаний в ЖКХ – это показатель того, что внедрение такого проекта, как «Мой Дом», в крупные УК сделать будет крайне сложно. В следствие чего Чертков предложил ориентироваться на средние и малые УК и ТСН, которые не отягощены сложными системами и бухгалтерией. Таким компаниям будет легче внедрить и развернуть платформу «Мой Дом».

Говоря про финансовую поддержку Чертков отметил, в настоящее время правительство сосредоточило ресурсы на разработке и продвижении платформы ГИС ЖКХ. Несмотря на это, финансовую поддержку от правительства Нижнего Новгорода возможно получить через фонды и гранты. В свою очередь, Андрей Геннадьевич пообещал содействие в продвижении проекта и его внедрении на рынке ЖКХ в Нижнем Новгороде.

Руководители управляющих компаний и товариществ собственников недвижимости

Проект «Мой Дом» разрабатывается с целью решения ряда проблем, существующих в современной среде ЖКХ. Несмотря на то, что проблемы российского жилищно-коммунального хозяйства давно уже определены, решение этих недостатков может быть совершенно разным. Одного только понимания, какие имеются задачи, недостаточно. Необходимо точно установить, что именно требуется управляющим компаниям, какой функционал пригодится ТСН.

Имея прозрачное представление о том, какие сложности испытывают участники ЖКХ рынка, можно разработать ряд задач, которые помогут разрешить эти проблемы. Перед разработкой платформы «Мой Дом» были проведены встречи и опросы среди руководителей управляющих компаний и ТСН, их сотрудников, а также жильцами тех домов, которым предоставлялся продукт «Мой Дом» для тестирования.

Одна из важнейших встреч была проведена с заместителем генерального директора по организационной работе, взаимодействию со СМИ и по связям с общественностью – Пикуновым Олегом Игоревичем. На встрече была рассмотрена возможность внедрения системы «Мой Дом» в управляющую компанию, а также тестирование платформы с целью предоставить обратную информацию разработчикам.

Другим объектом для исследования была управляющая компания «Свет и Тепло» на улице Родионова. Компания предоставляет услуги по обеспечению двух многоквартирных домом. «Свет и Тепло» дала согласие на тестирование системы «Мой Дом» и интеграцию платформы с бухгалтерской системой 1С. Директор компании – Сергей Рыбин, с февраля по август 2017 года помогал в разработке и улучшении продукта. Вместе с компанией «Свет и Тепло» была протестирована платформа «Мой Дом», а также выявлены потенциальные возможности для будущих интеграций. Проект «Мой Дом» получил инвестиции в размере 250.000 рублей от компании «Мой Дом», которая в свою очередь является дочерним предприятием компании «Эра-Телеком».


Кроме описанных выше домоуправляющих компаний, была проведена исследовательская работа с рядом УК из следующих городов: Москва, Ярославль, Йошкар-Ола. Было проведено несколько опросов среди управляющих компаний для определения их заинтересованности в интеграции продукта, подобного системе «Мой Дом». По результатам опросов можно сделать вывод, что большая часть УК хотели бы пользоваться современными информационными системами, которые смогли бы автоматизировать интеграцию с ГИС ЖКХ и 1С. Однако, лишь несколько из рецензентов имеют ресурсы для интеграции.

Товарищество собственников недвижимости и управляющие компании имеют ряд важных отличий, о которых было рассказано в теоретической части этой работы. В связи с этим было необходимо провести отдельные встречи и опросы с председателями ТСН и их сотрудниками.

В качестве первых для опроса ТСН были выбраны ТСН на улице Ижорская, дом 36 и ТСН на улице Родионова, дом 191. Одна из наиболее значимых отличительных черт ТСН – собственники жилья более активны, чем жильцы домов под управлением управляющих компаний. ТСН охотнее идут на встречу в работе и продвижении проектов подобным «Мой Дом». ТСН на Ижорской согласились внедрить систему на первой встрече, не смотря на отсутствие интеграции с их бухгалтерским продуктом.

В результате нескольких встреч с председателями ТСН удалось интегрировать продукт «Мой Дом» в одну из компаний. ТСН на улице Ижорская дала согласие на внедрение проекта. Это позволило изучить поведение пользователей в системе «Мой Дом», а также выявить ряд ошибок в коде продукта.

Компании-партнёры и эксперты в разработке инновационных проектов

Проект «Мой Дом» является многоплановым продуктом, для разработки и развития которого требуется привлечение сторонних экспертов. Такими экспертами могут выступать компании, занимающиеся разработкой программного обеспечения или предоставляющие аналогичные виды услуг в сфере ЖКХ. Также экспертами могут является сотрудники фондов и старт-ап площадок. Не менее важными экспертами стали компании-конкуренты.

Антон Зюзин – один из экспертов акселератора ФРИИ в Нижнем Новгороде. Благодаря ему была составлена и подана заявка в фонд ФРИИ. Кроме этого, была также подана заявка в Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере на программу «Старт-1». Программа направлена на создание новых и поддержку существующих малых инновационных предприятий, стремящихся разработать и освоить производство нового товара, изделия, технологии или услуги с использованием результатов собственных научно-технических и технологических исследований, находящихся на начальной стадии развития и имеющих значительный потенциал коммерциализации.