Файл: Пути формирования источников права (Проект «Мой Дом» как инновационный проект в сфере ЖКХ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 129

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ГИС ЖКХ призван объединить и структурировать большой объем информации, ведь ГИС ЖКХ – это единая платформа для таких организаций как РосРеестр, ФМС, ФНС и другие. Как оказалось, базы данных у всех организаций отличаются и просто портировать их в ГИС не получится. На деле выходит, что в базах единой платформы имеется несколько видов данных. Управляющие компании и ТСН не могут понять, чьи данные считать верными. В России нет уполномоченного юридического лица, которое было бы в праве определить, чьи данные считать достоверными.

На май 2018 года ГИС ЖКХ остается достаточно сырой системой и требует доработки. Заявленный изначально функционал не сделан в полном объеме. Информация, занесённая в ГИС не структурирована и порой противоречивая. Разработчикам потребуется не один год на отладку всей платформы. Большим минусом, как было сказано, является сложность интеграции и занесения данных со стороны пользователей.

Для проекта «Мой Дом» ГИС ЖКХ – это конкурент, который также выступает партнёром. Несмотря на дублирующийся функционал, «Мой Дом» обладает большими возможностями: общение жильцов, проведение опросов и голосований, публикация новостей. Платформа «Мой Дом» значительно проще и может гибко настраиваться под пользователей. Так как управляющие компании и ТСН обязаны вносить данные в ГИС ЖКХ, система «Мой Дом» предоставляет инструменты для интеграции с ГИС ЖКХ. Поэтому руководителям управляющих компаний потребуется лишь один раз занести данные в «Мой Дом» и выгрузить их в ГИС.

Домопульт – коробочное решение, появившееся в начале 2016 года. Разработка велась с привлечением больших финансовых средств в Москве. Компания позиционирует себя как престижная услуга для элитных управляющих компаний.

Система состоит из функциональных блоков – модулей. Каждый из них отвечает за свой функционал: диспетчер, исполнитель ЖКХ, управляющий и жилец. Жильцы получают доступ к личному кабинету, из которого могут передать показания ЖКХ, подать заявку на исправление или ремонт сотруднику управляющей компании, оплатить счета, а также получать уведомления от своего ДУКа. Диспетчер – это сотрудник компании Домопульт, который следит за поступающими от жильцов заявками и назначает их на исполнителя. Диспетчер также занимается рассылкой уведомлений и формирует платёжные документы для жильцов. Исполнитель – это человек или группа людей, которые при получении заявки от диспетчера должны устранить проблему.

Домопульт – главный конкурент проекта «Мой Дом». Как и «Мой Дом», московские конкуренты начали разработку проекта в конце 2016 года, но превышающий на порядок бюджет позволил Домопульту закончить платформу раньше. Однако, это сильно сказалось на стоимости их услуг. Так, например, за один дом на 150 лицевых счетов обойдется примерно в 208,000 рублей в год без учета интеграции бухгалтерии, что добавит еще около 150,000 рублей разово.


Домсканер – это информационная система для проведения заочных онлайн собраний собственников. Система позиционирует себя, как гарант Протокола Жилищной инспекции. Домсканер содержит штат юристов с целью обеспечения онлайн голосования собственников России в соответствии со статьей 47.1 Жилищного Кодекса РФ. Принятые голоса подтверждаются по смс-коду по аналогии с интернет-банками, что соответствует цифровой подписи (Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи").

Система "Домсканер" создана Константином Орловым (председатель совета многоквартирного дома, в прошлом муниципальный жилищный инспектор. Проект вошел в 25 лучших проектов России и с июня 2017 года 7% компании "Домсканер" принадлежит Правительству Российской Федерации.

Не смотря на более чем двухлетнее существование компании, имеется ряд значительных недостатков. В первую очередь стоит отметить отсутствие собственной платформы голосования, а также её мобильной интерпретации. Проведение голосования проходит через сайт Домсканера, что сильно ограничивает возможности для пользователей. Также стоит отметить, что услуга Домсканер не предоставляет необходимых ЖКХ рынку услуг: интеграция с ГИС ЖКХ, 1С-Битрикс или 1С web интеграция, система заявок и обсуждений.

Активный гражданин – новый сервис для общения соседей и проведения голосований. Компания разработала решение, которое назвала «Электронный дом» на базе Активного гражданина. Платформа построена на технологии блокчейна, позиционируя эту особенность, как максимально безопасную при проведении голосований. Таким образом, подделать результаты голосования будет невозможно.

Система включает два основных функциональных блока: модуль коммуникации жильцов и модуль голосования. В отличие от решения «Мой Дом», система «Активный гражданин» не позволяет жильцам создавать опросы для выбранных пользователей (квартира, подъезд, дом). Отсутствие такой гибкости не даст возможности провести голосование только для определённого подъезда или площадки. В Активном гражданине не реализована система оплаты, так как не существует привязки к определённой управляющей компании.

2.3 Разработка прототипа системы «Мой Дом» по методологии SCRUM


Скорость адаптации компании к быстро меняющейся сфере информационных технологий определяет её конкурентное преимущество. В связи с этим в информационной среде разработки программного обеспечения развиваются новые проектные подходы.

При разработке практически любого программного обеспечения существует три определяющих фактора: срок реализации, стоимость и качество итогового продукта. В работе над системой «Мой Дом» параметры были такие же.

Рис.1. Основные параметры проекта

Кроме параметров проекта стоит также определить заинтересованных в реализации продукта групп лиц: пользователь системы, менеджер проекта, инвестор, проектная команда, подрядчик и заказчик. В случае проекта «Мой Дом» заказчик и инвестор были одной и той же компанией. Схему участников можно изобразить следующим образом:

Рис.2. Участники, заинтересованные в успешной реализации проекта

Многие исследователи в области ИТ установили, какие риски могут возникнуть в ходе разработки продукта. Принимая во внимания подобные риски, необходимо выбрать ту методологию по разработке программного обеспечения, которая минимизирует эти проблемы.

Так, например, T.Addison изучил риски, которые часто встречаются в ИТ-проектах:

  1. Неточные или неясные цели проекта
  2. Нереальные для исполнения сроки реализации проекта
  3. Бюджет проекта сформирован неверно
  4. Отсутствует или плохо налажена коммуникация между участниками проекта
  5. Отсутствует обратная связь от пользователей системы
  6. Навыки и умения исполнителя не отвечают уровню проекта
  7. Неверно выбранная методология разработки
  8. Внесение изменений заказчиком в первоначальные требования
  9. Небрежный код программистов, сказывающийся на работе системы
  10. Низкая производительность команды

Существую и другие риски в проектах, которые определил T.Addison. Однако, первые десять из них представлены выше. Для максимального нивелирования этих рисков требуется учесть ряд факторов. Один из наиболее значимых – общий подход к разработке ПО. Другими словами, необходимо заранее определить методологию, по которой будет развиваться проект.

Необходимо принять во внимание исследование, выполненное C. Brandas и O.Didraga [20]. Они провели сравнительный анализ между существующими методологиями проектами.

Рис.3. Сравнительный анализ завершенных проектов


Рис.4. Методологии разработки ПО

Из всех выше представленных подходов необходимо обратить внимание на методологию Agile – гибкую методологию управления проектом. С. Brandas, О. Didraga и N. Bibu в своем аналитическом исследовании [20] отмечают, что методология Agile не фокусируется на рисках. Agile методология работает итеративным методом. То есть, участники, задействованные в разработке ИТ-проекта, проводят анализ выполненной ими работы. Основной задачей такого анализа являются определение рисков и планирование будущих мероприятий по их устранению в дальнейших итерациях.

Рис.5. Сравнение методологий

Гибкая методология Agile - это лишь набор базовых принципов, которые направленны на использование итеративной разработки, динамического формирования требований и постоянного взаимодействия в рабочих группах. К классу гибких методологий относятся такие методики, как: Scrum, KANBAN, DSDM, FDD, XP и другие.

Рис.6. Применение методологий в проектах

По окончании каждой итерации команда выполняет переоценку приоритетов разработки.

Для разработки проекта «Мой Дом» была выбрана методология Agile, так как она наиболее лучшим образом подходила к требованиям, а именно:

  1. Заказчик не имел точное техническое задание к началу работы над проектом
  2. Бюджет проекта был утвержден только на первый квартал 2017 года, а дальнейшее финансирование было не определено
  3. Команда разработчиков была небольшая – 3 человека
  4. Команда подрядчиков привлекалась для разовой работы
  5. Заказчик заранее предупреждал о будущих доработках проекта

В рамках методологии SCRUM команда должна овладеть обязательными элементами командной работы: разработка сценариев решения проблем, пиритизация задач для разработки, определение препятствий своевременному выполнению этих задач и корректирование процесса разработки. Весь этот процесс собирается в единый цикл, который повторяется раз в неделю или две. Каждый такой цикл называется спринт.

Каждый спринт начинается с планирования будущего цикла. На этапе планирования определятся пул задач, которые необходимо реализовать в течение спринта. Во время планирования менеджер проекта изучает прогресс прошлой недели и назначает персональные задачи исполнителям.

Рис.7. Архитектура метода Scrum


Цель команды во время планирования – взвесить объем поставленных задач и оценить, сможет ли она их реализовать. Команда проекта прежде всего должна четко осознавать для кого она будет решать поставленную задачу: для покупателя, поставщика, инвестора. Соответственно, она должна иметь представление о мотивационных установках заинтересованного лица, то есть понять побудительные мотивы. По окончании каждого спринта проводится оценка динамики производительности и факторов, мешающих команде двигаться еще быстрее.

Использование методологии Scrum в команде «Мой Дом» позволило внедрить гибкое управление проектом. Благодаря этому решению, команда разработчиков была готова к постоянным новым требованиями со стороны заказчика. Изменение технического задания, постановка новых требований и динамическое изменение команды влечет за собой изменение бюджета, заложенного на реализацию проекта. Однако, благодаря использованию методу Scrum и его итеративному подходу, удалось избежать возможных рисков.

Итеративных метод помог проекту и на стадии доработки. Еженедельные спринты и их разбор на митингах позволил модифицировать коробочное решение «Мой Дом» в платформенный продукт всего за два с половиной месяца.

Глава 3. Пилотная интеграция проекта в управляющие компании Нижнего Новгорода

Следующим этапом после разработки системы, было внедрение продукта в несколько ТСН и управляющих компаний с целью провести бета-тестирование платформы и проверить её работоспособность. Целью интеграции была проверка процессов работы системы с пользователями, а также устранение найденных ошибок в программном коде. Разработанная платформа оказалась верным архитектурным решением, так как интегрировать продукт, который не требует инсталляции со стороны пользователей, было намного проще, чем аналогичное десктопное приложение.

Разработанный прототип системы «Мой Дом» был предложен четырнадцати компаниями Нижнего Новгорода. На пробное тестирование и запуск пилотного проекта дали согласие две управляющие компании и два товарищества собственников недвижимости. Такими компаниями были: УК «Свет и Тепло», УК «Печерская слобода», «ТСН на ул. Деловая» и «ТСН на ул. Ижорская».