Файл: Исследование факторов удовлетворенности трудом на примере реально существующей компании (Факторы удовлетворенности трудом в работах социологов XX века).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 134
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Концепции исследования феномена удовлетворенности трудом
1.2 Удовлетворенность трудом и трудовая мотивация, теории мотивации
1.3 Факторы удовлетворенности трудом в работах социологов XX века
2.1 Выбор метода исследования и разработка структуры анкеты для сотрудников компании
2.2 Обработка данных исследования
ВВЕДЕНИЕ
Исследование факторов удовлетворенности трудом занимает умы социологов и психологов уже более века, но сейчас, в условиях перехода к постиндустриальной экономике знаний, эта тема становится актуальной как никогда. В России и мире неуклонно растет количество крупных корпораций и средних предприятий, чья деятельность связана с использованием инновационных технологий и программных продуктов, требующих высококвалифицированных специалистов для их обслуживания. Поскольку спрос на таких специалистов высок, hr-менеджеры озабочены их поиском и крайне заинтересованы в их удержании. Руководители компаний предлагают таким сотрудникам различные преференции и льготы, не всегда задумываясь, нужны ли они данному специалисту [1].
Такие очевидные мотиваторы, как фиксированная зарплата, система финансовых поощрений, для многих специалистов не является ключевым мотивационным стимулом, как это было в эпоху полностью индустриальной экономики. А значит, необходимо исследовать, что современный работник действительно ценит в своей трудовой деятельности, что является для него факторами удовлетворенности.
Грамотное использование результатов этих исследований можно использовать для создания оптимальной системы мотивации персонала, стимулирующую работников к наибольшей эффективности, меньшему выгоранию при минимальных вложениях со стороны руководства.
Целью данной работы является исследовать факторы удовлетворенности трудом в современной компании на примере одной из компаний по разработке мобильных игр.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы удовлетворенности трудом;
- сформулировать факторы, наиболее влияющие на удовлетворенность трудом в современной компании;
- сформулировать гипотезы о наиболее влияющих факторах;
- провести опрос сотрудников и обработать данные;
- сравнить полученные данные с гипотезами, проанализировать результат.
Объектом исследования в данной работе является удовлетворенность трудом сотрудников современных компаний.
Предметом исследования являются факторы удовлетворенности трудом в исследуемой компании.
Теоретической основой исследования являются учебные пособия по управлению персоналом, статьи ведущих отечественных и зарубежных психологов и социологов.
Информационной основой для настоящей работы послужили статистические показатели, а также данные, полученные в процессе исследовательской работы автора над проблемой, поднятой в данной работе.
Методы исследования:
- Теоретические: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация;
- Эмпирические: анкетирование, эксперимент;
- Обработка данных по методике исследования удовлетворенности персонала Михалкиной и Скачковой.
Работа состоит из двух частей, в первой из которых раскрывается теоретическая компонента освещаемой проблемы, а вторая описывает методику и анализ результатов проведенного исследования.
В заключении делаются выводы об итогах проведенного исследования, а также о возможном практическом использовании полученных результатов.
Глава 1. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПОНЯТИЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ТРУДОМ И ЕЕ ФАКТОРОВ В РАЗЛИЧНЫХ ТЕОРИЯХ ТРУДОВОЙ МОТИВАЦИИ
1.1 Концепции исследования феномена удовлетворенности трудом
Сущность понятия удовлетворенности трудом
Проблема удовлетворенности человека различными сферами его жизни привлекает к себе внимание многих философов, социологов и психологов на протяжении многого времени. Как и со многими многогранными понятиями, однозначного определения для феномена «удовлетворенность» не существует. Но несмотря на это, большинство исследователей считают ее эмоциональной категорией, разновидностью счастья. С другой стороны, часто под удовлетворенностью понимается отсутствие депрессии, тревоги и других отрицательных эмоций. То есть удовлетворенность вообще – это не просто переживание эмоций, а переживание положительных эмоций: радости, умиротворение, блаженство.
Трудовая деятельность занимает очень одно из важнейших мест в жизни современного человека, поэтому ученые обращаются к исследованию проблемы удовлетворенности трудом.
Формально, можно рассматривать удовлетворенность трудом как переживание положительных эмоций, вызванных работой вообще и различными ее сторонами в частности. Таким образом, удовлетворенность работой – это частный случай удовлетворенности, который, в свою очередь состоит из удовлетворенности отдельными аспектами производственной ситуации, такими как заработная плата, графиком, отношения с коллегами, начальством. Субъективно, удовлетворенность в труде проявляется в переживании приятного от рабочего процесса, а неудовлетворенность – в переживании неприятного. Объективно же удовлетворенность проявляется в поведении, ведущем в основном к повышению эффективности трудовой деятельности [13].
За время изучения этого феномена было сформировано несколько подходов к его исследованиям, где понятие «удовлетворенность трудом» рассматривается как:
- показатель адаптированности работника к конкретной позиции в системе общественного отношения труда [6]
- отношение человека к процессу труда, его содержанию, как эмоциональное состояние работника, его удовлетворенность настроем внутри коллектива [11]
- исполнение, осуществление ожиданий человека от материальных, социальных и духовно-нравственных результатов своей работы [Шульц]
- испытываемое человеком психологическое и моральное удовлетворение в процессе трудовой деятельности [19];
- это совокупность воздействия на работника факторов мотивации труда, в том числе: условия труда, содержание и величина заработной платы, уважение, признание, возможность для самовыражения и самоутверждения личности, то есть факторы, которые определяют стремление человека к полезной деятельности, возможность проявления творческой инициативы и т.д. [20]
- интегративный показатель, отражающий благополучие или неблагополучие личности в трудовом коллективе [9]
- состояние сбалансированности требований (запросов), предъявляемых работником к организации по содержанию, характеру и условиям труда, и субъективной оценке возможностей реализации этих запросов [17]
- и другие
Анализируя основные концепции удовлетворения трудом, их условно можно разделить на два класса: субстанциональные и релятивные.
В рамках первого подхода работали А.Г. Здравомыслов, А. Кемпбел, Е. Локк, И.М. Попова, В.А. Ядов. Они рассматривали удовлетворенность трудом в терминах потребностей и ценностей самой личности, как положительную эмоцию, возникающую в самом субъекте.
Сторонники релятивного подхода, Ф.Р. Ачмиз, Ф.Н. Ильясов, Н.Ф. Наумова, В. Д. Патрушева, Е.Ю. Пряжникова, Р. Штольберг, связывают удовлетворенность трудом со сравнением своего положения с другими людьми и интерпретируют ее как меру адаптации индивида к социальной реальности.
Рассматривая человека как элемент социального целого с одной стороны и как некоторую автономную, самостоятельную по отношению к нему сущность, можно объединить эти две концепции. Тогда удовлетворенность трудом будет пониматься как уровень социальной адаптации, в котором проявляется определенной уровень притязаний, сравнивая с которым свой социальный статус, человек формирует свою оценку последнего. То есть процесс адаптации проходит на двух уровнях: внутреннем и внешне-социальном [7].
Исследования качественных характеристик удовлетворенности трудом
Исследования удовлетворенности трудом могут быть сгруппированы в три основные категории [Бюссинг]:
- последствия удовлетворенности и неудовлетворенности трудом;
- формы и уровни удовлетворенности;
- факторы (причины и ограничения).
Как последствия удовлетворенности трудом чаще всего используют три понятия: текучесть, абсентизм (общее количество потерянных рабочих дней или часов, частота случаев отсутствия сотрудника на работе [14]) и результаты выполненной работы. Абсентизм коррелирует с неудовлетворенностью, текучесть чаще возникает также при ее возникновении, но возможна и при удовлетворенности. Результаты выполняемой работы однозначно коррелируют с высокой удовлетворенностью [2].
В 1992 году А. Бюссинг со своей рабочей группой проанализировали динамическую концепцию удовлетворенности трудом, предложенную А. Брюггеманом еще в 1974г. Исследуемый феномен рассматривается как процесс взаимодействия, при котором проводится различие между тремя его формами. Модель включает в себя три основные переменные:
- различия между фактической ценностью рабочей ситуации и номинальными (собственными) ценностями человека;
- изменения в уровне стремления;
- проблемно-ориентированное поведение (направленное на решение задачи).
Согласно этой модели, человек формирует некоторую степень удовлетворенности или неудовлетворенности работой в зависимости от сочетания между ожиданиями, потребностями и мотивами, с одной стороны, и рабочей ситуацией. С учетом возможных последующих изменений в уровнях стремлений и соответствующего проблемно-ориентированного поведения, могут развиться шесть форм удовлетворенности и неудовлетворенности трудом (см. Таблицу 1)
Таблица 1
Прогрессивная удовлетворенность трудом: |
Удовлетворенность от работы в целом. Уровень стремления увеличивается, и «творческая неудовлетворенность» становится неотъемлемой частью работы. |
Стабильная удовлетворенность трудом: |
Удовлетворенность от конкретной работы. Недостаточные стимулы работы, стремление сконцентрировано на других областях. |
Удовлетворенность трудом в смирении (удовлетворенность трудом смирившегося человека): |
Неясная неудовлетворенность. Уровень стремления снижается, что приводит к временному позитивному состоянию удовлетворенности. |
Конструктивная неудовлетворенность трудом: |
Ощущение неудовлетворенности. Уровень стремления поддерживается, совершаются попытки справиться с ситуацией, вырабатывается терпимость к фрустрации и досаде. |
Фиксированная неудовлетворенность трудом: |
Ощущение неудовлетворенности. Уровень стремления поддерживается, попыток справиться с ситуацией не возникает. Не исключается патологическое развитие событий. |
Псевдоудовлетворенность трудом: |
Ощущение неудовлетворенности, но восприятие негативной ситуации отрицается. Уровень стремления поддерживается за счет отдельных аспектов достижений. |
Самой спорной формой рассматриваемого феномена является удовлетворенность трудом в смирении. Согласно результатам качественных интервью, проводимых в рамках исследований Бюссинга, количество респондентов, удовлетворенных своей работой, превышало количество ответивших отрицательно, именно за счет принадлежности к группе смирившихся и снизивших уровень своих стремлений.
Также, в ходе исследований Бюссинга, было установлено, что не только количественные, но и качественные характеристики удовлетворенности трудом зависят от многих факторов и динамичны во времени. [2]
1.2 Удовлетворенность трудом и трудовая мотивация, теории мотивации
Если рассматривать удовлетворенность трудом строго как удовлетворение потребностей работников, но необходимо учитывать, что человек, удовлетворивший все свои потребности, не будет являться мотивированным сотрудником, и его эффективность как специалиста будет снижаться. Следовательно, необходимо выделить набор потребностей человека, которые могут стимулировать его как члена рабочего коллектива на достижение определенных результатов. Этот набор потребностей и будет являться мотивацией трудовой деятельности человека.