Файл: Воспитание и индивидуальные особенности личности в семье.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Нет никакого секрета в том, что человек является высшей ценностью нашего общества. Круг проблем современного общества кроме глобально социальных вопросов, охватывает и внимание к воспитанию личности, заботе о всестороннем развитии способностей человека, совершенствованию личных качеств.

Каждый человек в этом мире неповторим, и необходимость в индивидуальном подходе обусловлена тем, что воздействие на личность корректируется его индивидуальными особенностями, без учета которых невозможен по-настоящему действенный процесс воспитания. Всестороннее развитие каждого человека является не только целью, но и необходимостью для нашего общества. Роль возрастного фактора в развитии нашего общества так же немаловажна, учитывая это, возникает вопрос об индивидуальном подходе в воспитательном процессе.

Индивидуальный подход не единоразовое мероприятие. Он пронизывает всю систему формирования личности. Именно поэтому его относят к списку основных принципов воспитания. Однако следует учитывать, что в разных сферах воспитания и обучения этот подход проявляется в разной степени.

Принцип индивидуального подхода должен сопровождать все этапы воспитательной и учебной работы в педагогической деятельности. Перед каждым практикующим педагогом, стоят общие задачи воспитания, решение которых происходит при помощи педагогического воздействия на каждого воспитанника, учитывая его психические особенности и условия жизни, в этом состоит суть индивидуального подхода в воспитании.

Процесс всестороннего развития личности включает в себя целую систему воспитания и обучения. Таким образом, актуальность темы воспитания, индивидуальных особенностей личности, проявляющихся в процессе воспитания, сегодня присутствует в обществе как никогда.

Цель работы – исследовать особенности влияния процесса воспитания на развитие личности в современных условиях.

Задачи работы:

1. раскрыть понятия «воспитание», «воспитательный процесс», «личность», «индивидуальность»;

2. рассмотреть элементы и содержание воспитательного процесса, выявить его особенности;

3. изучить специфику индивидуального подхода в воспитании;

4. исследовать практические особенности передачи знаний и ценностей в процессе семейного воспитания личности.

Объектом исследования является воспитательный процесс.


Предмет исследования - приемы индивидуального подхода в воспитании личности, сущность и особенности воспитания современной личности.

Структура работы состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка использованных источников.

1. Сущность воспитания личности и особенности воспитательного процесса

1.1. Понятие воспитания и воспитательного процесса

Воспитание - процесс целенаправленного формирования личности; это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.[1]

Безусловно, процесс воспитания - процесс комплексный. Под комплексностью подразумевается единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса. Формирование личностных качеств происходит в комплексе, поэтому и педагогическое воздействие должно иметь комплексный характер.[2]

Воспитательный процесс - это целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и учеников, сущностью которого является создание условий для самореализации субъектов этого процесса. Цель воспитательного процесса - ориентация детей на самовоспитание, саморазвитие, самореализацию. Организация воспитательного процесса как созидание и поддержание условий для саморазвития осуществляется в тесном взаимодействии с воспитанником, с учетом его доброй воли.[3]

Основные компоненты воспитательного процесса:

- целевой компонент (цели, задачи и социализация личности);

- содержательный компонент (соответствие потребностям личности; стандарт образования);

- операционно-деятельностный (организация деятельности детей на уроках и во внеурочное время);

- аналитико-результативный (анализ результатов педагогической деятельности).

Воспитатель оказывает влияние на эмоциональную среду, самосознание и сознание ребенка, на то, что происходит внутри и скрыто от непосредственного наблюдения. Различные цели и мотивы, составляющие психологическое содержание акта поведения, могут привести ребенка к определенному поведению. Например, с целью личной выгоды или самозащиты воспитуемый показывает себя не тем, кем является, скрывая подлинные чувства, мысли и эмоции. Часто внешнее поведение не совпадает с настоящим содержанием и может быть выявлено с помощью специальных психологических методов.[4]


Исследователями педагогической психологии было выделено несколько групп методов воспитания: методы формирования опыта поведения, методы формирования сознания, методы стимулирования и коррекции поведения учащихся, метод примера.[5]

Реализация данных методов осуществляется посредством приемов воспитания (лекция, беседа, рассказ, диспут и другие) и психологических механизмов воспитания, приведём некоторые из них:

- Убеждение - теоретический прием, с его помощью информация входит в сферу интересов человека, происходит ее внутреннее принятие. Это происходит посредством специальных логических приемов воздействия, разработанных психологами и педагогами;

- Внушение - воздействие на чувства информацией, через них на ум и волю личности. Это ведет к тому, что восприятие информации становится почти неосознанным и не критичным. В основе внушения лежит свойство слова создавать образы поведения, а при эмоциональном воздействии они усваиваются без вмешательства активного мышления - бессознательно.

- Заражение - процесс, в ходе которого от человека к человеку переходит эмоциональное состояние (радость, тревога, энтузиазм и т.п.). Оно воспринимается бесконтрольно и воспроизводится в различных ситуациях. Например, четкая, аккуратная, умела и красивая демонстрация учителем трудовых операций и приемов заражает учеников желанию и энтузиазмом в достижении такого же мастерства в работе;

- Подражание - воспроизведение воспитуемым в преобразованном виде образцов поведения, внешних черт, манер, поступков, которые он наблюдал у других людей. Том важным для учителя технологий является пропагандировать моду на труд, трудолюбие, культуру труда, ценность труда и человека, работающего;

- Рефлексия - осмысление человеком закономерностей, причин и механизмов их деятельности, поведения, социального и индивидуального способа существования. Рефлексия это один из важнейших механизмов самовоспитания человека.[6]

Два основных компонента воспитательного процесса - это воспитание и самовоспитание. С постепенным взрослением ребенка соотношение межу этими составляющими должно склоняться в пользу самовоспитания. На формирование личности оказывает влияние не только внешние условия - общественные отношения, нормы, идеи, но и внутренние условия - способности личности, её мировоззрение, черты характера, темперамент и т.д. Собственная деятельность ребенка также формирует его личность, когда он выступает активным субъектом в процессе воспитания. При этом воспитатель берет на себя роль руководителя и корректировщика деятельности. Педагог выступает организатором самовоспитания ребенка, для этого мотивирует его на совершенствование своей личности и передает знания о методах самовоспитания.[7]


Таким образом, воспитание - двусторонний процесс, в котором участвует педагог и воспитуемый. На протяжении долгого времени под воспитанием подразумевался односторонний процесс - воздействия педагога на воспитуемого, где последний был пассивным существом. А. С. Макаренко один из первых опроверг такое мнение о воспитании, он рассмотрел личность ребенка, её потребности, интересы, склонности.[8] Оба участника воспитательного процесса преследуют свои цели, которые возможно не совпадают. Педагог, кроме воздействия на воспитуемого, осуществляет психологическое познание его как личности, проектирует процесс развития, выбирает воспитательные методы, средства и организует деятельность воспитуемого. В это время учащийся не только является исполнителем указаний воспитателя, но и осуществляет мотивированные и наиболее самостоятельные поступки.

1.2. Взаимоотношения семьи и школы в воспитательном процессе

В настоящее время система образования изменяется так стремительно, что родители часто не имеют полного представления о внесённых изменениях в систему. Родители опираются на опыт воспитательной деятельности своих годов, который зачастую отстает от современных запросов. Для разрешения этого несоответствия педагогическому коллективу необходимо сделать воспитательный процесс максимально открытым, информированным и доступным для родителей обучающихся. Из этого следует, что взаимоотношения двух основных, равноправных субъектов социального воспитания, таких как семья и школа, должны строиться на взаимообщении, взаимодополнении.

Согласно словам великого русского педагога В. Сухомлинского: «В семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды. На моральном здоровье семьи строится педагогическая мудрость школы».[9]

Понятие «семья» в разные этапы человеческой истории кардинально менялось. Как мы знаем, семья это одно из самых важнейших явлений, которое сопровождает нас на протяжении всей нашей жизни. А.В. Петровский, рассматривает семью с социально-психологической точки зрения, и определяет семью как социальную группу, соответствующую нормам и ценностям данного общества, объединенную формируемой в совместной деятельности совокупностью межличностных отношений: супругов между собой, родителей к детям и детей к родителям и между собой, которые проявляются в любви, привязанности, интимности.[10]


Суть данных взаимоотношений заключается в создании благоприятных условий для индивидуального развития и роста обучающихся, также организации активной жизненной позиции человека, ведущего достойную жизнь. Задача педагога в создании взаимоотношений с родителями обучающихся - это активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер. Взаимоотношения всех участников учебно-воспитательного процесса, положительные жизненные примеры и духовные ценности, способствуют становлению личности.[11]

Главное условие взаимоотношений школы и семьи - ясное представление о функциях и содержании деятельности друг друга. В процессе взаимообщения не только педагоги должны обращать внимание родителей на недостатки в методах и содержании семейного воспитания, также и родители указывать педагогам на аналогичные нарушения в работе школы. Однако взаимная критика должна быть обоснованной и конструктивной. Не общие слова, а конкретные факты и предложения должны лежать в ее основе.[12]

На наш взгляд взаимоотношения школы и семьи в воспитательном процессе осуществляются следующим образом:

- общение педагогов и родителей в сфере воспитания;

- педагоги и родители совместно принимают участие в управлении воспитательным процессом школы;

- разработка и осуществление школой и семьей совместных социальных, образовательных, культурных проектов, отдельных дел и акций, направленных на решение воспитательных задач;

- взаимное консультирование педагогов и родителей.[13]

Родительский комитет школы, также непосредственно и класса, играет значимую роль в сотрудничестве обучающихся и школы. В зависимости от того на сколько слаженно и ответственно подходит к своей деятельности родительский комитет, зависит атмосфера в школе, взаимоотношения родителей друг с другом, общение взрослых и обучающихся. Четкая и хорошо отлаженная совместная работа родителей и учителя школы всегда приносит свои плоды.

Совершенствование воспитательного процесса в школе всегда связано с повышением активности участия семьи в жизни школы. Школы и семьи являются партнёрами, передающими друг другу знания, идеи по воспитанию детей.[14] Данные отношения или партнерство может быть реализовано через такие традиционные формы взаимодействия как:

- круглые столы;