Файл: Воспитание и индивидуальные особенности личности в семье.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 58

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Доказательством сказанному являются наблюдения выдающегося врача-психиатра В. П. Кащенко. На основании своего огромного лечебно-педагогического опыта он утверждал, что отсутствие достаточного знания и специального изучения детей приводит на практике к непоправимым ошибкам воспитания. По его мнению, многие из тех «никчемных бродяг», которые бесцельно слонялись по свету, спивались, опускались «на дно жизни» и часто попадали в психиатрическую клинику, были людьми, вполне поддающимися воспитанию, но которых школа, как он выражался, «не сумела приспособить».[34]

Говоря это, В. П. Кащенко приводит интересный список людей, которых в детстве учителя считали неспособными, дурными, а в некоторых случаях даже слабоумными и которые впоследствии оказались в числе лучших людей своего времени. Это - Ньютон, Джеймс Уатт, Эдиссон, Вальтер Скотт (о котором один учитель говорил: «Он глуп и останется глупым»), Дарвин, Морзе, Франклин, Байрон, Спенсер, Линней, Эдгар По, поэт Берне, Шеридан, наконец В. А. Серов, Н. В. Гоголь, А. И. Герцен, В. Г. Белинский и многие другие. Этих людей В. П. Кащенко называл «пасынками школы» и считал живым свидетельством отсутствия в школе необходимого в процессе воспитания индивидуального подхода. Из многочисленных примеров, писал он, видно, как несведущи в своем деле педагоги и сколько зла принесли детям из-за своего незнания и неумения распознать действительную природу ребенка. И хотя речь идет о прошлом, наблюдения В. П. Кащенко убеждают в необходимости серьезного осмысливания индивидуального подхода в обучении и воспитании учащихся и сегодня. Необходимость такого подхода вызывается тем, что уровень подготовки и развития способностей к учению не у всех обучаемых одинаков.[35]

С достаточной степенью вероятности можно предположить, что в основе реализации индивидуального подхода к учащимся в процессе воспитания большое значение имеет высококвалифицированный состав педагогических работников общеобразовательных учреждений, их способности, педагогическое мастерство и общее состояние психологического климата в педагогических коллективах и классах. Как известно, центральной фигурой в обучении и воспитании учащихся школ обычно является классный руководитель.[36]

Индивидуальный подход - это использование методов инди-видуального воздействия, которые соответствовали бы индивидуальным особенностям личности. Из приведенного определения следует: чтобы в полном объеме осуществлять индивидуальный подход к учащемуся, необходимо, во-первых, знать индивидуальные особенности данного учащегося; во-вторых, знать и уметь пользоваться методами, приемами, способами индивидуального воздействия.


Таким образом, процесс индивидуального подхода состоит из двух этапов, неразрывно связанных между собой: 1) изучение особенностей учащегося; 2) применение методов индивидуального воздействия.[37]

Выводы по первой главе работы.

Воспитание представляет собой процесс целенаправленного формирования личности; это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу. Воспитательный процесс - это целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и учеников, сущностью которого является создание условий для самореализации субъектов этого процесса.

В процессе воспитания должно быть тесное взаимоотношение школы и семьи. Это проявляется в общении педагогов и родителей в сфере воспитания, педагоги и родители совместно принимают участие в управлении воспитательным процессом школы, разработка и осуществление школой и семьей совместных социальных, образовательных, культурных проектов, отдельных дел и акций, направленных на решение воспитательных задач, взаимное консультирование педагогов и родителей.

2. Ценности и стратегии воспитания личности в современной российской семье

2.1. Трансформация семьи как важнейшего фактора воспитания личности

Воспитание детей в семье всегда опиралось на определенные ценностные установки, господствующие в данном обществе и отражающие общественные потребности в определенной ориентации семьи на те или иные цели воспитания.

Значительное воздействие на этот процесс оказывают экономические факторы, изменяющие семейные ценности на протяжении жизни нескольких поколений. Это влияние следует рассматривать с нескольких сторон. Прежде всего, в широком смысле - изменение типа хозяйства (с аграрного на индустриальное и в дальнейшем - переход к постиндустриальному) постепенно изменяет и тип семьи; с другой стороны, факторы, действующие в более короткие периоды времени, такие как благосостояние отдельной семьи и ее жилищные условия, могут существенно повлиять на репродуктивные планы семьи, замедлить или наоборот ускорить процесс нуклеаризации семей.[38]

По мере того как прогресс науки и техники освобождает человека от непосредственного участия в процессе материального производства, а разделение труда ограничивает пространство хозяйственной деятельности семьи, происходит обособление репродуктивной и самосохранительной функции семьи непосредственно от целей «производственного потребления». Намечается противоречие, поскольку рано или поздно сотрудничество семьи и общества во всех сферах жизнедеятельности человека превращается в свою противоположность - кооперацию, основанную на глубоком разделении и специализации деятельности. Таким образом, возникает современная семья - семья специализированного типа в отличие от многофункциональной семьи прошлого, которой был присущ универсализм деятельности.


Ограничение хозяйственной (экономической) и отчасти воспитательной функции семьи, передача ряда семейных функций другим государственным институтам приводит к ее специализации в качестве субъекта потребительного производства, превращает ее в ячейку особой рекреационной деятельности, создания условий для восстановления сущностных сил человека, обеспечения психологического комфорта, удовлетворения интимных и индивидуальных потребностей в отношении детей. Причем по своей направленности нормы и ценностные ориентации поведения членов семьи приходят во все большую зависимость от ее социально-экономического положения. Важнейшим фактором типа семьи и ее демографического поведения становится уровень материального и духовного потребления.[39]

Таким образом, трансформация института семьи в России носит долгосрочный характер и происходит под воздействием совокупности факторов социального, психологического, культурологического, демографического и экономического характера. Социальные институты все более перехватывают у семьи ее основные функции, при этом залогом социального успеха индивида становятся, прежде всего, его личные достижения, обусловленные уровнем образования и степенью профессионализма.

Традиционную семью (и соответственно традиционные семейные ценности), характеризующуюся совместным проживанием нескольких поколений, многодетностью, четкостью закрепления семейных ролей между мужчиной и женщиной, подчиненностью всех членов семьи ее главе, в основном поддерживало натуральное хозяйство, преимущественно сельский образ жизни, соответствующее законодательство. Уже в 60-е годы ХХ века, когда СССР стал преимущественно городской страной (большая часть населения стала горожанами), традиционная многопоколенная семья как массовое явление стала уходить в прошлое. Особенно это было характерно для РСФСР, Украины, Белоруссии, Прибалтики. Этому способствовали и массовые внутренние миграции (из села в город, а также в связи с освоением Севера, Сибири и целинных земель), практически всеобщая занятость женщин вне дома.[40]

В результате формируется совершенно новый тип семьи, который характеризуется, прежде всего, малодет- ностью, ориентацией супругов друг на друга, отдельным проживанием от старшего поколения или иных родственников, стиранием гендерных различий в семейных ролях. Если некоторые из упомянутых ценностей не могут быть достигнуты (прежде всего, это касается раздельного проживания с прародительским поколением), то это связано с материальными проблемами данной семьи, однако не перестает быть желаемым. За истекший век рождаемость в России с традиционно высокой (около 7-8 детей на одну женщину до 1917 года) упала до 1,77 в 2015 году, и это самый высокий показатель за последние годы - результат активной демографической политики, реализуемой в нашей стране (см. рис. 1).


Рисунок 1. Динамика коэффициента рождаемости[41]

Сложившаяся в настоящее время социальная ситуация характеризуется кризисом традиционных форм организации семьи, что обусловлено эволюционным развитием цивилизации, которая приводит к росту личностной свободы каждого человека.[42] Структурные и функциональные изменения института семьи привели к ломке традиционных отношений «родители-дети». Семья перестала быть основной средой включения молодого поколения в профессиональную и культурную традиции. Всеобщим явлением становится уменьшение роли семейного воспитания, резкое возрастание социализирующей функции общественных институтов - детских воспитательных учреждений, школ, вузов, средств массовой информации. Изменение функциональных родительских ролей связано с преобладанием материнских контактов с ребенком. Формирование образа семьи в глазах ребенка и подростка происходит под воздействием совокупности внешних и внутренних (например, воспитательные стратегии, система ценностей родителей, взаимоотношения в семье) по отношению к самой семье факторов. Этот процесс связан с созданием всей системы ценностных ориентаций личности.

2.2. Ценности семейного воспитания личности

Под ценностными ориентациями понимается отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров.[43]

Необходимость изучения семейных ценностей можно рассматривать с двояко: прежде всего, как маркер трансформации института семьи, для прогнозирования ее состояния в будущем; помимо этого, как отражение внедряемых мер семейной политики. Разумеется, оба этих момента тесно связаны между собой, поскольку исходя из прогноза о состоянии семьи в будущем и разрабатываются те или иные меры семейной политики, нацеленные на ее коррекцию.

Исследование семейных ценностей имеет очень важное практическое значение, поскольку на желание создать собственную семью у молодежи, на воспитание детей в ней и формирование внутрисемейных отношений большое влияние оказывает опыт родительской семьи (см. табл.1).

Таблица 1

Распределение ответов респондентов на вопрос: «Идеал семьи для Вас сформирован на основе...?», (% к числу опрошенных)[44]


Варианты ответа

подростки

молодежь

родители

опыта родительской семьи

36

45

32

опыта родственников, знакомых

20

7

7

художественной литературы, кино, телевидения

4

2

4

Ответы трех групп опрошенных свидетельствуют, что опыт родительской семьи как образец для подражания признают, прежде всего, представители молодежи (45 %). Родительская семья представляет идеал семейных отношений для 36 % подростков и 32 % родителей. Излишне критическое отношение к собственной родительской семье наблюдается со стороны подростков: формирование семейного идеала проходит во многом на примере родственников и знакомых (20 %). Такая позиция связана с возрастными особенностями этой группы опрошенных.

В психологии известно, что подростковый возраст демонстрирует критическое осмысление окружающего социального мира и формирование независимо от семьи личностной системы ценностей. Включенность подростка во внутреннюю жизнь родительской семьи дает ему не всегда объективную конфиденциальную информацию о взаимоотношениях между родителями, что вызывает протест и нежелание строить идеал семьи по образцу родительской.[45] Более поверхностное знакомство с семьями знакомых и родственников создает у подростка иллюзию их полного благополучия и определяет более частый их выбор в качестве идеала. Молодежь демонстрирует возврат к ценности родительской семьи, а также чаще остальных групп опирается в определении идеала на собственный опыт.

В наибольшей степени ценности воспитания можно анализировать с помощью социологических исследований, причем особую значимость имеют пилотные исследования, проводящиеся периодически, которые позволяют отслеживать изменения воспитательных стратегий и установок.

Для большинства российских семей в настоящее время, как и 20-25 лет назад (длина поколения) наибольшей ценностью и критерием жизненного успеха остается материальное благополучие.[46] Этому виной как настоящий экономический кризис, так и, по нашему мнению, в большей степени «эхо» тяжелейшего экономического спада 90-х, поставившего большинство российских семей на грань выживания (см. табл. 2).