Файл: Воспитание и индивидуальные особенности личности в семье.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 56

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Надо сказать, что наибольшее значение для родительского поколения представляют такие ценности как хорошее здоровье, материальное благополучие, наличие рядом близкого человека. С небольшим отрывом за ними следуют такие позиции как «уверенность в завтрашнем дне», «чувство безопасности». Как нам кажется, это связано не столько с материальным положением в настоящий момент, но и со страхом перед его ухудшением в будущем. По данным многих социологических исследований, в том числе и авторских, одна из самых больших проблем россиян - «боязнь потери работы».

Кроме того, в качестве ведущих проблем россияне упоминали и материальные проблемы, и проблемы с жильем. Семейные, коллективные ценности более значимы для родительского поколения, чем индивидуалистические, однако несколько уступают сугубо материальным: так, позиция «проводить свободное время с семьей» имеет весьма высокий ранг - 4,37, но иметь хорошую квартиру чуть выше - 4,40. Значительно менее важными для них являются такие индивидуалистические ценности, как «уделять себе достаточно времени» - 3,57, «путешествовать по разным странам» - 3,4.

Таблица 2

Распределение ответов респондентов на вопрос: «Ценности родительского поколения - это...»[47]

Варианты ответа

затруднились ответить

1

2

3

4

5

Средний

балл

% к числу ответивших

Состоять в браке

6,5

7,7

3,6

8,6

11,3

49,0

4,13

Материальное благополучие

1,5

1,2

0,9

9,2

23,1

50,1

4,42

Иметь одного ребенка

10,7

16,3

2,7

7,7

6,2

25,5

3,38

Иметь двоих детей

16,0

11,0

3,0

5,9

11,0

27,3

3,70

Иметь троих или более детей

27,6

12,5

4,7

6,5

7,4

16,3

3,22

Меньше заниматься домаш­ним хозяйством

12,2

10,7

10,7

24,9

12,8

8,9

2,98

Иметь высшее образование

6,2

7,4

3,6

11.6

14.2

41,2

4,00

Уважение со стороны окружающих

2,4

5,0

6,8

16,6

22,8

31,2

3,83

Уверенность в завтрашнем дне

2,1

3,0

1,5

5,3

16,9

54,3

4,46

Стремление к Богу, следова­ние его заповедям

7,1

7,1

11,6

13,6

14,5

30,3

3,64

Чувство безопасности

1,2

2,1

2,1

5,0

21,4

52,2

4,44

Экологически чистая среда проживания

1,5

1,8

2,1

6,5

23,7

49,6

4,40

Иметь рядом близкого чело­века

0,5

0,8

3,2

4,2

24,1

58,2

4,50

Иметь хорошее здоровье

0,9

0,3

1,5

2,1

8,6

72,4

4,78

Часто общаться с родственниками

1,5

3,9

4,7

17,5

19,9

37,1

3,98

Часто общаться с друзьями

1,8

4,2

7,7

21,1

25,5

23,1

3,68

Иметь свое дело, бизнес

12,8

13,6

8,9

16,0

13,4

17,8

3,19

Уделять себе достаточно внимания

3,6

5,3

10,1

17,8

24,6

20,5

3,57

Проводить свободное время с семьей

0,9

2,7

2,4

4,2

24,0

46,9

4,37

Регулярно ходить в кино, те­атр, на выставки

5,0

11,0

14,8

27,3

16,9

8,6

2,97

Иметь возможность не рабо­тать

16,6

25,8

8,0

11,6

7,4

12,8

2,59

Реализовать себя в профес­сии

3,3

4,2

6,8

14,2

22,

32,6

3,90

Иметь хорошую квартиру

1,2

1,5

3,0

8,3

18,1

52,2

4,40

Иметь дачу, дом за городом

4,5

5,9

6,8

14,2

18,4

34,4

3,86

Путешествовать по разным странам

4,5

10,7

12,2

15,7

16,0

24,6

3,40


Примечание: Оценка на основе бальной шкалы: от 1-«совсем неважно» до 5-«очень важно».

Примечательно, что для родительского поколения наибольшую ценность представляет двухдетная семья - 3,7 (важность одного ребенка - 3,38, троих детей - 3,22), что совпадает с данными всех прочих исследований, касающихся репродуктивных настроений россиян. Но при этом по значимости эти позиции существенно проигрывают сугубо материальным ценностям. Исходя из этого, складывается и воспитательная стратегия большинства семей (см. табл. 3).

Таблица 3

Распределение ответов родителей на вопрос: «На ваш взгляд, воспитание детей в семье - это прежде всего ... ?», % [48]

Варианты ответа

Доля

родителей

воспитание у детей ответственности

42,7

воспитание у детей трудолюбия, добросовестности в работе

33,2

учеба, подготовка уроков, воспитание стремления к знаниям

19,6

обучение детей правильно строить свои взаимоотношения с другими людьми

18,1

обучение детей выполнению работы по дому, житейским навыкам

16,6

формирование у детей здорового образа жизни

16,6

формирование у детей хороших манер, умения себя вести

16,3

воспитание терпимости, уважения к окружающим

16,1

передача детям от родителей тех знаний, умений и навыков, которые у них есть

16,0

воспитание у детей высоких моральных качеств, порядочности

16,0

воспитание достойных граждан страны

13,4

формирование умения постоять за себя, отстаивать свои интересы

13,1

защита детей от различных неприятностей

11,3

воспитание независимости в поведении, поступках

4,7

обучение детей премудростям семейной жизни

3,0

другое

2,4

В настоящее время у российских семей в приоритете воспитание трудолюбия и ответственности, а также стремления к знаниям.

По нашему мнению, это связано именно с ценностными ориентациями родителей на материальное благополучие, карьеру, которые отождествляются с жизненным успехом. Семья и семейные ценности, даже те навыки, которыми владеют родители, не считаются столь важными. Печален тот факт, что воспитание порядочности, терпимости, уважения к окружающим очень серьезно отстают от таких позиций, как трудолюбие и ответственность.


2.3. Стратегии семейного воспитания

Ценность семьи в системе ценностей человека не остается неизменной. Исследования демонстрируют, что в настоящее время происходит разрушение прежней системы ценностно-нормативной регуляции социального поведения, отмирают те важнейшие экзистенциальные ценности, которые на протяжении тысячелетий обеспечивали устойчивое самосохранение и эффективное функционирование общества.[49]

Интересно отследить изменение ценностей воспитания на протяжении хотя бы последнего полувека (периода наиболее бурной трансформации института семьи). Можно было бы предположить, что и воспитательные стратегии, и ценности должны были бы измениться кардинально. Однако этого не произошло (см. табл. 4).

Лидирующие позиции среди опрошенных занимают такие цели воспитания, как трудолюбие и честность. Мнения респондентов всех трех групп по этим позициям довольно близки. Следует отметить также, что желание родителей воспитывать эти свойства характера в своих детях, адекватно оценили как подростки, так и молодежь. Все поколения также отмечают, что и они, и в них хотят воспитать порядочность и доброту. Можно заметить, что несколько возрастает роль индивидуалистических целей воспитания (например, целеустремленности, настойчивости, самоконтроля, стремления к успеху), так, сегодняшние родители значительно реже отмечают, что эти черты хотели воспитать у них.

Интересен тот факт, что мнение о целях воспитания у молодежи и подростков несколько разнятся с мнением родителей, особенно в позициях «любознательность», «бережливость», «дисциплинированность», «заботливость». Например, если почти 41 % родителей отмечают, что стремятся воспитывать в детях любознательность и широту мышления, то среди респондентов из числа молодежи и подростков этот посыл заметили лишь 20,1 % и 25,9 % соответственно.

Таблица 4

Распределение ответов респондентов на вопросы о принятых в их семьях стратегиях воспитания, % к числу ответивших [50]

Варианты ответа

Какие черты характера стремились воспитать родители у Вас?

Какие черты характера Вы стремитесь вос­питать у детей?

родители

молодежь

подростки

родители

трудолюбие

58,8

54,1

56,8

53,7

целеустремленность

23,7

37,6

39,5

42,7

настойчивость

17,8

20,1

22,2

26,1

послушание

27,6

25,3

20,1

19,3

индивиду альность

12,5

21,0

20,4

25,8

заботливость

30,6

17,9

24,1

32,6

доброту

42,4

46,7

42,6

46,6

честность

46,0

55,5

41,4

45,1

порядочность

42,7

44,1

35,6

48,7

аккуратность, опрятность,

29,8

39,7

31,5

30,3

воспитанность, вежливость, хорошие манеры

30,9

43,2

33,5

37,4

дисциплинированность

30,0

17,0

16,7

29,1

самостоятельность и незави­симость

23,7

23,6

26,5

24,0

активность, целеустремленность

19,0

24,9

17,3

20,2

бережливость в отношении денег и вещей

9,2

13,5

14,2

24,0

любознательность, интел­лект, широту мышления

18,2

20,1

25,9

40,9

терпимость

14,5

14,8

19,8

20,8

стремление к успеху

8,3

12,7

23,5

22,6

самоконтроль

5,9

12,2

13,0

11,9

воля, характер

15,1

20,5

12,1

29,7

другое

2,4

2,2

3,6

-


Таким образом, во второй главе рассмотрены практические аспекты семейного воспитания.

Заключение

Подытоживая все сказанное, можно сказать, что воспитание - это процесс «целенаправленный», т. е. имеющий четко поставленную цель. Употребление этого термина в определении воспитания как преднамеренного процесса подразумевает, что воспитание осуществляется тогда и только тогда, когда педагог осуществляет это специально, осознанно. Но так ли это? Например, если педагог в присутствии учащихся разговаривает с кем-либо по телефону, то, естественно, осознаваемой им целью является передача или получение информации. Но нет сомнения, что любые жесты, слова, другие поведенческие акты педагога в этом случае все равно оказывают воспитательное воздействие на учащихся. Равно как и в ситуации, когда директор школы в коридоре разговаривает с учителем. Здесь осознаваемая цель директора иная, чем воспитание, например, вежливости или уважении к профессиональной деятельности. Но если это происходит, когда рядом находятся учащиеся, совершается процесс воспитания. Поэтому, не отвергая тезис «воспитание - целенаправленный процесс формирования личности», следует учитывать, что воспитание осуществляется не только тогда, когда педагог ставит сознательно перед собой такую цель, но всегда, когда рядом с педагогом находится воспитанник.

Вступая в индивидуальное общение с учащимся, педагог вне зависимости от осознаваемой им цели в данный момент (попросить учащегося сделать что-либо, получить у него какую-либо информацию и т. и.) осуществляет воспитание, т. е. превращает определенные нравственные ценности нашего общества в социальные потребности, мировоззренческие позиции учащегося.

Основные компоненты воспитательного процесса:

- целевой компонент (цели, задачи и социализация личности);

- содержательный компонент (соответствие потребностям личности; стандарт образования);

- операционно-деятельностный (организация деятельности детей на уроках и во внеурочное время);

- аналитико-результативный (анализ результатов педагогической деятельности).

Индивидуальный подход в воспитании личности состоит из двух этапов, неразрывно связанных между собой: 1) изучение особенностей учащегося; 2) применение методов индивидуального воздействия.

Исследование, проведенное во второй главе работы, показало, что воспитание в российской семье нацелено на достижение детьми жизненного успеха и материального благополучия, при этом цели воспитания не всегда совпадают с жизненными ценностями родительского поколения. К сожалению, между родителями и детьми существуют значимые различия в понимании целей воспитания, что в дальнейшем может привести к неэффективности воспитания, появлению напряженности в отношениях между поколениями. Трансформация воспитательных ценностей и стратегий в российской семье произошла, однако реальное внедрение новых форм воспитания идет относительно медленно.


Список использованных источников

Учебная литература и периодические издания

  1. Адлер А. Индивидуальная психология и развитие ребенка / А. Адлер. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2017. – 166 с.
  2. Азаров Ю. П. Семейная педагогика. Воспитание ребенка в любви, свободе и творчестве. - М.: Эксмо, 2015. - 496 с.
  3. Бабанский Ю. К. Система способов оптимизации обучения // Вопросы психологии. - М., 1982. - 43 с.
  4. Баранов С. П. Методика обучения и воспитания младших школьников (1-е изд.): учебник. - М.: Академия, 2015. – 420 с.
  5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - СПб.: Питер, 2014. – 398 с.
  6. Большая Советская Энциклопедия / Гл. ред. А.М. Прохоров - М.: Советская энциклопедия, 1973. Т. 14. – 764 с.
  7. Власова В.И. Сущность индивидуального подхода к учащимся в процессе обучения и воспитания в психолого-педагогической науке // Научный вестник ГАОУ ВПО "Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт". - 2017. - Т. 3. - С. 43-46.
  8. Голованова Н. Ф. Общая педагогика. - М., 2015. - 27 с.
  9. Егорова Е.А. Роль семейного воспитания в развитии общих способностей детей // Актуальные проблемы психолого-педагогического сопровождения детей и подростков. - 2018. - С. 59-63.
  10. Загвязинский В. И. Теория обучения и воспитания. - М.: Академия, 2012. – 384 с.
  11. Звягинцев М.В. Педагогическая теория личности, как инструмент педагогики // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 56-4. - С. 118-123.
  12. Илюшина Е.С., Ермолаева Е.Л., Масленникова А.С., Федосеева Л.А., Юрина В.М. Психология воспитания личности // Вестник современных исследований. – 2018. - № 8.1 (23). – С. 110-112.
  13. Клепикова А.Д., Ахмерова Н.М. Взаимоотношения семьи и школы в воспитательном процессе // Взаимодействие педагогов и специалистов социальной сферы с разными категориями населения . – 2018. – С. 12-15.
  14. Кучмаева О. В. Семейные роли в современной российской семье: традиции и современность // Культурное наследие России. - 2016. - № 2. - С. 66-72.
  15. Литвинова А.В. Особенности психологической структуры российской семьи в разные периоды истории страны // Научные труды ГосНИИ семьи и воспитания. Том 3. - 2013. – С. 31-35.
  16. Макаренко А.С. Педагогическая поэма. – М., 2016. – 560 с.
  17. Мокеров И.П. Экономико-демографическое развитие семьи / И.П. Мокеров, А.И. Кузьмин. - М.: Наука, 1990. - 100 с.
  18. Неменский Б. М. Педагогика искусства. Видеть, ведать и творить. - М.: Просв., 2012. - 240 с.
  19. Педагогика / под ред. П. И. Пидкасистого. - М., 2006. - 608 с.
  20. Петровский А. В., Петровский В. А. Индивид и его потребность быть личностью. - М., 1982. - 97 с.
  21. Петрякова О.Л. Влияние экономических факторов на трансформацию института семьи в России. // Семья в кризисном обществе: Сб. науч. трудов. - 2009. – С. 181-185.
  22. Петрякова О.Л. Воспитательные ценности в современной российской семье // Современное детство: психолого-педагогическая поддержка семьи и развитие образования. – 2018. – С. 269-280.
  23. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений / Под ред. А.Ю. Коджаспирова. - Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1998. – 260 с.
  24. Социальная психология: словарь / ред. М.Ю. Кондратьев. - М.; СПб.: ПЕР СЭ; 2005. - 175 с.
  25. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебник. – М.: Гардарики, 2008. – 94 с.