Файл: Воспитание и индивидуальные особенности личности в семье.pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 68
Скачиваний: 1
Надо сказать, что наибольшее значение для родительского поколения представляют такие ценности как хорошее здоровье, материальное благополучие, наличие рядом близкого человека. С небольшим отрывом за ними следуют такие позиции как «уверенность в завтрашнем дне», «чувство безопасности». Как нам кажется, это связано не столько с материальным положением в настоящий момент, но и со страхом перед его ухудшением в будущем. По данным многих социологических исследований, в том числе и авторских, одна из самых больших проблем россиян - «боязнь потери работы».
Кроме того, в качестве ведущих проблем россияне упоминали и материальные проблемы, и проблемы с жильем. Семейные, коллективные ценности более значимы для родительского поколения, чем индивидуалистические, однако несколько уступают сугубо материальным: так, позиция «проводить свободное время с семьей» имеет весьма высокий ранг - 4,37, но иметь хорошую квартиру чуть выше - 4,40. Значительно менее важными для них являются такие индивидуалистические ценности, как «уделять себе достаточно времени» - 3,57, «путешествовать по разным странам» - 3,4.
Таблица 2
Распределение ответов респондентов на вопрос: «Ценности родительского поколения - это...»[47]
Варианты ответа |
затруднились ответить |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Средний балл |
% к числу ответивших |
|||||||
Состоять в браке |
6,5 |
7,7 |
3,6 |
8,6 |
11,3 |
49,0 |
4,13 |
Материальное благополучие |
1,5 |
1,2 |
0,9 |
9,2 |
23,1 |
50,1 |
4,42 |
Иметь одного ребенка |
10,7 |
16,3 |
2,7 |
7,7 |
6,2 |
25,5 |
3,38 |
Иметь двоих детей |
16,0 |
11,0 |
3,0 |
5,9 |
11,0 |
27,3 |
3,70 |
Иметь троих или более детей |
27,6 |
12,5 |
4,7 |
6,5 |
7,4 |
16,3 |
3,22 |
Меньше заниматься домашним хозяйством |
12,2 |
10,7 |
10,7 |
24,9 |
12,8 |
8,9 |
2,98 |
Иметь высшее образование |
6,2 |
7,4 |
3,6 |
11.6 |
14.2 |
41,2 |
4,00 |
Уважение со стороны окружающих |
2,4 |
5,0 |
6,8 |
16,6 |
22,8 |
31,2 |
3,83 |
Уверенность в завтрашнем дне |
2,1 |
3,0 |
1,5 |
5,3 |
16,9 |
54,3 |
4,46 |
Стремление к Богу, следование его заповедям |
7,1 |
7,1 |
11,6 |
13,6 |
14,5 |
30,3 |
3,64 |
Чувство безопасности |
1,2 |
2,1 |
2,1 |
5,0 |
21,4 |
52,2 |
4,44 |
Экологически чистая среда проживания |
1,5 |
1,8 |
2,1 |
6,5 |
23,7 |
49,6 |
4,40 |
Иметь рядом близкого человека |
0,5 |
0,8 |
3,2 |
4,2 |
24,1 |
58,2 |
4,50 |
Иметь хорошее здоровье |
0,9 |
0,3 |
1,5 |
2,1 |
8,6 |
72,4 |
4,78 |
Часто общаться с родственниками |
1,5 |
3,9 |
4,7 |
17,5 |
19,9 |
37,1 |
3,98 |
Часто общаться с друзьями |
1,8 |
4,2 |
7,7 |
21,1 |
25,5 |
23,1 |
3,68 |
Иметь свое дело, бизнес |
12,8 |
13,6 |
8,9 |
16,0 |
13,4 |
17,8 |
3,19 |
Уделять себе достаточно внимания |
3,6 |
5,3 |
10,1 |
17,8 |
24,6 |
20,5 |
3,57 |
Проводить свободное время с семьей |
0,9 |
2,7 |
2,4 |
4,2 |
24,0 |
46,9 |
4,37 |
Регулярно ходить в кино, театр, на выставки |
5,0 |
11,0 |
14,8 |
27,3 |
16,9 |
8,6 |
2,97 |
Иметь возможность не работать |
16,6 |
25,8 |
8,0 |
11,6 |
7,4 |
12,8 |
2,59 |
Реализовать себя в профессии |
3,3 |
4,2 |
6,8 |
14,2 |
22, |
32,6 |
3,90 |
Иметь хорошую квартиру |
1,2 |
1,5 |
3,0 |
8,3 |
18,1 |
52,2 |
4,40 |
Иметь дачу, дом за городом |
4,5 |
5,9 |
6,8 |
14,2 |
18,4 |
34,4 |
3,86 |
Путешествовать по разным странам |
4,5 |
10,7 |
12,2 |
15,7 |
16,0 |
24,6 |
3,40 |
Примечание: Оценка на основе бальной шкалы: от 1-«совсем неважно» до 5-«очень важно».
Примечательно, что для родительского поколения наибольшую ценность представляет двухдетная семья - 3,7 (важность одного ребенка - 3,38, троих детей - 3,22), что совпадает с данными всех прочих исследований, касающихся репродуктивных настроений россиян. Но при этом по значимости эти позиции существенно проигрывают сугубо материальным ценностям. Исходя из этого, складывается и воспитательная стратегия большинства семей (см. табл. 3).
Таблица 3
Распределение ответов родителей на вопрос: «На ваш взгляд, воспитание детей в семье - это прежде всего ... ?», % [48]
Варианты ответа |
Доля родителей |
воспитание у детей ответственности |
42,7 |
воспитание у детей трудолюбия, добросовестности в работе |
33,2 |
учеба, подготовка уроков, воспитание стремления к знаниям |
19,6 |
обучение детей правильно строить свои взаимоотношения с другими людьми |
18,1 |
обучение детей выполнению работы по дому, житейским навыкам |
16,6 |
формирование у детей здорового образа жизни |
16,6 |
формирование у детей хороших манер, умения себя вести |
16,3 |
воспитание терпимости, уважения к окружающим |
16,1 |
передача детям от родителей тех знаний, умений и навыков, которые у них есть |
16,0 |
воспитание у детей высоких моральных качеств, порядочности |
16,0 |
воспитание достойных граждан страны |
13,4 |
формирование умения постоять за себя, отстаивать свои интересы |
13,1 |
защита детей от различных неприятностей |
11,3 |
воспитание независимости в поведении, поступках |
4,7 |
обучение детей премудростям семейной жизни |
3,0 |
другое |
2,4 |
В настоящее время у российских семей в приоритете воспитание трудолюбия и ответственности, а также стремления к знаниям.
По нашему мнению, это связано именно с ценностными ориентациями родителей на материальное благополучие, карьеру, которые отождествляются с жизненным успехом. Семья и семейные ценности, даже те навыки, которыми владеют родители, не считаются столь важными. Печален тот факт, что воспитание порядочности, терпимости, уважения к окружающим очень серьезно отстают от таких позиций, как трудолюбие и ответственность.
2.3. Стратегии семейного воспитания
Ценность семьи в системе ценностей человека не остается неизменной. Исследования демонстрируют, что в настоящее время происходит разрушение прежней системы ценностно-нормативной регуляции социального поведения, отмирают те важнейшие экзистенциальные ценности, которые на протяжении тысячелетий обеспечивали устойчивое самосохранение и эффективное функционирование общества.[49]
Интересно отследить изменение ценностей воспитания на протяжении хотя бы последнего полувека (периода наиболее бурной трансформации института семьи). Можно было бы предположить, что и воспитательные стратегии, и ценности должны были бы измениться кардинально. Однако этого не произошло (см. табл. 4).
Лидирующие позиции среди опрошенных занимают такие цели воспитания, как трудолюбие и честность. Мнения респондентов всех трех групп по этим позициям довольно близки. Следует отметить также, что желание родителей воспитывать эти свойства характера в своих детях, адекватно оценили как подростки, так и молодежь. Все поколения также отмечают, что и они, и в них хотят воспитать порядочность и доброту. Можно заметить, что несколько возрастает роль индивидуалистических целей воспитания (например, целеустремленности, настойчивости, самоконтроля, стремления к успеху), так, сегодняшние родители значительно реже отмечают, что эти черты хотели воспитать у них.
Интересен тот факт, что мнение о целях воспитания у молодежи и подростков несколько разнятся с мнением родителей, особенно в позициях «любознательность», «бережливость», «дисциплинированность», «заботливость». Например, если почти 41 % родителей отмечают, что стремятся воспитывать в детях любознательность и широту мышления, то среди респондентов из числа молодежи и подростков этот посыл заметили лишь 20,1 % и 25,9 % соответственно.
Таблица 4
Распределение ответов респондентов на вопросы о принятых в их семьях стратегиях воспитания, % к числу ответивших [50]
Варианты ответа |
Какие черты характера стремились воспитать родители у Вас? |
Какие черты характера Вы стремитесь воспитать у детей? |
||
родители |
молодежь |
подростки |
родители |
|
трудолюбие |
58,8 |
54,1 |
56,8 |
53,7 |
целеустремленность |
23,7 |
37,6 |
39,5 |
42,7 |
настойчивость |
17,8 |
20,1 |
22,2 |
26,1 |
послушание |
27,6 |
25,3 |
20,1 |
19,3 |
индивиду альность |
12,5 |
21,0 |
20,4 |
25,8 |
заботливость |
30,6 |
17,9 |
24,1 |
32,6 |
доброту |
42,4 |
46,7 |
42,6 |
46,6 |
честность |
46,0 |
55,5 |
41,4 |
45,1 |
порядочность |
42,7 |
44,1 |
35,6 |
48,7 |
аккуратность, опрятность, |
29,8 |
39,7 |
31,5 |
30,3 |
воспитанность, вежливость, хорошие манеры |
30,9 |
43,2 |
33,5 |
37,4 |
дисциплинированность |
30,0 |
17,0 |
16,7 |
29,1 |
самостоятельность и независимость |
23,7 |
23,6 |
26,5 |
24,0 |
активность, целеустремленность |
19,0 |
24,9 |
17,3 |
20,2 |
бережливость в отношении денег и вещей |
9,2 |
13,5 |
14,2 |
24,0 |
любознательность, интеллект, широту мышления |
18,2 |
20,1 |
25,9 |
40,9 |
терпимость |
14,5 |
14,8 |
19,8 |
20,8 |
стремление к успеху |
8,3 |
12,7 |
23,5 |
22,6 |
самоконтроль |
5,9 |
12,2 |
13,0 |
11,9 |
воля, характер |
15,1 |
20,5 |
12,1 |
29,7 |
другое |
2,4 |
2,2 |
3,6 |
- |
Таким образом, во второй главе рассмотрены практические аспекты семейного воспитания.
Заключение
Подытоживая все сказанное, можно сказать, что воспитание - это процесс «целенаправленный», т. е. имеющий четко поставленную цель. Употребление этого термина в определении воспитания как преднамеренного процесса подразумевает, что воспитание осуществляется тогда и только тогда, когда педагог осуществляет это специально, осознанно. Но так ли это? Например, если педагог в присутствии учащихся разговаривает с кем-либо по телефону, то, естественно, осознаваемой им целью является передача или получение информации. Но нет сомнения, что любые жесты, слова, другие поведенческие акты педагога в этом случае все равно оказывают воспитательное воздействие на учащихся. Равно как и в ситуации, когда директор школы в коридоре разговаривает с учителем. Здесь осознаваемая цель директора иная, чем воспитание, например, вежливости или уважении к профессиональной деятельности. Но если это происходит, когда рядом находятся учащиеся, совершается процесс воспитания. Поэтому, не отвергая тезис «воспитание - целенаправленный процесс формирования личности», следует учитывать, что воспитание осуществляется не только тогда, когда педагог ставит сознательно перед собой такую цель, но всегда, когда рядом с педагогом находится воспитанник.
Вступая в индивидуальное общение с учащимся, педагог вне зависимости от осознаваемой им цели в данный момент (попросить учащегося сделать что-либо, получить у него какую-либо информацию и т. и.) осуществляет воспитание, т. е. превращает определенные нравственные ценности нашего общества в социальные потребности, мировоззренческие позиции учащегося.
Основные компоненты воспитательного процесса:
- целевой компонент (цели, задачи и социализация личности);
- содержательный компонент (соответствие потребностям личности; стандарт образования);
- операционно-деятельностный (организация деятельности детей на уроках и во внеурочное время);
- аналитико-результативный (анализ результатов педагогической деятельности).
Индивидуальный подход в воспитании личности состоит из двух этапов, неразрывно связанных между собой: 1) изучение особенностей учащегося; 2) применение методов индивидуального воздействия.
Исследование, проведенное во второй главе работы, показало, что воспитание в российской семье нацелено на достижение детьми жизненного успеха и материального благополучия, при этом цели воспитания не всегда совпадают с жизненными ценностями родительского поколения. К сожалению, между родителями и детьми существуют значимые различия в понимании целей воспитания, что в дальнейшем может привести к неэффективности воспитания, появлению напряженности в отношениях между поколениями. Трансформация воспитательных ценностей и стратегий в российской семье произошла, однако реальное внедрение новых форм воспитания идет относительно медленно.
Список использованных источников
Учебная литература и периодические издания
- Адлер А. Индивидуальная психология и развитие ребенка / А. Адлер. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2017. – 166 с.
- Азаров Ю. П. Семейная педагогика. Воспитание ребенка в любви, свободе и творчестве. - М.: Эксмо, 2015. - 496 с.
- Бабанский Ю. К. Система способов оптимизации обучения // Вопросы психологии. - М., 1982. - 43 с.
- Баранов С. П. Методика обучения и воспитания младших школьников (1-е изд.): учебник. - М.: Академия, 2015. – 420 с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - СПб.: Питер, 2014. – 398 с.
- Большая Советская Энциклопедия / Гл. ред. А.М. Прохоров - М.: Советская энциклопедия, 1973. Т. 14. – 764 с.
- Власова В.И. Сущность индивидуального подхода к учащимся в процессе обучения и воспитания в психолого-педагогической науке // Научный вестник ГАОУ ВПО "Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт". - 2017. - Т. 3. - С. 43-46.
- Голованова Н. Ф. Общая педагогика. - М., 2015. - 27 с.
- Егорова Е.А. Роль семейного воспитания в развитии общих способностей детей // Актуальные проблемы психолого-педагогического сопровождения детей и подростков. - 2018. - С. 59-63.
- Загвязинский В. И. Теория обучения и воспитания. - М.: Академия, 2012. – 384 с.
- Звягинцев М.В. Педагогическая теория личности, как инструмент педагогики // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 56-4. - С. 118-123.
- Илюшина Е.С., Ермолаева Е.Л., Масленникова А.С., Федосеева Л.А., Юрина В.М. Психология воспитания личности // Вестник современных исследований. – 2018. - № 8.1 (23). – С. 110-112.
- Клепикова А.Д., Ахмерова Н.М. Взаимоотношения семьи и школы в воспитательном процессе // Взаимодействие педагогов и специалистов социальной сферы с разными категориями населения . – 2018. – С. 12-15.
- Кучмаева О. В. Семейные роли в современной российской семье: традиции и современность // Культурное наследие России. - 2016. - № 2. - С. 66-72.
- Литвинова А.В. Особенности психологической структуры российской семьи в разные периоды истории страны // Научные труды ГосНИИ семьи и воспитания. Том 3. - 2013. – С. 31-35.
- Макаренко А.С. Педагогическая поэма. – М., 2016. – 560 с.
- Мокеров И.П. Экономико-демографическое развитие семьи / И.П. Мокеров, А.И. Кузьмин. - М.: Наука, 1990. - 100 с.
- Неменский Б. М. Педагогика искусства. Видеть, ведать и творить. - М.: Просв., 2012. - 240 с.
- Педагогика / под ред. П. И. Пидкасистого. - М., 2006. - 608 с.
- Петровский А. В., Петровский В. А. Индивид и его потребность быть личностью. - М., 1982. - 97 с.
- Петрякова О.Л. Влияние экономических факторов на трансформацию института семьи в России. // Семья в кризисном обществе: Сб. науч. трудов. - 2009. – С. 181-185.
- Петрякова О.Л. Воспитательные ценности в современной российской семье // Современное детство: психолого-педагогическая поддержка семьи и развитие образования. – 2018. – С. 269-280.
- Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений / Под ред. А.Ю. Коджаспирова. - Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1998. – 260 с.
- Социальная психология: словарь / ред. М.Ю. Кондратьев. - М.; СПб.: ПЕР СЭ; 2005. - 175 с.
- Харламов И.Ф. Педагогика: Учебник. – М.: Гардарики, 2008. – 94 с.