Файл: Воспитание и индивидуальные особенности личности в семье.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- диспуты с участием родителей;

- конференции с приглашёнными гостями;

- вечера вопросов и ответов (с упором на воспитательный аспект);

- психологические игры;

- школьно-семейные клубы;

- мастер-классы;

- совместная работа детей и родителей.[15]

Взаимоотношения школы и семьи в воспитании обучающихся необходимо, поскольку родители хотят видеть своих детей достойными гражданами нашего общества. Без помощи семьи школа не может обеспечить высоких результатов воспитания. Семья ежедневно воздействует на ребенка, по этой причине и располагает почти безграничными возможностями в формировании его личностных качеств, становлении его личности. В том случае, если педагог принимает к сведению семейную обстановку обучающихся, то налаживание с родителями доброжелательных контактов происходит легче, если педагог строит общение целенаправленно, заранее продумывает содержание и ход беседы, учитывает возможные варианты и неожиданные повороты.[16]

1.3. Личность как объект воспитательного воздействия

С точки зрения современной педагогической теории назрела такая ситуация, когда мы говорим о развитии личности ребёнка, не совсем понимая, что входит в понятие «личность». Есть множество трактовок понятия личности, вот некоторые из них.

Современная наука трактует личность как: 1. Человек как субъект отношений и сознательной деятельности. 2. Устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности. Личность определяется данной системой общественных отношений, культурой и обусловлена также биологическими особенностями.[17]

В Большой Советской Энциклопедии личность определяется как (лат. persona и personalitas) - устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. К составляющим частям личности относятся: особенности темперамента, способности, характер, телосложение и др., эти факторы взаимодополняют и опосредуют друг друга.[18]

A.Н. Леонтьев писал, что личность это совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных деятельностях.

С.Л. Рубинштейн указывает, что личность - совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия.

B.А. Ганзен указывал на то, что личность - общественный индивид, объект и субъект социальных отношений и исторического процесса, проявляющий себя в общении, в деятельности, в поведении.


И.С. Кон обозначал понятие личности как человеческого индивида, как члена общества, обобщает интегрированные в нём социально значимые черты.

Б.Г. Ананьев: личность - субъект общественного поведения и коммуникации.

А.В. Петровский: личность - человек как общественный индивидуум, субъект познания и объективного преобразования мира, разумное существо, обладающее речью и способное к трудовой деятельности.[19]

В психолого-педагогическом словаре для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений, даёт следующее определение: личность - человек как общественное существо, сформировавшееся в определённой системе общественных отношений.[20]

Личность это человек с системой социально-значимых черт, обладающий составными частями: темпераментом, способностями, характером, телосложением вовлечённый в социально значимые общественные отношения, обладающей способностью к труду, саморазвитию и самосовершенствованию.

Несмотря на приведённые определения важным кажется постановка вопроса о теории личности в педагогике. Существует множество теорий личности. З. Фрейд считает, что личность образуется тремя структурными компонентами: Ид (Оно, сфера инстинктов), Эго (я, сфера сознания), Суперэго (сверх я, сфера морального «Я» личности). К.Г. Юнг в своей теории личности выделял три отдельных структуры: эго, личное бессознательное и коллективное бессознательное, а так же понятие комплекса, или скопления эмоционально заряженных мыслей, чувств и переживаний, вынесенных индивидуумом из опыта. Он так же выделял две основные эго-направленности, четыре функциональных типа и четыре психологических функции. А. Адлер выделяет следующие составляющие личности: 1. Чувство неполноценности и компенсация; 2. Стремление к превосходству; 3. Стиль жизни; 4. Социальный интерес; 5. Порядок рождения; 6. Фикционный финализм; 7. Центральным понятием всей теории А. Адлера является творческое «Я», которое является активным принципом человеческой жизни.[21]

Э. Эриксон указывал на наличие восьми стадий развития личности, в каждой стадии имеются параметры которые могут принимать как положительные так и отрицательные значения и переход от одной стадии к другой обусловлен кризисом идентичности личности. Г. Айзенк в своей концепции указывает на наличие типов которые в свою очередь базируются на факторах личности которые в свою очередь можно измерить, это интроверсия-экстраверсия, нейротизм-стабильность и психотизм. Э. Фромм выделил пять потребностей человека, и от того как они реализовываются зависит ориентация характера. Он выделял четыре непродуктивных типа характера и один продуктивный, к которому человек должен стремиться. К. Леонгард выделял десять типов акцентуированных личностей, а так же черты определяющие индивидуальность относимых к разным психическим сферам.


Советские и Российские учёные в структуру личности вкладывали несколько иные составляющие:

С.Л. Рубинштейн включал три компонента в структуру личности: направленность (проявляется в потребностях, мотивах, поведении, мировоззрении), ЗУНы (знания, умения и навыки) которые приобретаются в процессе жизни и познавательной деятельности) и индивидуальные типологические особенности (темперамент, характер, способности).

В.Н. Мясищев единство личности характеризует: направленностью, общим уровнем развития, динамикой нервно-психологической реактивности и структурой личности. Под структурой личности понимается интеграционная особенность включающая в себя мотивацию, отношения и тенденции личности.[22]

Б.Г. Ананьев считает, что в структуру личности входят такие свойства как: 1. Определённый комплекс коррелируемых свойств индивида; 2. Динамика психофизиологических функций и структура органических потребностей, так же относимых к индивидуальным свойствам; 3. Статус и социальные функции - роли; 4. Мотивация поведения и ценностные ориентации; 5. Структура и динамика отношений.[23]

Однако все эти теории относятся к психологии и не всегда приемлемы в педагогике. С позиции педагогики заслуживают внимания теории личности: Б.М. Теплова который в структуре личности выделяет 1. Интересы и склонности, 2. Способности и одарённости, 3. Темперамент, 4. Характер человека. А так же теория личности К.К. Платонова К.К. Платонов выделяет в структуре личности две группы обусловленных черт, это социально обусловленные и биологически (генетически) обусловленные которые имеют различное соотношение социально и биологического и выражаются в направленности, опыте, особенности психических процессов и биологических свойств. Но эти теории на современном этапе не всегда дают полную картину личности и происходящих изменений в её структуре.[24]

Необходимо пересмотреть основные подходы к теории личности в педагогической теории и практике. Представляется необходимым выделить те области в личности человека, которые можно объективно оценить, измерить. Принимая во внимание теоретические положения К.К. Платонова, а так же подходы к изучению личности: социогенетический, биогенетический и психогенетический и учитывая практические наработки можно творчески переосмыслить и предложить для теории педагогики следующие постулаты теории личности.

1. Личность состоит из трёх составляющих частей различного генезиса. Это составляющие: биологического, психологического и социального генезиса.


2. Принимая во внимание генезис того или направления и понимая, что любое направление будет развиваться и этот процесс развития можно определить как направленность.

3. Любая часть составляющего личности: биологическая, психологическая и социальная обусловлена своими составляющими которые могут включать обширный перечень и развиваться до максимальных показателей довольно длительное время или даже может быть не ограничено по времени, например «всю жизнь». Это большое по объёму и длительное по времени явление можно назвать «полем».[25]

4. Исходя из этого, можно соединить все теоретические постулаты и резюмировать их следующим образом: личность состоит из трёх составляющих, которые можно обозначить как: поле биологической направленности, поле психологической направленности и поле социальной направленности и графически представить следующим образом:

Рисунок 1. Структура личности[26]

К полю биологической направленности можно отнести: соматические показатели (рост, массу тела, ЖЕЛ, длиннотные соотношения и т.д.), физиологические показатели (ЧСС, артериальное давление, параметры крови, частоту дыхания), двигательные способности или физические качества (быстрота, сила, выносливость, гибкость и их сочетания), биомеханические проявления (перемещение в пространстве тела, предметов и т.д.), биохимические показатели и другие показатели.[27]

К полю психологической направленности можно отнести: высшие психические функции (когнитивные процессы), эмоции, темперамент, сознание, особенности восприятие, особенности речи и языка, задатки и способности и другие показатели.[28]

К полю социальной направленности можно отнести: общительность, контактность, мотивация, успешность. На это оказывают воздействие: окружающие условия (бытовые, средовые, социальные), доступность образования, доступность питания, виды досуга, занятия в творческих или спортивных коллективах и т.д.

С течением времени происходит развитие личности, т.е. динамическое изменение это структуры. Под развитием понимается переход количественных изменений в качественные в течение времени под действием внутренних и внешних факторов. С течением времени в личности накапливаются внутренние изменения приводящие к качественному скачку в структуре личности, приводя к развитию новообразований, эти новообразования могут быть монотическими, диатическими или интегральными в зависимости от того сколько «полей» личности задействованы в новообразовании структуры. Например, интеллект - новообразование происходящее из полей психологической и социальной направленности.[29]


Изменения в личности протекают гетерохронно, и скорость их протекания зависит от внутренних и внешних условий. В «критические периоды» изменения протекают более быстро, в «не критические» изменения замедляются и протекают более вяло. В качестве примера можно привести дошкольника 4-6 лет и ученика закончившего первый класс, изменения в личности будут колоссальны.[30]

1.4. Индивидуальный подход к воспитанию личности

Совокупность проявляемых личностью общественных отношений индивидуальна. В этом смысле индивидуальность является признаком личности и входит в её структуру как неповторимость.

Исходя из этого, формирование личности и индивидуальности - это единый взаимообусловленный процесс. Следовательно, если личность не может быть сведена к индивидуальности, то последняя не охватывает личность в целом.[31]

Индивидуальность - это самостоятельное целостное образование, которое до некоторой степени «соприкасается» с личностью.

Из этого положения вытекают широкие возможности формирования человеческой индивидуальности через систему общественных отношений как практических в образе жизни, что имеет большое педагогическое значение.

Истинный смысл индивидуальной неповторимости связан не столько с внешним обликом индивида, сколько со способом его бытия в качестве самостоятельного субъекта деятельности. Если индивидуальные свойства составляют природную основу индивидуальности, личностные - её сущностную, социальную, то субъективные - деятельную.[32]

Индивидуальность - особое сформировавшееся качество конкретного человека, взятого в единстве его природных и социальных свойств, сознания и деятельности. К числу наиболее общих признаков индивидуальности относятся: обоснованность, целостность, самобытность, неповторимость, активность, наличие собственного «Я».

Общее определение индивидуальности, охватывающее её различные проявления, становится возможным на путях философского подхода.

Естественно, что учитель, педагог или воспитатель в первую очередь обращают внимание в повседневной воспитательной работе на наиболее недисциплинированных и неуспевающих учащихся. Поэтому «средние» ученики на протяжении всего срока обучения могут остаться вне поля их зрения.[33]

Однако понятие «средний» ученик весьма относительное, так как нельзя оценивать подростка односторонне, например, по его отношению к дисциплине (поведению в общественных местах) или по его успеваемости. Ведь этот «средний» ученик может обладать незаурядным талантом организатора, быть хорошим спортсменом, проявлять большие способности к творчеству, участвовать в художественной самодеятельности и т. п.