Файл: Гендерные различия проявлений профессионального стресса (Профессиональный стресс как социально-психологическая проблема).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 136

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность исследования. На нынешнем этапе развития общества проблема профессионального стресса становится как никогда важной. Всё больше учёных выражают заинтересованность к этой теме и посвящают ей собственные изучения. Это связанно с тем, что темп нашей жизни существенно ускорился, и данное повлекло за собою большое число проблем, таких как, увеличение напряженности, агрессивности, учащения случаев разных психологических расстройств у людей - всё это итог непрерывных стрессов. Стрессы стали нашими неизменными спутниками, они охватывают нас везде, в том числе и в работе.

Профессиональный стресс характеризуется не только лишь неблагоприятным воздействием на результативность труда, однако и сказывается на всей жизни человека, меняя как его психологическое, так и соматическое состояние, приводя к потере здоровья, эмоциональным проблемам и разного рода индивидуальным трансформациям.

Необходимость изучения проблемы стресса обусловливается реалиями нынешного сообщества, в котором имеется тенденция интенсивно копить психологическое напряжение и с малой возможностью избавляется от него. Умение же одолевать стрессовые условия считается залогом психологического здоровья людей и незаменимым обстоятельством социальной стабильности, прогнозируемости процессов, совершающихся в мире.

Принимая во внимание колоссальное число научных сфер, исследовавших проблемы гендера, и довольно непростую взаимосвязь условий, повлиявших на его онтогенез, будущие изучения могут посодействовать разработке подобных моделей, которые гарантировали бы нам вероятность осмысления механизма развития социальных различий между мужчинами и женщинами в проявлении стресса.

Используя данные сведения в качестве отправной точки для изучения, принимая во внимание различия, биологический детерминизм, соиально-биологические условия, половой диморфизм, влияние со стороны культуры и практики социализации, я попытаюсь выяснить, какое воздействие проявляют гендерные отличия на специфику стресса.

Методолого-теоретическая основа исследования: концепция профессионального стресса В.А. Бодрого, А.Б. Леоновой, Н.В. Самоукиной, деятельность по проблеме профессионального стресса Н.Е. Водопьяновой, изучения экстремальных специальностей Л.А. Китаева-Смыка, Л.Ю. Бондаренко, В.А. Петровского.

Цель курсовой работы: теоретическое и экспериментальное изучение гендерных отличий в переживании профессионального стресса.


Объект исследования: сотрудники внутренних дел.

Предмет исследования: стресс и его гендерные особенности переживания у сотрудников внутренних дел.

Гипотеза: предполагается, что имеются содержательные гендерные особенности переживания профессионального стресса у работников ОВД.

Задачи исследования:

• Изучить;

• Провести аналитическое и эмпирическое изучение по выявлению гендерных особенностей переживание стресса у работников ОВД;

• Обобщить итоги исследования, представить необходимые выводы.

Методология и методы изучения. В исследовании применены методы теоретического анализа и синтеза, тестирования:

1. Методика С. БЕМ – определение гендерного психологического типа. Обоснование применения методов в программе изучения приводится далее;

2. Авторская методика «Тест на профессиональный стресс» Ю.В.Щербатых;

Практическая важность изучения. Результаты изучения могут быть применены в практической оперативной и кадровой работе с сотрудниками внутренних дел, а кроме того при разработке профилактических мероприятий по уменьшению уровня стресса у сотрудников управления.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, четырёх подразделов, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Глава 1. Теоретические аспекты исследования профессионального стресса в зарубежной и отечественной психологии

1.1 Профессиональный стресс как социально-психологическая проблема

В первый раз феномен стресса был открыт в 1936 г. канадским физиологом Гансом Селье. Данным термином он определил неспецифические реакции организма в ответ на каждое неблагоприятное влияние [10, с.58].

Термин "стресс" (с англ. stress - давление, напряжённость) взят из техники, где данное слово применяется с целью обозначения внешней силы, приложенной к физическому объекту и вызывающей его напряжение, то есть временное либо постоянное изменение структуры объекта. В физиологии, психологии, медицине данный термин используется с целью обозначения широкого круга состояний человека, образующихся в ответ на различные экстремальные влияния [4, с.15].


На данный период имеется большое число видов стресса: Изобилие напряженных обстановок в профессиональной деятельности нынешнего человека повергло к выявлению подобного многообразного феномена, как профессиональный стресс. Результаты профессиональных стрессов оказались до такой степени негативны для самочувствия работника, что на сегодняшний день этот тип стресса выделен в отдельную рубрику в Международной классификации заболеваний (МКБ-10) [26, с.10].

В этой работе я детально остановлюсь непосредственно на профессиональном (рабочем) стрессе.

Профессиональный, либо производственный стресс - многомерный психологический феномен, проявляющийся в физических и психологических реакциях на трудную рабочую обстановку [3, с.150]. Отрицательно сказываясь на психосоматическом состоянии людей, профессиональный стресс усугубляет и состояние внутренней организационной среды организации в целом.

Проблематика «профессионального стресса» считается точкой пересечения многочисленных научных дисциплин, от физиологии и медицины до психологии, социологии и политики. С одной стороны, данные обуславливается, физиологическими и психологическими механизмами стресс-реакций, с иной - характером их социальных последствий. Тут актуальна основная задача - определить тот оптимальный уровень напряжения в ходе труда, какой гарантирует его высокую результативность и, при данном, не повергнет к нежелательным результатам в следствие продолжительного нервно-психологического напряжения [25, с.45].

Описывая профессиональный стресс Ю.В. Щербатых, разделяет его на отдельные разновидности: учебный стресс, стресс медицинских работников, стресс руководителя, спортивный стресс. Помимо данного, анализируя предпосылки производственного стресса, автор подмечает, то что они обусловлены нехваткой познаний, умений и навыков и в отдельных случаях сопряжено со здоровьем человека. Предпосылки стрессов личностного характера больше всего сопряжены с низкой самооценкой, закомплексованностью в себе, с боязнью неудачи, закомплексованностью в собственном будущем [22, с.36].

Главной особенностью профессионального стресса считается разнообразность его проявлений, а кроме того и факторов их вызывающих в трудовой деятельности человека.

В психологии и физиологии труда выявлено и исследовано огромное число «производственных» стресс-условий. Среди таких выделяют: физические условия (вибрация, гул, загрязненная атмосфера); физиологические условия (сменный график, недостаток режима питания); социально-психологические условия (конфликт ролей и ролевая неясность, перегруженность либо недогрузка сотрудников, не отлаженность информативных потоков, межличностные инциденты, большая ответственность, недостаток времени); структурно-организационные условия («организационный стресс») [19, с.28]. Актуальность исследования профессиональных стрессов и технологий их преодоления определена особенной значимостью вопросов управления организацией и её человеческими ресурсами в кризисные периоды, в периоды реструктуризации либо реформирования.


По Г. Селье работа в стресс генной обстановке постоянно приводит к мобилизации внутренних ресурсов и способен вызывать как острые патологии, так и выражаться в виде отсроченных результатов. На основании обобщения имевшихся статистических сведений по заболеваемости и смертности в следствии влияния психосоциальных факторов Дж. Бренерр сделал заключение, то что в течении первых трех лет влияния стресс-фактора увеличивается количество острых состояний и реакций (психозы, инфаркты), а далее начинают доминировать хронические болезни — ишемическая болезнь сердца, депрессия, заболевания почек, иммунологические болезни и др. При этом, число стресс-реакций увеличивается за счет воздействия так именуемого «принципа ускорения», когда уже развившаяся стресс-реакция приводит к переменам в жизни и новым стрессам, и «принципа заразительности», в особенности сформулированного в производственных коллективах [20, c.12].

Никифоров Г.С. предлагает последующую систематизированную совокупность более типичных стрессоров, распространенных в разных областях профессиональной деятельности [12, c.28]:

1. Организация и сущность профессиональной деятельности. Это: условия работы (организация трудового места); неритмичность в организации труда; излишняя перегруженность, напряженная психологическая деятельность либо очевидная недогрузка в объеме выполняемой работы; монотонность исполняемой работы; обыденная работа, не предусмотренная этой должностью; изменение длительности либо обстоятельств работы; некомфортные часы работы, работа по выходным; плохое влияние условий физической сферы (температура, гул, вибрация, влажность, кислородная недостаточность, голод, жажда, влияние перегрузок и т.д.); неожиданное либо регулярное отвлечение внимания (непредсказуемый раздражитель либо непрерывное влияние помех и, как результат, формирование преждевременного утомления); сложность исполняемой работы, в том числе недостаточность необходимой информации, дефицит времени, высокие требования к безошибочности и скорости действий и др.; сменная работа; качество оснащения; опасность для жизни и здоровья, опасность; новшество, преобразование в работе; ситуация неопределенности; высокая ответственность; беспокойство последствиями вероятных неправильных действий, боязнь совершить оплошность; плохое функциональное состояние организма в ходе исполнения деятельности; нарушение биологических ритмов (в том числе нарушение сна); потребность принимать очень много решений; недостаток либо малое участие в процессах принятия решений; неудовлетворительное обеспечение процесса коммуникации в организации[14, с.145].


2. Профессиональная карьера. Стрессогенные условия: проблема статуса; неудовлетворительные возможности продвижения по службе (медленное либо очень быстрое); непонятен очерченный круг обязательств и прав, свойственных этой должности; перемена должностных обязательств; перспектива сокращения (риск увольнения, безработица) либо раннего выхода на пенсию; фрустрация из-за достижения предела собственной карьеры; ощущение «заложника» выполняемой работы (профессиональный «капкан»): «ровным счетом ничего лучшего не найти»; нехватка требуемых профессиональных познаний и умений; лишние притязания, амбиции, неадекватные собственным возможностям; несбывшиеся ожидания; переход на иную работу; выход на пенсию;

3. Оплата труда и взаимоотношения на работе. Сюда входят отсутствие ясности в оплате работы; переживание несоответствия между затратами сил на исполняемую работу и её оплатой; неравная оплата труда; неприятности (разногласие) с руководством по службе; плохое руководство; взаимоотношения с сотрудниками по работе, инциденты; ограничения свободы действия; негативный психологический климат в трудовом коллективе; интриги; изолирование в рабочей группе [19, c.58];

4. Вне организационные источники стресса, к каким могут относиться проблемы в семье (инциденты, недостаток заботы, излишние семейные нагрузки и др.); жизненные кризисы (возрастные, экзистенциальные и пр.); финансовые трудности; общая социальная малообеспеченность (проблемы с жильем, коммунальным и медицинским сервисом, транспортом, юридическим статусом и т.д.); конфликты индивидуальных ценностей с ценностями, декларируемыми организацией; проблемы со здоровьем[1, с.75].

Понятно, то что, воздействие разных стресс-условий профессиональной деятельности на эмоциональную составляющую профессионального здоровья лица велико. Стрессы вызывают многочисленные соматические болезни. По этой причине, для того чтобы продуктивно противодействовать влиянию стрессоров, следует обладать сильным здоровьем, огромным резервом функциональных запасов, результативной психической саморегуляцией. В ином случае угроза профессиональных болезней увеличивается.

Крайне актуальна когнитивная составная часть профессионального самочувствия. Под каковой понимаются знания человека о собственном профессиональном здоровье, понимание роли самочувствия в жизнедеятельности, понимание главных условий, оказывающих как отрицательное, так и положительное воздействие на профессиональное здоровье человека и др. [5, с.75]. А кроме того устойчивость и концентрация внимания, профессиональная память, профессиональная наблюдательность, критичность мышления, потребность осуществлять большое количество решений и др. Всё данное несомненно определяет успешность человека в профессиональной деятельности, отображает его умение мыслить, принимать адекватные решения, обладать способностью выделять основное, обнаруживать недостающую информацию, темп принятия решения, их правильность, объем. Тут профессиональное здоровье выражается в возможности мыслить положительно и оперативно.