Файл: Гендерные различия проявлений профессионального стресса (Профессиональный стресс как социально-психологическая проблема).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 143

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- Субъективный фактор, то есть источник стресса чаще всего заключён в отношении работника к проблемам, либо сопряжен с проблемами их успешного разрешения;

- Межличностные отношения в коллективе;

- Низкая мотивация работников и их незаинтересованность в окончательном результате;

- Личные погрешности и просчёты в работе;

- Излишний контроль со стороны руководства, безосновательное вторжение в работу;

- Недостаток должного внимания к реальным нуждам подразделения со стороны управляющего.

Содержательно девушки в большей степени озадачены нехваткой времени, невысокой мотивировкой сотрудников, своими ошибками и просчётами, несоответствием между итогами работы и потраченными усилиями, безосновательными требованиями со стороны чиновников, трудностями, регулярно появляющимися в ходе работы. Мужчины – излишним контролированием руководства, неимением должного внимания со стороны руководства к нуждам структурного подразделения. Главными источниками стресса считают индивидуальные причины, сопряженные с индивидуальными качествами их успешного разрешения, высокой загруженностью, проблемами общения с людьми.

Эти данные доказывают выдвинутую мной гипотезу о наличии у мужчин и девушек отличий по содержанию действующих на работников МВД социально-психологических условий.

Список использованной литературы

1. Антипов, В.В. Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям [Текст] / В.В. Антипов. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2009. - 176 с.

2. Бабич, О.М. Методы саморегуляции и психологической разгрузки [Текст] / О.М. Бабич. - Воронеж: Издательско-полиграфический центр Воронежского Государственного университета, 2008. - 131 с.

3. Водопьянова, Н.Е. Психодиагностика стресса [Текст] / Н.Е. Водопьянова. - СПб.: Питер, 2009. - 336 с.

4. Дикая, Л.Г. Психическая саморегуляция функционального состояния человека (системно-деятельностный подход) [Текст] / Л.Г. Дикая. - М.: Издательство "Институт психологии РАН", 2003. - 318с.

5. Дикая, Л.Г. Проблемность в профессиональной деятельности: теория и методы психологического анализа [Текст] / Л.Г. Дикая. - М.: Издательство "Институт психологии РАН", 2009. - 358 с.

6. Занковский, А.Н., Организационная психология [Текст] / А.Н. Занковский. - М.: Форум, 2009. - 648 с.

7. Карелин, А. Большая энциклопедия психологических тестов [Текст] / А. Крелин. - М.: Эксмо, 2007. - С.39-40.

8. Китаев-Смык, Л.А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса [Текст] / Л.А. Китаев-Смык. - М.: Издательство "Академический Проект", 2009. - 943 с.


9. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека [Текст] / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М.: ТЦ "Сфера", 2005. - 464 с.

10. Куприянов, Р.В. Психодиагностика стресса: практикум [Текст] / Р.В. Куприянов, Ю.М. Кузьмина. - СПб.: Питер, 2012. - 312 с.

11. Леонова, А.Б. Комплексная методология анализа профессионального стресса: от диагностики к профилактике и коррекции [Текст] / А.Б. Леонова // Психологический журнал. - 2004. - № 2. - С.75 - 85.

12. Леонова, А.Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса. [Текст] / А.Б. Леонова. - Издательство " Вестник МГУ". - Серия 14. - Психология, 2000. - № 3. - С.4 - 21.

13. Леонова, А.Б. Психопрофилактика стрессов [Текст] / А.Б. Леонова, А.С. Кузнецова. - М.: МГУ, 2003. - 394 с.

14. Леонова, А.Б. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития [Текст] / А.Б. Леонова, О.Н. Чернышева. - М.: Радикс, 1995. - 448 с.

15. Леонова, А.Б. Психологические технологии управления состоянием человека [Текст] / А.Б. Леонова, А.С. Кузнецова. - М.: Смысл, 2009. - 216 с.

16. Марищук, В.Л. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса [Текст] / В.Л. Марищук, В.И. Евдокимов. - СПб.: Питер, 2001. - 258 с.

17. Марьин, М.И. Профессиография основных видов деятельности сотрудников ГПС МВД России [Текст] / М.И. Марьин, И.Н. Ефанова. - М.: ВНИИПО, 1998. - 244 с.

18. Наенко, Н.И. Психическая напряженность [Текст] / Н.И. Наенко. - М.: Издательство МГУ, 1976, - 112 с.

19. Практикум по психологии состояний [Текст] / под ред. О.А. Прохорова. - СПб.: Речь, 2004. - С.110 - 115.

20. Приемы психологической саморегуляции [Текст] / под ред.Т.Ю. Матафоновой, И.Н. Елисеевой. - М.: Смысл, 2006. - 67 с.

21. Профессиональный и организационный стресс: диагностика, профилактика и коррекция [Текст] / под ред. Б.В. Кайгородова, Н.В. Майсак. - Астрахань: Астраханский государственный университет, Издательский дом "Астраханский университет", 2011. - 207 с.

22. Раймонд К. Психологическая энциклопедия [Текст] / К. Раймонд, А. Ауэрбах. - СПб.: Питер, 2010. - 316 с.

23. Самоукина, Н.В. Психология профессиональной деятельности [Текст] / Н.В. Самоукина. - СПб.: Питер, 2004. - 224 с.

24. Смирнов, Б.А. Психология деятельности в экстремальных ситуациях [Текст] / Б.А. Смирнов, Е.В. Долгополова. - Харьков: "Гуманитарный Центр", 2007, - 276 с.

25. Фонтана, Д. Как справиться со стрессом [Текст] / Д. Фонтана. - М.: Педагогика - Пресс, 2005. - 352 с.

26. Щербатых, Ю.В. Психология стресса [Текст] / Ю.В. Щербатых. - М.: Эксмо, 2008. - 304 с.

Приложение «А»

Методика С. Бем

Описание

Методика была предложена Сандрой Бем (1974) с целью диагностики психологического пола и устанавливает уровень андрогинности, маскулинности и фемининности персоны.


Опросник включает 60 утверждений (качеств), на любое из каковых испытуемый отвечает «да» либо «нет», расценивая тем самым наличие либо неимение у себя вышеназванных качеств. Опросник возможно использовать и в форме экспертного рейтинга. В таком случае оценка испытуемого по представленным качествам исполняется компетентными судьями — людьми хорошо понимающими испытуемого (супруг, супруга, отец с матерью и др.).

Обработка

За каждое совпадение ответа с ключом начисляется 1 балл. Далее определяются показатели фемининности (F) и маскулинности (M) в соответствии с последующими формулами.

F = (сумма баллов по фемининности): 20;

M = (сумма баллов по маскулинности): 20.

Основной индекс IS определяется как:

IS = (F - M) x 2,322.

Ключ

Маскулинность («да»): 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19, 22, 25, 28, 31, 34, 37, 40, 43, 46, 49, 52, 55, 58.

Фемининность («да»): 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20, 23, 26, 29, 32, 35, 38, 41, 44, 47, 50, 53, 56, 59.

Остальные пункты — нейтральные.

Интерпретация

Если величина индекса IS заключена в пределах от -1 до + 1, то делают заключение об андрогинности.

Если индекс меньше -1 (IS 1) — о фемининности. При этом, в случае когда IS +2,025 — говорят о ярко выраженной фемининности.

ИНСТРУКЦИЯ: «Перед вами 60 утверждений. Вам не обходимо поставить «+» возле того утверждение которое по вашему мнению соответствует вам, и « - » если это утверждение вам не подходит».

ТЕКСТ ОПРОСНИКА

1. Верящий в себя.

2. Способный уступать.

3. Способный посодействовать.

4. Предрасположенный защищать собственные взгляды.

5. Жизнелюбивый.

6. Угрюмый.

7. Самостоятельный.

8. Робкий.

9. Совестливый.

10. Атлетический.

11. Нежный.

12. Театральный.

13. Настойчивый.

14. Падкий на лицемерие.

15. Удачливый.

16. Сильная личность.

17. Верный.

18. Непредвиденный.

19. Сильный.

20. Женственный.

21. Надежный.

22. Аналитичный.

23. Умеющий сочувствовать.

24. Ревнивый.

25. Способный к лидерству.

26. Беспокоящийся о людях.

27. Прямой, честный.

28. Предрасположенный к риску.

29. Понимающий иных.

30. Скрытный.

31. Быстрый в принятии заключений.

32. Сочувствующий.

33. Искренний.

34. Полагающийся только лишь на себя (самодостаточный).

35. Который может утешить.

36. Тщеславный.

37. Влиятельный.

38. Имеющий тихий голос.

39. Привлекательный.

40. Смелый.

41. Теплый, сердечный.

42. Торжественный, важный.

43. Имеющий свою позицию.

44. Мягкий.

45. Способный дружить.

46. Агрессивный.

47. Наивный.

48. Малорезультативный.


49. Склонный вести за собой.

50. Инфантильный.

51. Адаптивный, приспособляющийся.

52. Индивидуалист.

53. Не любящий ругательств.

54. Не систематичный.

55. Имеющий дух соревнования.

56. Любящий детей.

57. Тактичный.

58. Амбициозный, честолюбивый.

59. Спокойный.

60. Традиционный, подверженный условностям.

55. Имеющий дух соревнования.

56. Любящий детей.

57. Тактичный.

58. Амбициозный, честолюбивый.

59. Спокойный.

60. Традиционный, подверженный условностям.

Приложение «Б»

  1. Какой характер носят большинство ваших проблем?

(Оцените каждый раздел по 10-бальной шкале.)

а) Объективный (внешний по отношению к фирме) Источник стресса — плохие законы, чиновники, конкуренты, налоговая инспекция и пр.

б)Внутрифирменный Источник проблем — руководители, подчиненные, коллеги, старое оборудование, недостаток финансовых средств и пр.

в) Психологический (субъективный)

Чаше всего источник стресса заключен в моем отношении к проблемам или связан с трудностью их успешного разрешения.

баллы

баллы

баллы

  1. Как изменился уровень Вашего постоянного стресса за последний год? (Отметьте плюсом.)

Значительно

Незначительно

Не

Не

Значительно

уменьшился

уменьшился

изменился

Значительно возрос

увеличился

  1. Обладаете ли вы какими-то особыми приемами снятия стрессов (аутотренингом, медитацией, дыхательными упражнениями, мышечной релаксацией)?

Да, владею

Немного умею

Нет

Нет, но хотел (а) бы научиться

4. Какие приемы снятия стресса вы практикуете? (Отметьте плюсом.)

  • сон,
  • общение с друзьями,
  • общение с членами семьи,
  • алкоголь,
  • курение,
  • еда,
  • перерыв в работе,
  • секс,
  • хобби (уточните, какое)
  • физическая активность (уточните, какая)
  • иное.

5. Как ваш организм чаще реагирует на стрессы? (Отметьте V)

  • головной болью, повышением артериального давления, сердцебиением;
  • мышечным напряжением;
  • затрудненностью дыхания;
  • нарушением нормальной деятельности желудочно-кишечного тракта;
  • расстройством сна и нервной системы;
  • эмоциональными срывами (депрессией, ощущением безнадежности, раздражительностью, гневом и пр.);
  • упадком сил, потерей энергии, апатией;
  • снижением защитных сил организма, частыми простудными заболеваниями.