Файл: методичка этика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.06.2019

Просмотров: 933

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема 9. Профессиональная этика

Профессиональная этика: специфика и разновидности. Общие и частные принципы профессиональной морали. Характеристика конкретных типов профессиональной этики.

Этика делового общения: содержание и структура. Успех как ценность делового общения. Основные нормы и принципы делового общения «по вертикали» и «по горизонтали».


Тема 10. Этикет и мораль

История развития этикетной культуры. Особенности региональных, национальных и социально-групповых норм этикета. Условно-согласительный характер этикета.

Конкретные нормы этикета в бытовом и деловом общении.


Тема 11. «Открытие» проблемы прикладной этики

Проблема смертной казни. Проблема эвтаназии и суицида. Проблема отношения к новорожденным с дефектами развития. Проблема искусственного оплодотворения и абортов. Проблемы генной инженерии и клонирования.


4. ЛИТЕРАТУРА


Основная:

Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: учебник. – М.: Гардарики, 2000.

Зеленкова И. Л., Беляева Е. В. Этика. – Мн., 1997, 1998, 2000.

Зеленкова И. Л. Основы этики – Мн., 1998.

Кондрашов В. А., Чичина Е. А. Этика. Эстетика. – Ростов-н/Дону, 1998.

Кобликов А. С. Юридическая этика. – М., 1999.

Лаптенок С. Д. Этика и этикет: Учебн.-метод. пос. для учителей. – Мн., 1998.

Основы этических знаний: Учеб. пособие./ Отв. ред. проф. М. Н. Росенко. – СПб., «Лань», 1998.

Этика (под ред. Т. В. Мишаткиной). – Мн., 1997.

Этика: Учеб. пособие. Под ред. Т. В. Мишаткиной, Я. С. Яскевич. – Мн.: Новое знание, 2002.

Дополнительная:


К разделу 1

Гусейнов А. А., Иррлитц Г. Краткая история этики. – М., 1987.

Иванов В. Г. История этики Древнего мира. – СПб., 1998.

Иванов В. Г. История этики Средних веков. – Л., 1984.

Монтень М. Опыты. – М., 1980.

Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. М., 1992.


К разделу 2

Библер В. С. Нравственность. Культура. Современность – М.: Знание, 1990. Серия «Этика», №4.

Дробницкий О. Г. Понятие морали. – М., 1974.

Соловьев В. С. Оправдание добра // Соловьев В. С. Соч.: В 2-х т.-Т 1 – М., 1991.

Фромм Э. Человек для себя. – М., 1991.

Чалавек і грамадства. Энцыклапедычны даведнік. – Мн.: БелЭН, 1998.


К разделу 3

Браим И. Н. Этика делового общения. – Мн., 1996.

Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. – Мн., 1990.

Козлов Н. И. Как относиться к себе и людям… - М., 1996.

Кон М. С. Дружба: этико-психологический очерк. – М., 1989.

Кузин Ф. Н. Культура делового общения. – М., 1996.

Кулаченко С. И. и др. Тысяча и одно правило хорошего тона… - Мн., 1995.

Сафьянов В. И. Этика общения. – М., 1991.

Философия любви: в 2-х томах – М., 1990.

Энциклопедия этикета. – М., 1996.


5. Темы и планы семинарских занятий


Тема 1. Этика, ее предмет и роль в обществе

  1. Предмет этики. Понятия «этика», «мораль», «нравственность». Гуманистическая и авторитарная этика.

  2. Структура этического знания. Категории этики.

  3. Специфика этики как науки, ее задачи.

  4. Прикладная этика: ее основные типы.


Литература

Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: учебник. – М.: Гардарики, 2000, с.393-394.


Кондрашов В. А., Чичина Е. А. Этика. Эстетика. – Ростов-н/Дону.: «Феникс», 1998, с.15-19.

Кобликов А. С. Юридическая этика: Учеб. Для ВУЗов. – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1999, с.11-21.

Золотухина-Аболина Е.В. Курс лекций по этике. – Ростов-н/Дону.: «Феникс», 1999, с.9-27.

Наумчик В.Н., Савченко Е.А. Этика педагога. Учеб.-метод. пособие. – Мн.: Унiверсiтэцкае, 1999, с.77-79; 83-84.

Этика: Учеб. пособие. Под ред. Т. В. Мишаткиной, Я. С. Яскевич. – Мн.: Новое знание, 2002. Раздел I, гл. 1; раздел IV, с. 265 – 303.

Основы этических знаний: Учеб. пособие./ Отв. ред. проф. М.Н. Росенко. – СПб.: Изд-во «Лань», 1998, с.5-17.

Новейший философский словарь / сост. А.А. Грицанов. Мн.: Изд. В.М. Скакун, 1998. Статья «Биоэтика».

Словарь по этике / Под ред. А.А. Гусейнова и И.С. Кона. – 6-е изд. – М.: Политиздат, 1989. Статьи: «Этика», «Мораль», «Нравственность», «Категории этики», «Метаэтика», «Биоэтика», «Этика науки», «Нормативная этика».

Гусейнов А.А. Этика // Вопросы философии, 1999, №8, с.81; 90-91.

Гусейнов А.А. Этика и мораль в современном мире // Вестник Моск. ун-та. Серия 7. Философия, 2001, №1, с.18-26.


Контрольные вопросы.

  1. Что изучает этика как наука?

  2. В чем смысл понятий «этика», «мораль», «нравственность»?

  3. Каково соотношение понятий «добро» и «польза»?

  4. Каково ваше представление о добре и зле?

  5. Что изучает прикладная этика и каковы её основные разделы?


Темы рефератов.

  1. Добро и зло как категории этики.

  2. Пути добра и зла.

  3. Прикладная этика в системе этического знания.


Тема 2. Этическая мысль Древнего мира и эпохи Средневековья.

  1. Философско-этические учения Древнего Востока (буддизм, конфуцианство).

  2. Древнегреческая этика: софисты, Сократ и сократические школы.

  3. Этика Платона и Аристотеля.

  4. Этика Эпикура и стоиков.

  5. Этические идеи Средневековья: официальная этика (Августин Блаженный, Фома Аквинский); «духовная оппозиция» (Пьер Абеляр, ереси).


Литература

Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: учебник. – М.: Гардарики, 2000.

Зеленкова И. Л., Беляева Е. В. Этика: Уч. пособие и Практикум . – Мн., 1997, 5-27; 136-163.

Кондрашов В. А., Чичина Е. А. Этика. Эстетика. – Ростов-н/Дону.: «Феникс», 1998. Гл. 1, §1-3 .

Этика: Учеб. пособие. Под ред. Т. В. Мишаткиной, Я. С. Яскевич. – Мн.: Новое знание, 2002. Раздел I, гл. 2 (2.1 – 2.4).

Основы этических знаний: Учеб. пособие./ Отв. ред. проф. М.Н. Росенко. – СПб.: Изд-во «Лань», 1998. Тема II.

Наумчик В.Н., Савченко Е.А. Этика педагога. Учеб.-метод. пособие. – Мн.: Унiверсiтэцкае, 1999, с.27-31.

Иванов В. Г. История этики Древнего мира. – СПб., 1997.

Гусейнов А. А., Иррлитц Г. Краткая история этики. – М., 1987, Часть I, II.

Гусейнов А.А. Этика // Вопросы философии, 1999, №8, с.81-83.

Контрольные вопросы.

  1. Каковы особенности философско-этических учений Древнего Востока?

  2. Назовите основные проблемы древнегреческой этики.

  3. Как звучит «золотое правило» нравственности в формулировке Конфуция?

  4. В чем особенности этической мысли средневековья?


Темы рефератов

  1. Этические учения Древнего Востока.

  2. Этика Сократа и Платона.

  3. Этика Аристотеля.

  4. Этика Средневековья.

  5. Основы христианской этики.



Тема 3. Этическая мысль Возрождения и Нового времени.

  1. Этика Возрождения. Этическое наследие белорусского Возрождения (Ф. Скорина, С. Будный).

  2. Этика французских материалистов XVIII в. Принцип «разумного эгоизма» Гольбаха и Гельвеция.

  3. Этические идеи Канта, Гегеля и Фейербаха.


Литература

Зеленкова И. Л., Беляева Е. В. Этика: Уч. пособие и Практикум . – Мн., 1997, Гл. 1, § 5.

Кондрашов В. А., Чичина Е. А. Этика. Эстетика. – Ростов-н/Дону.: «Феникс», 1998, Гл. II, § 4.

Этика: Учеб. пособие. Под ред. Т. В. Мишаткиной, Я. С. Яскевич. – Мн.: Новое знание, 2002. Раздел I, гл. 2 (2.4 – 2.5; 2.7).

Основы этических знаний: Учеб. пособие./ Отв. ред. проф. М.Н. Росенко. – СПб.: Изд-во «Лань», 1998, Тема II.

Наумчик В.Н., Савченко Е.А. Этика педагога. Учеб.-метод. пособие. – Мн.: Унiверсiтэцкае, 1999, с.31-39.

Словарь по этике / Под ред. А.А. Гусейнова и И.С. Кона. – 6-е изд. – М.: Политиздат, 1989. Статьи: «Монтень», «Кант», «Гегель», «Фейербах», «Гельвеций», «Гольбах».

Гусейнов А.А. Этика // Вопросы философии, 1999, №8, с.83-86.


Контрольные вопросы.

  1. Как проявились основные идеи гуманизма на территории современной Беларуси в эпоху Возрождения (Ф. Скорина, С. Будный)?

  2. В чем суть теории «разумного эгоизма» К. Гельвеция и П. Гольбаха и ваше отношение к ней?

  3. В чем суть нравственного категорического императива И. Канта?

  4. Какой смысл Гегель вкладывает в понятия «мораль» и «нравственность»?

  5. В чем проявляется гуманистический характер этики Л. Фейербаха?


Темы рефератов

  1. Этика эпохи Возрождения.

  2. Этические поиски Нового времени.

  3. Моральная философия И. Канта.

  4. Этика Гегеля.


Тема 4. Этика в XIX и XX веках.

  1. Переоценка «классической» этики и переориентация этического мышления в середине XIX века:

а) марксистская этика: основные идеи;

б) «философия жизни»: этическая проблематика (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше).

  1. Русская этическая мысль в XIXXX веках (Вл. Соловьев, Н. Бердяев).

  2. Общая характеристика и основные направления в развитии этики XX века.


Литература

Зеленкова И. Л., Беляева Е. В. Этика: Уч. пособие и Практикум . – Мн., 1997. Гл. 1, § 6,7.

Зеленкова И. Л. Основы этики – Мн., 1998, 97-126.

Кондрашов В. А., Чичина Е. А. Этика. Эстетика. – Ростов-н/Дону.: «Феникс», 1998, Гл. II, § 5.

Этика: Учеб. пособие. Под ред. Т. В. Мишаткиной, Я. С. Яскевич. – Мн.: Новое знание, 2002. Раздел I, гл. 2, с. 41 – 62.

Основы этических знаний: Учеб. пособие./ Отв. ред. проф. М.Н. Росенко. – СПб.: Изд-во «Лань», 1998, Тема II.

Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. Мн., 1992.

Гусейнов А.А. Этика // Вопросы философии, 1999, №8, с.86-89.

Игнатов А. Черт и сверхчеловек. // Вопросы философии, 1993, №4.


Контрольные вопросы.

  1. В чем особенности русской философско-этической мысли?

  2. В чем сущность предмета и проблематики этического учения В. Соловьёва?

  3. Что представляет собой идеал сверхчеловека Ф. Ницше? Ваше отношение к нему.

  4. Каковы основные типы нравственных ориентаций по Э. Фромму? Какие из них наиболее присущи людям современного общества?



Темы рефератов

  1. Этические учения в России (XIX – нач. XX вв.).

  2. Этическая концепция Вл. Соловьева.

  3. Этическое учение Фридриха Ницше.

  4. Этика экзистенциализма.

  5. Этика Эриха Фромма.


Тема 5. Структурно-функциональный анализ морали.

  1. Сущность морали, её основные свойства.

  2. Структура морали.

  3. Антиномии (противоречия) морали.

  4. Функции морали. Специфика и механизм моральной регуляции.


Литература

Зеленкова И. Л., Беляева Е. В. Этика: Уч. пособие и Практикум . – Мн., 1997, Гл. III.

Кобликов А. С. Юридическая этика: Учеб. Для ВУЗов. – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1999, с.3-8.

Кондрашов В. А., Чичина Е. А. Этика. Эстетика. – Ростов-н/Дону.: «Феникс», 1998, Гл. V, VI.

Этика: Учеб. пособие. Под ред. Т. В. Мишаткиной, Я. С. Яскевич. – Мн.: Новое знание, 2002. Раздел II, гл. 4.

Основы этических знаний: Учеб. пособие./ Отв. ред. проф. М.Н. Росенко. – СПб.: Изд-во «Лань», 1998, Тема III, IV.

Наумчик В.Н., Савченко Е.А. Этика педагога. Учеб.-метод. пособие. – Мн.: Унiверсiтэцкае, 1999, с.79-83.

Словарь по этике / Под ред. А.А. Гусейнова и И.С. Кона. – 6-е изд. – М.: Политиздат, 1989. Статьи: «Мораль», «Нравственность».

Апресян Р.Г. Мораль. // Философские науки, 1998, №3-4, с.102-104.

Контрольные вопросы.

  1. Что представляет собой мораль как форма общественного сознания?

  2. В чем сходство принципов гуманизма и альтруизма?

  3. Что такое идеал, нравственный идеал? Может ли человек без идеала быть нравственным?

  4. Какова структура морали?

  5. Каким образом отношение человека к себе связано с его отношением к другим людям?

Темы рефератов

  1. Мораль как предмет этического знания.

  2. Взаимосвязь морали с другими формами общественного сознания.

  3. Воспитание культуры нравственных чувств.

  4. Нравственный идеал в системе ценностных ориентаций молодежи.


Тема 6. Историческое развитие морали.

  1. Концепции происхождения морали.

  2. Исторические типы нравственности.

  3. Тенденции развития нравственности.

  4. Проблема морального прогресса.


Литература

Зеленкова И. Л., Беляева Е. В. Этика: Уч. пособие и Практикум . – Мн., 1997. Гл. II.

Зеленкова И. Л. Основы этики – Мн., 1998.

Кондрашов В. А., Чичина Е. А. Этика. Эстетика. – Ростов-н/Дону.: «Феникс», 1998. Гл. IV.

Этика: Учеб. пособие. Под ред. Т. В. Мишаткиной, Я. С. Яскевич. – Мн.: Новое знание, 2002. Раздел II, гл. 3.

Основы этических знаний: Учеб. пособие./ Отв. ред. проф. М.Н. Росенко. – СПб.: Изд-во «Лань», 1998. Тема II.

Словарь по этике / Под ред. А.А. Гусейнова и И.С. Кона. – 6-е изд. – М.: Политиздат, 1989. Статьи: «Мораль», «Нравы», «Обычай», «Общечеловеческое и классовое в нравственности».

Дробницкий О. Г. Понятие морали. – М., 1974.

Апресян Р.Г. Мораль. // Философские науки, 1998, №3-4, с.99-101.


Контрольные вопросы.

  1. Если мораль изменяется с течением времени, то почему остаются неизменными десять библейских заповедей?

  2. Как вы объясняете наличие «нравственности» у животных?

  3. Откуда у человека комплекс неполноценности, стыд, жестокость? Врождённые ли это качества или они вырабатываются под влиянием обстоятельств?

  4. Какие основные нравственные проблемы характерны, на ваш взгляд, для нашего времени? Совпадают ли моральные проблемы личности и общества?


Темы рефератов

  1. Исторические типы морали.

  2. Закономерности в развитии морали.


Тема 7. Высшие моральные ценности.

  1. Понятие ценностей, нравственные ценности.

  2. Свобода как нравственная ценность.

  3. Счастье как моральная ценность.

  4. Смысл жизни как нравственная ценность и ориентир нравственной деятельности.

Литература

Зеленкова И. Л., Беляева Е. В. Этика: Уч. пособие и Практикум . – Мн., 1997. Гл. IV.

Золотухина-Аболина Е.В. Курс лекций по этике. – Ростов-н/Дону.: «Феникс», 1999. Лекции 2, 3, 7.

Кобликов А. С. Юридическая этика: Учеб. Для ВУЗов. – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1999,Гл.II, § 5.

Кондрашов В. А., Чичина Е. А. Этика. Эстетика. – Ростов-н/Дону.: «Феникс», 1998. Гл. VII.

Этика: Учеб. пособие. Под ред. Т. В. Мишаткиной, Я. С. Яскевич. – Мн.: Новое знание, 2002. Раздел III, гл. 5, 6, 9, 11, 12.

Лаптенок С. Д. Этика и этикет: Учебн.-метод. пос. для учителей. – Мн., 1998.

Основы этических знаний: Учеб. пособие./ Отв. ред. проф. М.Н. Росенко. – СПб.: Изд-во «Лань», 1998. Тема IV.

Словарь по этике / Под ред. А.А. Гусейнова и И.С. Кона. – 6-е изд. – М.: Политиздат, 1989. Статьи: «Свобода нравственная», «Смысл жизни», «Счастье», «Ценности».

Фромм Э. Человек для себя. – М., 1991.


Контрольные вопросы и задания.

  1. Можно ли быть нравственным, не будучи свободным? А свободным – не будучи нравственным?

  2. Почему ответственность личности возрастает вместе с ростом свободы? Существует ли предел ответственности?

  3. Всегда ли у человека есть выбор?

  4. Существует ли абсолютное Добро? А абсолютное Зло?

  5. Согласны ли вы с тем, что счастье каждый понимает по-своему? Существует ли, на ваш взгляд, некоторое обобщенное понятие счастья, справедливое для всех?


Темы рефератов

  1. Совесть как высшая моральная ценность.

  2. Нравственная ценность дружбы.

  3. Нравственная ценность любви.


Тема 8. Этикет и мораль

  1. Понятие и предназначение этикета. Условно-согласительный характер этикета.

  2. История развития этикетной культуры: особенности национальных, региональных и социально-групповых норм этикета.

  3. Нормы этикета в бытовом и деловом общении.


Литература

Этика: Учеб. пособие. Под ред. Т. В. Мишаткиной, Я. С. Яскевич. – Мн.: Новое знание, 2002. Раздел IV, гл. 17.

Основы этических знаний: Учеб. пособие./ Отв. ред. проф. М.Н. Росенко. – СПб.: Изд-во «Лань», 1998. Тема V.

Лаптенок С. Д. Этика и этикет: Учебн.-метод. пос. для учителей. – Мн., 1998. Гл. 5, § 3; гл.6, § 1-3; гл. 7.

Браим И. Н. Этика делового общения. – Мн., 1996, Гл. 4.

Браим И. Н. Культура делового общения: учебник. – Мн.: «Экоперспектива», 1998, Гл. 9.

Смирнов Г.Н. Этика бизнеса, деловых общественных отношений. – М.: УРАО, 2001, с.5-21.

Словарь по этике / Под ред. А.А. Гусейнова и И.С. Кона. – 6-е изд. – М.: Политиздат, 1989. Статья «Этикет».

Данкел Ж. Деловой этикет. – Ростов-н/Д, «Феникс», 1997.

Кулаченко С. И. и др. Тысяча и одно правило хорошего тона… - Мн., 1995.

Кузин Ф. Н. Культура делового общения. – М., 1996.

Энциклопедия этикета. – М., 1996.