Файл: методичка этика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.06.2019

Просмотров: 940

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

БРЕСТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ”

Кафедра философии и культурологии








МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ


по курсу “ЭТИКА”


для студентов всех специальностей

дневной формы обучения








Брест 2002




УДК 17.02










« Методические указания по курсу «Этика» предназначены для студентов всех специальностей дневной формы обучения. Их цель – обеспечить студентов необходимой методической информацией по данному предмету. Они содержат методические рекомендации для изучающих этот курс, рабочую программу курса; в ней изложены требования государственного стандарта РБ, тематика и планы семинарских занятий, список основной и дополнительной литературы, вопросы к зачёту по данной дисциплине.




Составители: И. Г. Грибова, доцент, (общая редакция);

А. В. Лукьянцева, ассистент;

И. А. Шебанова, ст. преподаватель.

















Учреждение образования

«Брестский государственный технический университет» 2002


Оглавление:

Введение

1. Методические рекомендации по изучению курса «Этика».

2. Государственный стандарт.

3. Тематический план и Рабочая программа курса.

4. Литература по курсу: основная и дополнительная.

5. Тематика и планы семинарских занятий.

6. Тематика рефератов.

7. Вопросы к зачету.


Введение

Этика – одна из философских наук, изучающая историю учений о морали, теоретические проблемы этики, а также ее прикладные проблемы.

Методические указания по курсу «Этика» призваны решить следующие задачи: изложить содержание курса; предложить методику его изучения; сформулировать требования, которые предъявляются к данному курсу. Поэтому в «Методические указания» включены требования Государственного стандарта по дисциплине «Этика»; методические рекомендации студентам и требования к ним по изучению курса этики; Рабочая программа, разработанная на кафедре философии и культурологии на основе типовой министерской программы. В «Методических указаниях» содержится перечень учебно-методической литературы и учебно-вспомогательных материалов. Список литературы представлен в виде основной литературы по всему курсу и дополнительной литературы по трем основным разделам программы.

Электронный адрес: U:\FIK\Этика.



1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА «ЭТИКА»


Основными формами изучения этики являются: лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа, консультации, индивидуальные занятия преподавателя со студентами. Эффективность данных форм работы зависит от правильного их использования студентами.

На лекциях студент должен слушать и конспектировать излагаемый лектором материал. Если у студента возникают вопросы, он может их задать преподавателю в конце лекции. Добросовестная работа над лекционными конспектами во многом обеспечит студенту успешную подготовку к зачету.


Семинары – это форма активного усвоения учебного материала. Основная задача семинарских занятий – закрепление и углубление знаний студентов. В данных «Методических указаниях» формулируются вопросы к каждому семинару.(всего 9 тем), список литературы, необходимой для подготовки к ним. Семинары могут проводиться в формах: устного опроса студентов преподавателем, дискуссии, письменного опроса и контрольной работы, тестирования. Литература к семинарам представлена в следующей последовательности: учебники, учебные пособия, словари и справочники, монографии и статьи, первоисточники.

По каждой теме семинара студентам предлагаются контрольные вопросы для самопроверки.

К каждому семинару сформулированы темы рефератов. Их подготовка не является обязательной. Однако, во-первых, по усмотрению преподавателя или по желанию студентов те или иные темы рефератов могут быть подготовлены и обсуждены студентами в целях более глубокого изучения конкретной проблемы. В этом случае письменно материал не оформляется, студент готовит устное сообщение. Во-вторых, в тех случаях, когда студент проявляет недисциплинированность в учебном процессе (например, пропуски лекционных и семинарских занятий, неподготовленность к семинарам), преподаватель может, по своему усмотрению, поручить ему подготовку реферата. В этой ситуации написание реферата используется как форма индивидуального контроля за знаниями студента. В-третьих, семинары по темам 7 и 9 можно проводить в форме обсуждения рекомендованных рефератов. Во втором и третьем случаях реферат как письменная форма работы оформляется согласно требованиям, изложенным в данной методичке (см. с. 16).

Самостоятельная работа – это анализ и обобщение студентом лекционного материала, чтение и осмысление прочитанной литературы, проработка вопросов, тем, рекомендованных в программе для самостоятельного изучения, подготовка устных сообщений, докладов и др. В процессе самостоятельной работы студент закрепляет и совершенствует свои умения и навыки, осмысливает полученную на занятиях информацию. Эта форма работы студента – важная составляющая процесса овладения знаниями.

В процессе управляемой самостоятельной работы преподаватель формулирует задания, дает рекомендации студентам по их выполнению, проверяет результаты работы.

На консультациях выясняются вопросы, вызывающие затруднения у студентов, решаются организационные вопросы. Консультации проводятся по согласованию со студентами по мере необходимости или перед зачетом.

Индивидуальная работа проводится преподавателем с отдельными студентами в целях ликвидации пробелов в знаниях, углубления знаний. Индивидуальная работа предполагает развитие у студентов умений и навыков в изучении дисциплины, способствует выработке у них собственных представлений по различным вопросам курса и т.п.



2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭТИКА»


Согласно принятому в Республике Беларусь Государственному стандарту (регистрационный номер: РД РБ 02100.5.227-99) к студентам вузов, изучающим курс «Этика», предъявляются следующие требования.

Студент должен знать:

  • ключевые концептуальные модели этического знания;

  • основные способы этической аргументации;

  • понятийно-категориальный аппарат этики;

  • персоналии этики в контексте истории и современности;

уметь характеризовать:

  • эволюцию нравственных отношений, моральных норм и идеалов в процессе социальных трансформаций;

  • основные нравственные проблемы современности;

  • особенности нравственной культуры белорусского народа;

  • нормативно-прикладные аспекты этического знания и профессионального общения;

уметь анализировать:

  • общечеловеческий смысл морали и ее конкретно исторические типы;

  • специфику этического знания и его роль в нравственном бытии;

  • конкретные нравственные ситуации в контексте высших моральных ценностей;

  • собственный моральный выбор;

приобрести качества полноценного субъекта нравственного творчества, обладающего навыками:

  • этической полемики и диалога;

  • исследования и разрешения конфликтных ситуаций;

  • адекватной самооценки и толерантной оценки других людей;

корректного поведения в сфере профессионального и личного общения.



3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА «ЭТИКА»


Название темы

Лекции

Семинары

С/р контр.

С/р

1.

Введение. Этика, ее предмет и роль в обществе.

2

2



Раздел 1. История этических учений.

2.

Этическая мысль Древнего мира и эпохи Средневековья.

2

2



3.

Этическая мысль Возрождения и Нового времени.

2

2



4.

Этика в XIX и XX веках.

2

2



Раздел 2. Теоретические проблемы этики.

5.

Структурно-функциональный анализ морали.

2

2



6.

Историческое развитие морали.

2

2



7.

Высшие моральные ценности.

2

2



Раздел 3. Прикладные проблемы этики.

8.

Проблема общения.

2




9.

Профессиональная этика.

2




10.

Этикет и мораль.


2


2

11.

«Открытые» проблемы прикладной этики.


2


2

Итого:

18

18


4


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «ЭТИКА»

Пояснительная записка


Учебный курс «Этика» имеет своей целью приобщение студентов к этической информации для формирования предпосылок их самостоятельного нравственного творчества. Этическое обучение ориентировано на единство просвещения и воспитания и предполагает решение следующих задач:

  • осмысление студентами преемственных связей в развитии этического знания, значимости общечеловеческих ценностей;

  • понимание студентами специфики морали и значения моральной автономии личности;

  • формирование у студентов способности к переводу этической информации в личностные смыслы (осознание собственных ценностных ориентаций, осмысление поступков и их мотивации);

  • осознание студентами самоценности человека не только в своем лице, но и в лице другого, формирование способности терпимо относиться к «иным» нравственным ценностям.


Программа составлена на основе типовой программы: Э 90 Этика. Учебная программа для высших учебных заведений / Сост. Зеленкова И.Л., Мишаткина Т.В., Беляева Е.В. – Мн.: РИВШ БГУ, 2000. – 12 с. ISBN 985-6299-38-1, утвержденной Ученым советом Республиканского института высшей школы БГУ (протокол № 3 от 15 ноября 1999 г.).

Программа включает в себя три раздела: первый раздел «История этических учений» представлен тремя темами. Второй – «Теоретические проблемы этики» - двумя темами. Третий раздел – «Прекладные проблемы этики» включает четыре темы.

Требования к знаниям, умениям и навыкам, которыми должен обладать студент после изучения этой дисциплины, отражены в «Руководящий документ Республики Беларусь. Образовательный стандарт. Высшее образование. Цикл социально-гуманитарных дисциплин.» – Мн., 1999. – Дисциплина «Этика».



Тема 1. Введение. Этика, ее предмет и роль в обществе

Предмет этики. Этика как «практическая философия» и теория морали. Понятия «мораль», «нравственность». Особенности и структура этического знания.

Специфика этики. Различные аспекты этики. Метаэтика и нормативная этика.

Методологические проблемы истории этики. Классификация основных этических направлений.

Прикладная этика в системе этического знания. Классификация основных типов прикладной этики.


Раздел 1. История этических учений


Тема 2. Этическая мысль Древнего мира и эпохи Средневековья.

Формирование философско-этического мировоззрения на Древнем Востоке. Этика Будды: «четыре благородные истины» и «восьмеричный путь спасения». Этика Конфуция: основные понятия: «жэнь» (гуманность, человеколюбие); «чжун-юн» (золотая середина); «шу» (взаимность); «ли» (нормы социального регламента).

Древнегреческая этика: специфика возникновения и развития; софисты, Сократ; сократические школы: киники (ценность внутренней свободы), киренаики (ценность удовольствия); теория морали Платона; этика Аристотеля; этика Эпикура и стоиков.

Этика Средневековья: официальное учение о морали (религиозная этика: Августин Блаженный, Ф. Аквинский); оппозиция (Пьер Абеляр, ереси).


Тема 3. Этическая мысль Возрождения и Нового времени.

Этика Возрождения: гуманизм, вера в разум; обращение к ценностям античной этики. М. Монтень. Белорусское Возрождение. Этическое наследие Ф. Скорины и С. Будного.

Этическое мировоззрение французских материалистов XVIII в. (Гольбах П., Гельвеций К.А.). Принцип «разумного эгоизма».

Немецкая философская классика: теория морали. Э. Кант (специфика морали, «категорической императив»); Г.В.Ф. Гегель (проблема свободы, учение о морали, учение о нравственности). Эвдемонистическая ориентация Л. Фейербаха.


Тема 4. Этика в XIX и ХХ веках.

Переоценка «классической» этики и переориентация этического мышления. Марксистская этика (идея материалистического понимания нравственности, классовость морали).


«Философия жизни»: этическая проблематика (Шопенгауэр А., Ницше Ф.: мораль сверхчеловека).

Русская этическая мысль: проблемы смысла жизни и свободы (В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, С.Л. Франк).

Основные направления этики ХХ века: общая характеристика и особенности: неопозитивизм и нормативные этические системы; антропологизированная этика; универсалистская этика («живая этика»; «этика благоговения перед жизнью»).


Раздел 2. Теоретические проблемы этики


Тема 5. Структурно-функциональный анализ морали.

Мораль как предмет этического знания: сущность и основные свойства: императивность, внеинституциональность и др.

Структура морали: моральное сознание, моральная деятельность, моральные отношения. Поступок как понятие этики.

Структура морального сознания: моральные нормы, качества, принципы, идеалы, ценности.

Антиномии (противоречия) в морали: между эмоциональным и рациональным в моральном сознании; между сущим, желаемым и должным в морали; между индивидуальным, групповым и общечеловеческим и др.

Функции морали: регулятивная, воспитательная, познавательная, ценностно-ориентирующая.


Тема 6. Историческое развитие морали

Концепции происхождения морали: натуралистическая (социал-дарвинизм, евгеника, фрейдизм); религиозная; социологизаторская; культурологическая.

Исторические типы нравственности: нравы и нормы поведения в условиях родового строя; особенности морали рабовладельческого и феодального общества; мораль капиталистического общества; мораль современного общества.

Тенденции развития нравственности. Проблема морального прогресса.


Тема 7. Высшие моральные ценности.

Свобода как нравственная ценность. Свобода и необходимость (философский аспект). Условия реализации моральной свободы («моральная вменяемость», наличие ситуации выбора и др.). Моральная ответственность личности. Моральная оценка. Взаимосвязь цели и средств в нравственно-свободной деятельности. Моральные конфликты.

Смысл жизни как нравственная ценность и стратегическая ориентация деятельности. Концепции смысла жизни (натурализм, утилитаризм, эвдемонизм и др.). Этический аспект проблемы смерти и бессмертия.

Счастье как нравственная ценность. Мотивирующий, оценочный, императивный контексты понятия счастья в этическом знании. Антиномии счастья. Условия счастья.


Раздел 3. Прикладные проблемы этики


Тема 8. Проблема общения

Межличностное общение: содержание и формы, структура и функции. Общение как нравственная ценность.

Дружба и любовь как нравственные ценности. Нравственные ориентиры семейно-брачных отношений.

Взаимодействие человека и общества: гражданский аспект. Мораль и политика, власть и гражданин. Политическая культура граждан. Этика насилия и ненасилия.

Взаимодействие человека и природы: экологическая этика.

Эволюция взаимодействия человека и природы: от антропоцентризма к биоцентризму. «Нравственно-понимающее» отношение к природе.