ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.06.2019
Просмотров: 962
Скачиваний: 2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
“БРЕСТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ”
Кафедра философии и культурологии
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по курсу “ЭТИКА”
для студентов всех специальностей
дневной формы обучения
Брест 2002
УДК 17.02
« Методические указания по курсу «Этика» предназначены для студентов всех специальностей дневной формы обучения. Их цель – обеспечить студентов необходимой методической информацией по данному предмету. Они содержат методические рекомендации для изучающих этот курс, рабочую программу курса; в ней изложены требования государственного стандарта РБ, тематика и планы семинарских занятий, список основной и дополнительной литературы, вопросы к зачёту по данной дисциплине.
Составители: И. Г. Грибова, доцент, (общая редакция);
А. В. Лукьянцева, ассистент;
И. А. Шебанова, ст. преподаватель.
Учреждение образования
«Брестский государственный технический университет» 2002
Оглавление:
Введение
1. Методические рекомендации по изучению курса «Этика».
2. Государственный стандарт.
3. Тематический план и Рабочая программа курса.
4. Литература по курсу: основная и дополнительная.
5. Тематика и планы семинарских занятий.
6. Тематика рефератов.
7. Вопросы к зачету.
Введение
Этика – одна из философских наук, изучающая историю учений о морали, теоретические проблемы этики, а также ее прикладные проблемы.
Методические указания по курсу «Этика» призваны решить следующие задачи: изложить содержание курса; предложить методику его изучения; сформулировать требования, которые предъявляются к данному курсу. Поэтому в «Методические указания» включены требования Государственного стандарта по дисциплине «Этика»; методические рекомендации студентам и требования к ним по изучению курса этики; Рабочая программа, разработанная на кафедре философии и культурологии на основе типовой министерской программы. В «Методических указаниях» содержится перечень учебно-методической литературы и учебно-вспомогательных материалов. Список литературы представлен в виде основной литературы по всему курсу и дополнительной литературы по трем основным разделам программы.
Электронный адрес: U:\FIK\Этика.
1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА «ЭТИКА»
Основными формами изучения этики являются: лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа, консультации, индивидуальные занятия преподавателя со студентами. Эффективность данных форм работы зависит от правильного их использования студентами.
На лекциях студент должен слушать и конспектировать излагаемый лектором материал. Если у студента возникают вопросы, он может их задать преподавателю в конце лекции. Добросовестная работа над лекционными конспектами во многом обеспечит студенту успешную подготовку к зачету.
Семинары – это форма активного усвоения учебного материала. Основная задача семинарских занятий – закрепление и углубление знаний студентов. В данных «Методических указаниях» формулируются вопросы к каждому семинару.(всего 9 тем), список литературы, необходимой для подготовки к ним. Семинары могут проводиться в формах: устного опроса студентов преподавателем, дискуссии, письменного опроса и контрольной работы, тестирования. Литература к семинарам представлена в следующей последовательности: учебники, учебные пособия, словари и справочники, монографии и статьи, первоисточники.
По каждой теме семинара студентам предлагаются контрольные вопросы для самопроверки.
К каждому семинару сформулированы темы рефератов. Их подготовка не является обязательной. Однако, во-первых, по усмотрению преподавателя или по желанию студентов те или иные темы рефератов могут быть подготовлены и обсуждены студентами в целях более глубокого изучения конкретной проблемы. В этом случае письменно материал не оформляется, студент готовит устное сообщение. Во-вторых, в тех случаях, когда студент проявляет недисциплинированность в учебном процессе (например, пропуски лекционных и семинарских занятий, неподготовленность к семинарам), преподаватель может, по своему усмотрению, поручить ему подготовку реферата. В этой ситуации написание реферата используется как форма индивидуального контроля за знаниями студента. В-третьих, семинары по темам 7 и 9 можно проводить в форме обсуждения рекомендованных рефератов. Во втором и третьем случаях реферат как письменная форма работы оформляется согласно требованиям, изложенным в данной методичке (см. с. 16).
Самостоятельная работа – это анализ и обобщение студентом лекционного материала, чтение и осмысление прочитанной литературы, проработка вопросов, тем, рекомендованных в программе для самостоятельного изучения, подготовка устных сообщений, докладов и др. В процессе самостоятельной работы студент закрепляет и совершенствует свои умения и навыки, осмысливает полученную на занятиях информацию. Эта форма работы студента – важная составляющая процесса овладения знаниями.
В процессе управляемой самостоятельной работы преподаватель формулирует задания, дает рекомендации студентам по их выполнению, проверяет результаты работы.
На консультациях выясняются вопросы, вызывающие затруднения у студентов, решаются организационные вопросы. Консультации проводятся по согласованию со студентами по мере необходимости или перед зачетом.
Индивидуальная работа проводится преподавателем с отдельными студентами в целях ликвидации пробелов в знаниях, углубления знаний. Индивидуальная работа предполагает развитие у студентов умений и навыков в изучении дисциплины, способствует выработке у них собственных представлений по различным вопросам курса и т.п.
2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭТИКА»
Согласно принятому в Республике Беларусь Государственному стандарту (регистрационный номер: РД РБ 02100.5.227-99) к студентам вузов, изучающим курс «Этика», предъявляются следующие требования.
Студент должен знать:
-
ключевые концептуальные модели этического знания;
-
основные способы этической аргументации;
-
понятийно-категориальный аппарат этики;
-
персоналии этики в контексте истории и современности;
уметь характеризовать:
-
эволюцию нравственных отношений, моральных норм и идеалов в процессе социальных трансформаций;
-
основные нравственные проблемы современности;
-
особенности нравственной культуры белорусского народа;
-
нормативно-прикладные аспекты этического знания и профессионального общения;
уметь анализировать:
-
общечеловеческий смысл морали и ее конкретно исторические типы;
-
специфику этического знания и его роль в нравственном бытии;
-
конкретные нравственные ситуации в контексте высших моральных ценностей;
-
собственный моральный выбор;
приобрести качества полноценного субъекта нравственного творчества, обладающего навыками:
-
этической полемики и диалога;
-
исследования и разрешения конфликтных ситуаций;
-
адекватной самооценки и толерантной оценки других людей;
корректного поведения в сфере профессионального и личного общения.
3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА «ЭТИКА»
№ |
Название темы |
Лекции |
Семинары |
С/р контр. |
С/р |
1. |
Введение. Этика, ее предмет и роль в обществе. |
2 |
2 |
|
|
Раздел 1. История этических учений. |
|||||
2. |
Этическая мысль Древнего мира и эпохи Средневековья. |
2 |
2 |
|
|
3. |
Этическая мысль Возрождения и Нового времени. |
2 |
2 |
|
|
4. |
Этика в XIX и XX веках. |
2 |
2 |
|
|
Раздел 2. Теоретические проблемы этики. |
|||||
5. |
Структурно-функциональный анализ морали. |
2 |
2 |
|
|
6. |
Историческое развитие морали. |
2 |
2 |
|
|
7. |
Высшие моральные ценности. |
2 |
2 |
|
|
Раздел 3. Прикладные проблемы этики. |
|||||
8. |
Проблема общения. |
2 |
|
|
|
9. |
Профессиональная этика. |
2 |
|
|
|
10. |
Этикет и мораль. |
|
2 |
|
2 |
11. |
«Открытые» проблемы прикладной этики. |
|
2 |
|
2 |
Итого: |
18 |
18 |
|
4 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «ЭТИКА»
Пояснительная записка
Учебный курс «Этика» имеет своей целью приобщение студентов к этической информации для формирования предпосылок их самостоятельного нравственного творчества. Этическое обучение ориентировано на единство просвещения и воспитания и предполагает решение следующих задач:
-
осмысление студентами преемственных связей в развитии этического знания, значимости общечеловеческих ценностей;
-
понимание студентами специфики морали и значения моральной автономии личности;
-
формирование у студентов способности к переводу этической информации в личностные смыслы (осознание собственных ценностных ориентаций, осмысление поступков и их мотивации);
-
осознание студентами самоценности человека не только в своем лице, но и в лице другого, формирование способности терпимо относиться к «иным» нравственным ценностям.
Программа составлена на основе типовой программы: Э 90 Этика. Учебная программа для высших учебных заведений / Сост. Зеленкова И.Л., Мишаткина Т.В., Беляева Е.В. – Мн.: РИВШ БГУ, 2000. – 12 с. ISBN 985-6299-38-1, утвержденной Ученым советом Республиканского института высшей школы БГУ (протокол № 3 от 15 ноября 1999 г.).
Программа включает в себя три раздела: первый раздел «История этических учений» представлен тремя темами. Второй – «Теоретические проблемы этики» - двумя темами. Третий раздел – «Прекладные проблемы этики» включает четыре темы.
Требования к знаниям, умениям и навыкам, которыми должен обладать студент после изучения этой дисциплины, отражены в «Руководящий документ Республики Беларусь. Образовательный стандарт. Высшее образование. Цикл социально-гуманитарных дисциплин.» – Мн., 1999. – Дисциплина «Этика».
Тема 1. Введение. Этика, ее предмет и роль в обществе
Предмет этики. Этика как «практическая философия» и теория морали. Понятия «мораль», «нравственность». Особенности и структура этического знания.
Специфика этики. Различные аспекты этики. Метаэтика и нормативная этика.
Методологические проблемы истории этики. Классификация основных этических направлений.
Прикладная этика в системе этического знания. Классификация основных типов прикладной этики.
Раздел 1. История этических учений
Тема 2. Этическая мысль Древнего мира и эпохи Средневековья.
Формирование философско-этического мировоззрения на Древнем Востоке. Этика Будды: «четыре благородные истины» и «восьмеричный путь спасения». Этика Конфуция: основные понятия: «жэнь» (гуманность, человеколюбие); «чжун-юн» (золотая середина); «шу» (взаимность); «ли» (нормы социального регламента).
Древнегреческая этика: специфика возникновения и развития; софисты, Сократ; сократические школы: киники (ценность внутренней свободы), киренаики (ценность удовольствия); теория морали Платона; этика Аристотеля; этика Эпикура и стоиков.
Этика Средневековья: официальное учение о морали (религиозная этика: Августин Блаженный, Ф. Аквинский); оппозиция (Пьер Абеляр, ереси).
Тема 3. Этическая мысль Возрождения и Нового времени.
Этика Возрождения: гуманизм, вера в разум; обращение к ценностям античной этики. М. Монтень. Белорусское Возрождение. Этическое наследие Ф. Скорины и С. Будного.
Этическое мировоззрение французских материалистов XVIII в. (Гольбах П., Гельвеций К.А.). Принцип «разумного эгоизма».
Немецкая философская классика: теория морали. Э. Кант (специфика морали, «категорической императив»); Г.В.Ф. Гегель (проблема свободы, учение о морали, учение о нравственности). Эвдемонистическая ориентация Л. Фейербаха.
Тема 4. Этика в XIX и ХХ веках.
Переоценка «классической» этики и переориентация этического мышления. Марксистская этика (идея материалистического понимания нравственности, классовость морали).
«Философия жизни»: этическая проблематика (Шопенгауэр А., Ницше Ф.: мораль сверхчеловека).
Русская этическая мысль: проблемы смысла жизни и свободы (В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, С.Л. Франк).
Основные направления этики ХХ века: общая характеристика и особенности: неопозитивизм и нормативные этические системы; антропологизированная этика; универсалистская этика («живая этика»; «этика благоговения перед жизнью»).
Раздел 2. Теоретические проблемы этики
Тема 5. Структурно-функциональный анализ морали.
Мораль как предмет этического знания: сущность и основные свойства: императивность, внеинституциональность и др.
Структура морали: моральное сознание, моральная деятельность, моральные отношения. Поступок как понятие этики.
Структура морального сознания: моральные нормы, качества, принципы, идеалы, ценности.
Антиномии (противоречия) в морали: между эмоциональным и рациональным в моральном сознании; между сущим, желаемым и должным в морали; между индивидуальным, групповым и общечеловеческим и др.
Функции морали: регулятивная, воспитательная, познавательная, ценностно-ориентирующая.
Тема 6. Историческое развитие морали
Концепции происхождения морали: натуралистическая (социал-дарвинизм, евгеника, фрейдизм); религиозная; социологизаторская; культурологическая.
Исторические типы нравственности: нравы и нормы поведения в условиях родового строя; особенности морали рабовладельческого и феодального общества; мораль капиталистического общества; мораль современного общества.
Тенденции развития нравственности. Проблема морального прогресса.
Тема 7. Высшие моральные ценности.
Свобода как нравственная ценность. Свобода и необходимость (философский аспект). Условия реализации моральной свободы («моральная вменяемость», наличие ситуации выбора и др.). Моральная ответственность личности. Моральная оценка. Взаимосвязь цели и средств в нравственно-свободной деятельности. Моральные конфликты.
Смысл жизни как нравственная ценность и стратегическая ориентация деятельности. Концепции смысла жизни (натурализм, утилитаризм, эвдемонизм и др.). Этический аспект проблемы смерти и бессмертия.
Счастье как нравственная ценность. Мотивирующий, оценочный, императивный контексты понятия счастья в этическом знании. Антиномии счастья. Условия счастья.
Раздел 3. Прикладные проблемы этики
Тема 8. Проблема общения
Межличностное общение: содержание и формы, структура и функции. Общение как нравственная ценность.
Дружба и любовь как нравственные ценности. Нравственные ориентиры семейно-брачных отношений.
Взаимодействие человека и общества: гражданский аспект. Мораль и политика, власть и гражданин. Политическая культура граждан. Этика насилия и ненасилия.
Взаимодействие человека и природы: экологическая этика.
Эволюция взаимодействия человека и природы: от антропоцентризма к биоцентризму. «Нравственно-понимающее» отношение к природе.