Файл: Бюрократизм в органах государственного управления Российской Федерации: современное состояние и пути преодоления (Боярская дума – первая «бюрократическая» организация).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Аппарат управления, конечно, не является, сплошь и рядом, бюрократизированным. В нём занято немало честных, добросовестных работников, преданных идеалам социальной справедливости, искренне убеждённых в том, что альтернативы демократическому и рыночному развитию страны нет. Многим из них очень нелегко. Но исключения из правил не меняют самих правил и, в целом, в своём нынешнем виде, наш государственный аппарат заметно бюрократизирован, что резко снижает авторитет и эффективность всей системы государственного управления.

Следствием всего выше сказанного является вывод о необходимости проведения комплексных мер по противодействию бюрократизму и освоению более эффективных методов администрирования. Генеральная линия – построение цивилизованного гражданского общества и демократического, правового социального государства. Так провозглашает Конституция Российской Федерации, но по факту это ещё не стало объективной реальностью.

Также следует знать, что бюрократический аппарат не умеет регулировать сам себя. Для этого необходимо вмешательство «из вне». Такие события уже происходили в нашей истории не раз. При Иване IV (Грозном) была введена опричнина, при Петре I была основана Гвардия, Сталин проводил «чистку» своего аппарата самым радикальным образом. Чиновникам-бюрократам следует помнить уроки истории, сколько верёвочке не виться, конец её когда-нибудь наступит.

Борьба с бюрократизмом должна вестись по всем направлениям. В человеке должны воспитываться нравственные ценности, коллективизм, уважение к человеку труда, ответственность перед обществом, патриотизм, межнациональное доверие, духовность.

Нужно решать задачу в комплексе, бюрократизм – это следствие, причины скрыты в другом: «договор» с совестью каждого человека ведёт к негативным последствиям, считаю, что в этом и кроется основная причина, как бюрократизма, так и всех остальных проблем общества.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Просмотрев и изучив источники на тему «бюрократия» и «бюрократизм» можно сделать ряд выводов:

1) Бюрократия – это явление практически повсеместное, растянутое во временном континууме, имела место быть в разных эпохах и странах, начиная от Древнего Китая и Поздней Римской Республики, заканчивая современными государствами (Россия, США, Франция, Англия, Германия и т.д.). Присутствует там, где сложилась чёткая структура иерархического управления.

Существует ряд определений феномена бюрократия:


- система управления государственным аппаратом;

- непосредственно сам государственный аппарат.

Бюрократия, сама по себе, не имеет отрицательных черт – это инструмент управления.

2) В современной науке выделяют три вида бюрократии:

- Классическая бюрократия;

- Профессиональная бюрократия;

- Адхократия.

Бюрократизм – это негативное явление в бюрократическом обществе, подразумевающее под собой следующие факторы:

- коррумпированность;

- пренебрежительное отношение к людям, находящимся «внизу» системы;

- отказ чиновника от принятия самостоятельных решений;

- подмена содержания работы её формой;

На основании данной работы можно предложить следующие пути борьбы с бюрократизмом:

- поскольку бюрократизм, порождение определённых систем общественных отношений, то и искоренение его возможно после исчезновения породивших его условий. Следует ограничить причиняемый вред обществу, не подрывая при этом основ бюрократической системы, так как другой системы ещё нет.

- сокращение государственного аппарата;

- необходимость искоренения «теневых» чиновничьих привилегий;

- укомплектовать аппараты управления квалифицированным персоналом, не делать работу чиновника слишком привлекательной для карьеристов и лиц, чрезмерно ориентированных на личное обогащение;

- создавать условия для большей открытости процессов принятия общих решений;

- повысить роль общественных организаций в управленческих процессах;

- поставить материальное благополучие чиновника в прямую противоположность от результатов его деятельности;

- применять законодательную ротацию кадров. Поочерёдная сменяемость руководителя и подчинённого должна привести к нормальности человеческих отношений управляемых и управляющих.

- ввести повсеместный и повседневный контроль в системе управления.

- принять меры по повышению управленческой культуры, внедрение грамотного делопроизводства, широкое использование систем автоматизации в управленческих процессах.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по дисциплине «Система государственного и муниципального управления» для студентов направления подготовки 38.04.04 «Государственное и муниципальное управление (уровень магистратуры)» / сост. А. Г. Гриценко. – М.: Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования «Московский финансово-промышленный университет «Университет», 2017. - 25 с.


2. Алавердов, А. Р. Handbook по дисциплине «Кадровая стратегия современной организации» / А. Р. Алавердов. - М.: Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования «Московский финансово-промышленный университет «Университет», 2016. - 131 с.

3. Вебер М. Избранные произведения / М. Вебер. - М.: Избранные произведения, 1990. - 804 с.

4. Гегель, Г. Основы философии права / Г. Гегель. - М.: Омега, 1904. - 53 с.

5. Грант, М. Крушение Римской империи / М. Грант. - М.: ТЕРРА, 1998. - 390 с.

6. Ключевский, В. О. Боярская Дума древней Руси / В. О. Ключевский. - М.: Приор, 2000. - 554 с.

7. Маркс, К. К критике гегелевской философии права // Советское государство и право. - 1997. - №8. - С. 15-21.

8. Петровская, О.А., Шпак, В. В. Проблема бюрократии и бюрократизма в современной России» / О. А. Петровская, В. В. Шпак. – Краснодар: [б. и.], 2012. - 47 с.

9. Охотский И. Е. Противодействие бюрократизму и коррупции – важнейшее направление организационно-правового укрепления и нравственного оздоровления системы государственного управления // Право и управление. XXI век. - 2012. - № 2 (23). - С. 84-90.

10. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/state/#.- Дата обращения 05.09.2018 г.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

ЧИСЛЕННОСТЬ РАБОТНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВЕТВЯМ ВЛАСТИ И УРОВНЯМ УПРАВЛЕНИЯ

(на конец года)

тысяч человек

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

В государственных органах, органах местного самоуправления и избирательных комиссиях муниципальных образований Российской Федерации1)- всего

1623,9

1670,8

1674,8

1648,4

1603,7

1572,2

1548,1

2211,92)

2176,4

2146,3

2172,9

      из них в органах:

   законодательных

27,9

31,8

31,8

32,8

30,3

32,9

33,2

33,1

32,3

30,6

30,6

   исполнительных

1385,4

1420,6

1415,1

1385,3

1341,5

1301,9

1264,8

1925,82)

1888,6

1861,7

1888,3

   судебной власти и прокуратуры

197,6

203,4

212,6

214,6

215,7

218,7

230,2

230,1

233,0

230,6

230,3

   других

10,8

12,9

13,1

13,5

14,1

16,4

17,5

20,6

20,1

20,9

21,4

  на региональном уровне1)- всего

1582,8

1626,1

1627,5

1600,9

1557,7

1523,9

1499,5

2162,32)

2127,2

2097,2

2123,2

В федеральных государственных органах1)- всего

838,8

854,7

878,0

868,8

835,9

813,3

793,3

1454,32)

1434,1

1409,7

1438,4

  на федеральном уровне1)- всего

41,1

44,7

47,3

47,5

46,0

48,3

48,6

49,6

49,1

49,0

49,7

  на региональном уровне1)- всего

797,7

810,0

830,7

821,4

789,8

765,0

744,7

1404,72)

1384,9

1360,7

1388,8

В государственных органах субъектов Российской Федерации - всего

263,6

291,8

283,6

272,6

265,9

262,1

264,7

264,3

261,9

259,3

262,2

В органах местного самоуправления и избирательных комиссиях муниципальных образований3) - всего

521,6

524,3

513,1

507,0

501,9

496,7

490,1

493,3

480,4

477,2

472,2

1) Данные приведены без органов, обеспечивающих правопорядок (до 2014 г.) и охрану безопасности государства. В итоги включены: Администрация Президента Российской Федерации (на федеральном уровне), аппараты полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах (на региональном уровне).

2) C 2014 г. включена численность территориальных органов МВД России.

3) Формулировки наименований органов местного самоуправления приведены в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В итоги по органам местного самоуправления включены данные по контрольно-счетным органам муниципальных образований, иным органам местного самоуправления и избирательным комиссиям муниципальных образований.


Приложение 2

ЧИСЛЕННОСТЬ РАБОТНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
НА 10000 ЧЕЛОВЕК ПОСТОЯННОГО НАСЕЛЕНИЯ ПО СУБЪЕКТАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

человек

Регионы 

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

20141)

2015

2016

2017

Российская Федерация

114,4

117,7

118,0

115,4

112,1

109,7

107,8

153,6

148,5

146,2

147,9

Центральный федеральный округ

103,2

106,1

105,7

100,3

97,0

93,7

91,6

135,0

128,8

125,7

125,9

Северо-Западный федеральный округ

118,5

121,8

124,2

119,9

117,4

115,1

112,9

158,4

152,8

147,3

147,9

Южный федеральный округ

107,2

108,1

109,2

106,0

102,7

99,9

98,6

140,9

135,9

134,9

135,9

Северо-Кавказский федеральный округ

83,7

99,1

100,1

99,5

97,9

98,0

96,6

148,8

148,8

144,3

147,6

Приволжский федеральный округ

105,5

106,9

106,1

105,3

101,9

99,7

97,1

139,9

135,2

134,8

137,1

Уральский федеральный округ

113,7

114,3

114,8

114,1

111,1

108,1

106,6

155,8

150,5

148,9

151,3

Сибирский федеральный округ

128,1

131,4

131,7

131,6

128,6

126,1

124,6

171,4

167,5

166,1

168,6

Дальневосточный федеральный округ

165,6

170,1

167,2

167,3

161,9

158,9

157,5

222,3

218,2

214,7

220,5

1) C 2014г. в численность работников государственных органов включены сотрудники территориальных органов МВД России.