Файл: Бюрократизм в органах государственного управления Российской Федерации: современное состояние и пути преодоления (Боярская дума – первая «бюрократическая» организация).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 58

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность изучения феномена «бюрократизм» обусловлена рядом факторов:

– конкретной потребностью изменения формы организации во всех сферах жизни общества;

– противоречие между этой потребностью к изменению общественной жизни и в то же время иерархической структурой управления;

– включение широких слоёв населения в общественную жизнь и политическую деятельность;

– деформация норм жизни гражданского общества и связанную с этим необходимость формирования правового государства, расширение самоуправления;

– необходимость формирования в нашей стране демократического, открытого общества, основанного на любви к своей стране, а не на жажде наживы;

Анализ феномена «бюрократия» и его производной – «бюрократизм», на современном этапе развития общественной науки уже далеко вышел за рамки понимания этих терминов, как явлений чисто административного порядка. Сейчас уже нельзя удовлетвориться только описанием ряда недостатков функционального характера. Бюрократия смело и уверенно вошла в нашу повседневную жизнь, как в деятельность органов государственной власти, так и деятельность корпораций и фирм, имеющих большой и разветвлённый штат управленческого аппарата. Этот термин уже не употребляется в своём первоначальном значении, обозначающем: «осуществление работы в учреждениях» или «слой служащих, отобранный по определённым критериям».

Бюрократия стала типом государственной организации, стала определённым стилем (трендом) общества. Это тип приспосабливания к процессам модернизации общества, динамике её развития.

Бюрократическая система – это сложнейшее явление общественной жизни. С одной стороны эта форма управления имеет положительные черты – профессионализм, оперативность в решении вопросов, способность управлять сложными системами, целенаправленность и координация действий. Как следствие - бюрократическая организация управления неизбежна для общества. Но, есть и другая сторона медали – бюрократия носитель и отрицательных черт: прежде всего – формальное отношение к делу, консерватизм, подавление свобод граждан, отрицательное отношение к инициативе. Соответственно, оказываясь в разных социальных условиях, бюрократия показывает то одну, то другую свою сторону. Во всём мире пытаются найти решение этой проблемы – рационализировать бюрократическую систему управления, максимально развернув «медаль» положительной стороной вверх и нивелировав её отрицательные черты.


Тема «Бюрократизм в органах государственного управления Российской Федерации: современное состояние и пути преодоления» выбрана не случайно. Считаю, что разобравшись со спецификой данного вопроса можно решить и ряд других насущных проблем, таких как: коррупция, патриотизм, воспитание, негативные взаимоотношения людей между собой.

Объектом исследования послужит феномен бюрократии, предметом же исследования – попытка найти рациональный путь избавления от негативных черт данной системы.

Цель данной работы – разобраться с феноменом термина, показать эволюцию бюрократии в мире и в России, состояние бюрократии на современном этапе, попытаться определить пути преодоления негативных факторов бюрократизма.

Для решения этих целей необходимо:

1) Собрать и изучить литературу и периодические источники, посвящённые указанной тематике.

2) Рассмотреть исторические факты развития бюрократии.

3) Рассмотреть историю развития бюрократии в России.

4) Проанализировать состояние бюрократического аппарата в России в настоящее время.

Глава 1. КОНЦЕПЦИИ ФИЛОСОФСКИХ ОБОСНОВАНИЙ ФЕНОМЕНА БЮРОКРАТИИ

Одним из первых научных анализов сущностных характеристик феномена бюрократии принадлежит Гегелю (хотя термин «бюрократия» он в своих работах не использовал). Однако, всеобщность исполнительной власти, чиновничества (считай бюрократии) предстаёт в его теории в неразрывной связи с определённым типом организации, управления и власти. По Гегелю чиновничье государство – это средоточие государственного сознания и наиболее выдающейся образованности. Основная функция исполнительной власти в теории Гегеля – это реализация решений, которая должна осуществляться монархом в зависимости от всеобщих интересов. Приведение к жизни данной функции возлагалось на чиновников и коллегиальные совещательные органы, соответственно по принципу разделения властей. Гегелевская модель бюрократического управления исходит из взаимозависимости и тождества государства и гражданского общества. Также бюрократия вместе с монархией объявляется Гегелем нейтральной силой, которая стоит над конфликтующими группами людей со своими особыми интересами. Чиновники воплощают универсальные интересы всего общества, так как они наделены специфическими знаниями, необходимыми для управления государством[4].


Карл Маркс излагал своё отношение более радикально, чем Гегель. Для него чиновничье государство и общество находилось в других взаимоотношениях. Государство не выражает интересы граждан, а само задаёт их. Поэтому главная задача бюрократии в буржуазном обществе – поддерживать иллюзию того, что государство охраняет всеобщий интерес. Для Маркса бюрократия представляет: «волю государства», «сознание государства», «могущество государства»[7].

В начале XX века немецкий социолог Макс Вебер продемонстрировал достоинства бюрократии как системы управления. Он предложил понимать под ней рациональную работу учреждений, в которой каждый элемент работает максимально эффективно. Вследствие нового осмысления данного термина в ситуациях, когда чиновник работает плохо (волокита, требование оформления многих лишних документов, долгое ожидание решения) стали вести речь не о бюрократии, а о бюрократизме, разнеся эти два понятия в стороны. Бюрократизм, в отличие от рациональной бюрократии, в теории оценивается как явление отрицательное. Чаще всего это понятие связывают с формальным подходом к делу, созданием видимости работы, равнодушным отношением к судьбе человека, стремлением превратить власть в собственность, неоправданным ростом численности аппарата и т.п.

Описывая же идеальную бюрократическую компанию, М. Вебер выделил ряд принципов, а именно:

1) Разделение труда (Простые операции и задачи);

2) Иерархизация власти (Чёткая структура с вполне определёнными функциями на каждом уровне);

3) Отбор персонала, основанный на заранее определённых принципах (Технические и профессиональные квалификации);

4) Формальные правила и нормы в организации (Письменно зафиксированные правила, нормы, стандарты и операционные процедуры);

5) Обезличенность труда (Универсальное использование правил и норм вне зависимости от личности и даже в отраслевом масштабе);

6) Карьерный рост (Как для работника, так и для менеджера. Возможность управления предприятием в целом, профессиональным менеджером, а не собственником)[3].

Современные американские социологи А. Гоулднер и Р. Мёртон выделяют наиболее распространённую негативную черту порождаемую бюрократизмом – это перенос акцентов с целей деятельности на её средства. В результате чего строгая дисциплина, жёсткая иерархия, чёткое и неукоснительное выполнение инструкций и т.п. создают определённый «тормоз» в развитии рациональности системы.

Роберт Мёртон оценивал бюрократию следующим образом:


- в результате выполнения неукоснительных требований работники управления в конечном счёте теряют способность принимать какие-либо самостоятельные решения;

- ориентация на правила, формально разработанные руководства к действию приводят к тому, что данные нормы становятся общепринятыми и окончательными, а их соблюдение основной задачей и результатом деятельности;

- отказ представителей бюрократии от самостоятельного мышления;

- рождение стереотипного бюрократа, не гибкого в применении официальных норм и правил, без творческих способностей и воображения;

Все эти факторы приводят к одному – бюрократия становится замкнутым организмом, возносимым над остальным людьми.

Проблемы в бюрократических структурах связаны с преувеличением значимости стандартных правил, процедур и норм. Точно обозначающих что и как делать в определённых ситуациях: как взаимодействовать с клиентом, организациями, как решать поставленные задачи.

Алвин Гоулднер развил идеи М. Вебера и выделил в обществе два типа бюрократии:

- Представительскую (власть опирается на знания и умения);

- Авторитарную (власть опирается на бесприкословное подчинение и это становится самоцелью).

Современные исследователи выделяют три вида бюрократии. Все они обладают как положительными, так и отрицательными чертами. Теперь о них по порядку:

1) Классическая бюрократия (аппаратная) соответствует модели Вебера.

Положительные черты классической бюрократии:

- стабильность;

- чёткое разделение труда;

- стандартизация и унификация всей деятельности;

- сокращение времени на обучение работника;

- централизация, гарантирующая надёжность управления;

Недостатки классической бюрократии:

- опасность возникновения бюрократизма;

- отсутствие достаточной мотивации работников;

- неполное использование умственных способностей и особенностей психологии работников;

- неэффективность в изменяющихся условиях и при возникновении нестандартных ситуаций;

2) Профессиональная бюрократия – предполагает, что у управленцев имеются глубокие практические и теоретические знания в тех областях деятельности, на которые они предназначены.

Положительные черты профессиональной бюрократии:

- высокая компетентность и степень специализации;

- учёт процесса управления и отслеживание условий его протекания;

- меньшая формализованность;

- в рамках своей роли имеется большая свобода действий;


- высокая мотивация работников на достижение цели;

- возможность решения неординарных задач;

- ослабленный контроль, за деятельностью работников, что даёт свободу для творческого подхода;

Недостатки профессиональной бюрократии:

- эффективность резко снижается, когда организация функционирует в неизменяемых условиях внешней среды;

- дополнительные затраты на обучение работников;

- усложнение формы управления такими организациями (принуждения и вознаграждения уже недостаточно, нужно эффективно использовать и информацию).

3) Адхократия – организационная структура, основу которой составляют временные рабочие группы, создаваемые для решения одной задачи или проекта.

Положительные черты адхократии:

- отсутствие строгого разделения труда;

- отсутствие чёткой иерархии;

- минимум формализации;

- быстрое реагирование на любые изменения как внутренние, так и внешние;

Недостатки адхократии:

- возможно, увлечение текущими проблемами и недостатком времени для проработки стратегии на будущее;

- большие финансовые затраты на работников;

- может противоречить основной структуре организации (бюрократии);

Исходя из всего сказанного ранее, можно сделать вывод, что бюрократия имеет три основные положительные черты – стабильность, иерархию, разделение труда. В связи с этим одна из основных задач управления как раз и состоит в том, чтобы представители бюрократического аппарата, изменили свои установки, изменив стремление к личному благополучию, на готовность к решению насущных проблем общества.

Возможно, чтобы понять проблему бюрократизма в наши дни, нужно заглянуть в глубины истории, проследить исторические аспекты зарождения бюрократии в мире и России в частности.

Глава 2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ БЮРОКРАТИИ

Впервые понятие «бюрократия» возникло в 1745 году. Термин был введён французским экономистом Винсентом де Гурне, для обозначения исполнительной власти, в момент своего образования слово сразу стало иметь негативный оттенок – подразумевалось, что бюрократы-чиновники отнимают реальную власть у монарха (при монархии) или у народа (при власти народа).

Термин «БЮРОКРАТИЯ» - (основан от французского – «bureau» - канцелярия, бюро и греческого – «кратос» - власть, господство) – это система управления, осуществляемая с помощью вертикально иерархического аппарата, стоящего над обществом и призванная выполнять поставленные перед нею задачи наиболее эффективным способом. Также – это направление, которое принимает государственное управление в странах, где все дела сосредоточены в руках органов центральной правительственной власти, действующих по предписанию (начальников) и через предписание (чиновников).