Файл: Игра как метод воспитания (Сюжетно-ролевая игра, как средство развития ребенка).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Игра - основной вид деятельности ребёнка. Это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по инициативе ребёнка. В процесс игры вовлекается вся личность ребёнка: познавательные процессы, воля, чувства, эмоции, потребности, интересы. В результате происходят удивительные изменения этой личности. Игра очень специфический вид деятельности, которому присуще все характеристики деятельности, но все они - особенные.

Игра – это уникальный феномен общечеловеческой культуры, ее исток и вершина. Ни в одном из видов своей деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, обнажения своих психофизиологических и интеллектуальных ресурсов, как в игре. Именно поэтому она взята на вооружение в системе профессиональной подготовки людей, именно поэтому игра расширяет свои принципы, вторгаясь в ранее непредсказуемые сферы человеческой жизни.При изучении игры исследователь сталкиваются с ее богатством, многомерностью проявлений, неопределенностью границ игры, с ее феноменом первоисточника досуга, так и одной из форм человеческой деятельности.

В системе воспитательных средств игра занимает явно не равноценное по сравнению с другими воспитательными средствами (общением, трудом, учением) место. Она если и имеет весьма существенное значение, то в определенный непродолжительный период жизни индивида - в возрасте примерно от полутора-двух лет и до поступления в школу. Но это не означает, что до и после этого времени ребенок не играет. Играть ребенок начинает очень рано, когда ему месяц-полтора, и продолжает потом играть всю свою жизнь.

Однако в первые полтора-два года жизни не игра является основным видом деятельности, а деятельность познавательная (интеллектуальный труд) и деятельность учения. Он в это время учится многому: распознавать, передвигаться, общаться и в том числе играть. А после поступления в школу играть ребенку становится некогда, да и интересы постепенно смещаются в сферу организованного обучения и труда. И лишь общение не теряет своего значения ни в один из периодов жизни и развития индивида. Изменяются только его содержание, формы, мера включенности в другие виды деятельности.

А каково содержание игровой деятельности? Говоря о деятельности, мы говорим и о её процессе. Если в любой другой, неигровой, деятельности важна прежде всего цель, результат, то в игре важен в основном процесс, так как видимой цели игра не имеет. Именно интерес к самому процессу игры является той движущей силой, которая позволяет игре длиться.


Любая деятельность может происходить как самодеятельность. Игра же всегда самодеятельность. Трудиться, например, можно и с радостными чувствами, и с неприязнью. Игра без получения удовольствия невозможна. Игра всегда радостна для ее участников. Если в игре возникают отрицательные эмоции, то она прекращается.

Как уже было сказано, игра - вид деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе. Для ребёнка игра - средство самореализации и самовыражения. Она позволяет ему выйти за приделы ограниченного мира детской и построить собственный мир. Игра обеспечивает ребёнку эмоциональное благополучие, позволяет реализовать самые разные стремления и желания и, прежде всего, желание действовать, как взрослые, желание управлять предметами.

В игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Это происходит благодаря тому, что в игре ребёнок стремится воссоздать широкие сферы окружающей действительности, выходящие за пределы его собственной практической деятельности, а сделать это он может с помощью условных действий.

В игре ребёнок получает опыт произвольного поведения, учится управлять собой, соблюдая правила игры, сдерживая свои непосредственные желания ради поддержания совместной игры.

Игра также является прекрасным средством диагностики как личности, так и группы. Кроме личного развития ребёнка, игра позволяет установить, к чему ребёнок стремится, в чём нуждается, так как в игре он стремится занять желаемую роль. С помощью игры мы можем осуществить оценочную деятельность, так как игра - всегда является тестом для педагога, позволяя развивать, диагностировать и оценивать одновременно.

Если ребёнку не хочется заниматься каким-то трудом, если ему не интересно учиться, то и тут игра может придти на помощь, потому что это - мощное стимулирующее средство.

Глава 1. Игра как педагогическая категория

1.1. Теории происхождения игры

Попытки разгадать тайну происхождения игры предпринимались учеными на протяжении многих сотен лет.Проблема игры возникла как слагаемое проблемы свободного времени и досуга людей в силу тенденций религиозно-социально-экономического и культурного развития общества.


Начало разработки общей теории игры следует относить к трудам Шиллера и Спенсера. Значительный вклад в развитие данной теории внесли Фрейд, Пиарже, Штерн, Дьюи, Фромм, Хейзинга и др.

В отечественной психологии и педагогике теорию игры разрабатывали К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, Г.В. Плеханов, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Н.К. , А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.С. Му, А.С. Макаренко и другие.

А.Н. в работе «Психологические дошкольной игры» процесс возникновения ролевой игры ющим образом: « в ходе ребенка противоречие между развитием у него в действии с предметами, с стороны, и осуществляющих эти операции (т.е. спо действия) – с другой. хочет сам управлять , он сам хочет на лодке, но не может этого дейст… потому, что он не владеет и не овладеть операциями, которые реальными предметными данного действия... Это … может у ребенка только в - единственном типе , а именно в игровой , в игре…

в игровом действии операции могут заменены другими , а его предметные - другими предметными , причем содержание действия сохраняется».

Вот основных к объяснению причин овения игры:

избытка нервных сил, возникла в ХIХ веке, в то , когда преобладала зрения. Что игра явление, замещающее, активность. данной теории английский философ , который считал результатом активности, возможности не могут быть в обычной деятельности. Спенсеру, значима только тем, что высвободить избыток , присущей животным с уровнем и человеку. Спенсер ает, что игры людей, в том детей есть инстинктов и со ради этого .

Теория инстинктивности, упражнения в игре, жнения . В начале века популярность приобрела теория швейцарского ученого , который игру первичной. , какими бы внешними или факторами она не вызывалась: сил, усталостью, к соперничеству, подражанию и т.д. , по Гроссу, вечная поведения.

Спенсер в понимание эволюционный подход, на распространение игр у животных, формы которых не для приспособления к условиям существования. В животных происходит приспособление – предупражнение к условиям за существование по мере их .

Гросс стоял на же позиции укрепления наследственных поведения в играх, относился к теориям и избытка нервных сил. концепции сводится к отрицанию природы и к признанию развития за счет внутренней в организме, то есть в упражняются только .

Теория рекапитуляции и . Американский , педагог Г.С. Холл идею рекапитуляции ( повторения этапов человечества) в играх.

Игра, по сторонников этой , помогает преодолевать прошлого, цивилизованнее. Данные атели воспринимают и игровую атрибутику как деятельность, т.е. как образа жизни, церемоний далеких .


Существует также антиципации в детской игре. этой теории , что игры у мальчиков и различны, так как жизненной ролью, их ждет. Временными игровой деятельности О.С. Газман. Он : «Игра всегда одновременно как бы в двух измерениях – в настоящем и ». Приверженцы теории пытаются , что игры, с одной , предвосхищают будущее, но на настоящее.

функционального удовольствия, врожденных влечений является теорией . Авторы теории считают, что желания бессознательной в играх имеют эротическую и обнаруживаются чаще в ролевых играх. А. - австрийский психиатр и , ученик З. , основатель индивидуальной , считал источником стремления ребенка к как компенсации в детстве чувства . Адлер объясняет игры и ее своеобразие как желаний, которые не может осуществить в .

З. Фрейд основоположник , разрабатывал идею ком игры, ее с бессознательными механизмами пси человека. По Фрейду, влечения реализуются в играх . Игры, по исследовательским Фрейда, очищают и психику, снимают ситуации, причиной многих заболеваний.

Как считает , в противоположность гипотезе игры, выступают не как выражение , а как ее изображение. Полезность , согласно теории , заключается в том, вызвать с помощью , получаемого окольным , подлинный катарсис. позволяют развернуться и выразиться, чувственность, стремящуюся и познать себя.

, как средство бодрости и силы Шиллер и Спенсер. Понимая, что в человек не только , но и восстанавливает . Такие исследователи, как , Валлон, Патрик, Штейнталь игру не столько , сколько урав, значит отдыхом. позволяет извлечь в ранее бездействовавшие и тем самым жизненное равно.

Теория духовного ребенка в игре. К.Д. проти проповеди стихийности деятельности идею ис игры в общей воспитания, в подготовки ребенка игру к трудовой . Ушинский один из утверждал, что в соединяются одновременно , чувствование и .

Многие ученые, в том Пиаже, , Выготский, Эльконин, , Макаренко, Сухомлинский , что игра возникает в духовности и источником духовного ребенка.

Бесспорно, и другие версии игры. На, Ж. Шато считает, что детей возникли из их стремления взрослым. Р. , Л. Франк, Р. Гольденсон олагают, что игра «коллективным инстинктом» . Тот же Хейзинга или , Лем, Мазаев источником считают культуру, как и игру источником . Многие из исследователей называют игры общественный .

Теорию игры в ее исторического , выяснение ее социальной , внутренней структуры и ее для развития индивида в стране Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. и другие.

Один и тот же исследователей называют источники и появления феномена , рассматривая различные или близкие ей явления .


1.2. Игра в воспитательном процессе

В педагогической игры особое уделяется изучению как средства . Основополагающим является поло о том, что в дошкольном возрасте является тем видом дея, в котором формируется , обогащается ее внутреннее . Основное значение , связанной с деятельностью вооб, состоит в том, что у развиваются потребность в бразовании окружающей , способность к созиданию но. Он соединяет в игры реальные и явления, наделяет свойствами и функциями предметы ( - космическая ракета, мишка - отважный путешественник).

какую-то роль (, артиста , парикмахера) ребенок не примеряет к себе и особенности чужой : он входит в нее, ее чувства и настроения, ащая и углубляя тем самым личность.

В различных и педагогических убедительно доказано, что в игры происходит развитие ребенка.

С стороны, - самостоятельная деятельность , с другой стороны, воздействие взрослых, игра его первой «школой», воспитания и обучения. игру средством , значит на ее содержание, научить способам полноценного .

Важнейшим средством становится и , формирующая о мире, развивающая , нравственные чувства.

исследования о том, что при тактичном, педагогически руководстве игра ует обогащению кругозора , упрочению его , развитию речи.

значение игры в норм поведения, взаимо. Но этим не исчерпывается ее для нравственного развития . Свобода игровой предполагает, что в ней чаще, чем в иной , ставится в условия, он должен сделать самостоятельный (как ?).

В играх развиваются способности ребенка. Они вляются в выстраивании , в разыгрывании , при создании необходимых для игрушек-самоделок, элементов . В игре выразительнее , мимика, ребенка в игре, чем в вной жизни.

Игра – многогранное, ее можно как особую существования всех без сторон жизнедеятельности . Столь же много появляется с в педагогическом воспитательным процессом.

роль в развитии и ребенка игре – важнейшему детской деятельности. Она эффективным средством личности , его морально-волевых качеств, в реализуется потребность на мир.

Воспитательное значение во многом от профессионального педагога, от знания им ребенка, учета его и индивидуальных , от правильного методического взаимоотношениями детей, от организации и проведения игр.

Воспитательная игровых методов и заключается в том, что они развивают активность и познавательные ин, способствуют осознанного восприятия, тва действий в одном , развивают самостоятельность и само.