Файл: Игра как метод воспитания (Сюжетно-ролевая игра, как средство развития ребенка).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 100
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Игра как педагогическая категория
1.1. Теории происхождения игры
1.2. Игра в воспитательном процессе
1.3 Условия эффективности игры как воспитательного процесса
Гܲлܲаܲвܲа 2. Теоретические аспекты сюжетно-ролевой игры
2.1 Игра, как метод всестороннего развития ребенка
2.2. Структура и виды сюжетно-ролевой игры
2.ܲ3. Руководство сюжетно-ролевой игры
Глава 3. Развитие игры в разные периоды дошкольного возраста
Педагог, участвуя в , может брать на главную, ведущую или быть из рядовых участников, но в случае он должен игрой, направлять и творчество .
Дети не всегда готовой игрушкой, у них возникает желание изготовить для игры. Игрушка, своими руками, ребенку творческую ра, воспитывает к созидательному процессу и, , способствует развитию игры.
3.3 Сюжетно-ролевые старшего возраста
В своей «Сюжетно-ролевая игра дошкольников» Короткова Н.А. о том, что у ребёнка дошкольного возраста интерес к трудовым взрослых, к результатам их , возникает восхищения самоотверженными людей, желание им. Для игр детей этого характерны с героическим сюжетом.
6-го г. жизни желание выполнить роль с выдумкой, изобретательностью, к деталям. Их привле красивый материал, конструкции, элементы украшения . Для развития содержания дети успешно ис свои умения, например необходимую игрушку из (металлического, пластмассового). Они дружно о теме игры, без распределяют между собой с учетом того, кто из них справится с той или ролью, создаст образ.
На данном этапе появляются сложные , как по содержанию, использованию отображения реальной , так и по организации. Это уже сюжетно-ролевые , которые лжаются неделю, две, и т. д., с постепенным развитием и ением содержания; , глубоко чувства и интересы детей. Их преимущественно связана с жизнью («Космонавты», « на Северный », «Путешествие в Антарктиду» и др.) или с любимыми детьми , рассказами. В играх непрерывно развивается и с приобретением детьми знаний об окружающей , с развитием применять эти знания, с конструктивных умений.
сюжетно-ролевые творческие приобретают особое для комплексного решения умственного, нравствен, трудового и эстетического детей.
В игре у ребенка вырабатываются навыки и коллективной жизни, самостоятельность. В такого рода становится наиболее формой организации жизни в дошкольном учреждении. настолько вживаются в , что зачастую чувствуют в ней и тогда, уже не играют. В подобных легче воздействовать на через любимый им .
В такой ребенок проявляет самостоятельности, фантазии, в выборе действий, при ролей, овании подсобных . Педагогу необходимо этот фактор для у детей согласовывать свои с интересами коллектива, друг другу в замысла, в определенной роли.
творческая сюжетно-ролевая таит в себе ссальные для развития мышления .
Действия ребенка с носят преобразующий . В игре он — исследователь: узнает и качества реальных , способы действия с , и в зависимости от сла, от развития сюжета жизненный материал, одни предметы другими, знания реальность с выдумкой, . В развитии сюжета на определенную тему про логическая действий, совокупность и взаимозависимых событий и реального мира.
Этот , знания и творчески преломляется нком в игровой деятельности. ум ребенка разнообразными , системой — значит дать пищу для развития его , для создания образов, , которые реализовать в игре. провести серию по конструированию и труду, общей темой ( грузовиков размеров, подъемных , вагонов, и тепловозов, железнодорожных из спичечных коробков, и т. п.).
Возникновение длительной «Путешествие за в жаркие страны» быть связано с детей в зоопарк. удовлетворить любознательность, воспитатель читает отрывки из на эту тему; организует из пластилина жи и т. д. По мере обогащения развивается и содержание игры. больше инициативы, творческого и умственной самостоятельности в решении задач. Если заботится о представлений детей, в будут развиваться на разнообразные сюжеты: « в Антарктиду», « в жаркие страны» и др. воображения помогает ясно и отчетливо авить , океаны, плывущие по ним , айсберги, работу далеких станций, рейсы кораблей и т. д.
образы ребенок творчески, сознательно. Он не воспроизводит жизнь, копирует ее. В тех или иных ситуаций, дети вносят элементов творчества, дно комбинируя жизни с содержанием , рассказов, добавляя выдумку, что свидетельствует об воображения. , сложная по содержанию , удовлетворяя стремление участвовать в событиях, страной, дос ему радость.
Руководя играми, воспитатель не спешить с подсказкой решения тех или возникающих перед задач. Наблюдая игры, установить, на что следует внимание во время занятий ( на занятиях по ознакомлению с раз явлениями окружающей , с растительным и миром). Педагог стремиться к тому, направить внимание на существенные того или иного явления, помочь простейшие связи и между . Необходимо также методы и приемы, дальнейшему развитию той или игры ( картинок, настольно-печатных игр; детям: посмотреть по телевидению), наметить ряд по изготовлению , конструированию из материала, предоставить в свободное пользование , глину, , клей, картон.
условием для длительной творческой является у детей умения большими группами, советоваться и помогать другу, добиваться постав цели.
Необходимо , чтобы дети играть, у них были сформированы намечать тему, средства для отобра и развития , распределять роли с возможностей и желаний участника игры, правила и выполнять их.
Для руководства творческими играми в основных приёмов быть экскурсии (первичная, по, завершающая). К основным руководства длительной игрой также отнести , рассказы, разговоры с с привлечением иллюстративного при ознакомлении с современной жизни. участие детей в ении ролей способствует коллективистских . Дети учатся с мнением товарищей, и возможности, и желания друга.
воспитателя в длительной игре неоднозначна. На порах педагог взять на ведущую, руководящую , если у детей развиты организаторские , отсутствует опыт. Вместе с тем со стороны педагога должно осторожным, чтобы не инициативу и детей, а всячески способствовать их . Педагог является другом детей, по игре, помогая им применять знания, на занятиях, при выполнении заданий и поручений, к взаимопониманию, , справедливости, взаимопомощи.
На этапах используются , напоминания, предложения, подбор материала, задания на на развитие содержания , формирование у детей авательных , организационных навыков. В года можно около 6 длительных игр с установкой на овательное совершенствование у навыков самоорганизации.
длительной игры, у детей активности, чувств и навыков способствуют следующие и приемы: перед началом игры о её , подведение итогов и совместное с детьми дальней ее развития; напоминания, , указания, поручения, . Педагог приучает к самостоятельному в играх строительного и конструкторов, изготовлению игру, использованию навыков , лепки, , пения.
Раскрыть образ ребенку индивидуальные беседы, рассматривание , иллюстраций, , чтение отрывков из художественной литературы.
С старшего возраста игры с материалами. Воспитатель показа фотографий, , напоминаний, советов дошкольников на действия с песком, на то, при сооружении построек они инициативу, , изобретательность. предложить детям постройки на тему «На чем ездят». Одна детей аэродром, другая — вокзал, третья — порт, а если им песок в глиной, то маленькие могут сделать речку, прорыть , установить и т. д.
Для игр с песком и глиной разный дополнительный мате — обрезки дерева, , шнуры, фигурки людей, , деревьев, разнообразные и пр. Часть игрушек могут сами, например , самолеты, вагоны для дороги и др.
Постройки из могут крупными и мелкими — на . Крупные постройки объединить общей «Северный » или «Зоопарк», «Стадион» и др. учит воспитанников влять из снега и складывать из них домов, утрамбовывать , делать ледяные для скольжения, валы; фигуры ; делать цветные для украшения построек, для домов и др. Для крупных построек из требуется . Для нее можно использовать , ящики, фанерные , плотный картон, рейки и пр.
при сооружении построек на следует предусмотреть таких игр, как «Путешествие в (на Северный )», «Белая Олимпиада», « русской зимы», а игр по сказкам «Заячья », «Зимовье », «Морозко» и др.
Как и дети возраста, старшие любят театрализованные по литературным . Основное в руководстве — выбор литературного , работа с детьми над передачи , создание декораций и .
Литературные произведения для игр должны отвечать требованиям: направленность, динамичность , наличие диалогов. при первоначальном знакомстве с про дети им, при повторном чтении наиболее выразительно речь героев, правильно оце их поступки, установить событий. Чтобы об детям запоминание , подчеркнуть событий, в некоторых воспитатель при повторном исключает эпизоды характера.
старшего дошкольного уже могут сами роли.
Педагог воспитанникам самостоятельно создавать образы, если , подсказывает, как лучше вы роль, фотографии, иллюстрации с более детального с внешним видом или иного , организует прослушивание .
Игры-забавы в старшей и к школе группах носить веселых эстафет, , аттракционов с участием 2 или более команд: «Эстафета на санках». «Черепахи» — забавное соревнование на санках; «Воздушный футбол» (дети целенаправленной струей воздуха пытаются быстрее загнать бумажный мяч в ворота противника, а противник, дуя на легкий бумажный мячик, пытается перехватить инициативу; как только мяч окажется в воротах, открывается счет). Показ воспитателем заводных игрушек на темы «Цирк», «Детки в клетке» и др. может способствовать возникновению у детей желания самим подготовить цирковое представление. Возможность его подготовки и проведения обусловливается степенью физического развития дошкольников; наличием таких физических качеств, как ловкость, гибкость, точность движений, выносливость. Кроме того, у ребенка должно быть воспитано чувство юмора. В содержание подготовки к этой веселой игре должно входить: составление цирковой программы; распределение детей на роли артистов, а также художников и декораторов и распределение обязанностей (кто какие элементы костюмов, декорации будет делать, кто и как оформит пригласительные билеты и т. д.).
Эти театрализованные игры готовятся и проходят при активном участии воспитателя.
Игра естественный спутник жизни ребёнка обладающий великой воспитательной силой, способ познания окружающего мира в этом плане народные игры имеют большое значение — они развивают у детей смекалку, знакомят с бытом и жизнью народа, традициями. Народные игры являются традиционным средством педагогики, в них ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд.
Вывод к главе 3
Игра упорядочивает не только поведение ребёнка, но и его внутреннюю жизнь, помогает понять себя, своё отношение к миру. Это практически единственная область, где он может проявить инициативу и творческую активность.
И в то же время именно в игре ребёнок учится контролировать и оценивать себя, понимать, что он делает и учится действовать правильно. Именно самостоятельное регулирование действий превращает ребёнка в сознательного субъекта жизни, делает его поведение осознанным и произвольным.
Зܲаܲкܲлܲючеܲнܲие
Детство это не только самая счастливая и беззаботная пора жизни человека. Это период наиболее интенсивного формирования личности, то что не сложилось в детские годы, уже не восполнить взрослому человеку.
Сюжетно — ролевые игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой активной личности, способной находить выход из критического положения, принимать решение, проявлять инициативу, т.е. приобретают те качества, которые необходимы в будущей жизни.
Изучив и проанализировав психолого-педагогическую литературу можно сделать следующие выводы:
1.Ведущая деятельность дошкольного возраста ролевая игра. Именно в ней складываются и наиболее эффективно развиваются главные новообразования этого возраста: творческое воображение, образное мышление, самосознание.
2. Особое значение имеет игра для становления разных форм произвольного поведения детей. Развиваются произвольное внимание и память, соподчинение мотивов и целенаправленность действий.
3. Сюжетно-ролевая игра проходит длительный и сложный путь развития, начинаясь в младшем дошкольном возрасте с простейшей ролевой игры и игры «рядом», в старшем дошкольном возрасте она достигает наиболее высокого развития, трансформируясь в длительную коллективную творческую игру с развёрнутым сюжетом.
4. Сюжетно — ролевая игра должна соответствовать современной деятельности т.к. в связи с развитием научно — технического прогресса появляется много новой техники, много нового в жизни людей — задача воспитателя создать условия для отражения этого в сюжетно-ролевых играх детей.
На основе выводов можно дать следующие рекомендации:
1.Необходимо создать условия для игровой деятельности в группе с учётом места, времени в режиме дня, создать материально — игровую базу: игрушки, пособия, атрибуты, предметы — заместители, бросовый материал, который используется детьми во время сюжетно — ролевых игр.
2. Обогащать содержание детской игры использованием различных методов и приёмов таких как: наблюдения, экскурсии, встречи с людьми разных профессий, чтение художественной литературы, рассказ воспитателя о труде взрослых, использование иллюстраций, инсценировки литературных произведений, этические беседы, непосредственное участие воспитателя в игре, предложения, советы, разъяснения, вопросы направленные на подсказ детям возможной реализации замысла, совместное выполнение с детьми построек, показ приёмов конструирования и др.