ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.06.2019

Просмотров: 1493

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.










46. Сущность рынка наиболее полно проявляется в выполняемых им функциях. Рассмотрим основные из них. Рынок — наиболее совершенный инструмент саморегулирования товарного производства. Эту функцию он выполняет потому, что довольно оперативно реагирует на изменения, происходящие в экономике. Если спрос на товар растет, производители станут его больше производить, увеличивая цену. Насыщение рынка товарами снижает спрос и соответственно цену. Производство постепенно будет сокращаться и наоборот. Таким образом, рынок способствует согласованию производства и общественных потребностей, поддержанию сбалансированности спроса и предложения.

Побуждая товаропроизводителей создавать товары с наименьшими затратами, рынок оказывает стимулирующее воздействие на эффективность производства. Если цена снижается, то производители вынуждены не только сокращать производство, но и искать пути снижения издержек. Если цена повышается, то потребители должны искать дополнительные доходы, что повышает их трудовую активность. Конкурентная борьба на рынке побуждает производителей обновлять продукцию, улучшать ее качество.

Как видим, рыночной экономике свойственны мощные стимулы к саморазвитию.

Рынок обеспечивает окончательное признание общественной значимости произведенного продукта и затраченного на него труда. Если товар продан, значит, произошло его общественное признание, признание его общественной полезности. Конечно, названная функция реализуется тогда, когда потребитель свободен в выборе продукции, когда последняя не навязывается ему, а это возможно при отсутствии монопольного положения производителей.

Рынок представляет собой богатый источник информации, знаний, сведений, необходимых всем его субъектам. Вся эта разнообразная информация воплощена, прежде всего, в ценах. Производитель, появляясь на рынке как продавец, имеет возможность соизмерить свои индивидуальные затраты на произведенные товары с затратами конкурентов. Потребителю рынок позволяет соизмерить величину своего дохода с рыночными ценами, с возможностью удовлетворять свои потребности. Состояние и динамика рыночных цен позволяют строить и прогнозные оценки рыночной конъюнктуры.

В условиях углубления внутри- и межгосударственного разделения труда и расширения кооперационных связей рыночные отношения обеспечивают динамичную пропорциональность в товарообороте между различными регионами и национальными хозяйствами. Развитие мирового рынка явилось основой создания нынешних международных экономических союзов и интеграционных группировок, объединяющих сегодня ряд стран мирового сообщества.

Рынок выполняет санирующую функцию, очищая общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных и наоборот активно поощряя развитие эффективных производств.


Рынок выполняет также, как это явствует из предыдущего положения, и функцию дифференциации производителей. На этом основании иногда заявляют, что рынок несовместим с понятием социальной справедливости. Доля истины в таком суждении есть, но следует учитывать то, что социальные последствия рыночных отношений больше зависят не от рынка как такового, а от ряда других основополагающих элементов экономической системы, и прежде всего от наличия и действенности государственных социальных гарантий. В принципе проблема социальной справедливости должна решаться государством, а не рыночными структурами как таковыми. Однако сама суть рынка предоставляет государству лучшие возможности для этого, что не могло быть достигнуто в условиях тотального огосударствления экономики,

Положительным свойством рыночной системы является и то, что она обеспечивает своим субъектам реальную экономическую свободу, свободу выбора форм и способов хозяйствования, гарантируемую досконально разработанным законодательством.

Как и любое социально-экономическое явление, рынок содержит в себе и ряд негативных свойств. Например, та же конкуренция, которая, создает условия для существования безработицы, банкротства отдельных предприятий, увеличения дифференциации доходов. Рынок благоприятствует экономически сильным группам потребителей, в то время как экономически слабые (пенсионеры, инвалиды, молодежь и др.) порой не могут обеспечить себя. Сам по себе рынок не может обеспечить достаточный совокупный платеже способный спрос, т.е. предотвратить кризисы перепроизводства. Он не в состоянии самостоятельно реализовать стратегические прорывы в области науки и техники, осуществить в масштабе страны крупные структурные сдвиги, ориентированные на перспективу.

51 Вопрос Инфраструктура рынка.

Инфрастуктура рынка – это совокупность специальных рыночных учреждений (институтов). Она включает банковскую и биржевую системы, страховые компании, аудиторские фирмы, юридические конторы, информационные центры, рекламные бюро, оптовые и розничные торговые предприятия, аукционы, ярмарки, коммерческие посреднические центры.

Развитая инфраструктура рынка – это подлинное экономическое богатство общества, результат упорного труда многих поколений участников производства. Главными институтами инфраструктуры рынка явл. коммерческие банки и фондовые биржи. Масштаб реальной инфраструктуры определяется её вкладом в совокупную эффективность производства: если затраты на функционирование спец. посреднических институтов меньше приносимой ими выгоды, то из существование (и труд в них) экономически оправдан.

55 Вопрос Содержание закона спроса.

Закон спроса определяет обратную ( отрицательную ) связь между ценой товара и его количеством.


Согласно закону спроса, при прочих равных условиях по низким ценам товаров купят больше, чем по высоким. Это происходит по двум причинам: 1) понизившаяся цена доступна большему числу покупателей, 2) подешевевший товар «перетягивает» покупателей дорогого товара.

Реакция величины спроса на изменение цены различна для разных товаров и обозначается понятием «ценовая эластичность спроса». Возможны три варианта такой реакции: 1) слабое изменение цены вызывает сильное изменение спроса (эластичный спрос), 2) слабое (сильное) изменение цены вызывает такое же слабое (сильное) изменение спроса (спрос единичной эластичности), 3) сильное изменение цены вызывает слабое изменение спроса (неэластичный спрос)

57.Эластичность -важнейшая характеристика спроса, показывающая зависимость изменения величины спроса от изменения различных факторов ( цены, дохода и др.). Это показатель степени чувствительности (реакции) потребителей к изменениям цены товара. Спрос эластичен, если он сформировался при условии, что изменение его объема (в %) превышает процентное отношение снижения цен. К эл. Больше 1. В случае, когда степень снижения цен превышает показатель спроса на товары и услуги, спрос неэластичен. Коэф-т эластичности меньше 1. Если показатели падения цен и увеличения спроса, выраженные в процентах, равны, то-есть рост объема спроса лишь компенсирует снижение уровня цен, эластичность спроса

равна 1.

Факторы, влияющие на эластичность:

  • наличие хороших заменителей товаров

  • удельный вес в бюджете потребителя

  • размер дохода

  • качество товаров

размеры запаса



53. Не существует единой модели рыночной экономики. Их специфика зависит от исторических особенностей развития конкретной страны, уровня ее экономического развития, соотношения функций государственных и общественных структур, выбора приоритетов общественного развития и т.д. В этом смысле наиболее часто выделяют такие модели рыночной экономики, как американская, японская, немецкая и шведская.

Для американской модели характерна наибольшая приближенность к реализации принципа "свободной игры рыночных сил". Здесь активно поощряется предпринима­тельство, а высокий уровень экономического развития позволяет за счет частичного перераспределения нацио­нального дохода поддерживать приемлемый жизненный уровень для малообеспеченных слоев населения. В целом же модель социальной политики строится на том, что каждый трудоспособный должен на себя, на свою семью и на обеспечение своей старости заработать сам.

Функционирование японской модели больше основано на исторических традициях этой страны, на приоритете интересов нации над личными интересами, высокой трудовой дисциплинированности и ответственности работников, сильно развитой восприимчивости ко всему новому. За счет перечисленных и других факторов достигается значительное снижение себестоимости продукции, ее высокое качество, что обеспечивает высокую конкурентоспособность японских товаров на мировом рынке. Японцы не преувеличивали роль "свободного рынка" и уже с послевоенных лет активно применяют механизмы макроэкономического п ланирования.


Для рыночной экономики ФРГ характерны значительный удельный вес государственной собственности, разви­тые государственные структуры управления, активная рационализация производственного аппарата. Здесь сильны позиции частного предпринимательства и рыночного механизма в формировании структуры хозяйства, в то же время действующее законодательство направлено на строгое соблюдение договорных обязательств, качество продукции, защиту добросовестной конкуренции, охрану окружающей среды. Велика роль государства в решении социальных вопросов.

Для шведской рыночной модели характерны прежде всего сильная социальная направленность и мощное государственное регулирование. Высокая норма налогообложения позволяет государству сосредоточивать в своих руках значительные финансовые средства и направлять их на решение социальных задач. В результате в стране один из самых низких уровней безработицы, в значительной степе­ни выравнены текущие доходы населения. В последнее время, правда, все чаще звучат голоса о том, что подобная "благотворительная" деятельность государства вносит не­гативные моменты в развитие общественной деловой актив­ности, не инициируя ее.

Если обобщить сказанное и практику развития рыночных экономик других стран, то множество моделей разви тия национальных рыночных экономик с известными до лущениями можно свести к двум: либеральной и социально ориентированной.

.Для либеральной модели рыночного развития характерно прежде всего господство частной собственности, всяческое поощрение частного предпринимательства. Эко­номические функции государства реализуются в основном на макроэкономическом уровне. Принцип "социального равенства" в подобной системе даже не ставится, а государ­ственная социальная деятельность направлена главным образом на самые обездоленные слои населения. Из экономически развитых стран к названной модели ближе всего стоят США и Англия.

Для социально ориентированной экономики характер­ны сильные позиции государства в регулировании воспро­изводственных процессов и решении социальных проблем. Социальная политика государства направлена по отноше­нию ко всем членам общества. Регулируются занятость населения, уровень доходов, в отдельных случаях — и цены. При этом регламентирующие функции государства распространяются не только на макроуровень хозяйствен­ной деятельности, но и на деятельность субъектов микроэкономики. Сторонники данной модели утверждают, что абсолютно "свободный рынок", рынок без государственно­го регулирования способен привести к тем же последстви­ям, к каким приводит действие централизованно управляе­мой системы. Социально ориентированная рыночная эко­номика характерна для Швеции, ФРГ, Австрии.

Жизненность и дееспособность рынка как формы функционирования товарного производства подтверждена дли­тельным периодом человеческой истории. Такое его "долголетие" предопределено тем, что в самой сути развитого рынка содержатся механизмы его саморазвития и саморе­гулирования. Государство своей экономической деятель­ностью лишь дополняет и направляет эти процессы. До сих пор речь велась о рынке как некоей статической модели. Динамику же рынка можно понять, лишь изучив механизм его функционирования.


58. Выд.след.виды состояния спроса:

  1. отрицательный спрос,т.е.если большая часть рынка недолюбливает товар и согласна на опр.издержки лишь бы его избежать, то набл.отрицательный спрос. В частности отриц.спрос на стоматологические процедуры, прививки, наём на работу бывших заключённых и алкоголиков.

  2. Отсутствие спроса когда целевые потребители не заинтересованы в товаре или к нему безразличны. Напр.студенты не заинтересованы в изучении какого-либо предмета.

  3. Скрытый спрос когда нек.потребители испытывают сильное желание и его невозможно удовлетворить с помощью имеющихся на рынке товаров и услуг. Напр.сущ.большой скрытый спрос на безвредные сигареты, безопасные жилые микрараёны и более экономичные автомобили.

  4. Падающий спрос когда у производитящей формы падает спрос на один или неск.товаров. в частности снижается посещаемость церквей и число желающих поступать в частные вузы. В этом случае определятся неординарные пути с целью стимулировать приобретение товаров и услуг путём изменения целевых рынков, хар-к товара или установление более эффективной коммуникации.

  5. Нерегулярный спрос когда сбыт колеблется на сезонной, ежедневной, почасовой основе. В частности большая часть обществ.транспорта загружена в начале и конце раб.дня, а так же число посетителей музеев по будним дням меньше, чем по выходным. Кол-во операций производится больше в начале недели.

  6. Полноценный спрос, когда у фирмы набл.положит.спрос.

  7. Чрезмерный спрос уровень спроса выше чем фирма может или хочет удлвлетворить.

  1. Нерациональный спрос,т.е.на спрос тоавары и услуги кот.вредны для здоровья чел.и поэтому необходимо проводить опр.работу. Чтобы потребители отказались от своих привычек и устанавливать высокие цены и ограничивать доступность товара. В частности это касается спиртных напитков.

59. на все виды сост.спроса оказывает влияние различные факторы кот.относятся к неценовым факторам:

  1. вкусы или предпочтения покупателей, т.е.в том случае когда происходят технологические изменения и появляется нов.продукт, то изменяются и потребит.вкусы.

  2. число покупателей. В частности вследствие усовершенствования ср-в связи расширились границы международных финансовых рынков, и увеличился спрос на акции и аллигации. В следствие увеличения продолжительности жизни повысился спрос на мед.обслуживание и на места в интернатах для престарелых.

  3. Ден.доходы потребителей т.е.сущ.прямая связь между изменением ден.доходов и приобретением товаров высшей категории.

  4. Цены на сопряжённые товары т.е.в случаи сопряж.цен повыш.или пониж.спрос на товары или услуги. Такая зависимость сущ.на взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары, но сущ.группа так наз.независимых товаров или услугкогда изменение цены одного из них мало влияет или вообще не влияет на изменение спроса.