ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.06.2019

Просмотров: 1489

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Потребит.ожидания относительно будущих цен и доходов.т.е.если потребители предвидят возможность повышения цен в будущем то это может побудить их приобритать товары и услуги кот.в данный период времени не явл.для них остронеобход. Данные изменения в спросе определённым образом зависят от изменения в предложении товаров и услуг.


52. Эффективное функционирование рыночной экономики предполагает ряд условий.

1. Главное из таких условий, вытекающее из самой сути рынка, — это экономическая свобода и самостоятельность хозяйствующих субъектов. Каждый субъект вправе самостоятельно выбирать вид деятельности и решать, какие товары или услуги и в каком количестве производить, где и по каким ценам их реализовывать с учетом конъюнктуры рынка. Тем самым создаются предпосылки наиболее полной реализации экономическим субъектом своих возможностей и способностей.

2. Рыночная экономика может эффективно функционировать, базируясь на многообразных формах собственности. Реализация данного условия позволяет, во-первых, выявить наибольшую эффективность тех или иных форм собственности, во-вторых, осуществить право личности на выбор определенной формы хозяйственной деятельности. В рыночной экономике все формы собственности должны иметь равные "права гражданства". В этой связи вряд ли можно согласиться с теми авторами, которые, ссылаясь на практику широкой приватизации в западных странах, пытаются доказать малую эффективность государственной собственности. Это одностороннее утверждение, ибо для истории их развития характерны не только приватизация, но и периоды ускоренного развития государственной собственности. Отметим, что приоритет той или иной формы собственности определяется конкурентными началами рынка и экономической политикой государства с учетом специфики решаемых социально-экономических задач.

3. Необходимым условием поддержания здоровой конкуренции как одного из основополагающих свойств рыночной экономики является ликвидация монополизма в производстве и реализации товаров. Например, по действующим в США правилам ни одна из крупнейших фирм не вправе держать в своих руках более, 31 % продаж от их общего объема, три — более 54 %, четыре — более 64 %. Если это соотношение нарушается, г-во либо ограничивает участие фирмы на рынке, либо вводит экономические санкции. Со своей стороны добросовестная конкуренция препятствует монополиза­ции производства и сбыта. Практика показывает, что для нормальной деятельности рыночной экономики необхо­димо, чтобы каждый субъект рынка имел не менее 5—7 конкурентов, в противном случае возможна ситуация возникновения монополии.

4. Функционирование рыночной экономики предпо­лагает, что рыночные цены формируются под влиянием колебаний спроса и предложения. В условиях отсутствия монополизации рыночная цена, как правило, не опуска­ется ниже себестоимости и не поднимается выше суммы себестоимости и прибыли, которая соответствует среднему нормативу рентабельности. Если прибыльность производства данного товара достаточно высока, его активно начинают производить конкуренты, предложение увеличивается и цена соответственно снижается. Конечно, подобные процессы возможны только в сложившейся рыночной экономике. В переходный период к рынку неизбежны "взлеты" розничных цен, порой весьма значительные.


5. Обеспечение примата потребителя. При дефицитной экономике неминуема власть производителя над потребителем. В рыночной экономике при товарном насыщении рынка начинается фактически борьба за потребителя, покупателя, производство ориентируется на них. Для реализации этой задачи выработана целая наука — маркетинг, cущность которого определяется принципом "продавать то, что, безусловно, находит сбыт, а не пытаться навязать покупателю продукцию". Ориентация на потребителя требует изучения реальных и потенциальных потребностей рынка.

6. Устойчивость финансовой и денежной системы. В механизме функционирования рыночной экономики должны быть предусмотрены экономические методы по укреплению национальной денежной единицы, преодолению дефицита госбюджета, сокращению непроизводительных расходов, созданию гибкой банковской системы, которая бы обеспечивала управление кредитом и денежной массой.

7. Открытость экономики. Данное условие реализуется путем предоставления права предприятиям и организациям осуществлять внешнеэкономические связи и операции при соблюдении установленных правил. Иностранные предприниматели в свою очередь имеют право выступать на внутреннем национальном рынке в роли не только товаро­производителей и продавцов, но и владельцев собственности.

8. Обеспечение социальной защищенности населения. В странах с развитой рыночной экономикой системы социальной защиты в целом сложились и показывают свою высокую эффективность. Они предусматривают прежде всего реализацию таких мер, как организация рациональной занятости населения, выплаты по безработице, система компенсаций и индексаций доходов людей, поддержание должного жизненного уровня малообеспеченных граждан, семей с детьми, людей с фиксированными доходами. В тех случаях, когда обеспечение доступности каких-либо благ признается социально необходимым, практикуется предоставление субвенций предприятиям с тем, чтобы они могли сохранять низкие цены. Если численность остронуждающихся сравнительно невелика, применяются благотворительные акции в форме прямых выплат.

9. Достаточно полный охват экономики рыночными отношениями, полноценное функционирование товарно­го, финансового рынков и рынка рабочей силы. Что касается наших условий, то пока можно говорить о более или менее развитом товарном рынке. Формирование рынка рабочей силы, и особенно финансового, делает лишь первые шаги.

10. Развитая инфраструктура, т.е. комплекс отраслей и хозяйственных служб, обеспечивающих общие условия производства и жизнедеятельности людей. Различают производственную и социально-бытовую инфраструктуру. Первая — это все виды транспорта и транспортного хозяйства в целом, линии электропередач, энергосистемы, ср-ва передачи и обработки информации и иные системы, без которых не может обеспечиваться нормальное пр-во. Ко второй относятся отрасли торговли, здравоохранения; все виды пассажирского транспорта и связи, занятые обслуживанием населения; городские коммуникационные сооружения, общественное питание и иные службы.


60 Вопрос Сущность предложения и его эластичность.

Предложение это - совокупность товаров, находящихся на рынке или способных быть доставленными на рынок. Предложение формирует спрос через ассортимент произведённых товаров и через их цены.

Эластичность предложения – это степень реагирования производителя на изменение цены. Главным фактором влияющим на эласт. предлож. явл. время к-ое имеется у товаропроизводителей для того чтобы отреагировать на изменение цены. Чем > это кол-во времени тем эластичней предложение.

Рассматриваются 3 периода : 1) Кратчайший ( все ресурсы товаропроизводителя не изменены ); 2) Краткосрочный (производственные мощности остаются неизменными меняются интенсивность их использования ); 3) Длительные ( Когда меняются все ресурсы и производственные мощности )













61. Для принятия фирмой оптимальных решений следует учитывать информацию об уровне издержек. В экономике существуют различный подходы к определению издержек. С точки зрения экономистов, экономические (вменяемые) издержки — это выплаты, от которых фирма отказывается, когда использует свои ресурсы, выбирая наилучшую альтернативу. Бухгалтеры анализируют издержки, которые легко могут быть рассчитаны. С их точки зрения, бухгалтерские издержки фирмы за любой период равны стоимости ресурсов, использованных фирмой для производства реализованных за этот период товаров и услуг. Такие издержки можно разделить на внутренние и внешние. Внешние издержки представляют собой денежные расходы фирмы, оплату оказываемых и поставляемых ей услуг, сырья, транспортных услуг, энергии и т.п. Внутренние издержки — это издержки на собственный и само­стоятельно используемый ресурс.

При наличии растущего спроса фирма и в краткосрочном периоде будет стремиться увеличить объемы производства, хотя возможности для этого у нее ограничены. Проанализируем поведение издержек в краткосрочном периоде. Ранее мы обсуждали различие между постоянными и переменными видами затрат в краткосрочном периоде. Это различие соответствует делению издержек фирмы на по­стоянные и переменные. Постоянные издержки — это издержки, которые фирма несет независимо от объемов производства. Они представляют собой издержки ее постоянных факторов производства. Чтобы избежать постоянных издержек хотя бы частично, фирма должна полностью прекратить свою деятельность. Постоянные издержки, которых вообще нельзя избежать, называются невозвратными, к примеру специальное оборудование, которое нигде больше нельзя применить. Переменные издержки — это издержки, отражающие использование переменных факторов производства, зависящие от объема выпуска фирмы. Сумма же постоянных и переменных издержек называется совокупными издержками

В краткосрочном периоде при увеличении выпуска продукции растут только переменные издержки. Для того чтобы определить, является ли выгодным производство дополнительной единицы продукции, необходимо сравнить последовавшие изменения дохода фирмы с предельными издержками. Предельные издержки представляют собой прирост издержек в результате производства одной дополнительной единицы продукции. При малых объемах производства предельные издержки увеличиваются по мере роста выпуска, поскольку каждый дополнительный работник добавляет к выпуску больше, чем предыдущий. При больших объемах производства вследствие действия закона убывающей отдачи на каждого дополнительного работника приходится все меньший объем капитала и поэтому предельные издержки начинают возрастать. Мы установили, что, для того чтобы увеличить или уменьшить выпуск продукции фирмы, используют предельные издержки. Для того чтобы фирме принять стратегическое решение, продолжить или прекратить производство, необходимо проанализировать средние издержки. Средние издержки равны совокупным издержкам, деленным на выпускаемое количество продукции. Переменные издержки могут быть средними переменными и средними постоянными . Средние переменные издержки есть отношение переменных издержек к количеству выпускаемой продукции. Средние постоянные издержки есть отношение постоянных издержек к количеству выпускаемой продукции.


Ситуация долгосрочного периода охватывает всевозможные ситуации краткосрочного периода. Прежде чем построить новое предприятие, необходимо предвидеть различные его технические параметры. Здесь все факторы производства переменные.

Крупные предприятия лучше всего подходят для крупных объемов производства. В долгосрочном периоде фирма имеет полную свободу в выборе предприятия, которое наиболее подходит под объемы предполагаемого выпуска, но в краткосрочном периоде такой свободой фирма не располагает.

62. Издержки пр-ва –это выр.в ден.форме затраты живого и общественного труда, торговых предприятий и организаций по реализации товаров и доведению их до потребителя. Издержки обращения по своему эк.содержанию деляться на 2 вида:

  1. издержки обращения кот.связаны м продолжением процесса пр-ва в сфере обращения. К ним относ.первозка товаров, их упаковка, хранение и эти издержки тождественны издержкам пр-ва и увеличивают стоимость товара. Поэтому в хоз.практике они наз.дополнит.издержками обращения.

  2. Издержки непосредственно связ.с реализацией товара изменению формы стоимости и превращением тов.формы продукта в ден. И наоборот. К ним относ.затраты по закупке и продаже товаров, учёт торговых операций, изготовлению ден.знаков, обслуживанию ден.обращения касирами, а так же по охране товаров и денег. Сокращение этих видов издержек обращения достигается по ср-вам улучшения кач-ва и ассортимента товаров, их правильного распределения по регионам страны, сокращение транспортных издержек, административного упр.расходов. особое значение имеет при сокращении издержек обращения наличие развитой инфраструктуры.

На цену товара особое влияние оказывают издержки сбыта, кот.формируют спрос и приспосабливают спрос к продукту. В кач.специфич.формы издержек сбыта выступает реклама. Роль рекламы заключ.в том, чтобы расширить границы повышения цен или сделать спрос более пластичным. Но все виды издержек влияют на доход производителя. Доход-это ден.оценка результата тов.деятельности фирмы в виде опред.суммы денег кот.поступают в её непосредств.распоряжение. доход опр.хоз.деятельность фирмы и эфф-ть использования её ресурсов. При этом доход опр.объёмы и маштабы пр-ва. Если получен доход то продукция реализована, произвед.затраты были объективны и потребит.св-ва продукта признаны обществом. Поскольку сущ.мн-во видов издержек, поскольку и доходы бывают разными:

  1. общий (валовый) доход,т.е.совокупная ден.сумма, кот.получена от продажи опр.кол-ва товара.

  2. Средний доход- это совокупность от реализации единицы продукции.

  3. Предельный доход, т.е.добавочный доход валового дохода фирмы, кот.получен от пр-ва и продажи одной дополн.единицы товара.

Предельный доход позволяет оценить возм-ть окупаемости каждой дополнит.единицы выпуск.продукции. если этот показатель используется вместе с показателем предельных издержек то это даёт возможность дать стоимостную оценку воз-ти расширения объёма пр-ва каждой конкретной фирмы. В условиях совершенной конкуренции кажд.фирма продаёт дополнит.единицы продукции по постоянной цене. Поэтому предельный доход = цене товара.


















63. Прибыль выступает как разница между доходами и издержками предприятия поэтому каждая фирма стремится к получению макс.прибыли выд.след.виды прибыли:

1.эк.прибыль кот.выступает в виде разницы между совокупным доходом и совокупными издержками, но эк.прибыль не входит в издержки и выступает ввиде особой формы платы за неопределённость и риск. Это объясняется тем что на деятельгости фирмы оказ.влияние различн.внешние и внутр.факторы.в нач.внешнегофактора выступает изменение конъюктюры и цекличн.развитие эк-ки, а в начале внутр.-различн.инновационные инициативы предпринимателя. В ряде случаев источником эк.прибыли выступает монопольный статус фирмы,т.е.монополист может ограничивать пр-вом устанавливать монопольно высокие цены. Эк.прибыль выступает как монопольная прибыль.

2.Бухгалтерская прибыль она равна разности между совокупным доходом и внешними издержками т.е.в рассчёт не берутся внутр.издержки фирмы.

3.Балансовая прибыль- это общая сумма прибыли предприятия кот.получена в результате его финансово-хоз.деятельности. Сюда входят:

а) прибыль от реализации продукции

б) доходы от реализации осн.фондов

в) доходы от побочных финансов.операций.

4.рассчётная прибыль-это балансовая прибыль кот.уменьшина на сумму налог.отчислений и др.обязат.платежей кот. осущ фирма для расчёта с гос-вом, местным бюджетом, банком и вышестоящеми органами управления. Это часть прибыли остаётся в распоряжении предприятия и она самост.опр.направление её использования. Поэтому на практике она наз.чистой прибылью предприятия.

69. Цена может выступать в след.видах: плата за обучение, вознаграждение, плата за проезд, тарифы за комун.услуги, %, пошлина, страховые взносы, взятка, жалование, налог, з/п…

каждая цена устанавливается исходя из особых условий и принципов кот.определяются сущ.методами ценообразования. Цена может быть min, max , средней. 1 определяется сибестоемостью продукции, т.е.совокупностью затрат на пр-во товаров и услуг. 2 наличием каких-то уникальных достоинств товара. 2 зависит от цен товаров конкурентов и товаров заменителей. Кажд.из этих уровней цен зависит от того какой метод выбирает производитель.

Виды цен. 1) в зависимости от сфер торговли. Оптовые - цены, по которым продукция реализуется крупными партиями. Розничные - цены, по которым товар продается в розничной торговой сети. Закупочные цены - цены государственных закупок продукции у предприятий. Цены на услуги.

2) виды цен, различающиеся по степени и способам регулирования. Жестко фиксированные, твердые цены - назначаются гос.органами ценообразования. Регулируемые цены - регулируются гос.органами - утверждение гос.органами предельного уровня рентабельности. Договорные цены - определяются документальным соглашением между продавцом и покупателем. Свободные рыночные цены.