Файл: Жизненный цикл организации, управление организацией.pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 150
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1 Понятие и суть жизненного цикла организации
1.2 Понятие этапов жизненного цикла организации в управлении ее деятельностью
2 Жизненный цикл организации: особенности стадий и влияние на результаты деятельности организации
2.1 Управление функциями менеджмента организации по стадиям жизненного цикла
2.2 Управление организацией с помощью жизненных циклов И.К. Адизеса
1. планирование;
2. организация;
3. мотивация;
4. контроль;
5. координация.
На управление функциями менеджмента компании по этапам жизненного цикла в российской практике менеджмента первым обратил внимание Филонович С.Р. Исследование управления организации по этапам жизненного цикла компании Филонович С.Р. начинает со статьи «Теория жизненных циклов организации А. Адизеса и российская действительность»[27], написанная совместно с Кушелевич Е.И. В данном научном источнике они рассматривают становление организации на каждом этапе ее развития, проблемы, с которыми могут столкнуться компании на каждой стадии и принятие решений по их устранению.
Модель жизненных циклов по А. Адизесу состоит из десяти стадий (см. Рисунок 2).
Как мы видим по рисунку, при своем развитии организации сталкиваются с проблемами, которые могут привести к прекращению деятельности организации.
Рисунок 2 - Стадии жизненного цикла по Адизесу
В следующей статье «Использование моделей жизненного цикла в организационной диагностике» Филонович С.Р. рассматривает модель Л. Грейнера[28] (см. Рисунок 3).
В 1972 г. Л. Грейнер, американский ученый в сфере менеджмента и экономики, предложил первую модель жизненного цикла организации[29]. Он опубликовал свой труд «Evolution and Revolution as Organizations Grow», где выделил несколько стадий развития организации, исходя из управленческих практик (см. Таблица А.1 Приложение А).
В основе модели Грейнера лежит убеждение, что будущее организации предопределяется, в первую очередь, историей, а не внешними силами. К такому пониманию будущего его подтолкнули идеи европейских психологов, которые утверждали, что поведение зависит от предыдущих событий, а не от будущих.
В основу модели вошли следующие факторы: возраст и размер организации, этапы эволюции и революции, темпы роста отрасли. Как мы видим по рисунку 3, Грейнер не дает каких-то количественных или временных рамок, так же неизвестно, в каких единицах исчисляется размер организации (размер дохода, число сотрудников или что-то другое). Поэтому представляется весьма субъективным деление организаций по размеру.
Тем не менее, рассмотрим стадии жизненного цикла организации по Грейнеру более детально:
1) «Рост через креативность»
На данной стадии крайне важны предпринимательские способности создателя компании. Он обладает уникальной идеей, его цель - воплотить ее в жизнь. Его собственной веры в идею недостаточно - нужно убедить в этом работников организации. При удачном стечении обстоятельств организация начинает расти, штаб работников и количество заказов увеличиваются. В какой-то момент организация дорастает до такого уровня, когда общей «одухотворенности» идеей уже недостаточно, встает вопрос о необходимости профессионального руководство (кризис лидерства). Тогда происходит переход на следующую стадию.
2) «Рост через директивное руководство»
На данной стадии происходит налаживание управления организацией при помощи менеджеров-профессионалов: системы формальных коммуникаций, поощрения и наказания, контроля. Формальный процесс отнимает много сил, организация не успевает вовремя адаптироваться под динамичную внешнюю среду из-за недостатка информации. В результате возникает кризис автономии, и снова необходимо делегирование полномочий.
3) «Рост через делегирование»
На данной стадии руководители не справляются с управлением над разросшейся и усложненной организацией, фокусируются на стратегии общего развития и распределяют свои полномочия среди менеджеров среднего и низшего звена, которые работают менее эффективно, чем высшее руководство. Возникает необходимость введение системы мотивации сотрудников. Естественно, что при делегировании полномочий, становится сложнее управлять организацией, так как скоординировать работу нескольких менеджеров крайне сложно. Поэтому возникает кризис контроля, который решается при помощи координации.
4) «Рост через координацию»
На данной стадии происходит усложнение внутренней структуры организации, а также системы распределения инвестиционных средств между бизнес-единицами. Усложнение внутренней структуры сопровождается расширением аппарата управления. В какой-то момент система распределения и контроля становится слишком перегруженной и возникает «кризис волокиты».
5) «Рост через сотрудничество»
На данной стадии с целью ослабить бюрократизацию в организации руководство компании стремится усилить внутреннюю гибкость, повысить заинтересованность работников в деятельности фирмы, призывает к инициативности сотрудников. Большую роль здесь играют неформальные коммуникации. Система контроля становится мягче, штаб управленцев сокращается. Рано или поздно энтузиазм у работников и их начальников ослабевает, они устают от бесконечных инноваций. В таком случае возникает кризис, вызванный «психологической пресыщенностью».
Таким образом, уникальность модели Грейнера заключается в том, что он учитывает исторические предпосылки развития организации. Движущей силой при этом выступают кризисы. Его заслугой, несомненно, является также то, что он явился одним из основателей концепции жизненного цикла организации. Но формулировки его модели достаточно общи и не дают ответа на многие вопросы, почему, к примеру, крупные и успешные организации неожиданно перестают существовать.
Филонович С.Р. считает, что различия между моделями Грейнера и Адизеса следует рассматривать как возможность интеграции для более полного описания процесса развития организации. Действительно, стадия «Креативность» модели Грейнера соответствует стадии «Младенчества» Адизеса. Далее чередование эволюционных и революционных периодов легко накладывается на фазу быстрого роста, юности вплоть до стадии расцвета. Иными словами, управленческий цикл Грейнера накладывается на общеорганизационный цикл Адизеса[30].
Исходя из теорий жизненных циклов, мы видим, что предприятие сталкивается с рядом проблем, которые вызваны низким уровнем выполнения одной из функций менеджмента. Таким образом, можно заметить, что на каждом этапе своего развития организация должна обращать внимание на одну или несколько функций менеджмента более детально, поэтому мы можем распределить функции менеджмента на каждую стадию жизненного цикла организации, исходя из характеристик теории жизненных циклов Адизеса и Грейнера.
Рисунок 3 – Этапы жизненного цикла по Л. Грейнеру
Особенностью осуществления одной из функций на каждой стадии жизненного цикла состоит в том, что для каждого этапа характерно уникальное управление этой функции[31]. Рассмотрим более подробно.
1. Планирование. Вне зависимости от вида деятельности компании функция планирования должна осуществляться с самого начала деятельности организации, поэтому она присутствует на таких стадиях ЖЦ по Л. Грейнеру, как «Креативность» и «Директивное управление», и по И. Адизесу - «Ухаживание», «Младенчество», а также на нее следует обратить внимание на таких стадиях, как «Координация» и «Расцвет».
На начальном этапе осуществления деятельности организации удобнее всего выбрать балансовый метод, т.к. для его осуществления нужны простые расчеты по имеющейся информации. Данный метод планирования подходит для начала стадий «Креативность» Л. Грейнера и «Ухаживание» И. Адизеса. на переходе данных этапов к следующему необходимо использовать расчетно-аналитический метод, который будет сложнее, т.к. потоки информации растут и нужно анализировать все данные с целью роста эффективности деятельности.
По мере взросления компании необходимо анализировать потоки информации, которые растут ежедневно, потому что с периодами на рынке появляется все больше конкурентов, уровень развитости инфраструктуры растет, поэтому для «Директивного управления» и «Младенчества» необходимо применить экономико-математический и графический методы.
На стадиях «Координация» и «Расцвет» необходимо четко предоставлять действия по осуществлению производства и управлению предприятием, в котором будут учтены все его цели и задачи, поэтому используем программно-целевой метод.
2. Организация. Все функции менеджмента тесно связаны друг с другом. Данная функция определяет процесс производства продукции. На начальных этапах становления организации необходимо наладить процесс производства, и при этом добиться положительных или неотрицательных результатов за короткий момент времени. Поэтому рекомендуется применять метод параллельного производства, на этапах изготовления продукции, где это возможно, а также поточное производство.
По Л. Грейнеру к данному методу относятся такие стадии, как «Директивное управление», по И. Адизесу - «Детство», «Юность».
С развитием деятельности организация завоевывает рынок и занимает свою нишу. С целью захвата большего количества клиентов ей необходимо обратить на качество продукции, поэтому необходимо применить линейное производство, т.к. при данном методе можно заметить все недочеты изготовляемых составляющих продукции.
По Л. Грейнеру, к данному методу относятся такие стадии, как «Делегирование», по И. Адизесу - «Расцветы», «Спад».
3. Мотивация. Мотивация как функция менеджмента особенно важна на фазах роста и старения организации, когда все показатели эффективности деятельности резко увеличиваются и через некоторое время начинают падать, что служит увеличению межличностных конфликтов среди персонала.
На стадиях «Делегирования», «Директивного управления», «Сотрудничества» по Л. Грейнеру, и «Юность», «Младенчество», «Спада» и «Салема-Сити» по И. Адизесу, лучше мотивировать персонал, сочетая материальные и нематериальные методы, потому что каждый работник в организации уникален по своим личностным качествам. Распределение вознаграждений за эффективность результатов труда должен заниматься отдел кадров по управлению человеческими ресурсами в крупных организациях или менеджер по персоналу в мелких компаниях.
4. Контроль. Функции менеджмента, планирование и контроль, тесно связаны с друг другом, т.к. первая является измерителем выполнения второй функции. По Л. Грейнеру, к ним принадлежат «Делегирование», по И. Адизесу - «Аристократизм», «Бюрократизм», «Салем-Сити». На данных стадиях выполняется такой метод контроля, как анализ, потому что последующие фазы после планирования относятся к контролю.
На начальных стадиях жизненных циклов необходимо проводить наблюдение и проверку деятельности организации, к этим стадиям относятся «Креативность» Л. Грейнера, «Ухаживание», «Младенчество», «Детство» «Юность» И. Адизеса.
5. Координация. Данная функция связана с оповещением необходимой информацией работников. На начальных стадиях в организации персонал вдохновлен идеей создать что-то новое, вложив свои усилия, поэтому здесь присутствует неформальная непрограммируемая координация. Особенное внимание на данную функцию следует обратить, когда возникают конфликты в организации. Они возникают на стадиях «Сотрудничества» и «Координации» - по Л. Грейнеру - и «Расцвет», «Спад», «Аристократизм», «Бюрократизм», «Салем-Сити» - по И. Адизесу.
Первые проблемы могут быть связаны с несогласием персонала на решение руководителя по делегированию своих полномочий. В данной ситуации возможно использовать функцию мотивации с использованием нематериальных методов, чтобы добиться уважения и признания персонала друг другу, а также с помощью метода непрограммируемой безличной координации согласовать действия персонала. Это может пригодиться на стадиях «Сотрудничества» по Л. Грейнеру и «Расцвет», «Спад» по И. Адизесу.
На более поздних стадиях «Координации» по Л. Грейнеру и «Аристократизм», «Бюрократизм», «Салем-Сити» по И. Адизесу необходимо использовать метод программируемой групповой координации, т.к. с нарастанием проблем финансового состояния организации ухудшаются каналы передачи потоков информации и разрушается сплоченность коллектива.
Данное распределение функций менеджмента по стадиям жизненного цикла организации не говорит, что на каждом этапе жизненного цикла осуществляется конкретная функция управления. В процессе осуществления деятельности в компании осуществляются одновременно все пять функций, только для каждого этапа жизненного цикла необходимо обращать наибольшее внимание на одну или несколько функций, чтобы достичь положительных результатов деятельности, затратив меньше времени. Также мы распределили методы управления функциями менеджмента, чтобы увидеть, какой их тип использовать на этапе жизненного цикла.
Таким образом, концепция жизненного цикла организации появилась в 60-е гг. XX столетия. В рамках концепции существует несколько теорий, выделяющих различное количество стадий развития организации. Например, некоторые исследователи утверждают, что существует три стадии (Downs, Scott, Katz, Kahn), другие - пять и более (Greiner, Torbert, Adizes). Каждый из авторов берет за основу классификации различные комбинации характеристик и рассматривает их динамику. Но все из них сходятся во мнении, что стадии жизненного цикла организации представляют собой закономерную последовательность сменяющих друг друга этапов, каждый из которых является следствием предыдущего.