Файл: Необходимость, содержание и принципы реализации системного подхода к управлению качеством.pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 278
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические и методологические аспекты управления качества продукции
1.1 Понятие и характеристика качества продукции
1.2 Сущность качества и значение управления им в условиях рыночной экономики
1.3 Существующие системы управления качеством
2 Организационно-экономическая характеристика и совершенствование системы управления качеством
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Управление качеством продукции на основе анализа «узких мест»
2.3 Совершенствование мероприятий по повышению системы управления качеством продукции
Технический аспект качества обусловлен количественными и качественными изменениями объекта исследования. Так, если философский аспект качества состоит в выделении совокупности качественно однородных объектов, то инженер, рассматривая понятие качества, вкладывает в его содержание конкретный смысл. Объектом исследования становятся технические закономерности в образовании и проявлении физических, электромеханических и других свойств предметов одинакового назначения. С инженерных позиций, качество исследуется в сопоставлении совокупности свойств выбранного объекта с аналогичным объектом, принятым в зависимости от цели исследования за некий эталон.
С экономических позиций качество рассматривается как результат потребления или потребительской стоимости исследуемого объекта. Поскольку потребности в качестве того или иного объекта разнообразны, постольку это качество оценивается потребителями по-разному. Следовательно, с экономической точки зрения, важно знать, насколько качество соответствует потребности, иначе не всякое высокое качество - благо, т. е. между техническим и экономическим пониманием качества имеется противоречие. Оно носит диалектический характер и обусловливается дополнительной взаимосвязью производства и потребления объектов, поэтому целесообразно рассматривать совместно технический и экономический аспекты качества, тем более, что это важно при проведении оценки уровня качества[19].
Правовой аспект качества относится к выработке научно-технической документации, порядка ее разработки, утверждения, внедрения и выполнения, а также учета. С правовой точки зрения, качество выступает как совокупность свойств объекта, отвечающих требованиям, установленным в научно-технической документации.
При определении термина «качество» следует учитывать различные аспекты его понимания. Однако из-за одностороннего подхода к этому вопросу в литературе (как в отечественной, так и зарубежной) можно встретить множество его формулировок.
Более предпочтительной и отвечающей современным представлениям о качестве применительно к продукции и услугам можно признать следующую формулировку: качество - определенная совокупность свойств продукции или услуги, потенциально или реально способных в той или иной мере удовлетворять требуемым потребностям при их использовании по назначению, включая утилизацию или уничтожение.
При этом продукцию следует понимать как совокупность всего многообразия материальных ценностей, выступающих в виде существенного результата хозяйственной деятельности и предназначенных для удовлетворения определенных потребностей. Здесь продукция является обобщенным материальным понятием и включает изделия, продукты, технологии.
Услуги следует характеризовать как результат взаимодействия поставщиков (исполнителей, изготовителей) и их средств труда с потребителями по удовлетворению потребностей последних. К видам услуг можно отнести, например, транспортные, информационные, телекоммуникационные и др.[20].
Достижение уровня качества продукции, удовлетворяющего требованиям потребителей, осуществляется на основании управления качеством. Заниматься управлением качеством значит разрабатывать, проектировать, выпускать и обслуживать качественную продукцию, которая является наиболее экономичной, наиболее полезной для потребителя и всегда удовлетворяет его потребности, что означает: использовать контроль качества как основу; комплексно реализует издержки, цену и доходы; контролирует количество (объем производства, реализации и запасов) и сроки поставки.
Известно, что значительное количество изделий, выпускаемых промышленными предприятиями имеют низкое качество, что является естественным следствием деградации производственного потенциала при значительных темпах инфляции и резком снижении инвестиционной активности, отсутствия развитой рыночной инфраструктуры и конкурентной среды, тем не менее, в отечественной экономике накоплен определенный «потенциал качества», который должен быть в максимальной степени реализован. Когда резкого сокращается государственная помощь для предприятий, остается лишь путь выхода из кризисного положения: перестройка структуры производства, изменение методов управления, снижение собственных издержек и, изменение ассортимента и качества выпускаемой продукции, в соответствии с запросами потребителей. Значительным препятствием в современной экономике для создания условий улучшения качества продукции, является слабый механизм рыночной конкуренции производителей, что существенно снижает их заинтересованность в повышении качества товаров и услуг[21].
Возьмем во внимание то, что методы управления на предприятиях сегодня четко не определены. Нет единой концепции управления экономикой в условиях переходного периода на уровне государства, до конца не сформирована и правовая база управления. Не произошли пока необходимые изменения в государственном и хозяйственном управлении непосредственно предприятиями. Соответственно нет и концепции управления качеством продукции на современных предприятиях различных форм собственности.
При развитии рыночных отношений между производителем и потребителем возрастает роль и значение потребителя в оценке качества создаваемой продукции, следовательно, возрастает приоритет качества изделий. А значит, развитие механизма управления качеством требует более глубокого уяснения сути категории «качество», выработки современного рыночного подхода к определению понятия «качество продукции». Это становится возможным на основе исследования взаимосвязи категории качества продукции и потребительской стоимости, потребности, стоимости и др., охватывающих соответствующие стороны экономических отношений по удовлетворению потребностей. Существует также, связь между категорией качество и одной из важнейших категорий рыночной экономики прибылью. Борьба предприятий за наибольшую прибыль является движущей силой совершенствования качества производимой ими продукции, снижения производственных затрат[22].
Повышение качества продукции возможно только на основании разработки и реализации комплекса мероприятий, включающего: создание органов управления качеством; разработка политики в области качества, внедрение системы планирования качества, подготовка квалифицированных кадров; разработка системы нормативов и стандартов качества на производимую продукцию, системы мер морального и материального стимулирования за достижение высоких показателей качества; внедрение достижений науки и передового опыта, способствующих повышению качества продукции; постоянный контроль качества продукции на всех этапах жизненного цикла в соответствии с «петлей качества».
1.3 Существующие системы управления качеством
Управление качеством происходит на государственном, региональном и отраслевом уровнях, а также на уровне фирмы (предприятия).
Действия, осуществляемые при создании, эксплуатации или потреблении продукции в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня ее качества понимаются управление качеством продукции.
В данном случае, непосредственными объектами управления, являются потребительские характеристики продукции, факторы и условия, влияющие на их уровень, а также процессы формирования качества продукции на разных стадиях ее жизненного цикла. Различные органы управления и отдельные лица, функционирующие на различных иерархических уровнях и реализующие функции управления качеством в соответствии с общепринятыми принципами и методами управления являются субъектами управления[23].
Целесообразно, для характеристики механизма управления качеством продукции, использовать распространенный методологический подход к структуризации сложных хозяйственных систем, предполагающий выделение в составе данного механизма ряда общих, специальных и обеспечивающих подсистем. К числу общих подсистем механизма управления качеством продукции необходимо отнести подсистемы прогнозирования и планирования технического уровня и качества продукции, регулирования качества продукции непосредственно в производстве, контроля качества продукции, учета и анализа изменения уровня качества, стимулирования и ответственности за качество[24].
В состав специальных подсистем механизма управления качеством продукции входят подсистемы стандартизации, испытаний продукции, профилактики брака в производстве, аттестации и сертификации.
Подсистемы механизма управления качеством продукции включают в свой состав подсистемы правового, информационного, материально-технического, метрологического, кадрового, организационного, технологического и финансового обеспечения управления качеством продукции.
В выработке управленческих решений и последующей их реализации на определенном объекте управления заключается сущность всякого управления. При управлении качеством продукции непосредственными объектами управления, как правило, являются процессы, от которых зависит качество продукции. Они организуются и протекают как на до производственной, так и на производственной и после производственной стадиях жизненного цикла продукции.
Повышение качества производимой продукции и предоставляемых услуг является основной задачей каждого предприятия (организации). Успешная деятельность предприятия должна обеспечиваться производством продукции или услуг, которые отвечают четко определенным потребностям, сфере применения или назначения; удовлетворяют требованиям потребителя; соответствуют применяемым стандартам и техническим условиям; отвечают действующему законодательству и другим требованиям общества; предлагаются потребителю по конкурентоспособным ценам; направлены на получение прибыли.
2 Организационно-экономическая характеристика и совершенствование системы управления качеством
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
Общество с ограниченной ответственностью «Комбинат «Строма», создано в соответствии с ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»[25] и Гражданским кодексом РФ[26] с целью осуществления предпринимательской деятельности и получения прибыли.
Организационно правовая форма предприятия - общество с ограниченной ответственностью. Форма собственности - частная. Основной вид деятельности: производство кирпича, черепицы и прочих строительных изделий из обожженной глины. Дополнительные виды деятельности: добыча гравия, песка и глины; разработка карьеров; оптовая торговля прочими строительными материалами; розничная торговля кирпичом; транспортная обработка прочих грузов; хранение и складирование прочих грузов; исследование конъюнктуры рынка.
Общество имеет полное, сокращенное, фирменное и сокращенное фирменное наименование на русском языке. Комбинат является коммерческой организацией. Комбинат отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему на правах собственности имуществом.
Основным учредительным документом общества является её Устав. Так, данный документ регламентирует процессы управления организацией, организации деятельности и др.
ООО «Комбинат «Строма» вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории РФ и за её пределами. Общество имеет круглую печать, содержащую её полное фирменное наименование.
Общество имеет в собственности обособленное имущество, которое учитывается на самостоятельном балансе, банковские счета на территории РФ и за её пределами.
Источниками формирования имущества ООО «Комбинат «Строма» являются: денежные и материальные вклады участника; кредиты банков и других кредитных учреждений; доходы, полученные от продажи товаров, а также от других видов деятельности предприятия; иные источники, не запрещенные законодательством.
Организационно-производственная структура предприятия представлена в приложении А, на базе ее рассмотрим структуру управления (см. Приложение Б). Каждый из руководителей отвечает за свой участок или подразделение.