Файл: Бизнес-тренинги как инструмент адаптации персонала к организационным изменениям (Методические рекомендации по построению бизнес- тренинга как инструмент адаптации персонала).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 59

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Определив тип слушателя по стилю обучения, тренер сможет выстроить свою программу таким образом, чтобы максимально донести до каждого информацию и повысить эффективность тренинга.

2. Учитывать выявленные перед тренингом потребности каждого отдельного слушателя в обучении.

Учет специфики конкретной аудитории: состава группы, целей обучения на тренинге участников группы, уровня мотивации обучения и т. д. Данный принцип обусловливает необходимость выявления специфики клиентской группы, а при возможности — предварительной диагностики участников (уровень мотивации обучения, острота состояния отдельных участников, степень проработанности проблемы и т. д.).

3. Четко сформулировать цель и задачи тренинга. Более того, цели и задачи тренинга должны быть ясны и понятны каждому его участнику.

Главное, на что стоит обращать внимание перед началом тренинга – четко сформулировать его цели и конечный результат. Для этого достаточно ответить на несколько вопросов:

- Что именно должно быть достигнуто в ходе обучения?

- С какими навыками придется работать?

- С помощью каких упражнений это предстоит сделать?

- Из каких блоков будет состоять тренинг?

Ответив на эти вопросы, тренер сможет определиться с двумя главными целями:

- знаниями, которые можно передать участникам;

- информацией, с помощью которой это следует сделать.

Перед разработкой программы тренинга, прежде всего, необходимо тщательно описать результаты, к которым должен привести весь тренинг и каждое упражнение в отдельности[6].

4. Разработать четкую структуру тренинга с учетом всех выявленных заранее потребностей.

В программе любого тренинга должна четко прослеживаться структура – последовательно связанные между собой фрагменты или, так называемые блоки.

Блоки (модули) тренинга – это структурные единицы, из которых строится тренинг. Каждый из блоков является предметно-дидактическим комплексом, основанном на взаимосвязанных процедурах. Каждый отдельный блок необходим для решения определенной образовательной задачи с помощью создания некой ситуации, воздействующей на учебную группу.

В один день тренинга входит не более 4-5 блоков (если новому навыку необходима тщательная отработка, то не более 2-3 блоков). Только в этом случае тренинг будет иметь эффективность.

Каждый блок тренинга будет включать в себя следующие компоненты:

  • Мини-лекция – передача большого объема новой информации за короткие сроки. Характеризуется лаконичностью. Мини-лекция направлена на информирование слушателей, изменение их установок и замотивировать их на дальнейшее обучение.
  • Модерация. Данные метод позволяет группе совместно формулировать новое понятие, которое будет трактоваться на одном языке. Результатами модерации являются:

- общее понимание ключевых моментов, принимаемое всеми;

- облегчается формулирование основных терминов;

- появляется понятный и удобный общий язык.

  • Фасилитация. Этот метод применяется для получения общей картины мнений участников относительно конкретного вопроса. Как правило подобная работа проводится перед обсуждением новой темы перед мини-лекцией. Итогом работы становится рост активности участников, что положительно влияет на общее состояние аудитории[7].
  • Ролевая игра – метод, используемый в бизнес-тренинге для отработки и закрепления полученных знаний. Главное правило ролевой игры: она должна быть посвящена отработке только одного навыка. Результатами ролевой игры является проработка новых знаний и их закрепление, а также переход от изучения теоретического материала к практической деятельности и рост активности слушателей.
  • Мозговой штурм – особый метод работы в группе, с помощью которого происходит рождение новых идей. Используется в случае, когда необходимы новые, оригинальные мысли и идеи для решения сложной проблемы. Данные метод дает возможность получить новые точки зрения на проблему и найти необычные ключи решения.
  • Упражнение – это активность участников, контролируемая тренером, направленная на поэтапное освоение навыков. У любого упражнения существует своя структура:

- инструкция – объяснение поставленной задачи;

- самостоятельная работа;

- наблюдение за действиями участников;

- контроль над результатом;

- подведение итогов тренером.

В результате упражнений участники отрабатывают сложные этапы необходимых действий, таким образом осваиваются сложные комплексные навыки.

Каждый блок, используемый в тренинге, должен иметь логические начало, продолжение и финал. А сам тренинг направлен на решение конкретных задач и целей.

5. Продумать организационные и технические моменты (помещение, дополнительное оборудование, раздаточный материал, наглядные пособия, видеоматериалы).

Эффективность тренинга может быть повышена благодаря использованию дополнительного раздаточного материала и технического оборудования. Например:

- компьютер или планшет;

- проектор;

- раздаточный материал;

- бланки для обратной связи по тренингу;

- флипчарт и маркеры;

- видеокамера и штатив;

- презентация;

- фото или видеоматериалы и т.д.

Каждый тренинг уникален и требует тщательной подготовки и планирования: начиная от количества раздаточных материалов и заканчивая расстановкой стульев в аудитории. Каждая мелочь способна оказать влияние на настрой участников, и, как следствие, на ход и результативность тренинга в целом.


6. Использовать интерактивные методы обучения. Тренинг должен быть активным процессом для каждого участника. Все задания тренинга должны быть построены на взаимодействии и на чередовании теоретического и практического материала.

Помимо интерактивных форм обучения между участниками должен происходить и обмен опытом. Успешность реализации данного принципа зависит не только от желания участников, но и от мастерства самого тренера, поскольку не каждый участник группы сможет поделиться своим опытом. Некоторые участники проявляют не просто активность, а гиперактивность, что может подавить неуверенных в себе, малоактивных слушателей. Задача тренера модерировать ситуацию таким образом, чтобы в процесс обучения по максимуму были включены малоактивные слушатели. Это можно сделать, например, предложив им обсудить конкретную ситуацию из собственной жизни. Кроме того, необходимо создание доверительной атмосферы в группе, которая позволит каждому высказываться, не опасаясь насильственного включения в дискуссию или критики от ведущего или членов группы. Реализации данного принципа будет способствовать включение в программу обсуждений в малых подгруппах.

Принимая во внимание и учитывая каждый этап подготовки, тренер сможет разработать эффективную программу обучения и достигнуть целей, поставленных в самом начале.

1.3 Бизнес- тренинг как инструмент адаптации персонала к организационным изменениям

Профессиональная адаптация являет собой постепенное уяснение будущим специалистом условий своей профессиональной деятельности. В процессе адаптации, особенно на ее начальном этапе, молодым сотрудникам очень часто свойственно осуществлять служебные функции в режиме гиперкомпенсации. При этом повышается риск развития расстройств психо-эмоциональной сферы и физического здоровья. Поведенческие отклонения могут проявляться в грубости, непослушании, в искаженных формах самоутверждения.

При слабых адаптивных возможностях могут обостриться негативные черты характера, что приводят к развитию выраженных акцентуацией личности, затрудняющих выполнение служебных обязанностей, и повышению риска совершения ими нарушений дисциплины, конфликтности, внешней аутоагрессии. Такие факторы осложняющие адаптацию для сотрудников пограничных войск, могут негативно сказаться не только на прямых обязанностях пограничника, но и на отношения в коллективе.


Изучение развития личности в процессе профессиональной адаптации можно осуществлять в нескольких плоскостях, которые отражать психофизиологические, организационные и индивидуально-психологические особенности адаптации к профессии. В процессе первичной профессиональной адаптации общий вклад каждого из векторов развития может быть неравнозначен на уровне «жизненных задач», поскольку в одних профессиях основой профессиональной успешности является физиологические свойства, в других - организационные и социальные способности.

Главная цель тренинга: развивать у сотрудников необходимые умения и навыки, как личностные, так и профессиональные. Интерес работодателя заключается в том, что данные навыки, сотрудники смогут применять в дальнейшей работе, тем самым повышая эффективность компании в целом. Современная, перспективная, стабильно развивающаяся и думающая о своем будущем благополучии компания, обязана вкладывать силы и средства в развитие не только собственного бизнеса, но и в обучение персонала. Вкладывая средства и силы в обучение сотрудников, руководство компании, получает отдачу в виде улучшения таких показателей организации, как доход, укрепление позиций на рынке, повышение лояльности клиентов и самих сотрудников, улучшение микроклимата в компании и т. д.

Методы обучения персонала - это способы, с помощью которых происходит достижение необходимых знаний, умений и навыков слушателей[8].

Существуют огромное множество методов обучения персонала. Выбор метода, подходящего для конкретного случая, зависит от множества факторов:

- цели и задачи обучения;

- планируемые результаты обучения;

- индивидуальные особенности каждого слушателя;

- время, которое можно затратить на обучение без ущерба работе и т. д.

Методы обучения условно можно разделить на:

а) пассивные (семинары, лекции, презентации) и активные (тренинги, деловые игры, ролевые игры, case-study, дискуссии);

б) индивидуальные и групповые;

в) на рабочем месте и на других площадках[9].

На сегодняшний день большую популярность приобрели методы активного обучения. Это связано с тем, что в условиях быстро меняющегося бизнеса и современного мира, получать новые знания с помощью устаревших методик становится практически невозможно.

Остановимся подробнее на активных методах обучения, которые имеют ряд преимуществ:

1. Позволяют задействовать всех членов группы. При грамотно построенном обучении ни один участник не сможет оказаться в стороне. Активные методы обучения подразумевают высказывание мнений каждого слушателя и вовлечение их в сам процесс обучения с помощью деловых игр и упражнений.


2. Способствуют развитию мышления, командного чувства, анализу конкретных ситуаций. Оказавшись на одном обучении, все участники поневоле начинают чувствовать себя членами одной команды. Выполнение определенных заданий позволяет участникам взглянуть на ситуацию с другой стороны, развивая тем самым мышление.

3. Облегчается подача материала. На лекциях большинство слушателей не всегда могут максимально сосредоточиться на изучении нужного предмета в силу недостаточной концентрации и внимательности. Активные же методы обучения позволяют донести нужную информацию до каждого слушателя.

4. Обмен опытом между слушателями. В ходе активного метода обучения каждый участник может поделиться собственным опытом, не опасаясь осуждения со стороны других слушателей и самого тренера. Благодаря обмену опытом участники могут взглянуть на давно волновавшие их проблемы с другой стороны, усвоить новые навыки и закрепить полученные знания

5. Улучшение настроения участников. Во время активных методов обучения как правило складывается благоприятная, дружелюбная атмосфера, направленная на решение необходимых задач и достижение нужных целей. После самого обучения настрой сохраняется в течение определенного нескольких недель, а иногда и месяцев. Следовательно, улучшается микроклимат в коллективе и растут показатели в работе.

Определяющая роль в активных методах обучения отводится практической части, с помощью которой лучше усваиваются и закрепляются полученные слушателями знания, навыки и умения. Среди большого разнообразия методов активного обучения наибольшую популярность получили тренинги.

Под тренингами понимается такое обучение, в котором теоретические блоки материала минимизированы, и основное внимание уделяется практической отработке навыков и умений.

В тренингах обычно широко используются разнообразные методы и техники активного обучения: деловые, ролевые, имитационные игры, разбор конкретных ситуаций, групповые дискуссии. Свою популярность тренинг, как метод обучения, получил благодаря способности быстро реагировать на изменения внешней и внутренней среды. В тренинге слушатели получают навыки и знания, необходимые в повседневной работе.

В управлении персоналом тренинг отличается от других средств обучения прежде всего:

- ограниченностью целей - используется для достижения строго определенных, сравнительно узких целей;

- поведенческой направленностью - служит не столько расширению знаний, сколько отработке определенных образцов или моделей поведения;